Аграфия, афазия, алексия, алалия и другие пороки развития нервной системы связанные с речью

Восстановление нарушений письменной речи (алексия) у больных с афазией

Чтение – это очень важный психический процесс, необходимый для полноценной адаптации в обществе. Причинами возникновения афазии и алексии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

При возникновении оптической алексии отмечается патологическое функционирование коры затылочных долей мозга, при поражении коры височной зоны левого полушария возникает сенсорная алексия, при поражении нижних отделов премоторной зоны коры левого полушария головного мозга, возникает кинетическая (эфферентная) моторная алексия.

При обследовании у данной категории больных выявляются пропуски и перестановки букв, пропуски и замена слов, непонимание прочитанного. В тяжелых случаях алексии чтение как вслух, так и про себя становится невозможным.

Обратите внимание

Алексия в сочетании с аграфией при отсутствии афатических расстройств может быть следствием одного из вариантов зрительной (буквенной) агнозии. При этом больные при чтении и письме не распознают буквы или ошибаются при дифференцировке сходных по начертанию букв (И-Н-П, 3-Е, Ш-Щ-Ц и т.п.). Возможно также расстройство адекватного восприятия цифр, нотных знаков.

Крайне редко встречается алексия без аграфии, при которой патологический очаг находится в коре медиальной части затылочной доли и в валике мозолистого тела. Алексия в таких случаях сопровождается правосторонней гемианопсией и агнозией на цвета.

Основными видами заданий являются: при оптических формах алексии — восстановление восприятия отдельной буквы, дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (от анализа букв, далеких по своей конструкции, к близким по своей структуре), реконструкция букв, конструирование из элементов, последующее восстановление чтения слогов и слов.

При сенсорной алексии занятия начинаются с чтения знакомых слов с опорой на картинку, определение наличия звука в слове, определение в слове первого звука, последнего звука, определение места звука в слове, определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам.

При эфферентной моторной алексии внимание больного переводится на произношение отдельных букв, затем послоговое чтение, чтение целых слов внутри фразы.

При афферентной моторной алексии больному предлагают найти из ряда напечатанных слов то, что соответствует картинке, затем переходят на громкое чтение слов и последующее чтение предложений и текста.

Результаты: в процессе нейропсихологической реабилитации больных с данным видом нарушений отмечаются положительные изменения в письменной речи — восстанавливается способность узнавания и прочтения букв, слогов и слов.

Выводы: поскольку нарушения высших психических функций в ряде случаев являются основным дефектом, снижающим качество жизни больных с неврологической и нейрохирургической патологией, реабилитация пациентов с этой формой нарушений представляет важную медико-социальную проблему.

Важно

1) Дубинец Елена Августовна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации
г. Москва
2) Елисеева Юлия Александровна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации

г. Москва

(4 понравилось, средний балл: 5,00

Источник: http://LogoPortal.ru/11564/.html

Афазия

Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ, гортани).

Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, абсцессах, черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения — алексией, письма — аграфией, счета — акалькулией.

В зависимости от зоны поражения развиваются  различные  формы  афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить.

В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»).

В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д.

Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш.

Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами  речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

Совет

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению  у  психиатров.

Афазия (от греч. aphasia — утрата речи) — нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П.

Павлов), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.

) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им.

Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи — понимание речи по слуху и чтение.

Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия — нарушение чтения, аграфия — нарушение письма).

Исследование афазических нарушений. Устная речь. Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ.

При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) — так называемый аграмматизм.

Обратите внимание

Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная — заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи.

Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение. Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия.

Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания.

Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом — нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения.

В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова — наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения.

Важно

Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова.

В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов.

Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности.

При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области.

И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22).

Совет

Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия — при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком.

Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом.

Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия — систематические упражнения в речи и письме.

Источник: http://www.medical-enc.ru/1/aphasia.shtml

Афазия

Содержание

Афазия — расстройство, которое характеризуется расстройством ранее нормальной речи. Афазия может проявляться в большей или меньшей степени. Человек перестает понимать то, что ему говорят, и сам не может говорить. Проявления данного расстройства могут быть различными в каждом случае.

  • Причины
  • Классификация афазии
  • Проявления расстройства
  • Диагностика
  • Коррекция афазии
  • Руководство по коммуникации
  • Прогноз и профилактика

Речевые симптомы афазии:

  • парафазии
  • речевые эмболы
  • контаминации
  • персеверации
  • акалькулия
  • аграфия
  • алексия
  • логорея и т. д.

При подозрении на данное расстройство необходимо обязательно обследование функции, психических процессов и неврологического статуса. Афазия является в основном вторичным заболеванием.

То есть она вызвана определенной патологией, ликвидация которой избавляет и от речевых симптомов. Необходимо также обучение для восстановления речевых навыков после избавления от первичной патологии.

