Физическое развитие маленького ребенка в течение первого полугода жизни

Воспитание и развитие детей первого полугодия жизни

1   0   739

Примерно со второй-третьей недели жизни младенец начинает фиксировать взглядом яркие предметы, лицо взрослого, реагировать и на слуховые воздействия.

К концу первого месяца жизни он сосредотачивает внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему.

Появление этих способностей свидетельствует о том, что период новорожденности завершился и контакт «ребенок — взрослый» установлен.

Обратите внимание

В процессе общения со взрослыми малыш получает все необходимые ему условия для развития слуховых и зрительных действий, что способствует активизации всех психических процессов. Таким образом создаются отличные условия для развития всех видов деятельности.

На этапе новорожденности важным является доброжелательное отношение к ребенку. Обязательно  говорите ему ласковые слова, обращайтесь к нему  по имени. Наши прабабушки прекрасно это понимали и умели наполнять жизнь малыша светом и лаской.

Им была дана наука пестования. Различные народные поговорки, балагурство, песенно-игровые приемы не утратили своей значимости и в наше время. Здесь следует заметить, что малыш должен находиться в тесном контакте с матерью.

Это важно как для малыша, так и для ее самой.

Уже в первые часы после рождения начинают устанавливаться механизмы их совместного взаимодействия на физиологическом и психологическом уровне, который индивидуален для каждой пары «мать-ребенок».

В первом полугодии жизни ребенка ситуативно-личностное общение выступает как ведущая деятельность на этом возрастном этапе.

В процессе его, как и в период новорожденности, следует использовать такие действия, которые выражают доброжелательность и легко им воспринимаются: физические соприкосновения, разговор ласковой интонацией, воспроизведение звуков из репертуара младенца, сопровождение всех действий с малышом приветливой улыбкой, контакт взглядов.

С третьего месяца жизни главным средством общения является комплекс оживления. Это и улыбка, и разнообразные звуки, а немного позже — смех. В этот период закладывается привязанность малыша к тем людям, которые его окружают — матери, другим значимым взрослым.

К четырем-пяти месяцам у ребенка появляется доброжелательное отношении к окружающим людям, жизнерадостность, настойчивость в своих желаниях.

Важно

В первом полугодии жизни ребенок начинает проявлять интерес к различным предметам. Сперва это проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем младенцы учатся рассматривать и следить за движениями предметов.

Зрение — это основной источник получения информации для малыша. Рука же, подключается несколько позже.

В три-четыре месяца наблюдаются ощупывающие движения. Позже ребенок научится совмещать зрение и движения руки. Если подвесить игрушки в зоне досягаемости его рук, то постепенно малыш будет дотягиваться до них.

В первые месяцы жизни малыша полезно подносить его к зеркалу. Он уже рассматривает себя и улыбается своему отражению.

В процессе общения у ребенка складывается образ себя и других людей. К концу первого месяца новорожденные начинают проявлять большой интерес ко взрослому.

В три-четыре месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с большим вниманием и интересом, а ближе к полугоду отношение младенца к людям уже различное. Отношение детей к незнакомым людям выражается в настороженности, вниманию, а порой и смущению.

Образ взрослого формируется под влиянием общения с ним. Чем разнообразнее общение, тем содержательнее представление о взрослом.

В первом полугодии жизни важно давать ему игрушки, давать возможность рассматривать их, обследовать с помощью рта

Р. Косенюк

Источник: https://vscolu.ru/articles/vospitanie-i-razvitie-detej-pervogo-polugodiya-zhizni.html

Физическое развитие ребенка

Первое, что всегда бросается в глаза, как у взрослых, так и у детей, — это физическое развитие.

Существуют определенные ориентиры и нормы, согласно которым врачи могут оценить, правильно ли развивается карапуз, отстает ли в физическом развитии от своих сверстников или опережает их.

В данной статье коротко представлена основная информация, которая касается развития детей от рождения и до 7 лет.

Фото pixabay.com

Развитие ребенка первого года жизни

Новорожденный карапуз не может еще контролировать свое тело, именно поэтому его движения хаотичны и нескоординированы. Но уже совсем скоро младенец начинает на несколько секунд приподнимать голову и удерживать ее.

  • К месяцу малыш может недолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике опираться на ручки и поднимать ее вверх.
  • К трем месяцам кроха уже уверенно держит голову и поворачивает ее. Также в этом возрасте чадо начинает хватать игрушки ручками, а также может пробовать поворачиваться со спинки на живот.
  • К шести месяцам карапуз умеет поворачиваться со спинки на животик и обратно, и даже подниматься на ручках и ножках, становясь на четвереньки. Кроха старается дотянуться к интересующим его предметам и берет их в ручки. Может играть своими ножками, поднимая их вверх.

Очень многому малыш научился за первые полгода своей жизни, но еще больше умений он приобретает во втором полугодии.

