Проблемы социальной адаптации детей с сахарным диабетом и методы их решения

Социальная адаптация учащегося в свете сахарного диабета



«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам»

Джеффри Евгенидис

Современный мир предлагает нашему обществу глобальное ускорение жизни. День проходит за днем, люди строят карьеру, живут активной социальной жизнью, периодически борются с возникающими проблемами и болезнями.

В таком ритме нельзя не обратить внимание на тот факт, что подрастающее поколение зачастую остается предоставленными самим себе. Безусловно, родители пытаются дать своим детям максимум от возможного, а мы, как педагоги, заполняем недостающие «детали паззла».

Помимо образования, школьники учатся взаимодействовать друг с другом, принимать своих ровесников с достоинствами и недостатками.

Обратите внимание

А что если один или два или несколько учеников предрасположены к болезням более серьезным, чем сезонные ОРЗ?

Известно, что люди с диабетом есть во всех странах мира. Несмотря на то, что в различных уголках мира риск его развития неодинаков, жители развитых стран более подвержены данному заболеванию.

Повышение уровня жизни, пищевое разнообразие, промышленная обработка и доработка продуктов – все это негативно влияет на здоровье людей и диабет может стать настоящей чумой 21 века, более того, я считаю, что уже можно говорить об эпидемии.

Вопреки заболеванию, дети становятся школьниками и вступают в новую степень взросления.

Разница теперь состоит в том, что домашнюю заботу родственников теперь должен разделить персонал учебного заведения.

Детские диабетологи всего света единодушно уверены в том, что их подопечные должны обучаться в стандартных учебных заведениях.

В специализированных школах, вероятно, усиленный контроль над проблемой, но только в однородном социуме возможно формирование здоровой психики ребенка.

Школьники с сахарным диабетом не должны каким либо образом отделяться от сверстников, более того – необходимо вовлекать их в школьную программу и общественную жизнь. Строго говоря – должна на корню исключаться любая дискриминация.

Важно

Конечно, иногда реакция сверстников бывает не вполне адекватной – ребенок с диабетом придерживается диеты, ест по часам, не бегает на перемене за сладостями, но при нем всегда есть конфета, которой он не может поделиться (она на экстренный случай).

Мы, как педагоги, должны убедить ребят, что их больной друг не «белая ворона», а своеобразный пример для них – он умеет сдерживаться в пищевых желаниях, тренирует силу воли, физическая активность – его ежедневный труд.

Считается, что образовательный процесс в нашей стране налажен лучше, чем где-либо ещё.

Но, сталкиваясь с реалиями, можно предположить, что «околообразовательная» сфера нуждается в небольшой модернизации.

Во-первых, хочется предложить железное правило: классный руководитель и медицинская сестра школы должны быть заранее предупреждены родителями ребенка, страдающим сахарным диабетом.

Это невероятно важно, по целому ряду причин:

  1. Учащиеся начальной школы – могут забывать контролировать свое состояние;
  2. Учащиеся средней школы – могут стесняться делать укол в окружении сверстников, опасаясь насмешек и осуждения;
  3. Больному ребенку иногда может потребоваться перекус в течении урока – это не прихоть, это жизненная необходимость;
  4. Физические нагрузки для диабетиков, по мнению современных врачей, совершенно необходимы, но, естественно без «фанатизма» и под контролем преподавателя.

Во-вторых, важную составляющую составляет адаптация школьника в социальной сфере, представляет работа с его одноклассниками. Что можем мы, как преподаватели?

  1. Проводить «часы здоровья». Вкратце, без физиологических подробностей, объяснять нашим подопечным про те или иные заболевания;
  2. Давать четкие пояснения, что над больным человеком смеются только недалекие люди;
  3. Совместно с медицинской сестрой объяснить начальные, элементарные правила первой помощи (в т.ч. при диабете: как распознать ухудшение состояния, что делать в такой ситуации);
  4. Не лишним будет вспомнить старые, но до сих пор актуальные девизы (например: один за всех и все за одного).

В старших классах увеличивается нагрузка на учащихся – больше предметов, стресс от предстоящих изменений в жизни, грядущие экзамены.

Естественно, что почти 100% школьников собираются сдавать экзамены и продолжать свое обучение в высших образовательных учреждениях.

Одной из форм адаптации ученика старших классов может быть помощь и советы по выбору профессии.

Совет

Разумеется, есть ряд профессий, к которым не могут допускать люди с сахарным диабетом (управление авиалайнером, поездом, профессии, где имеет место ответственность за жизни других людей).

При рассмотрении будущих профессиональных возможностей, учителям, школьным психологам и родителям нужно объединиться и выявить у ребенка – к чему он более расположен. Ни в коем случае не стоит применять давление или намекать на неполноценность. Мы несем огромную ответственность за то, какими людьми вырастут наши дети, поэтому лучше пожертвовать временем и помочь с выбором.

Возвращаясь к повседневной жизни, хочу отметить: принято считать, что сахарный диабет 2 типа – «возрастной» (хотя в 21 веке он сильно «помолодел» из-за неправильного, малоподвижного образа жизни, гиперобильного питания), а 1 тип – проявляет себя с ранних лет жизни (т.е. 90% школьников с сахарным диабетом – диабетики 1 типа).

Психологи говорят о том, что дети с сахарным диабетом первого типа должны думать о себе как об участнике большой команды. Т.е. осознавать что они не хуже/не лучше, чем другие, что в случае необходимости им всегда окажут помощь, но самое главное – что они не одни.

Учащиеся с сахарным диабетом сталкиваются с всевозможными трудностями – как физическими, так и психологическими.

Подавляющее большинство подростков знают об осложнениях диабета и их опасностях для здоровья (возможная слепота, почечная недостаточность, кома), но эти знания часто формируют психологические проблемы: неуверенность в себе и своих силах, ощущение безнадежности и безысходности, чувство тревоги о будущем, страх смерти и равнодушие к жизни.

12-16 лет и без дополнительных факторов – очень сложный возраст, когда ребенок «строится» во всех плоскостях: образование, общение, познание себя, а проблема диабета может сотворить перекос в свою сторону — без надлежащего контроля возможна беда.