Афазия возникает вследствие органического поражения участков мозга человека, которые отвечают за речь. Отдельно существует такое расстройства как алалия. От него афазия отличается тем, что речь у человека сначала нормальная, он может понимать обращенные к нему фразы и нормально произносит желаемое сам. А при алалии человек с самого начала не может сформировать нормальные речевые навыки.

Нарушение речи больных с афазией характеризуется как системное. У них нарушается:

  • импрессивная (включающая понимание и восприятие),
  • экспрессивная (куда относят грамматические правила, словарь, произношение звуков),
  • письменная,
  • внутренняя речь.

Также при афазии нарушениям подвергаются:

  • психические процессы
  • личность
  • двигательные функции
  • сенсорная сфера

По выше описанным причинам афазия является сложным расстройством. Ее изучают медицинские психологи, логопеды и неврологи.

Причины

Причиной афазии является органическое поражение коры головного мозга, а именно тех участков, которые оказывают прямое влияние на речь. Причем для диагноза обязательна существующая до появления расстройства нормальная речь индивида. Течение и исход заболевания во многим зависят от причины возникновения.

Наиболее часто расстройство спровоцировано сосудистыми болезнями мозга

. Прежде всего, это ишемический инсульт и геморрагический инсульт. При последнем фиксируют в основном смешанный или тотальный афазический синдром.

Читайте также:  Белый налет на языке и деснах у ребенка: причины и методы диагностики этого состояния

А сенсорная или моторная афазия наблюдается специалистами у тех пациентов, у кого ранее были зафиксированы нарушения обращения крови в мозге. У последних вероятна и тотальная форма афазии.

Второе место среди распространенных причин занимают воспалительные процессы в головном мозге:

  • абсцесс
  • лейкоэнцефалит
  • энцефалит

Также афазия во многих случаях вызвана:

  • полученной черепно-мозговой травмой
  • прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, протекающими в хронической форме, например, болезнью Пика
  • хирургическим вмешательством на мозге

Факторы риска афазии

:

  • наличие такого же расстройства у близких родственников
  • пожилой возраст человека
  • артериальная гипертензия
  • церебральный атеросклероз
  • травмы головы
  • транзиторные ишемические атаки в прошлом
  • ревматические пороки сердца

Факторы, которые оказывают влияние на тяжесть расстройства

:

  • обширность очага поражения
  • место нахождения пораженного участка мозга
  • компенсаторные возможности головного мозга
  • причины
  • преморбидный фон
  • возраст больного

Например, постепенное развитие нарушения речи наблюдается при опухолевых процессах в мозге.

А острые нарушения мозгового кровообращения, напротив, вызывают резкое появление афазии. При черепно-мозговой травме развитие расстройства также резкое.

Чем моложе больной, тем быстрее и качественнее у него срабатывают компенсаторные механизмы, он восстанавливается в довольно короткие сроки после лечения основного заболевания-причины афазии.

Классификация афазии

Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

  • динамическая
  • амнестико-семантическая
  • акустико-мнестическая
  • акустико-гностическая
  • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

Эфферентная моторная афазия

возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока. Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией.

Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде.

Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

Амнестико-семантический вид

афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

Акустико-мнестический

вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха.

При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации.

Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии.

Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия).

При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме.

Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук.

При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме.

Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

Обратите внимание

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии

:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии

:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Руководство по коммуникации

С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть».

У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности).

Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

Как общаться с больными афазией:

  • сядьте и поймайте взгляд человека
  • при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
  • лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
  • можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
  • применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы. Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
  • если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
  • важно уметь задавать наводящие вопросы
  • не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
  • запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело

Прогноз и профилактика

Логопедическая коррекция данного расстройства занимает много времени. В ней должен принимать участие не только врач, но и логопед, близкие и родные пациента. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех. Насколько восстановится речь больного, зависит от размера и нахождения в мозге пораженного участка, от возраста и других факторов, которые были описаны выше.

Чаще всего выздоравливают молодые больные. Но, если данный диагноз был поставлен 5-7-летнему ребенку, то речь может быть полностью утрачена, или же прогнозом является грубое нарушение речевого развития. Моторная афазия может завершиться у пациентов любого возраста спонтанно, перейдя в заикание.

Профилактические меры заключаются в своевременной диагностике опухолей мозга и их адекватном лечении; в предупреждении черепно-мозговых травм, в профилактике сосудистых мозговых катастроф.

Источник: http://medsait.ru/nevrologiya/afaziya

Афазии: причины и механизмы речевых расстройств

Афазия – расстройство высшей психической деятельности, проявляющееся в отсутствии или нарушении у человека речевой функции. При этом речевая возможность в полном объеме была сформирована и присутствовала у этого больного до момента старта аномалии.