  • В шесть месяцев карапуз начинает самостоятельно сидеть, а ближе к семи он уже может ползать. У каждого крохи это получается по-своему, один прыгает, как лягушонок, а другой подтягивается на ручках, но главное что все карапузы уже могут самостоятельно перемещаться таким образом.
  • После семи месяцев маленький непоседа начинает вставать, держась за опору, которой может быть край его кроватки, ведь ему так интересно наблюдать за родителями.
  • К году малыш уже может уверенно стоять и даже начинает делать свои первые самостоятельные шаги.

Что касается роста и веса малыша, то основными ориентирами здесь могут послужить следующие показатели:

  • к шести месяцам масса тела крохи обычно удваивается в сравнении с массой при рождении и составляет 6000-6500 г;
  • к году же она утраивается, по сравнению с первоначальными показателями и обычно достигает 10-10,5 кг.

Рост малыша изменяется не так интенсивно, но ориентирами здесь могут служить следующие данные:

  1. За первые три месяца жизни младенец вытягивается в среднем на 9 см.
  2. Во вторые три месяца длина его тела увеличивается еще на 7-8 см.
  3. В третьем квартале жизни крохи она растет менее интенсивно, в среднем на 1,5-2 см в месяц.
  4. И за последний квартал кроха вытягивается на 1 см в месяц.

информацияТаким образом, за год малыш вырастает на 23-26 см.

Развитие детей от 1 года до 2 лет

После года физическое развитие детей происходит также интенсивно, но в это время не так часто проявляются новые умения. Теперь кроха старается и оттачивает те навыки, которые он приобрел за такой насыщенный первый год своей жизни.

На втором году жизни малыш уже не растет так интенсивно, и скорость прибавки в массе тела также снижается. Ведь теперь карапуз такой непоседливый и постоянно куда-то бежит, ползет и карабкается.

Так, за второй год жизни ребенок:

  • прибавляет в массе тела 2,5-3,5 кг;
  • вырастает на 8-10 см.

Такие показатели, конечно, не могут быть точными, ведь каждый карапуз развивается по индивидуальному графику, поэтому они служат лишь ориентирами для родителей и специалистов.

На втором году жизни ребенок уже значительно больше бодрствует, но дневной сон должен обязательно присутствовать в его распорядке дня. Это могут быть два небольших перерыва в его активности (1-1,5 часа) или один продолжительный дневной сон, длительностью 2,5-3 часа.

Физическое развитие детей третьего года жизни

Как и прежде, основными показателями, которые оценивают доктора, для того чтобы судить о физическом развитии карапуза, являются рост и вес.

информацияНа третий год жизни малыш продолжает расти, но темпы его роста снова несколько снижаются. Самые активно растущие детки к трем годам могут достичь 100 см в росте. Так их длина тела удваивается по сравнению с показателями при рождении. Основная же масса детей достигает этого показателя к четырем годам.

Чтобы определить, какой должна быть масса на третьем году жизни, можно воспользоваться формулой:

М=10 + 2n,

где n – это возраст ребенка в годах.

Эта формула корректна для детей от года и до десяти лет.

Фото pixabay.com

После двух лет детям, как правило, достаточно одного дневного сна, продолжительность которого 2-2,5 часа. Это, конечно, при условии, что карапуз имеет установленный распорядок дня, просыпается и засыпает в определенное время. Только в этом случае, выработав такой график, вы избавите себя и кроху от мучения, которое доставляют его вечерние капризы, когда он устает.

Развитие от трех до четырех лет

Самый стабильный показатель физического развития — это рост ребенка. За четвертый год жизни детки вырастают на 6 см. К этому времени рост ребенка удваивается, по сравнению с показателями роста при рождении, и достигает 100 см.

В свою очередь, вес карапуза более лабилен и зависит от многих внешних и внутренних факторов, таких как:

  • характер питания;
  • тип конституции;
  • наследственность;
  • подвижность ребенка.

информацияОриентиром для определения средних показателей массы тела служит формула, представленная в предыдущем разделе текста. В среднем дети в период от трех до четырех лет прибавляют еще два килограмма, и достигают веса 16 кг.

Режим дня для такого возраста пока остается неизменным. Ночной сон трехлетнего крохи должен длиться не менее 10-11 часов, а дневной — 1,5-2 часа.

Развитие детей от четырех до пяти лет

Рост мальчиков 4-5 лет составляет 99-109 см, вес — 14,5-18,5 кг. У девочек эти показатели несколько отличаются. Девочки в 4 года будут весить 13,9-18,2 кг, длина тела достигнет 98-109 см, а окружность грудной клетки — 49,3-54 см.

Привлекает внимание разница в пропорциях тела у детей разных полов. Телосложение девочек, как правило, более пропорционально, они в этом возрасте выглядят будто куколки, в то время как мальчики могут показаться нескладными. Пусть это не пугает родителей, это нормальное явление для такого возраста.

дополнительноКак правило, к четырем годам у деток уже прорезаются все 20 молочных зубов, а на пятом году жизни возможно появление первых коренных зубов.