Дело в том, что большинство родителей, в попытках построить абсолютно безопасное существование своему ребенку, могут забывать о том, что кроме болезни у него есть еще и «просто жизнь», что в школе ребенок не только диабетик, но и учащийся/друг/подруга/староста/лидер/вдохновитель и т.д.

Обратите внимание

Конечно, мы, как педагоги не можем диктовать родителям – как воспитывать и обращаться с учащимся, но мы просто обязаны хотя бы сделать попытки объяснить, что диабет (как и любое другое заболевание) – не приговор, привести примеры (например, известного футболиста Пеле, который добился в жизни всего, несмотря на болезнь). Объяснить, что не нужно строить преграды между ребенком и социумом, нужно наоборот – как можно больше прикладывать сил с ассимиляции.

Еще одной возможностью повышения контроля и адаптации учеников с сахарным диабетом является наш научно-технический прогресс. Да, именно он может помочь всем сторонам – и школьнику, и учителю и родителями.

Приведу самый простой пример: родители очень боятся (и возможно противятся) обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Родители на работе, не знают – как чувствует себя их сын/дочь, не знают в каком они состоянии, измерили ли сахар и т.д.

На помощь может придти обычный телефон. Разумеется, я не считаю, что школьник должен на уроке переписываться с мамой, вести разговоры и тому подобное, но, заранее зная о проблеме, учитель может выработать совместно с родителями своеобразный график.

Например:

Определяются временные промежутки, когда ученик сообщает родителям о своем состоянии (если мы имеем дело с младшими классами, педагог может и должен напомнить, что пришло время «успокоить маму», приветствуется игровая форма, для лучшего запоминания такой обязанности).

Самое главное – не давать ребенку замкнуться в проблеме или, что хуже – стесняться ее (статистика говорит о том, что 30% детей школьного возраста настолько стеснительны и зажаты, что выберут промолчать и довести свое состоянии до критического, чем привлечь к себе внимание и попросить о помощи).

В заключении хочется подвести итоги:

Диабет школьника – не повод отказываться от обучения, посещения кружков и секций.

Дисциплина, ответственность, режим и осознание распределения нагрузки может сделать жизнь интереснее, ярче, увлекательнее, поможет в осознании того, что болезнь – просто особенность его и его организма, практически наравне с цветом глаз или волос, но ни в коем случае не недостаток или проблема.

Мы, как педагоги, со своей стороны должны построить доверительный круг общения между нами и родителями, нами и учащимся. Возможно, на первых порах это будет непросто – ведь до недавнего времени о таких проблемах не принято было говорить, однако результат, который мы можем получить в итоге – стоит того, чтобы начать действовать.

Важно

Мы, как учителя, можем очень много: передать свои знания, привить моральные ценности, а самое главное – заложить совместно с родителями прекрасный фундамент здорового, умного и перспективного человека и гражданина нашей страны.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270.
  2. Благинин А.А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А.Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А.Е. Бойков, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5-1 (64). С. 7-9.
  5. Бойков, А.Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А.Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
  6. Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91-93.
  7. Соломин В.П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148-156.
  8. Сорокина, Л.А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов, Г.В. Бузник, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156-159.
  9. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
  10. Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.

Основные термины (генерируются автоматически): сахарный диабет, ребенок, родитель, кой случай, болезнь, жизнь, диабет, педагог, проблема, помощь.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28559/

Как помочь ребенку при диабете и научить его нормальной жизни?

Вопреки общеизвестному факту, сахарный диабет – это не только болезнь взрослых, которые перешли определенный возрастной рубеж или страдающие ожирением. Все чаще можно встретить детей разного возраста с первыми признаками этой болезни.

С самого младенчества нужно следить за здоровьем малыша, чтобы не упустить первые признаки и вовремя начать лечение, иметь возможность оказать помощь.

Как помогают в дошкольных и школьных учреждениях детям, какие льготы предусмотрены законодательством?

Читайте также:  Как научить ребенка говорить буквы самостоятельно: учимся говорить букву р со своим малышом. как научить говорить букву р быстро и правильно

Что такое СД?

Сахарный диабет – это болезнь, при которой нарушается обмен углеводов, после чего, повышается уровень сахара в крови. Ей страдают от 1 до 5 % людей всей планеты.

В организм вместе с пищей к нам попадает сахар, распадается в пищеварительном тракте и поступает в кровь. Выводом сахара из крови занимается инсулин. Это гормон, который вырабатывает поджелудочная железа (В-клетки). Главная задача инсулина — снижать уровень глюкозы в крови.

Ни в коем случае нельзя утверждать, что сахарный диабет – это приговор. Современная медицина позволяет диагностировать болезнь уже на ранних стадиях, для того, чтобы своевременно начать прием эффективных препаратов. Несмотря на всю сложность, есть все шансы не допустить развития осложнений.

Сд у детей

Если говорить о детях, то чаще всего диабет диагностируется после перенесенной инфекции, особенно у тех, кто генетически предрасположен к этой болезни. Если родители испытывают нехватку инсулина, большая вероятность повторения картины и у чада. Мальчики болеют чаще, чем девочки (возрастная группа риска от 10 до 14 лет).

При малейших подозрениях на изменения уровня углеводов в крови необходимо обратиться к врачу. После проверки уровня сахара и анализа мочи, можно будет говорить о постановке точного диагноза. Если будет выявлена начальная стадия развития заболевания, то, вполне возможно, обойдется коррекцией питания и приемом специальных средств.

При диагностике более сложной картины протекания, ребенок будет направлен на стационарное лечение в отделение.

К сожалению, у детей наблюдается быстрое развитие симптомов заболевания. Поэтому, чаще диагностируется тяжелая форма сахарного диабета, и, гораздо реже – средняя.

В самом начале можно выявить такие симптомы, как: отсутствие аппетита, раздражительность, снижение успеваемости, тошнота, рвота, случается недержание мочи. Часто, ребенку помимо медикаментозной помощи врача эндокринолога, необходима еще психологическая поддержка.

Ее не всегда могут оказать родственники, поэтому рекомендовано обращение к компетентному психологу.

