Формирование речи в процессе эволюционного развития человека

Развитие коммуникации в филогенезе

Филогенез (от греч. phylon — племя, род, вид и … генез), филогения — историческое развитие организма, термин введен немецким эволюционистом Э. Геккелем в 1866 г. Это качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой.

С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своем эволюционном развитии психика прошла ряд стадий:
— сенсорная,
— персептивная,
— интеллектуальная,

— стадия формирования сознания.

Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Коммуникация — латинский корень которого означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Это понятие используется во многих дисциплинах. Есть мнение, что любая реакция организма обозначается как коммуникация.

Если придерживаться мнения А.

Обратите внимание

Флериха, который причисляет к коммуникации область социального взаимодействия (интеракцию), то коммуникация — это двустороннее общение индивидуумов, в основе которого лежат передача значимых сигналов.

При этом вид используемых символов играет столь же малую роль, как и то, понимает ли собеседник выражаемые мысли.

Это общее определение делает возможным причислять к средствам коммуникации вербальные, звуковые, а также незвуковые средства. При этом всегда нужно принимать во внимание то, что вид и содержание знаков могут модифицироваться.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

Речь — это вид коммуникативной деятельности человека, исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Одним из основных отличий человека от животного мира, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия.

Важно

Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает.

Однако став носителем языка, человек становится потенциальным источником его развития и модернизации.

Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык.

Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили, есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла.

Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла.

Таким образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс.

И, как пишет Алексей Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств». Вполне естественно, что то же самое относится и к пониманию речи.

Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это «специфическая человеческая деятельность».

Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе.

Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

Совет

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т.е.

примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных.

С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний.

Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т.е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей.

В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь. Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты.

Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда.

Обратите внимание

Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий.

Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Источник: https://psyera.ru/razvitie-kommunikacii-v-filogeneze-418.htm

Членораздельная речь: человек говорящий

Решающий шаг в переходе от обезьяны к человеку был сделан, по мнению ученых, в процессе формирования и совершенствования членораздельной речи, языка.

Способность к речи Дарвин называл «одним из главнейших отличий между человеком и низшими животными» (там же, с. 201). Понятно, что речь не только выразила коренное отличие человека от животных, но и создала, обусловила его.

Эту мысль особенно четко и определенно выразил Геккель: «Именно речь, несомненно, создала глубочайшую пропасть между человеком и животными» (90, с. 314).

Членораздельная речь, по мнению ученых второй половины XIX века, является обязательным условием функционирования сознания, необходимой предпосылкой мышления.

Мышление вообще невозможно без речи, без этого, по словам Дарвина, «дивного механизма, который обозначает различного рода предметы и свойства определенными знаками и вызывает ряд мыслей, которые никогда не могли бы родиться из одних чувственных впечатлений или, если бы даже и родились, не могли бы развиваться» (142, с. 648).

Вот почему и возникновение развитого сознания в процессе превращения обезьяны в человека стало возможным лишь на основе предшествующего формирования членораздельной речи. «Развитие ума должно было сделать значительный шаг вперед, когда благодаря прежним успехам у человека вошла в употребление речь как полуискусство и полуинстинкт» (там же, с. 243).

Высказывания ученых, подобные этому, дарвиновскому, и позволили Бюхнеру сделать вывод о том, что членораздельная речь «отличительный признак человечества, не следовавший, по мнению лучших ученых, за развитием высшей человеческой умственной деятельности и человеческой культуры, а необходимо предшествовавшей ему» (52, с. 144).

Важно

Переход животных предков человека к вертикальному положению, к прямохождению осуществлялся, по мнению некоторых ученых, раньше появления у них членораздельной речи.

Так, Геккель, выделяя основные этапы очеловечивания обезьяны, подчеркнул при этом, что «происхождение членораздельной речи и связанное с нею высшее развитие гортани надо рассматривать лишь как вторую, позднейшую и важнейшую ступень развития рода человеческого» (90, с. 314).