Физическое развитие дошкольников

В физическом развитии детей от пяти до шести лет нет выдающихся особенностей, они, как и прежде, прибавляют в массе тела около 2 кг за год и вырастают на 3-5 см. В этом возрасте происходит более интенсивное совершенствование психических и интеллектуальных процессов. Малыши становятся более самостоятельными и ответственными и уже не так сильно нуждаются в помощи взрослых, как ранее.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/fizicheskoe/

Физическое развитие младенца с первого дня жизни

Для младенца окружающая его обстановка часто является увлекательной и познавательной игрой, где он играет главную роль. По мере его взросления он переходит на новый уровень, при этом познавая увлекательный мир.

В первое время после рождения мир малыша будет ограничен небольшим расстоянием, это будет расстояние его вытянутой руки. Со временем он начнет познавать и изучать окружающее пространство, находясь при этом у родителей на руках. Научившись ползать и сидеть, карапуз будет познавать мир самостоятельно, заползая в самые неожиданные места.

В первые дни после рождения ребенка главным его маяком будет голос любимой мамы. Услышав маму, он будет быстро успокаиваться и перестанет беспокоиться. А потом, когда чуточку подрастет, он будет улыбаться маме в ответ на ее голос. Так будет происходить какой-то определенный период времени, пока его зрение не разовьется до такой степени, как и его слух.

Совет

На втором месяце своей жизни младенец будет видеть окружающие его вещи ярче и отчетливей. В этом возрасте малыши любят разглядывать все вокруг, им интересен каждый предмет, находящийся рядом. А маму он уже будет не только узнавать по голосу, но и встречать и провожать своим взглядом.

В возрасте до четырех месяцев ребенок больше обращает внимание на предметы, двигающиеся горизонтально. В какой-то промежуток времени малыш будет увлечен играми со своими ручками. Это начнется после прохождения гипертонуса мышц, ребенку будет интересно исследовать свои собственные пальчики и ручки.

Ближе к полугоду, месяцев в четыре – пять ребенок будет садиться и пробовать ползать. Начав ползать, ребенок получает новые удивительные возможности для своих исследований.

Теперь ему не нужна ничья помощь, чтобы достать желаемые предметы, лежащие на полу. Пространство так и манит его, ему хочется проверить абсолютно все и всюду.

Период ползания малыша – это период ежеминутных открытий, теперь маме нельзя отходить далеко, чтобы малыш не залез туда, куда не надо.

Чтобы смягчить возможные падения, стоит купить коврик пазл, по которому не только удобно ползать, но и рассматривать его, а также с ним малышу теплее и не так больно падать. Также, чтобы стимулировать ребенка двигаться, можно купить заводную игрушку или игрушку на радиоуправлении.

К полутора годам малыш научится хорошо различать, где лево и где право, но при этом не определяя расстояние до предметов. Этому предстоит научиться немного позднее. Постоянно общаясь с крохой во время прогулки, показывая и называя ему различные предметы, можно научить ребенка различать цвета, стороны, высоту и многому другому.

К двум годам своей жизни малыш уже сможет уверенно говорить о том, чему до этого научит его мама. Можно просить ребенка показать самый высокий дом или дерево, большую птицу или зеленую машину. Такие игры способствуют успешному развитию малыша.

Обратите внимание

Родителям стоит помнить о том, что для ребенка очень важно будет полноценное общение, любовь и ласка мамы и папы.

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник: http://www.kraskizhizni.com/baby/0-1/6513-fizicheskoe-razvitie-mladentsa

Физическое развитие детей первого года жизни: что главное?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Я уже писала статью «Чем заниматься с ребенком в 1 год?», но хочу немного дополнить предыдущую работу. И рассказать, как мы можем наиболее эффективно помогать детям в развитии.

Сразу скажу: я не считаю само по себе развитие чем-то очень важным. Не имеет значения, сделал ваш малыш первые шаги в 9 месяцев или после года. Начал ползать в 5 месяцев или в 10. Совершенно неважно, когда карапуз научился переворачиваться.

Читайте также:  Герпетический стоматит у детей острый и рецидивирующий: симптомы и лечение с профилактикой

Важен сам процесс, сама возможность для ребенка исследовать свое тело, чего-то достигать и радоваться своим детским победам. Конечно, я говорю о тех случаях, когда ребенок здоров. Когда у него нет никаких серьезных отклонений, и он просто развивается в своем темпе.

Физическое развитие детей первого года жизни очень насыщенное. Совсем недавно научился держать головку, а уже пытается ползать и вставать на ножки.

Поэтому одно из главных правил для молодых родителей — не бежать вперед паровоза. Не учить карапуза ходить, если он еще не полностью освоил свое тело «на четвереньках».

Не вести его по ступенькам на горку, если сейчас это для него пока непосильно.

Постепенное развитие

Почти на всех этапах родители стараются бежать вперед. Как можно раньше стараются перестать поддерживать головку малыша. С 6 месяцев начинают учить сидеть, хотя бы с поддержкой. Учат ползать. И конечно же, топать за ручки.

Об этом навязчивом «топании» я уже написала целую статью. И сейчас замечу, что это не просто негативно влияет на позвоночник и ножки малыша. Это еще не дает ему освоить свое тело.