Психологическая поддержка ребенка, больного диабетом

  1. Начальная диагностика. Определяется степень психологического состояния ребенка, его внутренний настрой, невротические симптомы, склонность к депрессии, лабильность.
  2. Подбор индивидуальной программы работы с ребенком.

    В зависимости от степени проблемы, подбираются методы воздействия на маленького пациента.

  3. Консультирование родителей.

    После изучения внутрисемейной ситуации, психолог проводит работу с родителями по вопросам эмоционального настроя ребенка, снижению нервного напряжения, умения развивать силу воли ребенка.

Ребенок в школьных и дошкольных учреждениях

К сожалению, случаются моменты, когда ребенку, страдающему на сахарный диабет необходима неотложная помощь. Прежде всего, если больной посещает детское учреждение, необходимо проконсультировать педагога или воспитателя, обратить внимание медицинского работника на наличие проблемы.

В принципе, школьник в состоянии определить у себя приближение гипогликемии, если заранее провести с ним беседу. Ребенок должен знать, что при появлении тошноты, слабости, потливости, при дрожании конечностей или озноба — необходимо достать из портфеля сладкий сок(0,5 стакана), 3 кусочка сахара, или, принять 3 таблетки глюкозы по 5 грамм. После чего, обратиться к работнику школы.

Совсем маленькие дети не умеют заранее диагностировать начало приступа, поэтому, это нередко приводит к потере сознания.

Каковы действия учителя при неотложной помощи ученику, страдающему сахарным диабетом?

  1. Не паниковать! Успокоить себя и ребенка!
  2. Убедиться, что ребенок выпил или съел вышеуказанное. Кроме этого, если он находится не в критичном состоянии, его нужно накормить.

    Стакан молока, бутерброд, банан (из предложенного родителями на перекус) или же сопроводить ребенка в столовую.

  3. Обратиться к медработнику школы, для того, чтобы он оценил степень тяжести проблемы.

  4. Как правило, после принятия пищи, ребенку становится хорошо и он может дальше присутствовать на занятиях. Тем не менее, необходимо наблюдение за ним в течении дня и оповещение родителей о случившемся.

Если ребенок потерял сознание, срочно вызвать карету скорой помощи.

Ни в коем случае не пытаться влить ребенку сладкую жидкость, т.к. он может захлебнуться. Далее довериться действиям специалистов.

Несмотря на наличие у школьника серьезного заболевания, учитель должен относиться к нему на уровне с другими детьми.

К нему должны выдвигаться такие же требования, как и к другим ученикам, и только педагог должен знать, что необходимо слегка повышенное внимание к нему.

Совет

Ребенок должен понимать, что он часть класса, коллектива, ему необходимо принимать участие в школьных и общественных мероприятиях. Ни в коем случае нельзя показывать, что он чем-то отличается от остальных.

Во многих странах созданы специальные Школы Диабета, где людей обучают делать инъекции, им оказывают психологическую поддержку, обучают приемам самоконтроля. Учат, как быть полноценным членом общества, несмотря на диагноз.

Диагностика уровня сахара

За последнее время было создано множество условий для облегчения диагностики и лечения маленьких и взрослых пациентов, страдающих на сахарный диабет.

Появились одноразовые шприцы с маленькими иглами, глюкометры, которые в считанные минуты определят уровень сахара в крови.

Чаще всего, развернутый анализ делают амбулаторно.

Кровь берется на анализы из пальчика на руке, а у совсем маленьких детей — из пальчика на ноге, мочки уха или пяточки.

Лечение

Бывают ситуации, когда необходимо помещение в стационар. Есть этапы сестринского процесса, которые нужно знать.

  1. Сбор информации о пациенте. Уточнение жалоб, анамнез болезни и жизни ребенка.
  2. Проведение объективных методов исследования больного. Они включают в себя внешний осмотр и изучение результатов лабораторного исследования.
  3. Выявление проблем, связанные с длительностью заболевания и степенью компенсации.
  4. Уход за больным в условиях стационара. Обязательно наблюдение за состоянием, приемом лекарственных препаратов, постоянное консультирование по вопросам лечения, режима и диеты. Регулярное проведение бесед с родителями.
  5. Оценка эффективности ухода за пациентом. Наблюдение за вхождением в ремиссию. При правильной организации сестринского ухода, состояние должно улучшиться.

Защита государством

Выздоровление при СД не только длительное, но и дорогостоящее. В связи с этим, государство приняло специальную программу льгот для помощи таким людям. Ежедневно больные нуждаются в инъекциях.

Те, кто получил инвалидность — имеют полный социальный пакет и имеют возможность получать лечение бесплатно, по льготам.

Предоставляется право получать денежную компенсацию, но, затраты на лекарство могут превышать сумму, предложенную государством.

Независимо от того, есть у больного инвалидность или нет, каждый обратившийся имеет право получать по льготам: инсулин, сахаросодержащие лекарства и шприцы для инъекций.

Детям с сахарным диабетом предоставляются определенные льготы:

  • нахождение в роддоме дольше обычного (на 3 дня);
  • предоставление внеочередного места в детском дошкольном учреждении;
  • обеспечение всеми необходимыми медицинскими препаратами;
  • освобождение от всех школьных и вступительных экзаменов;
  • бесплатное обеспечение специальными устройствами (инвалидными колясками, костылями, обувью);
  • детям до 14 лет, болеющим сахарным диабетом, предоставляются внеочередные путевки в санатории.
  • Как правильно питаться ребенку при СД, какую диету нужно соблюдать?
  • Развитие диабета у ребенка, как ему помочь?
  • Жизнь при сахарном диабете
  • Худеем при диабете без последствий
  • Источник: http://doctordiabet.ru/zhizn-s-sd/pomoshch-detyam-s-saharnym-diabetom.html

    Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему:Научное обоснование путей улучшения медико-социальной помощи детям, больным сахарным диабетом 1 типа (на примере г. Красноярска)

    На правах рукописи

    Лысенко Ирина Геннадьевна

    научное обоснование путей улучшения медико-социальной помощи детям, больным сахарным диабетом 1 типа, (на примере г. красноярска)

