Дислалия фонематическая и механическая и другие виды дислалии — причины и методы коррекции

Механическая дислалия

Механическая дислалия – дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь.

Органическая дислалия выявляется в ходе логопедической диагностики, включающей обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Коррекция звукопроизносительного дефекта осуществляется логопедическими средствами на фоне лечения, проводимого стоматологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом.

Механическая, или органическая, дислалия является медико-педагогической проблемой, поскольку имеет в своей основе аномалии развития или приобретенные дефекты строения речевого аппарата. Как самостоятельную форму речевой патологии, механическую дислалию впервые выделил швейцарский медик Р. Шультц в 30 г.г. XIX века.

Впоследствии это нарушение было подробно изучено представителями российской школой логопедии (М. Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, А. В. Ястребовой и др.).

Обратите внимание

В отличие от функциональной дислалии, при которой недостатки звукопроизношения имеют центральное происхождение, при органической форме они связаны с дефектами строения периферических речевых органов и проявляются фонетическим недоразвитием. Сведения о распространенности отдельных форм дислалии в литературе не представлены.

Патология строения костно-мышечных структур артикуляционного аппарата может быть врожденной либо приобретенной. Врожденные аномалии формируются внутриутробно, обычно затрагивают строение губ, языка (в т. ч. их уздечек), зубов, челюстей, нёба.

Приобретенные дефекты могут возникать в любом возрасте и являются следствием челюстно-лицевых травм и заболеваний ЧЛО, сопровождающихся переломом костей лицевого скелета и челюстей, разрывом мышц, образованием рубцов и контрактур. С учетом анатомической локализации выделяют несколько групп причин механической дислалии:

  • Дефекты зубо-челюстной системы. Наиболее часто встречаются аномалии положения зубов (диастемы, отсутствие или неправильное прорезывание резцов), нарушения прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус, перекрестный прикус), дефекты челюстей (микрогнатия, микрогения). Данные патологии могут носить врожденный характер, являясь наследуемым признаком или результатом нарушений эмбриогенеза. Иногда они формируются уже после рождения вследствие травм зубов, вредных привычек (длительное сосание пальца), заболеваний (рахит, кариес), возрастной адентии.
  • Аномалии твердого и мягкого нёба. К ним относятся аркообразное (высокий свод) или низкое (пологий свод) небо, отсутствие или расщепление маленького язычка (увулы). Данные аномалии принадлежат к дизэмбриогенетическим стигмам, искажают произношение целого ряда звуков. Звукопроизносительные и просодические дефекты, вызванные небными и губными расщелинами, выделяются в самостоятельную нозологию – ринолалию.
  • Дефекты строения языка и губ. Внутриутробные особенности развития включают укороченную подъязычную связку, изменения объема языка по типу микро- или макроглосии, тонкие или толстые губы. К дефектам, формирующимся в процессе жизни в результате механических травм ЧЛО и стоматологических операций, относятся рубцы в области губ и полости рта, препятствующие нормативному произнесению звуков речи.

Аномалии строения органов речи обусловливают дефектное артикулирование, следствием чего становится искаженное звукопроизношение или отсутствие некоторых фонем в речи. При наличии зубных аномалий наиболее типично возникновение дефектов шипящих и свистящих, поскольку воздушный поток выходит через щели между зубами и челюстями, создавая излишнюю зашумленность.

Также может страдать произнесение вибрантов, губно-зубных, взрывных и даже гласных звуков. Губные аномалии вызывают ограничение подвижности рта, неполное смыкание губ, следствием чего являются искажения лабиализованных гласных, губных и губно-зубных согласных. Для дефектов строения языка типичны нарушения шипящих и соноров, т. к.

невозможен подъем кончика языка вверх, боковой сигматизм и общая неразборчивость речи. Однако в ряде случаев даже при наличии органических изменений речевых органов произношение может оставаться нормальным. Это объясняется тем, что ребенку удается достичь близкого к норме акустического эффекта с помощью компенсаторной артикуляции.

