Важное в развитии и здоровье ребенка

Крепкое здоровье и правильное развитие ребенка в современных условиях

Правильное воспитание и развитие ребёнка — здорового и полноценного — задача, решить которую по силам лишь терпеливым и любящим родителям. Взрослые, которые хотят видеть своих детей в будущем умными, талантливыми и всесторонне развитыми людьми, должны начинать работать над этим с первых дней появления новорождённого на свет.

Современные родители имеют право выбирать из методик воспитания самые прогрессивные, а могут, наоборот, следуя заветам бабушек, растить малыша по консервативным, проверенным временем, правилам.

Однако лучший вариант находится, как всегда, где-то посередине. Не стоит пренебрегать опытом предыдущих поколений, но нельзя игнорировать современные тенденции в педагогике и психологии. Нынешним родителям необходимо, прежде всего, учиться, а учиться хорошему и полезному никогда не поздно.

Воспитание детей

Семейное воспитание

Основы человеческого характера, так же как основы здоровья человека закладываются в самом раннем возрасте и закладываются именно в семье. С семьи начинается человек, а каким будет его начало, таким станет и продолжение.

В семьях, где царит атмосфера тепла и любви, где все делятся друг с другом своими чувствами, где живёт согласие, а родители уважают друг друга, дети растут гармоничными и здоровыми, так как основа всякого физического здоровья — это внутреннее равновесие.

Такая семья превращается для ребёнка в целый мир, отражающий жизнь во всём её многообразии. Воспитание детей может осуществляться самыми разными методами, однако необходимо придерживаться некоторых простых общечеловеческих правил:

  • уважайте личность малыша, не требуйте от него слепого подчинения: старайтесь делать так, чтобы понимание им простых истин происходило как бы само собой;
  • никогда не унижайте своего ребёнка, не наказывайте его физически, удалите из своего диалога с ним крики, команды, угрозы и оскорбления;
  • супругам никогда не нужно выяснять при ребёнке отношения друг с другом, особенно на повышенных тонах;
  • не высказывайте при детях огульных, отрицательных мнений об окружающих людях;
  • не старайтесь контролировать ребёнка 24 часа в сутки: если он чем-то занят, не вмешивайтесь в его дела, пока он вас сам об этом не попросит;
  • помните, что являетесь объектом подражания для ребёнка: он перенимает от вас всё хорошее и плохое;
  • выработайте в семье «единство требований»: нельзя, чтобы мама что-то запрещала, а папа в её отсутствие это разрешал — «нельзя», это значит «нельзя ни при каких обстоятельствах».

Воспитание и развитие ребёнка в детском саду и школе

С 3 до 7 лет развитие ребёнка включает в себя сложнейшие психологические процессы — такие как мышление, речь, восприятие окружающего мира, память. На данном этапе очень важно предоставить малышу возможность всеобъемлющего познания действительности вообще, и социума, как неотъемлемой части этой действительности в частности.

Общество, в котором вашему малышу предстоит жить, впервые предстаёт перед ним в виде группы его детского сада.

Обратите внимание

 Воспитание детей в дошкольных учреждениях должно быть направлено на обучение их жизни в социуме и правилам взаимодействия с его участниками.

Грамотное поведения педагогического персонала детского сада состоит в контролировании и разумном руководстве процессом адаптации и подготовке малыша к дальнейшей жизни в коллективе.

Крепкое здоровье

Здоровье детей — это ценность, которую родители должны взращивать и оберегать. Здоровье ребёнка зависит, конечно, от врачей-педиатров, посещения поликлиник и вовремя сделанных прививок, но ещё в большей степени оно зависит от родителей.

Разумные, вменяемые родители вполне могут развивать своё дитя так, чтобы оно меньше болело, а если болело, то быстро выздоравливало.

Счастливый ребёнок — это, прежде всего, здоровый ребёнок, и никакие учебные методики не могут заменить полноценного физического развития. Основы этого развития должны закладываться с первых дней жизни малыша, и заключаются они в непротивлении законам природы и здравого смысла.

Большинство детей рождается на свет защищёнными от неблагоприятных воздействий и подготовленными к изменениям условий окружающей среды. Задача родителей — не позволить, чтобы врождённое здоровье ребёнка было им утрачено.

Физическое воспитание детей не должно отставать от умственного воспитания: помните, что здоровое тело имеет здоровый дух.