    14 00.33 — общественное здоровье и здравоохранение

    автореферат

    диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

    003166514

    Красноярск — 2008

    Работа выполнена в ГОУ В ПО «Красноярская государственная медицинская академия имени профессора В Ф Войно-Ясенецкого Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    Научный руководитель

    доктор медицинских наук, профессор Гончарова Галина Николаевна

    Официальные оппоненты:

    доктор медицинских наук, профессор Таранушенко Татьяна Евгеньевна

    доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Мажаров Владимир Федорович

    Ведущая организация: ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Росздрава»

    Защита состоится года в/2-7часов на заседании диссертационного совета

    Обратите внимание

    Д 208 037 03 при ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия им. проф В Ф Войно-Ясенецкого Росздрава» (660022, Красноярск, ул Партизана Железняка, д 1)

    С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия им проф. В Ф Войно-Ясенецкого Росздрава»

    Автореферат разослан года

    Ученый секретарь диссертационного совета

    кандидат медицинских наук, доцент Аверченко Е А

    общая характеристика работы

    Актуальность исследования.

    Несмотря на бурное развитие и научные достижения диабетологии, в детском возрасте сахарный диабет (СД) 1 типа стоит в ряду первых приоритетов здравоохранения из-за высокой медико-социальной и экономической значимости (Сунцов Ю И , 2005, Harvey J N, 2004, Gorus F К , 2004) Этот факт обусловлен растущей распространенностью и заболеваемостью СД 1типа среди детей, как в мире, так и в РФ Также большое значение имеют высокая инвали-дизация и преждевременная смертность среди лиц, заболевших в детстве, обусловленных хроническими диабетическими осложнениями (Науменко С JI и др , 2004, Щербачева JT Н и др , 2004, Сунцов Ю И , 2005)

    Распространенность хронических осложнений СД сохраняется на высоком уровне и регистрируется уже в детском возрасте (Дедов ИИ и др , 2002, Соломатина ИИ и др , 2003, Гирш Я В и др , 2005) Результаты Diabetes Control and ComplicatioriTnal (DCCT) (1993) доказали, что главным фактором в формировании диабетических осложнений является хроническая декомпенсация углеводного обмена Проведенные специалистами ЭНЦ РАМН исследования в ряде регионов России выявили, что доля детей и подростков с хронической декомпенсацией заболевания достигает 85%и 93% соответственно (Сунцов Ю И , 2005) Сложившаяся ситуация требует поиска путей, которые позволят улучшить течение СД у детей

    При анализе данных литературы выявлены ведущие факторы, влияющие на компенсацию заболевания -это участие родителей в реабилитации ребенка, обученность пациентов и членов семьи вопросам управления сахарным диабетом, а также уровень организации медико-социальной помощи (Самойлова Ю Г, 2001, Воробьева В А и др , 2006, Сунцов Ю И , 2006, Цымбал Д Е и др , 2006, Чурина Н Ф и др , 2006, Swift Р G F , 2004, Cordwell С R et all, 2005).

    Сахарный диабет является хроническим заболеванием, поэтому при нем, значительно ограничивается нормальное существование человека, что может стать важнее для больного, чем сама болезнь Знание особенностей качества жизни пациентов может служить отправной точкой в совершенствовании суще-

    ствующей медико-социальной помощи Данный показатель является универсальным, высокоинформативным инструментом для определения эффективности системы оказания медицинской помощи, дает полную объективную оценку на уровне главного потребителя — больного При этом возможно провести оценку удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи с позиции и социального, и психического и физического функционирования больного (Кучеренко В 3 , 2004) В свою очередь это позволит приблизить достижение цели, поставленной в Сент-Винсентской декларации (1989) повышение качества жизни больного СД В отечественной педиатрии изучению качества жизни у детей с СД не уделялось достаточного внимания В доступной литературе отсутствуют работы, посвященные качеству жизни данной группы больных с использованием международных инструментов его оценки

    Исходя из всего вышеизложенного, нами определены цель и задачи диссертационного исследования

    Цель исследования.

    Важно

    Научно обосновать и разработать систему мероприятий по улучшению медико-социальной помощи детям, больным сахарным диабетом 1 типа

    Задачи исследования.

    1 Изучить эпидемиологическую ситуацию по сахарному диабету 1 типа у детей г Красноярска

    2 Дать социально-гигиеническую характеристику детей, больных сахарным диабетом 1 типа, проживающих в г Красноярске

    3 Дать социально-гигиеническую характеристику семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа

    4 Изучить качество жизни детей, больных сахарным диабетом 1 типа г Красноярска

    5 Изучить организацию существующей медико-социальной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа и их семьям в г Красноярске и разработать мероприятия по ее совершенствованию

    Научная новизна работы.

    Впервые на основе Регионального регистра сахарного диабета дана эпидемиологическая характеристика заболеваний у детей г Красноярска, хронических осложнений, выявлены возрастные, медико-социальные особенности распространенности осложнений

    Автором дана социально-гигиеническая характеристика детей, больных сахарным диабетом 1 типа и их семей, проживающих в г Красноярске Установлены факторы риска декомпенсации заболевания

    Впервые исследовано качество жизни детей, больных сахарным диабетом I типа, проживающих в г Красноярске при помощи международного валидного инструмента (опросника РеёяС^Ь)

    Совет

    Впервые изучена организация медико-социальной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа и их семьям, проживающих в г Красноярске

    На основе проведенных исследований разработана система мероприятий по улучшению медико-социальной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа, которая позволит облегчить течение заболевания, повысить качество жизни, увеличить продолжительность жизни, снизить инвалидизацию, и тем самым -материальные затраты на оказание медико-социальной помощи

    Практическая значимость работы. Результаты исследования позволили

    — выявить факторы, ограничивающие возможности медико-социальной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа и их семьям,

    — разработать рекомендации для учреждений, работающих с детьми, больными сахарным диабетом 1типа и их семьями (в системе здравоохранения, социальной защиты населения, образования), направленные на включение семей в процесс реабилитации и улучшение медико-социальной помощи,

    — разработать мероприятия по совершенствованию медико-социальной помощи детям с сахарным диабетом 1 типа и их семьям для специалистов по реабилитации, врачей -педиатров, детских эндокринологов, специалистов по социальной защите населения, родителей

    Методические рекомендации «Исследование качества жизни детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа» внедрены в учреждения здравоохранения г Красноярска

    Результаты проведенного исследования используются в учебном процессе на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения, гигиены КрасГМА Основные положения, выносимые на защиту.