Искаженное произношение фонем в логопедии обозначается терминами, образованными от соответствующих букв греческого алфавита (ро, лямбда, сигма, йота, каппа, гамма, хи) с помощью добавления суффикса «-изм».

С учетом нарушенной категории звуков выделяют семь видов фонетических дефектов, которые встречаются при механической дислалии, каждый из которых имеет несколько возможных вариантов:

  • Ротацизм – дефекты произношения [р-р’]. Включает следующие виды аномальной артикуляции: велярный (вибрация мягкого неба), увулярный (вибрация маленького язычка), боковой (вибрация бокового края языка), щечный (вибрация щеки), двугубный (вибрация губ), носовой (гнусавый призвук) и одноударный (отсутствие вибрации) ротацизм.
  • Ламбдацизм – искажения звуков [л-л’]. Представлен двугубным (наподобие краткого «у» или английского «w»), межзубным (при высунутом между зубами кончике языка) и носовым (наподобие звукосочетания «нг») произношением фонемы.
  • Сигматизм – ненормированное произношение свистящих [c–c’], [з–з’], [ц] и шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]. Разновидности сигматизма включают межзубное, губно-зубное (при смыкании нижней губы с верхними резцами), боковое и носовое артикулирование звуков. Для сигматизма шипящих также характерно нижнее (при опущенном за нижние резцы кончике языка), щечное (сопровождаемое раздуванием щек) и заднеязычное (наподобие «х» и «г») произнесение [ш] и [ж].
  • Йотацизм – нарушение произношения [й]. Встречается реже остальных дефектов. Чаще представлен отсутствием звука или его субституцией с помощью [л’] в нижней артикуляции.
  • Каппацизм, гаммацизм, хитизм — дефекты произношения заднеязычных [к–к’], [г–г’], [х–х’]. Неправильная артикуляция сводится к гортанному произношению, когда звуки приобретают характерное для южнорусского говора «придыхание».

Искаженное звукопроизношение наблюдается уже в период физиологической дислалии – т. е. в возрасте до 5 лет, маскируясь под возрастные несовершенства речи.

Характерным для органической формы является нарушение звуков, близких по артикуляции (например, межзубное произношение всех переднеязычных при открытом переднем прикусе). В большинстве случаев механическая дислалия является полиморфной, или сложной, т. к. при ней нарушается несколько групп звуков (например, имеет место ротацизм, сигматизм шипящих/свистящих).

Наряду с искажением, встречаются элизии (отсутствие) звуков. Вторично, на фоне неправильного артикулирования, может нарушаться слуховая дифференциация (в этом случае возникает ФФН) и интонационная сторона речи.

Важно

Дефекты фонетического строя речи отличаются стойкостью и не исчезают самостоятельно по мере взросления ребенка.

Даже после хирургического устранения анатомических деформаций ребенок может продолжать пользоваться сформированной дефектной артикуляцией. Поэтому искаженное (т. е. ненормативное для русского языка) произношение требует как можно более раннего коррекционно-педагогического вмешательства.

Осознание ребенком своего дефектного произношения (картавости, гнусавости) может способствовать замкнутости, молчаливости, избеганию общения. При наличии фонетико-фонематического недоразвития в той или иной степени неизбежно страдает грамматический строй речи. В школьном возрасте на этой базе формируется дислексия и дисграфия.

Аномалии органов артикуляции в комплексе с дефектным произношением могут вызывать насмешки со стороны сверстников и послужить причиной развития нервозности и психологических комплексов у ребенка.

Школьная неуспеваемость, конфликты с одноклассниками, отвержение ребенка детским коллективом нередко приводят к отказу от школы, асоциальному поведению, а в долгосрочной перспективе – к социальной дезадаптации.

Механическая дислалия относится к междисциплинарным проблемам, требующим содружественного медицинского и педагогического подхода к диагностике.