Особенности постепенного развития заключаются в том, что вы как можно меньше помогаете ребенку. По сути вы либо носите его на руках или в слинге, либо кладете на ровную поверхность и не трогаете. Да, массаж и игры — исключение. Массаж — это прекрасно. Но ничему «учить» ребенка — не стоит. Если же совсем не хотите оставлять карапуза в покое — займите его бэби-йогой:

Важно

Если ребенок здоров, то он сам начнет постепенно поднимать головку. Постепенно вставать на четвереньки и садиться.

И лучше пусть он сам экспериментирует над своим телом, пытается понять, как им можно двигать, чем будет пытаться повторить ваше «ползание» с ним.

Лучше пусть он сам дозреет до того, что можно встать на ножки, чем получит ложные представления о себе, воспользовавшись вашей поддержкой.

Ведь если карапуз стоит, а вы его поддерживаете… Он еще слишком мал, чтоб понять, что вы его поддерживаете. Что само по себе его тело стоять не умеет.

Что его тело гораздо тяжелее, чем ему сейчас кажется. Что если наклониться вперед — упадешь. Ему сложнее осознать закон всемирного тяготения.

Он привыкает к вашей поддержке, не умеет соблюдать осторожность, а координация развивается неправильно.

Если же малыш сам постепенно осваивает все способы передвижения, он не просто учится ходить. Он учится безопасности. Учится грамотно определять свои возможности. И пусть его первые шаги будут немного позже, чем у сверстников. Зато его не нужно будет страховать до полутора лет. И во многих вопросах карапуз окажется более ловким и осторожным.

Наш опыт

Старшая дочь прошла через все причуды неопытной мамы. Я и ходила с ней часами, и учила всему, и стремилась сделать ее развитие максимально быстрым. Что ж, она действительно во многом обгоняла сверстников. Но ценой сплошных падений, синяков и крови из носа.

После этого я старалась поменьше помогать второму ребенку — сыну. Все сам. Пусть учится сам. Вместо того, чтоб учить ходить, учила его падать, специально оставляя возле края разложенного дивана (подложив вниз одеяло). Не помогала ему вставать. Не помогала распутывать свои ноги. Если не просит о помощи — не вмешиваюсь. Если поднял плач — сразу прихожу на помощь.

Но не решаю за него задачу, а сразу беру на руки. Так он понимает, что я рядом. Но я не учу его сидеть и ползать.

Совет

Конечно, все не столь однозначно. У всех детей разный характер. Кто-то более осторожен от природы. Но такая тактика развития пойдет на пользу почти всем здоровым детям.

Моему сыну сейчас 11,5 месяцев. Он не ходит самостоятельно. Но он сам залезает по ступенькам на горку (обычно на четвереньках, но иногда — стоя, держась за перила), сам съезжает по горке на животе.

Но главное — он понимает, что опасно, а что — нет. Он крепко держится за перила. И если вдруг нога соскальзывает — он не падает. В крайнем случае, он висит на перилах и орет, пока я его не поймаю.

Так как он ползает на четвереньках, ему проще осознать край. Проще понять, где таится реальная опасность. Ему не нужно думать о том, как удержать равновесие на двух ногах. И я думаю, что когда он решится ходить по горке пешком, он уже будет очень уверенно контролировать свои движения.

Я не считаю, что такие способности в год — невероятные. Мой сын — не самый подвижный ребенок. Он поздно начал сидеть и ползать. Он достаточно ленивый. Но моя дочка — очень подвижная. Однако, она научилась самостоятельно подниматься на горку только в 1,5 года. И почти до двух лет я страховала ее во время скатывания вниз…

наш сын

Что же делать с ребенком?

Это не значит, что вам не нужно прикладывать никаких усилий. Вам нужно создать условия для физического развития ребенка. Так обустроить пространство, чтоб он мог спокойно ползать. Поставить дома небольшой детский спортивный уголок. Если нет такой возможности (как у нас) — используем все, что есть на улице.

Если на дворе лето — даем возможность ползать по траве и по детским площадкам. Создаем для этого все условия: находим более-менее чистую площадку (без мусора и сигаретных окурков), надеваем на малыша плотные штаны, приходим тогда, когда там почти нет других детей…

Когда я заметила, что сын в 10 месяцев уже пытается заползать по ступенькам, я нашла для него совсем маленькую горку для годовасиков, состоящую из трех ступенек. И не помогала ему на нее залезть. Если падал — ничего страшного, совсем невысоко. Сын был в восторге!

Обратите внимание

Освоив эту горку мы перешли на снаряд посерьезнее. Сын уже уверенно забирался наверх… В какой-то момент даже научился сползать по ступенькам вниз… Я все же показала ему пару раз, как скатываться с горки на животе (это наиболее безопасный способ), и сын быстро ему научился.

наш сын на горке для годовасиков

Здесь очень важно — не поддерживать ребенка. Можно стоять рядом и быть готовой поймать кроху… Но лучше начинать с простого, и постепенно осваивать все более и более сложные препятствия. И помогать карапузу находить себе снаряд по силам.

Ах да, еще одно наше упражнение, выбивающееся из всего остального — вис на перекладине. Дети с рождения умеют висеть, это их врожденный рефлекс. Воспользуйтесь им. Пусть малыш хорошо висит. Тогда на любой горке он будет уметь очень крепко держаться.