Этот аспект является отличительной характеристикой синдрома от алалии – полного неимения или грубого недоразвития речевой функции, зафиксированного в юном возрасте.

В противоположность диазартрии – дефектов произносительной стороны, при афазии двигательный потенциал мышечной массы речевого аппарата не вовлечен в патологический процесс и не поврежден.

Практически во всех случаях афазия соседствует с иными видами когнитивных патологий: аграфией – утратой способности к написанию при сбережении интеллектуального потенциала и алексией – трудностями при декодировании написанных символов.

При афазии фиксируются изъяны в различных видах речевой деятельности индивидуума. Трудности у человека часто связаны с утратой способности к верному пониманию лексических и грамматических конструкций родного языка.

У человека с афазией отсутствует способность выделять сочетания звуков, которые несут смысловую нагрузку.

Проблемы с фонематическим слухом приводят к тому, что человек воспринимает обращенную к нему речь на родном языке, как бессмысленное сочетание непонятных и незнакомых звуков.

Фиксируются также аномалии при инициации речи. Больной затрудняется или вовсе не может подобрать подходящие слова для выражения мыслей.

Он не может правильно с точки зрения грамматики составить фразу. Человек с афазией меняет требуемые фонемы на похожие с ними сочетания звуков.

Важно

Также происходит замена слов, что делает высказывания человека недоступными для восприятия и понимания для окружения.

В целом для лиц, страдающих афазией, свойственна бедность словарного запаса, простота, блеклость и невыразительность приводимых описаний. Страдающие расстройством особы практически никогда не используют прилагательные и наречия. В их высказываниях не встречается метафор, эпитетов, сравнений. Они не понимают смысла пословиц, поговорок, афоризмов.

Также уменьшается беглость речи человека. Высказывания даются больным с огромным трудом. Он делает значительные паузы для подбора нужного слова.

Афазия: причины речевых расстройств

Во всех без исключения случаях, данная аномалия выступает следствием органического повреждения структур головного мозга, отвечающих за обеспечение речевой деятельности.

Тяжелая речевая дисфункция часто возникает после испытанных травматических воздействий на зону черепа. После травм структурных отделов головы ухудшение речи происходит стремительно.

Афазия может стартовать на фоне присутствия у субъекта доброкачественных или злокачественных новообразований в отделах мозга. Если афазия вызвана опухолями головного мозга и соседних образований, то ухудшение способностей к речи развивается у индивидуума постепенно.

Нередко причиной этого речевого расстройства выступают тяжелые сбои в мозговом кровообращении, наблюдаемые при гипертензивном внутримозговом кровоизлиянии или при ишемическом инсульте. В таких ситуациях патологический симптомокомплекс формируется молниеносно. При этом определяются довольно тяжелые проблемы в речевых возможностях.

Причиной афазии также являются воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего возникновение речевых расстройств является результатом вирусных и микробных энцефалитов. Афазия может быть следствием лейкоэнцефалита Шильдера – дегенеративно-демиелинизирующего поражения структур мозга.

Еще одна причина появления речевых расстройств – хронические патологии центральной нервной системы, имеющие прогрессирующий характер. Афазия фиксируется при деменции альцгеймеровского типа и при болезни Пика.

У небольшого количества пациентов речевые нарушения выступают следствием проведенных хирургических вмешательств, затронувших отделы мозга.

В группе риска развития афазии присутствуют люди, перешагнувшие шестидесятилетний рубеж. Вероятность возникновения сложностей в говорении присутствует у лиц, в семейном анамнезе которых были зафиксированы случаи афазии.

Провокатором этой патологии может быть атеросклероз – хроническое заболевание, при котором в просветах кровеносных русел откладывается холестерин по типу атероматозных бляшек. Не менее рискуют особы, страдающие артериальной гипертензией – гипертонической болезнью.

Нередко афазии определяются у людей, имеющих ревматические пороки сердечной мышцы и ее клапанов. Высокая угроза развития расстройств речи присутствует у особ, которые перенесли транзиторные ишемические атаки.

Тяжесть речевых расстройств напрямую зависит от локализации поврежденного участка и размеров очага поражения.

На исход синдрома также влияет предшествующее болезни состояние организма человека.

Более быстрое возобновление речевой функции характерно для больных молодого возраста, что объясняется лучшими компенсаторными возможностями их организма в сравнении с потенциалом пожилых лиц.

Афазии: виды и симптомы

На сегодня существуют разнообразные методы классификации расстройств говорения.  Самой распространенной методикой систематизации афазий является нижеследующая модель.

Афазия Брока

Эфферентная моторная афазия определяется у людей, у которых пострадавшей зоной стал участок Брока – задняя и нижняя область лобных долей конечного мозга в доминантном полушарии.