В рамках диагностических мероприятий выявляется само речевое нарушение, определяются его причины, выраженность анатомических отклонений в строении речевых органов. Только на основе всестороннего и грамотного обследования планируется поэтапное коррекционное воздействие. Диагностический алгоритм предполагает:

  • Логопедическое обследование. Логопед изучает строение органов артикуляции (языка, губ, челюстей, зубов, нёба), оценивает их подвижность (плавность, скорость движений, легкость переключения от одной позы к другой). Затем производится диагностика устной речи: по принятой методике поверяется состояние звукопроизношения и фонематического слуха. При формулировке логопедического заключения указывается вид речевого недоразвития (ФН или ФФН), форма дислалии (механическая) и разновидность дефекта (ротацизм, сигматизм и пр.).
  • Медицинское обследование. С учетом причин, препятствующих нормальному звукопроизношению, рекомендуются консультации стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга. Наряду с осмотром врачей-специалистов, ребенку может потребоваться выполнение рентгенографии лицевого скелета, ОПТГ, телерентгенографии, изготовление контрольно-диагностических моделей и др.

Коррекционный этап, также как и диагностический, складывается из медицинского и логопедического воздействия. Иногда эта работа проводится параллельно, в некоторых случаях стоматологическое лечение предшествует педагогическим методам. Сроки коррекции звукопроизносительных дефектов при механической дислалии колеблются от 3 до 6 месяцев.

Медицинское лечение. В зависимости от анатомической аномалии может производиться пластика уздечки языка или губы, ортодонтическое лечение с использованием механических или функциональных аппаратов, иссечение рубцов губ и т. д. Для ускорения реабилитационного периода используется физиотерапия и медицинский массаж.

Логопедическая коррекция. На подготовительном этапе с целью активизации органов речи проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Звукопостановка осуществляется, как правило, с механической помощью. На этапе автоматизации нормативное изолированное произношение закрепляется в слогах, словах, фразах и свободной речи. При некорригируемых деформациях ЧЛО сформировать правильное звукопроизношение не представляется возможным. В этих случаях допустимо ограничиться компенсаторной артикуляцией, дающей акустический эффект, максимально приближенный к норме.

Совет

В результате целенаправленного медико-педагогического подхода большую часть случаев механической дислалии удается скорректировать. При завершении всего комплекса работы в дошкольном возрасте у ребенка в дальнейшем не возникает нарушений чтения и письма, его психологическое развитие протекает благополучно. Специфические расстройства школьных навыков развиваются при своевременно не устраненных дефектах артикуляции. Предупредить патологии развития органов речи позволяет контроль за течением беременности, отучение детей от вредных привычек (сосание пальца), регулярное наблюдение у стоматолога. Использование элементов логопедической гимнастики при занятиях с детьми позволяет развить подвижность артикуляционного аппарата и подготовить его к постановке звуков.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/mechanical-dyslalia

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.

Дислалия – распространенный логопедический диагноз, который проявляется в виде искажения произношения звуков и их пропусков.

Определение

Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Классификация

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.

Читайте также:  Близорукость у детей школьного возраста: причины, лечение, профилактика

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы,  различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

Причины:

Физиологические:

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;

Социальные:

  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

Причины:

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.

Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.

Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия
— артикуляционно-фонетическая;
— артикуляционно-фонематическая;

— акустико-фонематическая

  1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
  2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
  3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. Ротацизм — неверное выговаривание  [Р] и  [Р’];
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков — [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Диагностика

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dislaliya-u-detej

Механическая дислалия, её причинная обусловленность и особенности проявления. Комплексная коррекция данной формы дислалии

Дислалия – нарушение
звукопроизношения при нормальном слухе
и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две
основные формы дисл-и: функциональную
и механическую (органическую).

Механическая
дислалия-
нарушенное
звукопроизношение, обусловленное
анатомическими дефектами периферического
аппарата речи.

Симптоматика
Среди нарушений произношений часто
наблюдаются дефекты свистящих и шипящих
звуков (они приобретают избыточный
шум), губно-зубных, переднеязычных,
взрывных, реже р-рь.

Довольно часто
нарушается произношение и гласных
звуков, которые становятся малоразборчивыми
из-за избыточной зашумлённости согласных
и недостаточной акустической
противопоставленности гласных.