Подпишитесь на новые посты блога. И расскажите об этой статье в социальных сетях. Пусть ваши дети будут здоровы!

Источник: http://pozdnyakova.org/fizicheskoe-razvitie-detej-pervogo-goda-zhizni/

Как оценить физическое развитие грудного ребенка

Часто родители просят педиатра оценить физические параметры своего ребенка. Кого-то беспокоит маленький, на их взгляд, рост, кого-то – излишняя масса тела. Особенно важна такая оценка для детей грудного возраста.

Грудной ребенок не может рассказать, что его беспокоит и как он себя чувствует. О его состоянии мы судим по косвенным признакам: настроению, аппетиту, состоянию кожи. Наиболее информативными показателями, свидетельствующими о правильном физическом развитии, являются рост ребенка и прибавка массы тела.

Оценка физического развития центильным методом

Для оценки физического развития ребенка медики обычно используют специальные статистические таблицы. В последние годы часто применяют центильный метод, суть которого достаточно проста.

Представьте, что 100 мальчиков одного возраста – например, трех месяцев, – выложили в ряд от самого маленького до самого большого. Три первых и три последних мальчика достаточно сильно отличаются от сверстников по росту.

Одни их них кажутся очень маленькими, вторые – очень высокими по сравнению с другими детьми этого возраста. Таких «отклонистов» врач-педиатр может направить к эндокринологу. Зато от 25 до 75 ребенка рост варьируется незначительно.

Дети, занимающие в центильном ряду эти позиции, обладают средним ростом. 

Малыши от 11 до 24 имеют рост ниже среднего, от 4 до 10 – низкий. Соответственно мальчики с 76 до 90 имеют рост выше среднего, с 91 до 97 – высокий.

Аналогичную оценку проводят для массы тела, а также окружности груди и головы. Сопоставляя полученные оценки, врач судит о гармоничности развития ребенка.

Гармонично развитым считается малыш, у которого отдельные показатели отличаются по оценке не более чем на две ступени.

Важно

Подобные таблицы составляют и для мальчиков других возрастных групп, а также для девочек.

Оценка физического развития по формулам

Конечно, центильные таблицы не всегда есть под рукой, но рост и массу тела ребенка можно рассчитать по специальным формулам. Они несложные и вполне могут быть использованы вами для самостоятельной оценки физического развития своего ребенка.

Этот показатель считается наиболее важным в оценке физического развития.

В первые три месяца жизни ребенок должен вырастать на 3 см ежемесячно;от 3 до 6 месяцев – на 2,5 см каждый месяц;от 6 до 9 месяцев прибавлять по 1,5 см ежемесячно;

от 9 до 12 месяцев – вырастать не менее чем на 1 см каждый месяц.

К примеру, десятимесячный ребенок должен иметь рост:

Р = рост при рождении + 3см * 3 + 2,5см * 3 + 1,5см * 3 + 1см * 1 = рост при рождении + 22см

Полученную цифру нужно сравнить с реальным ростом малыша.

Считается, что на каждый «избыточный» сантиметр роста грудного ребенка должны приходиться лишние 300 г массы.

В первом полугодии жизни ребенок в среднем прибавляет ежемесячно по 800 граммов. Потому его долженствующую массу можно рассчитать по формуле:

М = масса при рождении + 800 * n, где n — количество месяцев жизни.

Если малыш родился с массой менее 3200 граммов, при расчетах ежемесячная прибавка заменяется на 700 граммов вместо 800. Долженствующую массу тела недоношенных детей по этой формулам рассчитывать нельзя, ее определяют по специальным таблицам для недоношенных.

Во втором полугодии жизни темпы роста ребенка замедляются, и ежемесячные прибавки становятся меньше, составляя в среднем 400 граммов. Математически это выражается формулой:

М = масса при рождении + 800 * 6 + 400 * (n-6), где n — количество месяцев жизни.

Совет

По ней получается, что доношенный ребенок к году должен иметь массу около 10-11 кг:

М = 3300 + 4800 + 400 * 6 = 10500 г

Можно при расчетах обойтись и без формул. Нужно лишь запомнить прибавки по месяцам жизни (каждый месяц до года прибавка на 50 г меньше), вычислить их сумму и добавить ее к массе при рождении.

Оценивая рост и массу ребенка, стоит отметить, что дети растут неравномерно: весной и летом они вытягиваются больше, чем зимой. Родителям нужно помнить, что необходимо систематически наблюдать за параметрами физического развития ребенка для своевременного выявления отклонений.

Источник: https://deti.mail.ru/article/kak-ocenit-fizicheskoe-razvitie-grudnogo-rebenka/

Физическое развитие младенца

Основное внимание в нашей книге мы уделяли психическому развитию младенцев. О физическом развитии детей этого возраста Написано достаточно книг.

Однако психическое и физическое развитие разделяются весьма условно, так как оба процесса обычно взаимосвязаны и протекают одновременно.

Поэтому уместно осветить и в нашей книге основные этапы физического развития, которое в младенческом возрасте главным образом связано с овладением ребёнком своим телом, позами, движениями.