    1 Комплексное социально-гигиеническое исследование семей, имеющих ребенка с сахарным диабетом 1 типа, позволяет выявить факторы риска декомпенсации заболевания и дать эпидемиологическую характеристику распространенности сахарного диабета 1 у детей

    2 Качество жизни детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа, зависит от социально-гигиенической характеристики семьи по следующим параметрам приверженность лечению и барьеры, обусловленные лечением

    3 Регулируемым фактором, ухудшающим степень управления сахарным диабетом I типа у детей г Красноярска, является неудовлетворительное поведение, связанное с заболеванием' проведение самоконтроля, самостоятельная коррекция инсулинотерапии

    4 Разработанная система мероприятий позволяет улучшить прогноз течения заболевания и качество жизни детей с сахарным диабетом 1 типа

    Апробация результатов работы.

    Обратите внимание

    Материалы диссертации были представлены на XII Российско-Японском международном симпозиуме медицинского обмена (г Красноярск, 2005), на VI международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» (г Москва, 2005), на Всероссийской научной конференции «Здоровье молодежи и будущее России» 1( Тверь, 2006), на Российской научно-практической конференции заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения, посвященной 70-летию кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения Башкирского государственного медицинского университета (г Уфа, 2006), на заседании проблемной комиссии по общественному здоровью и здравоохранению ГОУ ВПО «Красноярская государственная

    медицинская академия им проф В Ф Войно-Ясенецкого Росздрава» (г Красноярск, февраль 2008)

    Публикации.

    По теме диссертации опубликовано 9 работ, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК РФ — 2, методические рекомендации — 1

    Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений, включает библиографический список из 146 источников (88 — отечественных, 58 — иностранных) Работа изложена на 142 страницах основного текста, содержит 16 рисунков, 20 таблиц, 3 схемы

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, изложены научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту

    В первой главе дается подробный анализ отечественной и зарубежной литературы, рассматриваются медико-социальные аспекты СД 1типа у детей, особенности организации медико-социальной помощи данной категории пациентов

    Во второй главе охарактеризованы материалы и методы исследования Исходя из цели и задач работы, объектом изучения стали дети в возрасте 2-17 лете СД 1типа, состоящие на учете в амбулаторно-поликлинических учреждениях г Красноярска, а также их семьи Генеральная совокупность детей с СД 1 типа составляла 177 человек (на 01 01 2006 г) По объективным причинам (отказ родителей от участия в работе, смена места жительства) в выборку не было включено 73 ребенка Таким образом, количество пациентов, принявших участие в исследовании, составило 104 человека (58%), из которых девочек — 51 %, мальчиков — 49% В качестве контрольной группы обследованы дети г Красноярска без СД, соответствующие по полу, возрасту, социально-гигиенической характеристике лицам основной группы, совместно с родителями

    Для проведения аналитической работы и достижения цели был использован комплекс методов и методик социологический, социально-гигиенический, выкопировки данных, медико-статистический, аналитический

    На первом этапе была составлена программа и план исследования В том числе, методика комплексного социально-гигиенического исследования ребенка с СД 1 типа и его семьи с использованием специально разработанной анкеты

    Важно

    На втором этапе исследования осуществлялся сбор информации путем анкетирования детей основной и контрольной групп, и их родителей, а также путем выкопировки данных из официальных документов Сбор информации осуществлялся в течение полутора лет

    Для изучения социально-гигиенической характеристики использовалась «Анкета комплексного социально-гигиенического обследования семьи, имеющей ребенка с сахарным диабетом 1 типа», позволяющей выявить состав, оседлость, уровень обеспеченности, уровень питания, психологический климат, степень социального благополучия семьи На основании полученных социально-гигиенических данных была проведена типизация семей по социальному состоянию с помощью методики А А Модестова, О М Новикова и др (2003) по «Шкале критериев и оценки социального состояния семьи»

    На этом же этапе изучалось качество жизни респондентов В качестве инструмента оценки данного показателя применялся опросник PedsQL 4 0 Generic Core Scales |втор -Varni J W , 1998)совместно со специфическим модулем PedsQL 3 0 Diabetes module, разработанным для детей с СД 1 типа и позволивший учесть клинические проявления и особенности управления данным заболеванием

    С целью оценки уровня компенсации заболевания проводилась выкопи-ровка данных об уровне гликозилированного гемоглобина (Hb Alt) и хронических диабетических осложнениях из карт амбулаторного больного — ф 026/у детей и Регионального регисгра больных СД за период 2001-2005 гг

    На третьем и четвертом этапах проводилась обработка информации, включающая составление макетов таблиц конечных результатов, программу ввода информации в персональный компьютер и программу получения резуль-

    татов в виде заполненных макетов таблиц относительными, средними и абсолютными величинами

    Для обработки и интерпретации экспериментального материала применялись методы статистической обработки данных с помощью программ MS Excel 2003 и SPSS версия 11 5

    Проверка выполнения нормального закона распределения осуществлялась по критерию Колмогорова-Смирнова Определение достоверности различий проводилось путем сравнения нормально распределенных вариационных рядов при помощи tкритерия Стьюдента для независимых выборок Критический уровень значимости различий определен р 7,5) В 2006г он составил 8,95±1,82% (М±а) В возрастной группе 15-17 лет степень метаболического контроля была хуже, чем у детей до Юлет (НЪА1,.=9,3±1,8% и 7,9±1,6% соответственно, М±ст) Выявленный уровень НЬА1 с свидетельствовал о неудовлетворительном контроле над заболеванием у изучаемой группы лиц, который значительно ухудшается в подростковом возрасте

    Совет

    Таким образом, выявленная эпидемиологическая ситуация относительно СД 1 типа у детей в г Красноярске, а также неудовлетворительная компенсация заболевания у большей доли больных, определила необходимость разработки мероприятий по улучшению медико-социальной помощи данной группе лиц

    Социально-гигиеническая характеристика семей с ребенком, больным СД 1 типа, характеризуются следующим Каждая четвертая семья (25%)была неполной, из них большинство -разведенных (15%) В 13% полных семей супруги пребывали в незарегистрированном браке В 17% семей встречались инвалиды, в них в 10% случаев проживал еще один ребенок-инвалид (помимо ребенка с диабетом) При этом 47% матерей и 43%отцов имели одно или несколько

    хронических заболеваний.