Отсюда следует, что, по мнению Геккеля, в процессе становления человека была особая, промежуточная ступень «бессловесный» человек, существо уже с прямой походкой человека, но еще без речи, обезьяночеловек (питекантроп), «который, правда, и не отличался по строению тела существенным образом от современных людей, однако, членораздельной речи еще не знал» (там же)*. Следовательно, говорить о нем, как о человеке уже сформировавшемся, еще нельзя. Это был человек формирующийся, уже не животное, но еще и не человек в полном смысле слова, полуживотное, получеловек, и только потому, что он не владел речью, без которой невозможно развитое сознание, невозможен разум человеческий. «Если же без речи не может быть разума, писал Бюхнер, то и первый или первобытный человек не мог быть разумным созданием или не мог быть человеком в теперешнем смысле слова, он скорее был чем-то средним между человеком и животным» (52, с. 144).

Можно развернуть эту мысль в том плане, что начальное развитие трудовой деятельности животных предков человека и связанный с ним их переход к вертикальному положению явились предпосылкой первой

* Геккель первым четко сформулировал идею обезьяночеловека. Почти одновременно с ним, годом позднее эту идею выдвинул К. Фогт. Надо, однако, отметить, что в XIX веке идея обезьяночеловека не получила широкого признания. Не поддержал ее и Дарвин.

У него обезьяна эволюционным путем постепенно превратилась сразу в человека без особого, четко очерченного промежуточного звена — обезьяночеловека.

Но каково бы ни было отношение ученых к идее обезьяночеловека, важно то, что общим для них является признание исключительно важной роли членораздельной речи в деле формирования человеческого сознания стадии очеловечивания обезьяны, становления человека, предпосылкой возникновения существа, соединяющего в себе черты обезьяны и человека.

Иначе говоря, на этом этапе человекообразная обезьяна превратилась в обезьяноподобного человека.

Читайте также:  Афтозный стоматит у детей симптомы и методы лечения этого заболевания

Последующее усложнение, совершенствование трудовой деятельности в её связи с формирующейся членораздельной речью создало условия для следующей, зрелой стадии становления человека, привело к превращению обезьяноподобного человека в человека полностью сформировавшегося, обладающего развитым сознанием, в готового человека. «Настоящие люди, писал Геккель, произошли из обезьяноподобных людей путем постепенного развития животных звуков в членораздельную речь, состоящую из слов. Рука об руку с развитием этой функции, конечно, шло и развитие её органов, именно лучшая дифференцировка гортани и мозга» (90, с. 308).

Источник: http://studik.net/chlenorazdelnaya-rech-chelovek-govoryashhij/

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества

Выделœение человека из животного мира — столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается ʼʼтворческая эволюцияʼʼ совершенно особого типа.

К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками ʼʼнедостающего звенаʼʼ в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.

Философы стремятся выявить и обрисовать сам ʼʼперерыв постепенностиʼʼ — революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.

Совет

Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие.

Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза).

Как показывают современные исследования, они представляют из себядве неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся ʼʼписаная историяʼʼ.

Важнейшая черта антропосоциогенеза — его комплексный характер.
Размещено на реф.рф
По этой причине неверно было бы утверждать, что, скажем, ʼʼсначалаʼʼ возник труд, ʼʼпотомʼʼ общество, а ʼʼеще позднееʼʼ — язык, мышление и сознание.

С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда.

При этом, соглашаясь с этим, нельзя сразу же не принять во внимание, что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слова язык — это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле — это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности.

Общество как система. Понятие общественного производства.

Представление об обществе как упорядоченном целостном, гармоничном космосœе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв.

проблема системности общества стала предметом специальных исследований, а в конце 60-х — начале 70-х гᴦ.

Обратите внимание

идеи об обществе как сложноорганизованной, самоорганизующейся системе получают рациональное обоснование в рамках такого междисциплинарного научного направления как синœергетика.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную саморазвивающуюся, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединœенных оперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества.» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/kultura/view/120043_antroposociogenez_process_istoriko_evolyucionnogo_formirovaniya_fizicheskogo_tipa_cheloveka_pervonachal_nogo_razvitiya_ego_trudovoy_deyatel_nosti_rechi_atakzhe_obschestva

Возникновение, эволюция и развитие языка

Тема 2.

Возникновение языка

Возникновение языка является важнейшей составляющей эволюции человека на пути от человекообразной обезьяны к гомо сампиенс. Без языка человека бы просто не было. Вместе с тем, возникновение языка в процессе эволюции человека остается одной из самых больших тайн науки о происхождении человека.

Существует несколько традиционных гипотез происхождения языка.