Новорождённый ребёнок совсем не умеет регулировать свои движения, он даже не в состоянии держать в вертикальном положении голову. Во время сна новорождённый обычно принимает «утробную позу»: согнутые и прижатые к животу ручки и ножки.

В состоянии спокойного бодрствования конечности ребёнка находятся в непроизвольном движении. У него можно вызвать некоторые врождённые двигательные рефлексы. Среди них наиболее интересен рефлекс опоры, автоматическая походка, самопроизвольное ползание.

Ещё недавно считалось, что врождённые рефлексы и являют собой признаки атавизма, которые вскоре отмирают. Но в настоящее время учёные выяснили, что если поддерживать эти рефлексы, то ребёнок может в гораздо более ранние сроки научиться передвигаться: и ползать, и ходить.

Сказанное особенно важно для детей с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше начать его тренировать, тем успешнее может быть прёодолён дефект.

Если новорождённого поставить на опору, то он выпрямит туловище и будет стоять на полусогнутых ножках на полной стопе – это рефлекс опоры. Если его туловище слегка наклонить вперёд, он станет делать шаговые движения – это автоматическая походка.

Положенный на живот, ребёнок начинает ползти, а если к его подошвам подставить ладонь, он будет отталкиваться от неё и ползти активнее. Венгерские психологи разработали систему упражнений для развития движений младенцев первых недель и месяцев жизни.

Положенный в наклонный желоб малыш, благодаря непроизвольным движениям и врождённым рефлексам, ползёт по нему, а при остановке взрослый прикладывает к стопам ладонь, и младенец ползёт дальше.

Обратите внимание

Конечно, благодаря подобным упражнениям эти дети двигательно развиваются быстрее, чем те, которые всё время проводят спеленутыми в кроватке.

В воде малыши также чувствуют себя более свободно, чем в кроватке. Если Вы остерегаетесь учить малыша плавать, то купайте его каждый и не только из соображений гигиены, но и развития движений.

Кроме того, давайте ребёнку полежать голеньким, кладите его на тот, но не отходите, если он лежит на пеленальном столе. Малыш может проползти достаточное расстояние, чтобы упасть.

С самых первых дней делайте гимнастику и массаж, получив предварительную консультацию у специалистов.

В кроватке старайтесь держать ребёнка в ползунках, а не в пелёнках, это тоже способствует более раннему и успешному овладению движениями.

К концу месяца обычно все малыши умеют держать головку вертикально, а на 2-3-м месяце начинается становление произвольных движений. Ребёнок уже может приподнимать голову в положении на животе и спине, поворачивать её направлении источников звука и света.

Читайте также:  Каковы возможности антибактериального лечения при респираторных заболеваниях у детей на дому?

В этом возрасте активизируются движения рук, малыш может приближать их ко рту, вытягивать, а к 4-м месяцам – протягивать их к игрушкам.

С 3-го месяца начинается развитие зрительно-моторной координации: ребёнок контролирует взглядом движение руки до предмета. В 5-6 месяцев при поддержке взрослого малыш может сидеть.

После 4-х месяцев малыш пытается поворачиваться со спины на живот, а затем и с живота на спину (примерно в 6-7 месяцев). К 8-ми месяцам ребёнок начинает самостоятельно садиться и пытается ползать. Сначала чаще всего малыш ползёт назад или по кругу.

Важно

Кладите перед ним яркую игрушку, маните к себе – он вскоре научится ползти и вперёд.

К 8-9-ти месяцам некоторые дети начинают ползать на четвереньках, другие вообще не ползают, а сразу встают на ножки. К 9-ти месяцам большинство детей может переступать при поддержке взрослого или хватаясь за прутья манежа.

Ходьба становится любимым занятием ребёнка; ради неё он забывает обо всех играх. Это трудный для родителей период, так как на совместное хождение требуется не только время, но и немало физических сил.

Здесь на помощь могли бы прийти ходунки, но, к сожалению, это большая редкость. Некоторые родители боятся, что из-за использования ходунков ребёнок будет лениться сам ходить. Однако ещё не было случая, чтобы какой-нибудь малыш на всю жизнь задержался в ходунках.

Вместе с тем нужно помнить, что никакие приспособления не смогут заменить взрослых, это лишь помощь, и не стоит ею злоупотреблять.

В 9-10 месяцев малыши встают на ноги, держась за опору, и пытаются самостоятельно стоять, хотя равновесие удерживают не всегда. На 11-12-м месяце ребёнок уже делает попытки самостоятельно ходить.

Не все дети развиваются одинаково. Указанные сроки могут варьироваться, что-то появляется позже, а что-то и раньше. Главное – всё время происходит наращивание возможностей и умений малыша. Если в течение месяца Вы не замечаете изменений в двигательном поведении ребенка первого полугодия жизни, обратитесь за консультацией к врачу.

Если случилась беда и Ваш малыш оказался болен, не падайте духом, а всячески пытайтесь поддержать ребёнка. Гимнастика, массаж, специальные упражнения и процедуры станут для Вас основным занятием. Но не забывайте, что во время процедур общение с малышом необходимо.