Вторую группу
составляют звукопроизносительные
нарушения, обусловленные патологическими
изменениями языка: слишком большой или
маленький язык, укороченная подъязычная
связка.

При таких анамалиях
страдает произношение шипящих и
вибрантов, наблюдается также боковой
сигматизм. В ряде случаев страдает
внятность произношения в целом. Однако
не во всех случаях язычных аномалий
страдает произношение звуков.

Факты
нормального звукопроизношения при
аномалиях языка и зубов свидетельствуют
о компенсаторных возможностях, позволяющих
сформировать нормальное произношение
и при нарушенных условиях реализации
звуков; один и тот же акустический эффект
можно получить разными путями.

Значительно реже
встречаются нарушения звукопроизношения,
обусловленные губными аномалиями, так
как врождённые дефекты (различные
деформации) преодолеваются хирургическим
путём в раннем возрасте.

Наиболее часто
встречаются дефекты произношения,
обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной
системы:

Прогнатия
– (дистальный прикус). Верхний зубной
ряд заметно выступает вперёд по отношению
к нижнему, в связи с чем фронтальные
резцы не соприкасаются. Прогения
(мезиальный
прикус) нижний зуб-й ряд выступает
вперёд. Глубокий
прикус

верхние резцы полностью перекрывают
нижние резцы или наоборот.

Открытый прикус
частичное
отсутствие смыкания между верхним и
нижним зубными рядами. М.б. боковой или
передний. При открытом перднем прикусе
может возникнуть межзубный сигматизм,
звуки с, з, ц, сь, зь будут произноситься
с расположением кончика языка между
зубами зуб-е аном-и могут влиять на
недостаточно полноценное произношение
зв: в,ф, н, л, р и их мягкие пары.

Прямой
прикус

верхние фронтальные резцы стоят на
нижних не перекрывая их. Сужение
челюстей
м.б.
одно или двух стороннее. Перекрёстный
прикус

смещение верхней и нижней челюсти в
горизонтальной плоскости. Микрогения
– маленькая нижняя челюсть Микрогнотия
маленькая верхняя челюсть.

диастема
– промежуток между центральными резцами
(медиальная), если сбоку — латеральная
диастема.

Аномалии строения
челюстей часто сочетаются между собой.

Обратите внимание

Эти аномалии могут
быть из-за дефектов развития или
приобретёнными вследствие травмы,
зубных заболеваний или возрастных
изменений.

При неправильных
прикусах страдает функция жевательной
системы. Может нарушаться функция
дыхания (привычка дышать ртом). Важным
обстоятельством является то, что
указанные недостатки в пережёвывании
пищи и дыхании у реб-а могут усугублять
аномалии строения артикуляционного
аппарата.

Преобладание дыхания через
рот может привести к большему выдвижению
вперёд нижней челюсти, может увеличиться
масса языка. Отклонения в строении
челюстей могут приводить к дефектам
произношения – различным сигматизмам,
ротацизмам, йотизмам.

Зубные аномалии
не всегда приводят к дефектам произношения:
при некоторой деформации зубов оно
может оказаться нормальным.

2) вторую значительную
по распространённости группу составляют
звукопроизносительные нарушения,
обусловленные патологическими изменениями
языка: несоответствие размеров языка
и верхней челюсти.

Если слишком большой-
макроглосия,
хар-на для болезни Дауна. Может наблюдаться
и при выраженных нарушениях носового
дыхания (полипы, сужение носовых ходов,
хронические тонзиллиты). Микроглоссия
маленький
язык хар-н для микроцефалии.

часто
встречается укороченная подъязычная
связка (уздечка).

Встречается
раздвоение языка.

При таких аномалиях
страдает произношение шипящих и
вибрантов, наблюдается также боковой
сигматизм.

3) Нёбо. Приобретённые
дефекты нёба м.б. травматического
происхождения или возникают в результате
специфических заболеваний.

Важно

К числу
врождённых дефектов нёба можно отнести
несращение срединного шва и малый размер
нёбных костей, расщелину мягкого нёба
и язычка, субмукозную щель а также
укорочение мягкого нёба.