Звукоподражательная гипотеза. Согласно этой гипотезе, язык возник вследствие подражания человека различным звукам природы, крикам животных, звукам производимых самим человеком действий и т.д.

Междометная гипотеза. Эта гипотеза исходит из того, что звуковой язык возник из невольных выкриков человека в процессе трудовой деятельности, охоты, собирательства под воздействием внешних обстоятельств или внутренних состояний.

Звукосимволическая гипотеза.

Согласно данной гипотезе, в возникновении языка ведущую роль сыграл звукосимволизм – бессознательно улавливаемая людьми связь звуков с некоторыми качествами или признаками предметов.

Так, замечено, что названия маленьких предметов или понятий типа «близко», «здесь» содержат обычно звуки И, Е, а названия больших предметов и понятий типа «далеко» содержат У, О.

Гипотеза общественного договора. Эта гипотеза принадлежит Ж.Ж.Руссо – люди договорились, как будут называть предметы.

Жестовая гипотеза. Данная гипотеза исходит из того, что звуковому языку предшествовал развитый ручной язык – язык жестов, и только потом жесты стали сопровождаться звуковыми возгласами.

Трудовая гипотеза. Эта гипотеза известна как гипотеза Л.Нуаре и Ф.Энгельса и основывается на том, что первые собственно человеческие слова возникают в процессе совместной деятельности людей как обозначения трудовых процессов.

Все эти гипотезы имеют право на существование, и все они частично подтверждаются фактами языка, исследованиями антропологов, наблюдениями над становлением речи ребенка в онтогенезе. Не выдерживает критики лишь гипотеза общественного договора, так как неясно, как, не имея языка, люди могли бы договориться о своем языке.

Любопытно, однако, что все перечисленные гипотезы исходят из того, что у первобытного человека языка не было вообще, и пытаются объяснить, как язык вдруг появился.

При этом не учитывается то, что у первобытного человека уже была достаточно развитая коммуникативная система, доставшаяся ему от обезьяньих предков.

Эта коммуникативная система никуда не исчезла, как не исчез никуда мозг человекообразной обезьяны: мозг человека не возник на пустом месте, он эволюционировал из мозга человекообразной обезьяны.

Представления о коммуникативной системе человеко-образных обезьян, полученные современными антропологами и этологами, позволяют выдвинуть естественную гипотезу происхождения языка – язык сформировался из коммуникативной системы человекообразной обезьяны эволюционным путем, путем ее усложнения и развития, приспособления к растущим потребностям развивающегося человека.

Важно

Коммуникативная система человекообразной обезьяны включает жесты, мимические сигналы и звуки, многие из которых носили аффективный характер. Все эти коммуникативные средства обнаруживаются и в языке современного человека.

Кроме того, наблюдения над формированием речи у ребенка показывают, что сначала в речи ребенка преобладают жесты, мимические сигналы и аффективные вербализации, а затем постепенно они уступают место все более и более членораздельным вербализациям, а роль жестов и мимики, очень высокая на начальном этапе развития речевой способности, постепенно сокращается и занимает место, которое соответствует нормам «взрослого» языка. Жестикуляция сыграла свою роль в подготовке звукового языка; Вячеслав Всеволодович Иванов предполагает, что принципы построения последовательностей жестов рук в «языке жестов» гоминидов (семейство приматов, включающее Homo sapiens), служившие главным способом передачи сложных значений, были позднее перенесены на звуковые последовательности.

Анализируя с этой точки зрения остальные гипотезы происхождения языка, названные выше, можно констатировать, что все они не противоречат естественной гипотезе, а дополняют ее, раскрывая возможные пути развития звуковой стороны языка.

Однако все названные гипотезы тем или иным способом объясняют механизм возникновения звукового языка, объясняют пути возникновения звуковых обозначений предметов; но они не отвечают на важнейший вопрос – а почему возникает язык у человека, почему человек не удовлетворился имевшимися в его распоряжении коммуникативными средствами, а создал развитый язык с многочисленными обозначениями предметов и процессов внешнего и внутреннего мира?

Создание языка явилось следствием совершенствования трудовой деятельности человека, результатом накопления человеком знаний, следствием развития его мышления.

Лежащие в основе развития цивилизации потребности передавать и накапливать во времени растущий объем знаний, сохранять накопленный опыт производственной деятельности пришли в противоречие с возможностями наглядной передачи знаний и опыта путем демонстрации способов и приемов деятельности по принципу «от человека к человеку». Это и потребовало создания разветвленной системы знаков, которые могли бы фиксировать опыт и знания и передавать их от поколения к поколению.