Совет

Болезни опорно-мышечного аппарата не должны сказываться на интеллектуальном развитии малыша. То, чего он не сможет в области движений и перемещения сделать сам, постарайтесь компенсировать Вы. Станьте при необходимости руками или ногами ребёнка, используйте все возможности для его коммуникативного и познавательного развития.

Даже если ребёнок неподвижен, с ним можно общаться, подносить к его глазам предметы, называть их.

Больной ребёнок больше нуждается во внимании взрослого, чем здоровый, в этом случае (при сохранности головного мозга) психическое развитие ребёнка полностью зависит от родителей: чем больше они сумеют отдать, тем успешнее будет развиваться малыш. Это большой моральный и физический труд – воспитывать больного ребёнка.

Сколько самоотверженных матерей посвятило свою жизнь этой цели и как важно, чтобы государство оказывало всестороннюю помощь таким семьям! Во всех развитых странах существует множество вспомогательных приспособлений для инвалидов, благодаря которым они становятся полноценными участниками общественной жизни. Надеемся, что и в нашей стране общество проявит заботу о больных людях.

Но в первую очередь эту заботу должны проявить родители.

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г.
Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

Источник: https://Psylist.net/pedagog/00171.htm

Физическое развитие детей до года — Ребенок до года — Каталог статей

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.
Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.
Экзогенные факторы — это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма .

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

  • Рост;
  • Массу тела;
  • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
  • Статические функции (двигательные умения ребенка);
  • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

РОСТ.
Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола.

За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года :: табл.1 и табл.2).

Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем – 48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.
Таблица А.

Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, мес. Прибавка роста за месяц, см. Прибавка роста за истекший период, см. Месячная прибавка массы тела, гр. Прибавка массы тела за истекший период, гр.
1 3 3 600 600
2 3 6 800 1400
3 2,5 8,5 800 2200
4 2,5 11 750 2950
5 2 13 700 3650
6 2 15 650 4300
7 2 17 600 4900
8 2 19 550 5450
9 1,5 20, 5 500 5950
10 1,5 22 450 6400
11 1,5 23, 5 400 6800
12 1,5 25 350 7150

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.
Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом. За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.

МАССА ТЕЛА.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.

Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3. Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г.

меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни ребёнка минус три.Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.
Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии — 400г.

Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.
В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг.

Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных.

Обратите внимание

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня.

Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см.

При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы.

В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела, окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.). За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.
Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди — над бровями.

Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.

Читайте также:  Дневной и ночной энурез у детей: лечение препаратами и народными средствами

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном — на 1-2 см в год.

Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы.

Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка. Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей — к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему.

Важно

Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка.

Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову, в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот, в 5,5 –6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину, в 6 месяцев — сидит, если его посадили, в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам, в 9 месяцев – хорошо стоит, в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой, к 12 месяцам – самостоятельно ходит.
Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца.

Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение, не может служить критерием общего развития ребёнка, если он рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые различия и показатели физического развития на первом году жизни выражены незначительно.

Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.

Источник: vospitateli.ru «Физическое развитие детей до года» П.Д. Ваганов

Источник: http://mamapapa-vrn.com/publ/rebenok_do_goda/fizicheskoe_razvitie_detej_do_goda/6-1-0-327

Что надо знать про развитие ребенка в первый год жизни

Родителям очень важно знать особенности развития ребенка первого года жизни. Эти процессы идут очень интенсивно, это касается как физического, так и психомоторного развития. Именно в первый год жизни происходят колоссальные изменения с ребенком.

Всего лишь за 12 месяцев маленький беспомощный сверточек превращается в человека, который не только уверенно ходит, но и учится разговаривать, выражать свои желания и эмоции, общаться с окружающим миром.

Родители должны ценить это время и не упускать ни одного дня в развитии своего крохи, ведь этот процесс не приостанавливается ни на минуту.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.

Особенности физического развития ребенка первого года жизни:

  • При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
  • Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.

  • Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
  • При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка.

    Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.

Основные показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

К основным показателям нервно-психического развития ребенка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.

Развитие ребенка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры.

Для удобства оценки нервно-психического развития ребенка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются. Отклонения в развитии малыша вызывают много тревог у родителей, но не все они обоснованы. Каждый ребенок уникален и может развиваться по своему индивидуальному «графику».

Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш. Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию.

Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребенка.

Особенности речевого развития ребенка первого года жизни

Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребенка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году. На самом деле, развитие речи начинается с рождения.

Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.

Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца). Это тихие или горловые звуки, которые содержат отдельные гласные.

Все дети гулят примерно одинаково, не зависимо от национальности и родного языка.

Совет

Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.

В 7-8 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребенка составляет около 10 простых слов.

Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребенка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.

Почему важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка

Не менее важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка. Эмоции называют языком всех возрастов. Часто человек прежде, чем что-либо сказать или сделать, сначала выражает свое состояние и настроение через эмоции. Дети не исключение. Они еще не умеют говорить, но по их эмоциям можно многое угадать.