По данным
литературы, расщелины губы и нёба нередко
сочетаются с пороками развития других
органов и элементов артикуляционного
аппарата.

Губы. Одной из
аномалий развития губ может быть
несращение верхней губы и в редких
случаях – нижней. Расщелина нижней губы
иногда осложняется расщелинами нижней
челюсти и языка.

Нормальное
звукопроизношение при аномалиях языка
и зубов свидетельствует о компенсаторных
возможностях, позволяющих сформировать
нормальное произношение.

Особенности
работы

1. конс-ция
ортодонта, хирурга, проведен.
соответствующего лечения. 2. более длит.
подготов. период. 3. индивид. подбор
компенсаторной артикуляции с опорой
на акустич. эффект.4. более длит. период
автоматизации.5. при невозможности
сформировать звук мы ставим звук
заменитель, наиболее близкий к норме.

Логопедическая
работа при механических дислалиях
должна проводиться комплексно, в
определённой последовательности. В
комплекс включаются массаж, артикуляторная
гимнастика, постановка зв.

Массаж проводится
с целью активизации движений губ, языка,
мягкого нёба и нижней челюсти. Начиная
с лёгких поглаживаний, постукиваний и
разминаний, нужно постепенно переходить
к более энергичным движениям с большим
охватом радиуса тканей. Поглаживания
производятся с постепенным увеличением
амплитуды движений, вначале в спокойном
состоянии, а затем с противодействием.

Артикуляционная
гимнастика делается активно самим
больным, а в случае затруднений –
пассивно, т.е. с механической помощью.

Наиболее сложным
разделом логопедической работы является
постановка звуков

Поэтому при
исправлении звукопроизношения приходится
ставить звуки не обычным путём, а с
учётом индивидуальных особенностей
строения артикуляторного аппарата.
Введение поставленных звуков в речь
проводится также, как при функциональной
дислалии.

Совет

Образование
некоторых дефектов строения органов
речи можно предупредить, или ослабить,
используя педагогические или медицинские
приемы.

Большое внимание должны уделять
воспитатели выявлению и устранению
дурных привычек у детей, например сосание
пальца, языка, губ, так как в связи с
длительным раздражением (давлением)
происходит отклонение в развитии зубов
и даже челюстей.

Постоянное наблюдение,
контроль и отвлечение реб-а путём
активного участия его в специальных
занятиях, играх помогут постепенно
отучить его от плохой привычки.

Кроме педагогических
приёмов могут оказать помощь врачи
стоматологи-ортодонты. В зависимости
от показаний врач может использовать,
например, несложные технические средства
(пластинки, шины) для выправления посадки
зубов.

Если у реб-а уже имеется дефект
в строении артикуляционного аппарата,
также необходим комплекс различных
мер. Обязательна консультация специалиста
— ортодонта. Полезно проводить с реб-м
артикул.

гимнастику, позволяющую развить
подвижность элементов артик-го аппарата.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2230521/page:6/

Механизмы, симптоматика и классификация функциональной дислалии. Дифференцированный подход при коррекции разных форм

Функциональная дислалия – строение артикуляционного аппарата не нарушено, имеются отклонения в его функционировании. До недавнего времени – в основе ф. дислалии лежит подражание неправильному звукопроизношению.

Дальше показали, что в основе лежат функциональные нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового и речедвигательного анализатора.

Эти сдвиги отражаются на формировании дифференцированного торможения, что приводит к нечеткости слуховых и двигательных дифференцировок.

Причины: различные перенесенные тяжелые соматические заболевания, общая ослабленность организма.

Обратите внимание

Если сдвиги преобладают в речеслуховом анализаторе, то «сенсорная функциональная дислалия» (трудности различения звуков на слух) – нарушение звукопроизношения выражается в заменах и смешении звуков, при этом нарушено фонематическое восприятие (дифференциация фонем, различение звуков речи).

Читайте также:  Розовый лишай жибера у детей: симптомы и лечение. розовый лишай заразен.

Если сдвиги в центральном отделе речедвигательного анализатора, то «моторная функциональная дислалия» — недостаточно дифференцированные, четкие движения органов речедвигательного аппарата, отсутствие или искажение звуков.