С другой стороны, наблюдения за многими племенами показывают, что охоту эти племена описывают в виде пантомимы с описательной песней, причем пантомима постепенно уступает место звуковому сопровождению с повелительной интонацией, которое носит управленческий характер и исходит от лидеров и доминирующих индивидов. Усложнение регулирующих функций в обществе – вторая причина возникновения звукового языка. Решающую роль в формировании звукового языка играло, видимо, общение доминирующих особей с остальными членами сообщества — звуковые сигналы «изобретали» вожаки и доминирующие особи.

Жестовая и мимическая составляющие коммуникативной системы первобытного человека как средства коммуникации выявили свою ограниченность в процессе эволюции – они предполагают необходимость смотреть на говорящего человека, жесты отвлекают руки от труда, жесты и мимика не видны ночью, не видны за препятствием. Звуковые сигналы всех этих недостатков лишены, поэтому звуковой язык и оказался наиболее пригодным для коммуникации и начал интенсивно развиваться. Впоследствии была изобретена и письменность, что означало дальнейшее существенное совершенствование средств эффективной передачи знаний в обществе.

Процесс возникновения языка в хронологии

Процесс становления естественного звукового языка человека называют глоттогенезом.

Совет

Глоттогенез может быть представлен в виде условных этапов развития человеческого языка – условных потому, что эти этапы, как свидетельствует современная наука, часто накладываются друг на друга, что связано с особенностями развития человека – в определенные исторические периоды, к примеру, питекантроп сосуществовал с человеком умелым, а неандерталец – с кроманьонцем.

Схематически процесс глоттогенеза может быть представлен следующим образом.

1-ая стадия. Австралопитек.

Жил 3-5 миллионов лет назад- 600 тыс. лет назад. Ходил по земле, руками хватал предметы, орудий труда не изготовлял, пользовался камнями и дубинами. Мозг 420-650 см3, челюсть укорочена. Австралопитеки – еще обезьяны, последнее звено в эволюции животного мира.

Пользовался коммуникативной системой животных.

2-ая стадия. Первобытный человек

Человек умелый (homo habilis). Обнаружен Л.Лики в 1959 г. в Олдувайском ущелье в Танзании. Жил около 2 млн. лет назад. Обладал прямохождением, изготовлял орудия труда.

Питекантроп.

Жил 1,3 — 0,8 млн. лет назад. Изготовлял орудия труда, объем мозга около 900 см3 . Лоб покатый, узкий. Средняя продолжительность жизни – 20 лет.

Человек умелый и питекантроп пользовались коммуникативной системой животных. Речь нечленораздельная. Звуковых сигналов 10 -15, не больше.

Синантроп.

Жил 800 тыс. — 300 тыс. лет назад, найден в Китае. Стал обогреваться огнем.

Читайте также:  Проблемы социальной адаптации детей с сахарным диабетом и методы их решения

Гейдельбергский человек.

Жил 300-40 тыс. лет назад. Найден в Европе.

У синантропа и гейдельбергского человека, которые жили одновременно с неандер-тальцем, речь нечленораздельная, как у питекантропа. Используется коммуникативная система животных. Возможно, возрастает число звуковых сигналов.

З-ья стадия.

Неандерталец( древний человек).

Жил 500 тыс.- 40 тыс. лет назад. Крупные размеры тела, большая мышечная масса. Начал изготавливать специализированные орудия труда из кости и камня. Объем мозга 1300-1400см3 .

Источник: https://studall.org/all-95521.html

Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции

Эволюция – это процесс исторического развития органического мира. Сущность этого процесса состоит в непрерывном приспособлении живого к разнообразным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды, в возрастающем со временем усложнении организации живых существ. В ходе эволюции осуществляется преобразование одних видов в другие.

Главные в эволюционной теории – идея исторического развития от сравнительно простых форм жизни к более высокоорганизованным. Основы научной материалистической теории эволюции заложил великий английский натуралист Чарльз Дарвин.

До Дарвина в биологии в основном господствовало неправильное понятие об исторической неизменности видов, о том, что их столько, сколько создано богом.

Однако и до Дарвина наиболее проницательные биологи понимали несостоятельность религиозных воззрений на природу и некоторые из них умозрительно пришли к эволюционным представлениям.