Даже в первые часы и дни после родов можно отметить, испытывает ребенок удовольствие или раздражение, радость или может даже обиду. Родители не должны игнорировать или не придавать значения чувствам младенца.

Развитие ребенка в течение первого года жизни идет непрерывно и очень интенсивно. Эмоции и чувства у детей развиваются постепенно от простых к сложным. Завершение формирования эмоций происходит примерно к 10 годам, но есть те эмоции, которые закладываются именно на первом году жизни. К ним относится ощущение счастья. Дети, которых любили еще во время беременности, очень ждали их появления на свет, начинают свое отношение к миру с радостных ноток. Тот ребенок, которого родители часто носят на руках, обнимают и даже берут к себе в постель, ощущают себя в полной безопасности в окружающем мире, смелее берутся за новое. Они более любопытны и заинтересованы происходящим вокруг.

Психологическое развитие ребенка первого года жизни включает в себя и эмоциональное развитие. Родителям следует знать ориентировочные сроки развития ребенка в первый год жизни, чтобы вовремя заметить, нет ли отклонений у малыша. Что касается эмоционального развития, то стоит обращать внимание на появление первой улыбки, смеха, комплекса оживления. Имеют значение интонация плача, различные гримасы, мимика и жесты малыша. Правильно ли эмоционально развивается младенец, оценивают не только родители, но и врачи (педиатр, невролог). Они могут дать советы по развитию малыша, опираясь на его индивидуальные особенности, в частности темперамент.

На вопросы MedAboutMe отвечает Полякова Ольга Александровна, детский травматолог-ортопед ОАО «Медицина»

— С какими страхами чаще всего к вам обращаются родители грудничка?

— Как правило, это переживания по поводу того, что малыш отстает (на их взгляд) в физическом развитии — должен держать головку, но не держит, должен уже переворачиваться, и так же не делает, пора сделать первые шаги, но все еще ползает и так далее. Но на консультации выясняется, что все нормально и это всего лишь частная особенность развития ребенка.

— На чем основываются эти страхи родителей?

— Родители нынче часто занимаются самодиагностикой, изучают просторы Интернета, различные учебные пособия и по ним наблюдают за состоянием малыша. Следует понимать, что критерии нормы и рамки в них условные и не учитывают индивидуального развития. В большинстве случаев только врач во время осмотра и при наличии результатов анализов и инструментальных методов обследования может выявить патологические отклонения.

— Когда следует родителям бить тревогу?

— Если ребенок в полтора года не ходит и даже не ползает, это уже повод для волнения. Но, повторюсь, только врач может определить, формируется ли у ребенка патология или нет, поэтому не надо сразу самостоятельно ставить диагнозы.

— Если судить по темам форумов, почти всех мамочек волнует тема тонуса.

— Начнем с того, что тонус в той или иной мере есть у всех новорожденных и это нормально. Все новорожденные появляются на свет с физиологическим гипертонусом. И это не повод для волнения, просто за ребенком надо наблюдать. Так называемый физиологический гипертонус, как правило, проходит к концу первого месяца. Если врач видит, что требуется массаж, он его назначит, как и лечебную гимнастику, и другие процедуры. А самостоятельно принимать решения не стоит, особенно по совету друзей, соседей и так далее. Ведь нужно руководствоваться правилом — не навреди!

— Что надо обязательно знать родителям про развитие ребенка в первый год жизни?

— Помимо основного (кормления, ухода и игр) родители, конечно, должны наблюдать за состоянием малыша, фиксировать его физические параметры (вес, рост). При этом не стоит сопоставлять данные вашего ребенка и его сверстников — все дети развиваются индивидуально. Одни детишки делают первые шаги в десять месяцев, другие в год.

— Но как ни успокаивают врачи мам, у них все равно сомнения вряд ли убавится. Что чаще всего беспокоит родителей?

— Да практически страхи у всех одни — подозрение на наличие патологии или подозрение на задержку в физическом развитии. Но, как правило, на приеме у врача становится ясно, что волновались родители зря.

— В последнее время врачи развенчивают многовековые мифы ухода за детьми, так, например, наложено табу на тугое пеленание детей, что еще можно отнести к относительно новым запретам?

— Американские врачи доказали, что детей до полугода не желательно выкладывать на животик ввиду высокой внезапной детской смертности. И мы уже сейчас предупреждаем мам об этом. Кроме этого, рассказываем родителям, что до двух лет лучше, чтобы ребенок спал без подушки, просто на матрасике. Педиатрия не стоит на месте, с каждым годом появляются новые данные, которые мы оперативно доносим до родителей.

— После ваших слов про подушку, вспомнилось, как одна мама беспокоилась о том, что у ее сына слишком большая голова — это тоже часто беспокоит родителей?

— Когда ко мне на прием приходит мама с переживаниями насчет размеров головы ребенка, я сразу рекомендую сначала посмотреть детские фотографии ее и отца ребенка, и тогда не будет повода для волнений.

— Спасибо за познавательную беседу!

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/chto_nado_obyazatelno_znat_roditelyam_pro_razvitie_rebenka_v_pervyy_god_zhizni/

Ссылка на основную публикацию