    Образовательный уровень родителей был достаточно высок (86% матерей и 88% отцов имели высшее или среднее специальное образование) Несмотря на это, по социальному статусу значительная доля отцов и матерей относилась к рабочим, не реализуя, таким образом, свои профессиональные планы, а 17% матерей были безработными В каждой второй семье работал только один из супругов При этом в 57% семей был низкий или, даже, очень низкий уровень дохода В 84% случаев семьи имели различные психологические проблемы, в 41% — психологический климат в семье ухудшился в связи с заболеванием ребенка

    При типизации семей по социальному состоянию, они распределились следующим образом к группе социального риска относилось 78 семей, неблагополучным — 25, и благополучным — 1.При определении вклада социально-гигиенических факторов в уровень социального состояния семьи, установлена высокая статистическая значимость следующих уровень обеспеченности (гху=0,8, р

    Источник: http://medical-diss.com/medicina/nauchnoe-obosnovanie-putey-uluchsheniya-mediko-sotsialnoy-pomoschi-detyam-bolnym-saharnym-diabetom-1-tipa

    Психологическая помощь детям с сахарным диабетом — центр С. Знаменской

    Сахарный диабет у детей, протекает намного сложнее, чем у взрослых. Эти особенности обусловлены интенсивностью тех обменных процессов, которые свойственны детству.

    Потребность в гормонах, обладающих анаболическим действием, у детей очень велика. Инсулину присуще анаболическое действие, значит, и потребность детей в инсулине большая, чем у взрослых. Курс лечения больного ребенка условно делится на два периода: налаживание компенсации в стационаре и длительное сохранение компенсации в домашних условиях.

    В стационаре на основании тяжести состояния больного, данных гликемического и глюкозурического профиля, врач выбирает препарат инсулина и устанавливает его дозу. При назначении инсулина всегда необходим строго индивидуальный подход к ребенку, поскольку чувствительность к инсулину у детей выше, чем у взрослых.

    Кроме этого, у детей содержание большинства из контринсулярных гормонов (гормоны, обладающие противоположным инсулину действием) значительно выше, чем у взрослых. Особенно высоко содержание соматотропного гормона (гормона роста) в период физиологического ускоренного роста ребенка: 3-4 года, 7-8 лет и весь пубертатный период (возмужалость, половая зрелость).

    В эти возрастные промежутки и развивается сахарный диабет у детей.

    Детскому организму свойственна повышенная лабильность нервной системы, особенно симпатической ее части, что приводит к избыточному образованию гормона адреналина, а адреналин, в свою очередь, является причиной бурного распада гликогена в печени и мышцах, что способствует повышению содержания сахара в крови.

    Избыток адреналина в крови, оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние ребёнка — приводит к повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, агрессивным и депрессивным состояниям. В пубертатном периоде, нервная система ребёнка подвержена воздействию физиологических изменений, гормональной перестройке, а гипогликемические состояния, создают дополнительную нагрузку, приводят к эмоциональному дисбалансу.

    Заболевание у детей характеризуется бурным его началом. Может быть впервые распознано уже в коматозном состоянии ребёнка. Характерна высокая потребность в инсулине.

    Обратите внимание

    В начальном периоде у ребенка отмечаются общая слабость, похудание при хорошем аппетите, раздражительность, снижение успеваемости в школе, тошнота, рвота, иногда ночное недержание мочи, что указывает на декомпенсацию сахарного диабета.

    Иногда, у детей наблюдается полное поражение поджелудочной железы, абсолютная инсулиновая недостаточность. Часто диагностируется тяжелая форма сахарного диабета, реже — средняя степень тяжести.

    При лечении ребенка следует принимать во внимание, что в стационаре диета, поведение и активность ребенка отличаются от его нормального стереотипа, и по возвращении в домашние условия нужны поправки в дозе инсулина. У подростков большое значение имеет эмоциональный фактор, влияющий на течение заболевания.

    К сожалению, родители не всегда могут создать ребенку благоприятную социально-психологическую атмосферу дома. Это усиливает у больного ощущение своей неполноценности по сравнению со сверстниками. Преодолеть эти проблемы помогают разработанные программы по обучению больных и их родственников, консультирование не только врачом эндокринологом, но и психологом.

    Психологическая помощь включает несколько этапов:
    Первый этап.

    Первичная диагностика – определяет психоэмоциональный статус ребёнка, распознаёт негативные проявления: личностные переживания, депрессивные состояния, агрессивные тенденции, повышенную эмоциональную чувствительность и лабильность, невротические симптомы и др.

    Второй этап – определение индивидуальной программы помощи ребёнку и консультирование родителей. Подбор психологических методов зависит от возраста ребёнка, особенностей течения заболевания, семейной ситуации, целей психологической помощи.

    Основной целью психологической помощи детям с сахарным диабетом, является:
    • Обучение ребёнка управлению своими эмоциями. Рекомендовано при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости, агрессивности. Самым эффективным средством обучения саморегуляции детей и подростков является метод биологической обратной связи.

    Ребёнок учится чувствовать своё состояние, управлять им и может наглядно видеть на мониторе, как он это делает. После первых десяти сеансов БОС, начинает формироваться условно-рефлекторная связь, позволяющая ощущать свои эмоциональные состояния и совладать с ними.

    • Обучение детей снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния). Необходимо детям с повышенной нервной возбудимостью, невротическими проявлениями, ночным энурезом, нарушением сна, тревожностью, страхами.

    Важно

    Метод представлен двумя направлениями занятий с психологом — для детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением БОС и визуальным контролем. Для детей среднего и старшего школьного возраста — обучение нервно- мышечной релаксации по Джекобсону, с контролем мышечного расслабления методом биологической обратной связи.