Наиболее крупным естествоиспытателем, предшественником Ч. Дарвина был известный французский ученый Жан Батист Ламарк. В своей знаменитой книге «Философия зоологии» он доказывал изменяемость видов.

Обратите внимание

Ламарк подчеркивал, что постоянство видов – явление только кажущееся, оно связано с кратковременностью наблюдений за видами. Высшие формы жизни, по Ламарку, произошли от низших в процессе эволюции.

Эволюционное учение Ламарка не было достаточно доказательным и не получило широкого признания среди его современников. Лишь после выдающихся трудов Ч. Дарвина эволюционная идея стала общепринятой.

Современная наука обладает очень многими фактами, доказывающими существование эволюционного процесса. Это данные биохимии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики, биографии, палеонтологии и многих других дисциплин.

Эмбриологические доказательства – сходство начальных стадий эмбрионального развития животных. Изучая эмбриональный период развития у различных групп позвоночных, К. М. Бэр обнаружил сходство этих процессов у различных групп организмов, особенно на ранних стадиях развития.

Позже, основываясь на этих выводах, Э. Геккель высказывает мысль о том, что это сходство имеет эволюционное значение и на его основе формулируется «биогенетический закон» – онтогенез есть краткое отображение филогенеза.

Каждая особь в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) проходит зародышевые стадии предковых форм. Изучение только ранних стадий развития зародыша любого позвоночного не позволяет определить с точностью, к какой группе они относятся. Различия формируются на более поздних стадиях развития.

Чем ближе группы, к которым относятся исследуемые организмы, тем дольше в эмбриогенезе будут сохраняться общие черты.?

Морфологические – многие формы сочетают в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. При изучении различных групп организмов становится очевидным, что по целому ряду особенностей они в основе сходны.

Например, в основе строения конечности у всех четвероногих животных лежит пятипалая конечность.

Эта основная структура у различных видов преобразована в связи с различными условиями существования: это и конечность непарнокопытного животного, которое при ходьбе опирается всего на один палец, и ласта морского млекопитающего, и роющая конечность крота, и крыло летучей мыши.

Важно

Органы, построенные по единому плану и развивающиеся из единичных зачатков, называются гомологичными. Гомологичные органы не могут сами по себе служить доказательствами эволюции, но их наличие свидетельствует о происхождении сходных групп организмов от общего предка.

Ярким примером эволюции служит наличие рудиментарных органов и атавизмов. Рудиментарными называются органы, утратившие свою первоначальную функцию, но сохраняющиеся в организме.

Примерами рудиментов могут служить: аппендикс у человека, который у жвачных млекопитающих выполняет пищеварительную функцию; тазовые кости змей и китов, которые не выполняют у них никакой функции; копчиковые позвонки у человека, которые считаются рудиментами хвоста, имевшегося у наших далеких предков.

Атавизмами называют проявление у организмов структур и органов, характерных для предковых форм. Классическими примерами атавизмов является многососковость и хвостатость у человека.

Палеонтологические – ископаемые останки многих животных можно сравнивать между собой и обнаружить сходство. Основаны на изучении ископаемых останков организмов и сравнении с ныне живущими формами. Имеют свои преимущества и недостатки.

К преимуществам относится возможность воочию убедиться, каким образом шло изменение данной группы организмов в различные периоды. К недостаткам относится то, что палеонтологические данные являются очень неполными из-за множества причин.

К ним относятся такие, как быстрое размножение мертвых организмов животными, питающимися падалью; мягкотелые организмы крайне плохо сохраняются; и, наконец, то, что обнаруживается только небольшая часть ископаемых останков.

В виду этого, в палеонтологических данных существует множество пробелов, которые и являются основным объектом критики противников теории эволюции.

Биогеографические – распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Сравнение животного и растительного мира разных континентов, показывающие, что различия между их флорой и фауной тем больше, чем древнее и сильнее их изоляции друг от друга.

Как известно, состояние земной коры постоянно претерпевает изменения, и нынешнее положение континентов сформировалось в недавнем (геологически) времени. До этого все континенты были сближены и объединялись в один материк. Разделение материков шло постепенно, одни отделились раньше, другие позже.