Смешанная сенсорная и моторная функциональная дислалия – сдвиги в речеслуховом и речедвигательном анализаторах, симптоматика сочетается.

Принципы логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи:

1.Принцип использования различных анализаторов:

В процессе коррекции осуществляется опора на кинестетический анализатор (ощущение положения речевых органов); на тактильные ощущения (какая воздушная струя на ощупь: теплая или холодная); на вибрационные ощущения (при звонких слышен голос – рука прикладывается к гортани); на зрительные ощущения (наблюдение артикуляции в зеркале, имитация ее руками); на слуховые ощущения (закрыть уши, звук есть – это звонкий).

2.Принцип опоры на сохранные анализаторы

При отклонении функционирования речеслухового анализатора необходимо опираться на сохранные зрительные, кинестетические, тактильные, вибрационные. При нарушении речедвигательного – на слуховые ощущения.

3.Принцип сознательности 

Все артикуляции, которые формируются у ребенка, он должен усваивать осознанно, должен понимать, что именно он делает.

4.Принцип поэтапности работы над звуком:

1)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП– подготовка органов речевого аппарата к постановке звуков.

На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы над звуком. Сроки этого этапа зависят от механизмов нарушения звукопроизношения (при  дислалии они не такие длительные, при дизартрии могут составлять несколько месяцев).

Работа включает в себя несколько направлений:

А) Формирование артикуляционных умений и навыков.

Важно

Эта работа проходит в виде артикуляционной гимнастики, для чего детям предлагают специально подобранные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата. Эти упражнения выполняют перед зеркалом под счет.

Цель артикуляционной гимнастики: трудный для ребенка уклад нарушения звука разбить на более легкие простые элементы, осуществить тренировку этих простых движений, а затем на этапе постановки объединить их в требуемую артикуляцию.

В случае полиморфных нарушений предлагается общий комплекс артикуляционной гимнастики, т.е. упражнения, которые тренируют различные группы мышц.

В случае мономорфных нарушений – специальный комплекс, необходимый для тренировки отдельных движений, которые используются только для этой артикуляции.

Общий комплекс упражнений:

разминать губки руками.

трубочка – улыбочка (чередовать)

лопаточка (широкий язык) – иголочка (узкий язык) чередовать.

«часики» (язык влево – вправо медленно, на счет 1-2).

«качели» (высунутый широкий язык вверх – вниз).

покажем непослушный язычок (па-па-па – высунуть расслабленный язык, та-та-та – покусать высунутый язык).

орешки (напряженный язык упирается в щеку – проверять).

мостик (язык упирается в верхние зубы).

«И» (кусать боковые части языка при слабости боковых краев языка – звук и-и-и).

«лошадка» (поцокивание).

 «грибочек» (присосать язык к небу, держать до 5).

«гармошка» («грибок» — и поднимать и опускать нижнюю челюсть).

На начальном этапе по 3-4 упражнения, каждое повторять 5-7 раз, на счет до 3, до 5, до 7.

Б) Работа над развитием восприятия звуков речи фонематического анализа.

Сначала ребенку утрированно произносится звук, который соотносится с неречевым звучанием. Для этого целесообразно использовать картинки – символы. Ребенка приучают слышать звук, выделять его на фоне других звуков, слогов, слов. При этом ответная реакция ребенка должна быть связана с движением (т.е.

ребенок не поизносит этот звук). Например, хлопай в ладошки, если услышишь песенку водички (звук с) или услышишь звук с. При этом логопед должен обязательно закрыть экраном нижнюю часть лица.

Совет

На начальном этапе речевой материал не должен включать близких по артикуляции и по акустическим характеристикам звуков к данному звуку (на позднем этапе – да).

Обязательна на этих порах опора на сохранные анализаторы.

Параллельно ведется работа над развитием других форм фонематического анализа:

—простые: выделение звука на фоне слова (хлопни в ладоши, если услышишь); определение 1-го и последнего звука в слове (кот).