    • Обучение волевому поведению – умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни; проявлять сдержанность в пищевом поведении без негативных эмоций.

    Рекомендовано детям школьного возраста со слабым волевым компонентом, проявляющемся в поведении, обучении, соблюдении диеты и необходимых ограничений, обусловленных состоянием здоровья. В этом направлении, психологическая работа включает «Волевой тренинг», направленный на различные области жизнедеятельности ребёнка.

    Все направления психологической работы, включают программные циклы по 10 сеансов. Перед началом программы, необходимо записаться к психологу на первичную диагностическую консультацию по т.939-26-56.

    Источник: https://kidscenter.ru/articles/psixologicheskaya-pomoshh-detyam-s-saxarnym-diabetom/

    В новосибирске обсудили проблему социально-психологической адаптации детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа

    20 сентября 2012 г. в пресс-зале «Встречи на Вертковской» состоялась пресс-конференция, посвященная проблеме сахарного диабета: “Социально-психологическая адаптация детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. Проблемы и практические решения – опыт Новосибирска”.

    На мероприятии выступили Коваренко М.А., главный детский эндокринолог Главного управления здравоохранения мэрии города Новосибирска, к.м.н., врач высшей категории, Смолина А. А., Председатель Межрегиональной общественной организации по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь» и представители пациентского сообщества.

    Сахарный диабет — хроническое, широко распространенное заболевание, вызванное снижением выработки инсулина или его низкой биологической активностью. Сахарный диабет 1 типа чаще всего возникает в возрасте до 40 лет.

    Причина – выработка организмом антител, которые уничтожают клетки поджелудочной железы, отвечающие за выработку инсулина. Это хроническое заболевание, которое требует постоянного введения инсулина. По данным главного эндокринолога Новосибирска Коваренко М.А.

    , в городе по состоянию на конец 2011 года зарегистрировано 288 пациентов с сахарным диабетом 1 типа до 18 лет.

    На сегодняшний день существует тенденция выявления сахарного диабета 1 типа у детей самого раннего возраста: если раньше специалисты диагностировали сахарный диабет 1 типа у детей старшего возраста и подростков, то теперь все чаще возникают случаи заболевания у детей до года и даже новорожденных.

    Тем не менее, существуют и положительные тренды: улучшение качества жизни людей с сахарным диабетом напрямую связано с выявлением заболевания на ранних стадиях, обучением пациентов и возможностью получать качественные лекарственные средства.

    В лечении сахарного диабета очень важно «лечение до цели», своевременное адекватное назначение лекарственных препаратов и, конечно, инсулина, жизненно важного препарата для пациентов с сахарным диабетом 1 типа.

    “Сегодня 100% детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа в Новосибирске обеспечены высококачественными аналогами инсулина. Аналоги инсулина по механизму действия ближе к инсулину человека, но отличаются большей безопасностью и удобством в использовании.

    Совет

    Такая терапия дает возможность максимально компенсировать заболевание, чувствовать себя свободнее и увереннее в повседневной жизни, что так необходимо нашим пациентам”, – комментирует Коваренко М.А.

    , главный детский эндокринолог Главного управления здравоохранения мэрии города Новосибирска, к.м.н., врач высшей категории.

    Сегодня эти современные инсулины производятся и в России, на заводе в Орловской области. Раньше эти жизненно-важные препараты для пациентов с сахарным диабетом ввозились из-за границы.

    Все производимые препараты с точки зрения качества, безопасности и эффективности идентичны производимым за рубежом.

    Мощности завода в Орле достаточно для удовлетворения потребности российского рынка, как в аналогах, так и в человеческих инсулинах.

    В рамках мероприятия эксперты подчеркнули важность просветительской работы среди населения: особенно необходимо обращать внимание на социально-психологическую адаптацию детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа, поскольку физическое самочувствие пациентов напрямую связано с психоэмоциональным.

    Диагноз “сахарный диабет” зачастую является сильным ударом как для семьи, так и для самого ребенка. На фоне осознания заболевания у пациента может выработаться много комплексов.

    Как правило, подростки сталкиваются с психологическими проблемами за счет того, что их окружение резко изменяет свое отношение к пациенту.

    В обществе подростки могут стать изгоями, они боятся рассказать о своем заболевании сверстникам, чувствуют себя неуверенно и тревожно.

    Обратите внимание

    По мнению специалистов, такая ситуация абсолютно недопустима. Нетолерантность общества возникает из-за слабой осведомленности о сахарном диабете как заболевании в целом: люди не понимают механизмы возникновения болезни, ее течение, последствия и проявления. Это порождает много мифов и опасений, которые в большинстве случаев себя не оправдывают.

    Смолина А. А., Председатель Межрегиональной общественной организации по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь»: “Одна из ключевых задач нашей общественной организации — оказание содействия в психологической адаптации пациентов с сахарным диабетом.

    С 1 ноября 2012 года совместно с главным детским эндокринологом города мы планируем запустить серию образовательных лекций в Новосибирске, направленных на улучшение ситуации с восприятием диабета среди населения. Данный пилотный проект рассчитан на год. За это время мы планируем организовать встречи в дошкольных учреждениях, школах и центрах занятости.

    Надеюсь, что наши усилия будут способствовать преломлению ситуации и улучшению социально-психологического климата в обществе”.

    В качестве удачного примера социально-психологической адаптации подростков эксперты назвали серию спортивных, образовательных и развлекательных мероприятий для детей с сахарным диабетом 1 типа – Диаспартакиада, которая с 2010 года проводится летом в городе-курорте Сочи.

    В 2012 году в Диаспартакиаде принимала участие команда из Новосибирска.

    Мероприятия, подобные Диаспартакиаде, очень важны для юных пациентов — они учат жить с диабетом, не отказывая себе в радостях и удовольствиях, необходимых всем детям, помогают раскрепоститься, чувствовать себя уверенно и найти новых друзей.