Совет

Каждый новый высокоорганизованный вид стремился расселиться на максимально-возможную территорию. Отсутствие на какой-либо территории более высокоорганизованных форм указывает на то, что эта территория отделилась раньше, чем сформировались некоторые виды или же успели на нее расселиться.

Само по себе это не объясняет механизм возникновения видов, однако это указывает на то, что разные виды сформировались в различных областях и в разное время.

Современная классификация организмов была предложена Линнеем задолго до теории эволюции, предложенной Дарвином. Конечно, можно предположить, что все многообразие видов растений и животных было создано одновременно, и каждый из них был сотворен независимо друг от друга.

Однако, систематика, основываясь на морфологических сходствах организмов, объединяет их в группы.

Существование таких групп (роды, семейства, отряды) наводит на мысль о том, что каждая таксономическая группа – это результат адаптации различных видов к конкретным условиям среды.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Его основные положения и значение.
Вид, критерии вида. Популяции.

Источник: http://ebiology.ru/razvitie-evolyucionnyx-predstavlenij-dokazatelstva-evolyucii/

Этапы эволюции человека

Филогенетическое дерево человека разумного построено еще только в общих чертах. Основные этапы эволюции человека охарактеризованы в таблице:

Основные этапы эволюции человека

Антропоиды
Гоминиды
Дриопитек
Австралопитековые (австралопитек)
Человек умелый
Древнейшие люди (питекантроп, синантроп)
Древние люди (неандерталец)
Новые люди (кроманьонец, человек)
Возраст, лет
Внешний вид
Объем мозга, см3
Череп
Орудия труда
Образ жизни
18 млн 5 млн 2-3 млн 2 млн — 200 тыс 250-35 тыс 50-40 тыс
Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом; могут находиться в вертикальном положении Масса до 50 кг, рост до 150 см, руки свободны, прямохождение Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела полусогнутое Рост 155-165 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись Рост около 180 см, физический тип современного человека
550-650 750 700-1200 До 1400 Около 1400
Череп близок по строению к черепу человекообразных обезьян Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Зубы человеческого типа Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит
Манипуляция с окружающими предметами Систематическое использование естественных предметов Изготовление примитивных орудий труда Изготовление хорошо выделанных каменных орудий труда Изготовление разнообразных каменных орудий труда Изготовление сложных орудий труда и механизмов
Стадный образ жизни Стадный образ жизни, охота, собирательство Кооперирование во время охоты и групповая защита Общественный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь Коллективная деятельность, забота о ближних, развитая речь Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельского и промышленного хозяйства, техники, науки, искусства

По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются древние примитивные насекомоядные млекопитающие, давшие начало парапитекам.

Парапитеки появились около 35 млн лет назад. Это были древесные обезьяны, от которых произошли современные гиббоны, орангутаны и дриопитеки.

Дриопитеки возникли около 18 млн лет назад. Это были полудревесные, полуназемные обезьяны, которые дали начало современным гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Австралопитеки появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки. Это были высокоразвитые обезьяны, которые передвигались на двух задних конечностях в полувыпрямленном положении. Их рост составлял 120-150 см, масса тела — 20-50 кг, объем мозга — около 600 см3.

Освободившимися передними конечностями они могли брать палки, камни, другие предметы и использовать их для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Жили группами, употребляли как растительную, так и животную пищу. Австралопитеки, возможно, дали начало Человеку умелому.

Этот вопрос остается дискуссионным.

Человек умелый сформировался 2-3 млн лет назад. Морфологически он мало отличался от австралопитеков, но именно на этой стадии произошло превращение обезьяны в человека, поскольку Человек умелый изготовил первые примитивные орудий труда.

С этого момента изменились условия существования предков человека, в результате чего преимущества в выживании получили особи с признаками, способствующими прямохождению, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности мозга.

Человека умелого считают предком архантропов.

Древнейшие люди (архантропы)

К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих в одному виду — Человек прямоходящий. Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа — в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми.

Они имели рост до 160 см, объем мозга — 700-1200 см3. Они жили 2 млн — 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у Человека умелого. Считают, что у них были зачатки речи.

Они пользовались огнем, что делало пищу легче усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.

Древние люди (палеоантропы)

К ним относят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху 250-35 тыс. лет назад. Объем их мозга достигал 1400 см3. У них еще сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа.