—сложные: определение места звука в слове; последовательный фонематический анализ слова (назвать по порядку все звуки); количественный фонематический анализ (с опорой на схему); позиционный фонематический анализ (какой по счету звук).

Уделяется внимание развитию фонематического синтеза (логопед называет последний звук, а ребенок – слово).

Уделяется внимание развитию фонематических представлений (отбери те картинки, в названии которых есть данный звук; придумай слово с данным звуком).

В) Развитие дыхания, голоса, просодических компонентов.

Голос (если эти функции нарушены) развивается в процессе речевых игр.

Работа по развитию дыхания проводится в несколько этапов:

—формирование правильного типа физиологического дыхания (лежа на полу)

—самостоятельное выполнение упражнения ребенком

—речевое дыхание развивается в процессе речевых игр

Просодические компоненты:

—темп, ритм, интонация, паузация, логические и словесные ударения, тембр.

Эти навыки отрабатываются в речевых играх, в диалогах.

2) ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ — это процесс вызывания звука, формирование его правильного артикуляционного уклада.

Три способа постановки звуков:

А) по подражанию (иммитативный)

Логопед утрированно произносит звук, показывая ребенку его артикуляцию, сопровождает показ объяснением. Ребенок пытается произнести так же. Используется опора на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.

Б) механический

Заключается во внешнем механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами, шпателями и другими средствами.

В) комбинированный

Сочетает в себе объяснение, показ, подражание и механическое воздействие.

3) ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ (последующее включение звуков в речь) — это выполнение тренировочных упражнений по произнесению этого звука с использованием специально подобранного материала.

Последовательность:

—автоматизация изолированно произносимого звука в процессе звукопроизносительных игр.

—автоматизация в слогах (щелевые – сначала прямые слоги, затем обратные; взрывные, аффрикаты – обратные, а потом прямые; л – где звук лучше звучит; р – тр, др, тро-дро, отр-атр).

—автоматизация в словах (сначала слова с отработанными слогами).

—автоматизация в словосочетаниях с данным слогом.

—автоматизация  в чистоговорках.

—автоматизация в предложениях.

—автоматизация в тексте.

 4) ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ – различение звуков в речи.

Задача: учить ребенка различать близкие по произношению звуки.

Приступают тогда, когда оба звука поставлены и автоматизированы. Работа проводится в той же последовательности.

Обратите внимание

На данном занятии (дифференциация в словах) дифференцируется только одна пара звуков. На итоговых занятиях можно и 4 звука этой группы, 2 пары (с ш з ж).

5.Принцип последовательности работы над звуками

Нельзя работать сразу над всеми звуками. Последовательность определяется сложностью звука и его акустическо-артикуляционными признаками (нельзя одновременно ставить свистящие и шипящие, р и л)

6.Онтогенетический принцип

Происходит учет того, когда эти звуки появляются в онтогенезе (заднеязычные, свистящие, потом все остальные)

7.Принцип одновременности работы над звуками

В случае, если у ребенка нарушено сразу несколько групп звуков, одновременно работают над постановкой сразу нескольких звуков, обязательно отличающихся друг от друга по акустическим и артикуляционным признакам (свистящие ставят одновременно с сонорными, шипящие с вибрантами)

8.Принцип воспитания правильного произношения в условиях нормального общения, в живой речи

На начальных этапах звук автоматизируется в условиях логопедического кабинета, его произношение является утрированным, чтобы эта артикуляция не была искусственной, этот звук обязательно должен включаться в живую речь

9. Общедидактические  принципы:

—доступность

—активность

—учет ведущей деятельности

—наглядность

—индивидуальный подход

5)ЭТАПФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С МИКРОСОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ РЕБЕНКА.

Цель: научить ребенка свободно пользоваться этими звуками в своей речи.

Этот произносительный навык формируется в различных ситуациях общения. Навыки и умения выносятся за стены логопедического кабинета и включаются во вне кабинетное общение. Разыгрываются инсценировки, сюжетно-ролевые игры, драматизации, тематические занятия.