    Фотография предоставлена пресс-службой ООО «Эй Джи Партнерс Пи АР»
     

    Источник: https://sibnovosti.ru/health/207423-v-novosibirske-obsudili-problemu-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-detey-i-podrostkov-s-saharnym-diabetom-1-tipa

    Социальная ситуация развития детей, больных сахарным диабетом

    Самарский государственный медицинский университет Ковшова О.С., Мытарева Ж.Ю.

    В настоящее время сахарный диабет является одной из актуальных проблем современного здравоохранения. По данным ВОЗ количество больных детей в России достигло 293 тысяч, и ежегодно регистрируется до 46% новых случаев.

    Подобное положение обуславливает необходимость проведения психологических исследований данного контингента больных и их семей с последующим оказанием им целенаправленной психологической помощи и осуществлением психолого-педагогического сопровождения.

    Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническим инвалидизирующим заболеванием, таким как сахарный диабет I типа, должно строиться с учетом влияния эмоционального состояния ребенка, психологических факторов и социальной ситуации развития в болезни.

    Важно

    Цель исследования: определить факторы социально-психологической дезадаптации у детей с сахарным диабетом и разработать программу психолого-педагогического сопровождения.

    Задачи исследования:

    -Выявить особенности социальной ситуации развития.

    -Установить эмоциональную типологию личности больного ребенка с сахарным диабетом I типа.

    -Разработать программу комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с сахарным диабетом I типа.

    Предмет исследования:

    -Особенности социальной ситуации развития; -Эмоциональная типология личности;

    Проведено психологическое обследование 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 12-14 лет, страдающих сахарным диабетом I типа (у двоих -дебют заболевания, у 9 стаж болезни менее 5 лет, у 9 более 5лет) находящихся на лечении в эндокринологическом отделении ДГКБ №1 г.о. Самара. Контрольную группу составили 20 детей аналогичного возраста, здоровых учащихся средней общеобразовательной школы, не имеющих жалоб и не состоящих на диспансерном учете в лечебном учреждении.

    В работе использованы методы исследования: «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (1950), Патохарактерологический диагностический опросник для подростков Н.Я. Иванова, А.Е. Личко (1976, 1981). Статистический анализ проведен с использованием методов Манна-Уитни и Спирмена.

    Достоверными считались результаты при уровне значимости р

    Особенности социальной ситуации развития у детей с СД проявляются в следующем: диагностированы значимые конфликтные сферы в межличностных отношениях.

    Так у детей с СД чаще, чем у детей, не имеющих данного заболевания, преобладает конфликтное отношение к себе, нереализованные возможности. Выявляются достоверно значимые различия в отношениях с отцом, с противоположным полом и высокое чувство вины.

    У обследуемых детей в 50% случаев проблемной зоной являются страхи и опасения (см.табл.).

    Таблица

    Результаты методики «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (%)

    к отцу ю о к нереал. возм. подчиненные будущее вышестоящие страхи друзья прошлое противоп. пол секс. отнош. я ье с сотрудники к матери чувство вины
    Эксп. 70* 5 25 15 10 15 50 5 25 45* 20 10 5 10 65*
    Контр. 35 15 15 50 20 20 30 20 15 20 35

    личности детей с сахарным диабетом представлена рядом особенностей. В экспериментальной группе достоверно преобладает лабильная акцентуация характера, в контрольной — конформная (см. рис.).

    ГЦЛАСПШЭИНК

    Рис.

    Типы акцентуаций характера у здоровых и детей с СД Большинство обследованных детей имеют неполные семьи или воспитываются отчимом, что бывает сопряжено с проекцией негативного отношения матери к отцу на ребенка и приводит к развитию чувства вины у подростка.

    Получены следующие значимые соотношения критерием ранговой корреляции: показатель отношения к отцу имеет значимую положительную корреляцию с показателем самообвинительных реакций (rs = 0,544, при р

    150

    Совет

    У подростков с СД и гипертимной акцентуацией характера выявлена корреляционная зависимость показателя гипертимности с показателями уровня эмансипации (rs = 0,633, при р

    Показатель астено-невротической акцентуации характера имеет значимую положительную корреляцию с показателем неконструктивных компенсаций (rs = 0,449, при р

    У детей с сахарным диабетом значительно выше по сравнению с контрольной группой чувство вины. Можно предположить связь высокого чувства вины с некоторой конфликтностью в сферах отношения к прошлому, к себе и нереализованных возможностей.

    В результате проведенного исследования у детей, страдающих сахарным диабетом, выявлен ряд факторов социально-психологической дезадаптации, требующих комплексной психолого-педагогической коррекции.

    Целью программы психолого-педагогического сопровождения детей с сахарным диабетом является повышение психической адаптации в обществе и образовательной среде. Основные направления:

    1) психокоррекция семейных отношений;

    2) коррекция эмоционального состояния в болезни — обучение
    эмоциональному отреагированию негативных переживаний;

    3) психокоррекция социального взаимодействия.

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение предполагает адаптацию ребенка с сахарным диабетом к образовательной среде, обеспечение ему максимальное усвоение знаний и навыков, учитывая особенности его психического развития, что будет способствовать воспитанию здоровой полноценной личности. ВЫВОДЫ:

    1) Хроническое инвалидизирующее заболевание, такое как сахарный диабет I типа, оказывая влияние на эмоциональное состояние, отношение к себе, будущему, миру, снижает качество жизни детей, нарушает их социальную адаптацию.

    2) Социальная ситуация развития детей с СД имеет особенности коммуникативных взаимоотношений — высокое чувство вины и конфликтное отношение к отцу, способствующие дезадаптивному поведению в социальной среде.

    Обратите внимание

    3) Выявленные особенности социальной ситуации развития и эмоционального состояния детей и подростков с сахарным диабетом I типа должны быть учтены при составлении программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и оказании психологической помощи ребенку и его семье.

    ЛИТЕРАТУРА

    7) Баркова Ю.А., Глозман Ж.М. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 3.- С. 104-110

    8) Дедов И.И. Сахарный диабет у детей и подростков. / И.И. Дедов, Т.Л. Кураева, В.А. Петеркова, Л.Н.Щербачева. — М., 2002.

    Январь 24, 2019 Коррекционная психология

    Источник: https://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-detey-bolnyih-12972.html

    Ссылка на основную публикацию