Читайте также:  Ребёнок проглотил монету - что делать + видео

Они жили в пещерах группами по 50-100 человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т.п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Современные люди (неоантропы)

Неандертальцев сменили люди современного физического типа — кроманьонцы — первые представители вида Человек разумный. Они появились около 50-40 тыс. лет назад.

Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами.

Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высокий рост (до 180 см), большой объем головного мозга (около 1400 см3), высокий лоб, сглаженные надбровные валики, развитый подбородочный выступ. Последний указывает на развитую членораздельную речь.

Обратите внимание

Кроманьонцы строили жилища, делали одежду из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовыми общинами, приручали животных, занимались земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.

Источник: https://jbio.ru/etapy-evolyucii-cheloveka

Решу егэ

1

2

Задания Д 21 № 6102

Остаток тре­тье­го века в углу глаза че­ло­ве­ка — пример

2) ана­ло­гич­но­го органа

4) го­мо­ло­гич­но­го органа

Пояснение.

Третье веко — это рудимент. Рудимент — это орган, основное значение которого было утрачено в процессе эволюционного развития организма. Под данное понятие попадают также структуры, редуцированные и отличающиеся меньшими возможностями по сравнению с соответствующими структурами у иных организмов.

Атавизм представляет собой факт появления у конкретного вида организмов тех или иных признаков, которые были свойственны их предкам, но утрачены в процессе эволюции. Их появление связано с тем, что ДНК не теряет со временем те гены, которые ответственны за данные признаки, хотя в большинстве случаев их проявления блокируются генами–репрессорами.

Таким образом, если вдруг действие репрессора исчезает или уменьшается, атавизмы у человека и любого другого существа возникают вновь.

Аналогичные органы — органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

Гомологичные органы — органы, сходные по происхождению, строению, расположению в организме. Конечности всех наземных позвоночных гомологичны, потому что они отвечают критериям гомологичности: имеют общий план строения, занимают сходное положение среди других органов, развиваются в онтогенезе из сходных эмбриональных зачатков. Гомологичны ногти, когти, копыта.

Ответ: 1

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы

ПояснениеСпрятать пояснение · · 1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Задания Д 21 № 6130

Биологическим фактором, обес­пе­чи­ва­ю­щим раз­ви­тие мыш­ле­ния и тру­до­вой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка на ран­нем этапе эволюции, считают

1) про­грес­сив­ное раз­ви­тие мозга3) по­яв­ле­ние че­ты­рех­ка­мер­но­го сердца

4) уси­ле­ние ле­гоч­но­го дыхания

Пояснение.

Про­грес­сив­ное раз­ви­тие мозга — боль­ше объем го­лов­но­го мозга и коры боль­ших полушарий, уве­ли­чи­ва­ет­ся количество и глу­би­на борозд и извилин, силь­ное развитие по­лу­ча­ют отделы, свя­зан­ные с ло­ги­че­ским мышлением.

Ответ: 1

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

Задания Д 21 № 11474

К атавизмам человека относят появление

3) дифференцированных зубов

4) шестипалой конечности

Пояснение.

Атавизм (от лат. atavus — отдалённый предок) — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших.

Хвостовидный придаток и сплошной волосяной покров на теле человека, добавочные пары молочных желез и т. д.

Диафрагма, дифференцированные зубы — это ароморфозы млекопитающих, а вот шестипалость — доминантный признак (у большинства населения — пятипалость — рецессивные гомозиготы)

Ответ: 1

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ—2013 по биологии.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · 3 комментария · Сообщить об ошибке · Помощь

42

43

Задания Д 21 № 11624

Человек отличается от всех других животных

1) передвижением на двух конечностях2) наличием первой сигнальной системы3) наличием второй сигнальной системы

4) отсутствием хвоста

Пояснение.

Вторая сигнальная система — свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности, система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И.  П.  Павловым для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека.

Ответ: 3

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Ва­ри­ант 3.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

44

45

Задания Д 21 № 12618

Череп человека отличается от черепа человекообразных обезьян

1) наличием носовых отверстий2) увеличенным мозговым отделом

4) увеличенным лицевым отделом

Пояснение.

Отличия человека и человекообразных обезьян

Скелет:

в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой

Совет

в связи с трудовой деятельностью большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

в связи с прямохождением: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике, грудная клетка расширена в стороны

Ответ: 2

Ответ: 2

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

46

47

Задания Д 21 № 13918

Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?