Большое значение принадлежит методу моделирования реальных ситуаций общения (общение в магазине). Моделирование особенно важно для работы с подростками и взрослыми.

Важно

Так же для работы с этой возрастной группой используются магнитофонные записи: речь записывается, когда ребенок читает, беседует, а затем анализируется.

Необходимо сформировать мотивацию использования этого звука в процессе свободного общения с людьми. Ведущая роль на этом этапе принадлежит микросоциуму, окружению ребенка. Родители и педагоги должны следить за тем, чтобы он использовал звук в своей речи, постоянно поправлять. Только таким образом у ребенка вырабатывается самоконтроль.

Устранение любой формы дислалии должно идти по вышеописанным 3 этапам, но в зависимости от механизмов дислалии.

МОТОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ДИСЛАЛИЯ

Специфика будет наблюдаться уже на первом этапе работы. Основное внимание уделяется развитию речевой моторики. С этой целью проводится артикуляционная гимнастика.

Если слуховое восприятие не нарушено, специальной работы по дифференциации звуков не требуется.

Если имеются вторичные нарушения слухового восприятия, то соответствующие задания включаются в логопедическую работу, но им не уделяется слишком большое внимание.

Процесс постановки и автоматизации протекает без особенностей, а произносительной дифференциации не требуется.

СЕНСОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ

Работа ведется по общей схеме, однако на 1 этапе основное внимание уделяется слуховой дифференциации звуков с привлечением сохранных анализаторов.

Совет

Работа по развитию артикуляционной моторики в ряде случаев может не проводиться, однако, если проводится, то в структуре логопедического занятия ей уделяют меньше времени.

На 2 этапе ведущая роль принадлежит дифференциации звуков в произносительном плане.

МЕХАНИЧЕСКАЯ  ДИСЛАЛИЯ

На 1 этапе внимание уделяется медицинским мероприятиям, которые проводятся в комплексе с педагогическими. Ребенок направляется на консультацию к специалисту-ортодонту, проводится ортодонтическое лечение, протезирование, подрезание уздечки.

Своеобразие проявляется на этапе постановки. Если удалось полностью нормализировать строение артикуляционного аппарата, то постановка проходит без особенностей.

Если аномалии устранить полностью не удалось, то у ребенка формируется компенсаторная артикуляция, т.е.

артикуляционные органы будут располагаться не так, как требует нормальный артикуляционный уклад, а так, чтобы возместить недостаточное звучание, чтобы этот звук был приближен по звучанию к нормальному.

Источник: https://students-library.com/library/read/55135-mehanizmy-simptomatika-i-klassifikacia-funkcionalnoj-dislalii-differencirovannyj-podhod-pri-korrekcii-raznyh-form

Дислалия: формы, причины появления и способы лечения

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 Причины появления
  • 3 Основные симптомы
  • 4 Лечение

Классификация

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д.

Читайте также:  Сода от укусов комаров для детей до года и старше: как снять отёк и др последствия

 По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет.

При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц].

При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии.

Обратите внимание

По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

Важно

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения.

Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата.

Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dislaliya.html

Дислалия (нарушения звукопроизношения)

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения :

– отсутствие;

– замена;

– смешение;

искажение звуков в различных позициях – изолированно,  в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

Совет

Обязательно проводится обследование высших психических функций – памяти, восприятия, внимания, общего развития речи.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

Логопедическое занятие по коррекции дислалии направлено на исправление дефектов звукопроизношения: искажения звуков, их замен или смешения. На подготовительном этапе для развития подвижности артикуляционного аппарата (языка, губ) проводят артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «Выше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями. По методике Новиковой, Дьяковой, Томилиной.

Логопедический массаж стимулирует артикуляционную мускулатуру, а также оказывает необходимое расслабляющее действие, улучшает кровоснабжение тканей, тренирует мышцы, отвечающие за формирование речи, заставляет их работать правильно и согласованно.

Он не только улучшает кровоток, но также оказывает стимулирующее, укрепляющее и терапевтическое действие. В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

Источник: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/dislaliya-narusheniya-zvukoproiznosheniya/

Ссылка на основную публикацию