Своевременное лечение

Лечение детей — это задача педиатров, но поддержание здоровья детей на таком уровне, чтобы этого лечения было как можно меньше, это цель пап и мам.

Другими словами, если в первые месяцы жизни ребёнка вы создаёте ему комфортные «тепличные» условия, то в дальнейшей жизни ему без таких условий будет очень проблематично существовать. Вывод — условия физического развития ребёнка с первых месяцев жизни должны быть близки к естественным: не стоит бояться (в разумных пределах, конечно) свежего воздуха и перепадов температур.

Важно

Начиная закаливание детей как можно раньше, вы создадите все предпосылки для того, чтобы в будущем ваши чада могли противостоять простудам и легче справляться с инфекционными заболеваниями.

Лечение тела малыша, осуществляемое врачами с помощью лекарств и родителями с помощью проверенных народных методов, будет неполным без врачевания детской души, которое достигается верой в Бога и следованием общечеловеческим заповедям. Только в этом случае развитие ребёнка будет происходить в гармонии и радости.

Правильное питание

Ещё один важнейший пункт развития, влияющий как на здоровье ребёнка, так и на многое другое, включая его характер и интеллект — это питание, которое в жизни малышей играет не меньшую роль, чем воспитание. Главное правило этого пункта звучит так: питание ребёнка не должно становиться смыслом жизни родителей.

К питанию детей надо подходить с позиций естественности. В организме здорового человека изначально заложены все физиологические потребности, регулирующие как аппетит, так и количество потребляемой пищи.

Аппетит является эквивалентом растраченной энергии: если малыш целый день подвижен, играет на свежем воздухе, у него возникают соответствующие потребности к количеству еды.

Если же он проводит дни, лёжа перед телевизором, потребности в восполнении энергии у него будут несоизмеримо меньше.

В питании детей есть основные правила, придерживаясь которых, родителя сохранят здоровье малыша и свои нервы:

  • никакого кормления по часам: время приёма пищи определяется аппетитом ребёнка;
  • никакого насильственного кормления;
  • препятствуйте привередливости малыша в потреблении пищи: если еда, которую вы готовите, здоровая и полноценная, ребёнок должен есть то, что ему дают, а не то, что ему хочется в данную минуту;
  • кормите ребёнка чаще, но небольшими порциями;
  • пища должна быть легкоусвояемой, нежирной, тёплой (но не горячей), жидкой;
  • снижение аппетита ребёнка во время болезней — явление естественное: чем больше во время болезни вы будете ребёнка кормить, тем дольше и тяжелее будет длиться заболевание;

Духовное и нравственное развитие

Время от 0 до 5 самое главное в жизни ребёнка — в этот период формируется не только его характер, но основы его духовности и нравственности.

Ребёнок, который способен правильно понять другого человека — его чувства, эмоции, мысли, для которого понятия дружбы, справедливости, любви — не пустой звук, гораздо спокойнее переносит сложные жизненные ситуации и устойчив к негативному воздействию извне.

В младшем возрасте основой нравственного воспитания личности малыша являются его эмоциональная отзывчивость, врождённая способность к сопереживанию.

Совет

Нравственное воспитание детей напрямую зависит от среды, в которой ребёнок живёт и развивается: способы поведения в семье усваиваются малышом, как общепринятые нормы.

Если на этом этапе родителями допускаются какие-то ошибки нравственного и духовного плана, переучивать сына или дочь позже, в детском саду и школе, будет гораздо сложней.

Стратегия воспитания нравственности должна быть направлена не только на усвоение правил, принятых обществом, но и на формирование чувства единства малыша со своими сверстниками, развитие положительного отношения ко всем людям в целом.

Ответы на волнующие вопросы о здоровье ребенке, советы по их воспитанию, рекомендации о физическом и духовном развитии малыша Вы сможете найти на нашем сайте. Мы подскажем, как лучше поступить в сложившейся ситуации, если Вы в недоумении. Наш сайт поможет найти ответ практически на любой вопрос о детях. Спрашивайте, и получите советы для того, чтобы ваш РЕБЕНОК был ЗДОРОВ!

Источник: http://RebenokZdorov.com/

Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.
Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Введение

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.

Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.

Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.

Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.

В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!

Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».

Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.

К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.

Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития.