1) изготовление орудий труда

4) появление диафрагмы

Пояснение.

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т. п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Сводчатая стопа сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза как приспособление к прямохождению.

А появление диафрагмы — это ароморфоз Млекопитающих.

Ответ: 3

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

48

Задания Д 21 № 14068

Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него

Обратите внимание

1) пальцы имеют ногтевые пластинки2) конечности состоят из отделов3) головной мозг имеет пять отделов

4) имеются потовые и млечные железы

Пояснение.

Млекопитающие — класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение и вскармливание детёнышей молоком.

Вспомним характерные признаки млекопитающих:

— Наличие волосяного покрова (шерсти), потовых и сальных желёз

— Наличие трёх слуховых косточек среднего уха, наружного ушного прохода и ушной раковины

— Семь позвонков в шейном отделе позвоночника

— Теплокровность

— Четырёхкамерное сердце

— Альвеолярное строение лёгких

— Дифференцированные зубы, сидящие в ячейках челюстей.

Ответ: 4

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов, 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

49

Задания Д 21 № 14118

Какой признак у человека считают атавизмом?

2) наличие аппендикса в кишечнике3) обильный волосяной покров

4) шестипалая конечность

Пояснение.

Атавизм — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших.

Обильный волосяной покров — атавизм человека.

Аппендикс – рудимент, шестипалая конечность – доминантный признак.

Хватательный рефлекс – относится к врождённым, поэтому хорошо выражен уже при рождении, а с возрастом не развивается, а как раз наоборот — ослабевает к 3-4 месяцам. Хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона — атавистические рефлексы, т. е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают.

Хорошее развитие этого рефлекса у приматов позволяет детенышам крепко держаться за материнскую шерсть в то время, когда самка передвигается.

Ответ: 3

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 2.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

50

Задания Д 21 № 14168

Какой признак у человека относят к атавизмам?

4) остаток третьего века

Пояснение.

Многососковость — дополнительные пары млечных желез —атавизм человека.

Атавизм — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших.

Аппендикс, копчик в скелете, остаток третьего века – рудименты.

Рудименты — органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Ответ: 2

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 3.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

51

Задания Д 21 № 16250

В про­цес­се эво­лю­ции че­ло­ве­ка боль­шую роль в раз­ви­тии аб­стракт­но­го мыш­ле­ния сыг­ра­ли факторы

4) биологичие

Пояснение.

В раз­ви­тии аб­стракт­но­го мыш­ле­ния сыг­ра­ли социальные фак­то­ры.

Биологические факторы (движущая сила эволюции) являются общими как для человека, так и для остальной живой природы.

К ним также причисляют естественный отбор и наследственную изменчивость.

Важно

Социальные факторы антропогенеза. Под данными факторами подразумеваются общественный способ жизни, труд, речь и развитое сознание.

Самостоятельно изготовить орудие труда может только человек.

Ответ: 1

Раздел: Основы эволюционного учения

Источник: ЕГЭ по биологии 12.06.2013. Вторая волна. Вариант 1.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · Сообщить об ошибке · Помощь

52

Задания Д 21 № 16807

Череп человека, в от­ли­чие от че­ре­па че­ло­ве­ко­об­раз­ной обезьяны, имеет

2) диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные зубы3) под­бо­ро­доч­ный выступ

4) но­со­вые кости

Пояснение.

Череп че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от че­ре­па че­ло­ве­ко­об­раз­ной обе­зья­ны, имеет под­бо­ро­доч­ный вы­ступ

Примечание.

Отличия че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обезьян

Скелет:

а) В связи с боль­шим объемом мозга моз­го­вая часть че­ре­па больше лицевой.

б) В связи с речью раз­вит подбородок.

в) В связи с прямохождением: мас­сив­ные кости ниж­них конечностей, свод­ча­тая стопа, ча­ше­об­раз­ный таз, S-образный позвоночник, груд­ная клетка рас­ши­ре­на в стороны.

г) В связи с тру­до­вой деятельностью боль­шой палец кисти про­ти­во­по­став­лен остальным и хо­ро­шо развит.

Ответ: 3

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 4.

Важно

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.5 Происхождение человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

ПояснениеСпрятать пояснение · · 1 комментарий · Сообщить об ошибке · Помощь

53

54

Источник: https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=61

Ссылка на основную публикацию