Обратите внимание

И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить.

Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.

В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.

Первый месяц

Первая неделя

Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома). Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу.

Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть.

Читайте также:  Какую пустышку лучше выбрать для новорожденного, виды сосок, общие рекомендации по выбору латексных и силиконовых

Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.

Это важно!

Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы.

Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской.

Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.

Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.

Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.

Важно

Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью.

Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира.

Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.

Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.

Что уже умеет малыш

Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.

Стоит учесть

С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.

Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Этопоисковый рефлекс .

Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это –хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.

Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это –рефлексы опоры и автоматической походки .

Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.

Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.

Совет

Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.

Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.

Взвешиваемся, измеряемся

Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Рост – 50–51 см.

Вес – 3,3–3,5 кг.

Окружность головы – 35–36 см.

Окружность груди – 33–34 см.

Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.

Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением.

Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).

Вторая неделя

Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.

Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо.

Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают.

Обратите внимание

Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.

Внимание!

Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.

Источник: https://azbyka.ru/deti/pervy-j-god-zhizni-malysha-52-samy-e-vazhny-e-nedeli-dlya-razvitiya-rebenka-elena-sosoreva

Консультация на тему: Физическое и психическое развитие — важные составляющие здоровья воспитанников

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – ВАЖНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

Подготовила: Звягина М. А.

воспитатель

    МКДОУ «Детский сад «Сказка»

Сухиничи, 2017 г.

         От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, здоровым, крепким — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней.

Из этого следовало, что здоровьем  должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться.

Именно поэтому в ФГОС ДО, одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Что же представляет понятие «Здоровье»? Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Важно

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их психического и физического здоровья.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика эмоционального неблагополучия.

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление.

Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства.

Именно в дошкольном возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем.

В этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Идея здоровьесбережения, усвоения детьми ценностей и норм здорового образа жизни должна быть определяющей в физкультурно-оздоровительной работе любого ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная работа является одним из основных направлений работы дошкольного учреждения. Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени.

Совет

Главное — помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Сохранение и укрепление здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.

2. Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников.

Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия.

Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития.

Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

Обратите внимание

Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.

4. Речь. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с легкой истощаемостью и повышенной ранимостью.

Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытать серьезные психические нагрузки.

Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

Читайте также:  Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, как научить этому малыша и какие могут возникать проблемы

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Для укрепления физического и психического здоровья детей мы используем следующие формы работы с детьми:

  • Соблюдение всех режимных моментов;
  • Занятия по физической культуре;
  • Утренняя гимнастика;
  • Беседы и игры о здоровом образе жизни; расширение знаний о возможностях здорового человека;
  • Двигательная деятельность на прогулке;
  • Гимнастика после сна;
  • Самостоятельная двигательная активность детей;
  • Физкультурные праздники и досуги;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Физкультминутки;
  • Формирование культурно – гигиенических навыков;
  • Закаливание;
  • Последовательное чередование умственной и двигательной активности детей;

В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду.

Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Важно

Большая работа проводится по вовлечению родителей в совместную работу. Педагоги и специалисты нашего сада организуют:

Консультация «Советы для родителей и их подвижного ребенка»

Семинар – практикум «Что Вы знаете о здоровом образе жизни»

Круглый стол «Зарядка, которую хочется делать»

Родительское собрание «Растим детей здоровыми»

Дни открытых дверей, открытые просмотры оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Оформление папок, ширм: «Здоровье детей в наших руках», «Здоровье детей»

Оформление информационного стенда «Здоровый ребенок — в здоровой семье»

Оформление фото – стенда «Здоровые дети – счастливые дети»

Соревнования «Малые спортивные игры»

Конкурс стенгазет «….»

Развлечение «День здоровья»

Спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества.

И т. д.

Все мы, взрослые, и педагоги, и родители, хотим видеть детей здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо физически развитыми. И мы совместно готовы прикладывать усилия для его претворения в жизнь. Это, конечно, хорошо, но, главное – за всем этим не забыть: прежде всего дети должны расти счастливыми.

Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности. Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье – это дар, оно дается один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/13/fizicheskoe-i-psihicheskoe-razvitie-vazhnye

Основные показатели здоровья детей и подростков

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов. Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность.

Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Совет
Обратите внимание

[/su_box]

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Совет
Обратите внимание

[/su_box]

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения.

Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка.

Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Совет
Обратите внимание

[/su_box]

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки.

Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма.

Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах.

Важно

Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний.

Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления.

Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

Совет

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 21 263 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=6197

11 ВАЖНЫХ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Предлагаем вам статью доктора Стивена Коуэна, врача-педиатра с 25-летним стажем, которая поможет вам совершенно иначе взглянуть на общую картину здоровья детей.

 РОСТ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — НЕ СОРЕВНОВАНИЕ

В наши дни многие родители хотят, чтобы их дети выросли как можно быстрее. Но живя в современном пост-индустриальном мире, помешанном на скорости и эффективности, мы начинаем забывать, что жизнь во многом похожа на созревание плодов.

Чтобы плод был сочным, спелым, и во всех смыслах этого слова превосходным, у дерева, на котором он растет, должны быть крепкие, глубокие корни, и вдоволь питательных веществ.

И потому старайтесь обращать больше внимания на почву, питающую жизнь вашего ребенка: ходите с ним на прогулки, принимайте вместе с ним пищу, играйте с ним… а если он уже достаточно взрослый, расскажите о том, каким было ваше детство.

 СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ, КАК НИЧТО ИНОЕ, СПОСОБСТВУЮТ СЧАСТЛИВОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Читайте также:  Гексорал для детей: показания и инструкция по применению

Да, для их создания вам потребуется много времени и настойчивости. Но результат того более чем стоит. Семейные традиции часто становятся почти что священными, и по праву, так как они способствуют именно тому общению и времяпровождению, которые укрепляют семейные узы любви и привязанности. А уж они, в свою очередь, останутся с вашим ребенком всю его жизнь, оградив его от многих невзгод.

 НАША ЖИЗНЬ ИДЕТ ПО СПИРАЛИ

У жизни каждого ребенка свой ритм и такт — порою быстрый и громкий, иногда медленный и тихий. И так же, как каждая весна приносит нам обновленное чувство ценности нашей жизни, каждый новый жизненный этап несет ребенку новые открытия и чудеса.

Ведь обучение чему-то новому — далеко не только лишь процесс накопления информации. Это процесс ее переосмысления, процесс превращения наших знаний в нечто новое, и порою чтобы взглянуть на что-то свежими глазами, мы должны об этом забыть.

Обратите внимание

Именно поэтому некоторым детям порою нужно слегка отойти назад, чтобы совершить огромный скачок вперед.

Наша жизнь идет по спирали, и это прежде всего значит, что у нас есть больше одного шанса чему-то научиться. С каждым новым жизненным этапом мы сталкиваемся с теми же уроками в новых обличьях — вновь и вновь. И потому будьте снисходительны к вашим детям, не настаивая на том, чтобы они непременно все «делали правильно» с первого раза.

 ПООЩРЕНИЕ — НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ВСЕПРОЩЕНИЕ

Мы растим детей, а не маленьких принцев и принцесс. Принцам вообще непросто жить в современном обществе. Недавние исследования показали, что вседозволенность не только не идет вашим детям на пользу, но и ослабляет их самодостаточность, а также лишает их мотивации и стремления к успеху.

Поощрять ваших детей — значит наделять их силами и желанием что-то делать самостоятельно, а не делать все за них. Окружите их вашей поддержкой, открывающей для них пути развития, но не толкающей на один из них.

Искренняя, безраздельная любовь — именно то, что дает вашему ребенку желание рисковать, экспериментировать, и даже ошибаться, зная, что вы не поставите ошибку ему в вину.

Порою поощрять ребенка — значит немного отступить в сторону, будучи всегда готовыми подать ему руку помощи, но веря, что он может справиться сам.

Поощрение может привести к чем-то великому, и часто приводит. Всепрощение же, напротив, раздувает чувство собственной важности ребенка, одновременно лишая его решимости и желания преодолевать препятствия в тех случаях, когда он сразу не получает желаемого. Всепрощение ведет к мелочности мышления и поступков.

 ВАШ ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ НА ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ — ВАШ СОБСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК

Если вы хотите достичь просветления, вовсе необязательно удаляться для этого в удаленный ашрам. Ваш маленький мудрец-наставник уже рядом с вами, и он готов делиться с вами своею мудростью совершенно бесплатно!

Важно

В раннем детстве наши дети следят за каждым нашим движением. Пытаясь понять этот непонятный и безумный мир, они изучают нас, и наши недостатки — а после играют на них так, как это умеют делать лишь маленькие дети. И когда ребенок в очередной раз доводит вас до белого каления, помните — истоки вашего гнева кроются не в душе ребенка, а в вашей.

Так что постарайтесь успокоиться, подумать, и понять, чему ваш ребенок пытается вас научить. Один из секретов успешных родителей — желание ради любви к собственным детям изменить себя самих.

И когда вы стремитесь понять, на каких кнопках вашей души играет ребенок, тем самым вы сознательно хотите сделать лучше как вашу собственную жизнь, так и жизнь вашего ребенка.

 СИМПТОМ — СПОСОБ НАШЕГО ТЕЛА СКАЗАТЬ НАМ, ЧТО НУЖНО ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ

Хороший доктор, столкнувшись с симптомом, не стремится его подавить — вместо этого он спрашивает у него, что он означает.

Наше тело довольно умно, и о многом нам может поведать — если мы не купимся на убеждения фармацевтических компаний, говорящих нам, что симптомы — это что-то плохое, нуждающееся в подавлении.

Изрядная часть моего обучения медицине заключалась именно в том, как избавляться от симптомов, будто проблема в них (это все равно, что просить тело заткнуться — и столь же грубо). В этом-то и проблема. Мы не доверяем разуму нашего тела. Мы слишком много обо всем думаем, и боимся чувствовать наше тело.

Но дети научили меня тому, что один симптом, вроде жара — вовсе не проблема. То, что его вызывает, может быть проблемой, а может и не быть, но сам жар — всего лишь способ тела сказать нам, что оно пытается справиться с происходящим.

Взять, к примеру, ребенка с жаром.

Какие еще у него симптомы? Если ему все еще хочется бегать и играть, к чему пытаться сбить жар? Ведь это всего лишь значит, что его тело нуждается в дополнительном тепле для мобилизации иммунной системы.

Совет

Так помогите же ему в этом — давайте ребенку побольше теплой, но ни в коем случае не холодной жидкости, чтобы избежать обезвоживания, и питательной пищи, чтобы подбросить больше «дров» в костер тела.

 БУДЬТЕ ГОТОВЫ

Этот старый девиз из организации бой-скаутов остался со мною всю мою жизнь. Это состояние готовности, питаемое уверенностью, но не страхом.

Сейчас я вместо медицины предотвращения практикую то, что называю «медициной готовности». Я не считаю, что заболевший в чем-то виноват. Быть здоровым — не значит никогда не болеть.

Жизнь — это бесконечная череда взлетов и падений, в особенности — жизнь детей. И чтобы иммунная система ребенка стала по-настоящему сильной, она должна научиться и как болеть, и как выздоравливать.

Слишком сильно оберегая детей от болезней, мы лишаем их умения выздоравливать.

Вместо того, чтобы жить в постоянном страхе болезни, будьте готовы в случае чего помочь ему выздороветь, обеспечив его усиленным питанием, пробиотиками, достаточным отдыхом и нагрузками. И самое главное, вместо того, чтобы печалиться, когда ваш ребенок болеет, радуйтесь, когда он выздоравливает.

 ИСЦЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ

Большая часть практикуемой мною альтернативной медицины отнюдь не действует мгновенно. Мы пристрастились к быстрому исцелению потому, что у нас нет времени на то, чтобы болеть. Во время моего обучения медицине мне порою казалось, что из меня готовят пожарного в белом халате, обученного как можно быстрее заливать огонь болезней.

Да, некоторые болезни сравнимы с пожаром, и чтобы их загасить, нужны сильные и действенные лекарства, но большая часть проблем со здоровьем детей к ним уж никак не относится. В этих случаях для исцеления мало сильнодействующих лекарств — и оно занимает должное время.

Да, необходимость отпрашиваться с работы только потому, что вашего ребенка отправили из школы домой с насморком, добавляет стресса в наши и без того полные им жизни.

Обратите внимание

Но именно дети научили меня тому, что у исцеления, как и у наших жизней, есть определенные стадии, через которые не стоит пытаться перепрыгнуть.

Когда мы не даем телу самому восстановиться после болезни, мы лишаем его возможности научиться тому, что нужно для создания стойкого и долговечного здоровья. Но если мы позволяем телу оправиться после болезни, болезнь становится для него не просто чем-то, что надо пережить, но и временем открытий. И это помогает нам понять, что здоровье и болезнь — всего лишь две стороны одной монеты.

 УМЕНИЕ ЖИТЬ — ЭТО УМЕНИЕ ОТПУСКАТЬ

С каждым мигом нашей жизни в нее входит что-то новое, и уходит что-то старое. Умейте отпускать. Хорошие вещи, пережившие время своей пользы и красоты, становятся чем-то иным.

Так же, как весна становится летом, а лето — осенью, каждая из стадий развития вашего ребенка сменяется новой, а старая уходит безвозвратно. От ползанья он переходит к хождению. От угуканья — к речи. Детство сменяется подростковым периодом. Вдохнув, вы не можете не выдохнуть.

А все съеденное рано или поздно покинет наш организм.
Каждый сезон, каждую стадию, каждую крохотную частичку нашей жизни мы учимся уметь отпускать. Это позволяет нам избавляться от того, что нам не нужно, чтобы освободить в нашей жизни место для новой информации и впечатлений.

Да, отпускать — не так-то просто, именно поэтому каждый ребенок делает это по-своему, и в свой черед. Природа любит разнообразие, и ваш ребенок уникален. Цените это.

Пожалуй, один из самых неожиданных и важных способов, которым дети учат меня уметь отпускать — их игры. Ведь любая игра — это прежде всего «отпущенные» сдерживающие факторы. Игра освобождает нас, и помогает нам относиться к самим себе не так серьезно.

 ДОВЕРЯЙТЕ СЕБЕ. ВЫ ЗНАЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ЛУЧШЕ, ЧЕМ КТО-ЛИБО ЕЩЕ

Самое важное, чему я могу научить новых родителей — умение доверять самим себе. Нет чуда сокровеннее и величественнее, чем явление в этот мир новой жизни. Нам кажется, что мы знаем о ней все, что нужно — и тем не менее мы чувствуем себя так, будто мы не знаем ничего.

Важно

Но дети научили меня тому, что это состояние, в котором мы одновременно знаем и все, и ничего — отличная возможность развить нашу силу интуиции.
Хорошие родители начинают с того, что открывают своему ребенку сердце, и вслушиваются в его жизнь без страха или паники.

Исследования показывают, что в области определения проблем с ребенком интуиция матери может обставить во много крат любые лабораторные исследования. К сожалению, наша нынешняя жизнь настолько переполнена пугающей нас информацией, что она мешает нам пользоваться интуицией.

Подумайте хотя бы о докторах, ведущих себя так, будто они знают ваших детей лучше, чем вы сами!

Вслушивайтесь в вашего ребенка. Смотрите ему в глаза. Попытайтесь почувствовать, что это такое — находиться в этом мире в полном сознании до обретения языка, не зная о всех тех ярлыках, пугающих нас, и разделяющих нам мир на хорошее и плохое, доброе и злое. У младенцев нет врагов. Они зрят в корень.

Они обладают тем, что дзен-буддисты называют «разумом начинающего». Приглядитесь к тому, как ваш ребенок дышит всем телом — и вы поразитесь тому, насколько это сходно с дыханием из практик Цигун. Попробуйте на мгновение прервать поток ваших мыслей, и просто вздохнуть, подражая ему.

Возможно, именно так вы найдете так долго ускользавшие от вас ответы.

 ПОСТАРАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ ВСЮ ПРОБЛЕМУ ЦЕЛИКОМ (ПОТОМУ ЧТО МЫ СЛИШКОМ ЛЕГКО ПОПАДАЕМ В ЛОВУШКУ

Мне довелось увидеть тысячи детей, мало-помалу становящихся взрослыми, и я понял, что то, что для четырехмесячного младенца или четырнадцатилетнего подростка кажется больше самой жизни, на деле оказывается не более чем маленьким ухабом на жизненном пути. Именно дети научили меня смотреть на жизнь в целом, а не на тот крохотный отрезок, что разворачивается перед нами сейчас.

И поверьте, стоит нам отойти чуть назад и окинуть наши жизни оценивающим взглядом, как мы понимаем, что те мудрость и сочувствие, которые мы так долго искали, все это время уже были с нами.

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/11-vazhnyx-principov-zdorovya-detej

Ссылка на основную публикацию