Для этого вида нарушений говорения характерен резкий стремительный старт. Эфферентная моторная афазия в большинстве случаем – последствие следствием левостороннего ишемического инсульта.

Расстройство часто соседствует с параличом мышц и стойким нарушением чувствительности правой половины тела.

При данном виде афазии у больного сохранено в полном объеме понимание информации, преподносимой и в устной, и в письменной форме. У человека трудности возникают на этапе процесса перевода внутренних представлений во внешнюю речь.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/afazii.html

Афазия это речевая дисфункция. Ее проявления и коррекция

Афазия это ранее сформировавшееся расстройство речевой деятельности, сопровождающееся полной или частичной потерей способности разговаривать или понимать речь других людей

Форма нарушения речи напрямую влияет на проявление данной патологии.

По своей специфике речевые симптомы проявляются в речевых эмболах, персеверациях, логореях, контаминациях, алексиях, акалькуляциях, аграфиях и т. д.

Пациентам необходимо пройти обследования психологических процессов, неврологических статусов и речевых функций.

Пациенты проходят курс лечения основного заболевания и специальное обучения восстановления речи, которое подбирается в зависимости от типа патологии (моторная афазия, сенсорная афазия, семантическая афазия,амнестическая афазия)

Причины афазии

Такое расстройство может появиться в процессе любого заболевания, разрежающего или нарушающего височную, лобную, теменную долю коры головного мозга или пути нервных клеток, взаимодействующих с данными областями и другими его отделами.

Среди ключевых причин следующие:

  1. Хроническое или острое (инсульт) нарушение кровообращения.
  2. Травма или опухоль в головном мозге.
  3. Демиелинизирующие заболевания с разрушением миелиновой оболочки нейронов периферической или центральной нервной системы. Например, рассеянный энцефаломиелит – болезнь инфекционного происхождения с образованием в мозжечке и головном мозге множества очагов демиелинизации, а также рассеянный склероз – образование в головном мозге и мозжечке большого количества мелких очагов демиелинизации.
  4. Гнойный абсцесс.
  5. Отравление промышленными ядами или тяжелыми металлами.
  6. Эпилепсия – заболевание с появлением эпитептогенного очага в головном мозге, с периодичностью генерирующего электрический заряд.
  7. Дегенеративные заболевания – нарушение строения тканей, медленно прогрессирующее в головном мозге. Например, болезнь Крейтцфельда-Якоба – заболевание инфекционной природы, проявляющееся множественными неврологическими симптомами и прогрессирующим слабоумием.

Классификация

Различными исследователями предпринимались неоднократные попытки систематизировать формы болезни на основе лингвистических, анатомических и психологических критериев.

По запросам клинической практики в наибольшей степени удовлетворительной оказалась классификация афазии по А.Р. Лурия.

Данная классификация учитывает с одной стороны характер нарушений, и с другой – локализацию очага поражения в преобладающем полушарии.

А.Р. Лурия выделил следующие типы:

  1. Афферентная моторная афазия проявляется при действии на нижние отделы постцентральной коры, присоединенной к роландовой борозде. Главным нарушением при моторной афазии является кинестетическая артикуляционная апраксия, проявляющаяся в затруднении выбора отдельной артикульной позиции для произнесения звука.
  2. Эфферентная моторная афазия поражает нижний отдел премоторной области (зоны Брока). Главным речевым дефектом является кинетическая артикуляционная апраксия, блокирующая переключение с одной артикуляторной позы на другую.
  3. Акустико-мнестическая форма – поражение внеядерных отделов слуховой коры (средней височной извилины). В процессе понижения восприятия слуховых следов не работает слухоречевая память или зрительное представление окружающих предметов.
  4. Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного мозга.Передняя и задняя речевые зоны по А.Р. Лурии

  5. Акустико-гностическая предполагает локализацию патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верней височной извилины).

    Нарушение фонетического слуха, синтеза, анализа и дальнейшая утрата восприятия разговора людей – доминирующие дефекты при афазии Вернике.

  6. Амнестико-семантическое расстройство связано с поражением задневисочных и переднетеменных областей.

    Амнестическая форма выражается специфическими трудностями, связанных с забыванием названий явлений или предметов, нарушением восприятия грамматического смысла выражений.

  7. Динамическая патология проявляется в поражении заднелобных областей, способствует дисфункции коммуникативных способностей.

  8. В случаях обширного нарушения коры доминантного полушария, отвечающего за сенсорные и моторные речевые зоны, появляется тотальная афазия — сбой в восприятии фраз и способности разговаривать. Некоторые формы могут иметь смешанный характер: сенсомоторные, эфферентно-афферентные и т. д.

Симптоматика

Расстройство формирования речи – объединяющий симптом афазии. В зависимости от зоны поражения различных областей коры головного мозга или путей его прохождения тир афазии может меняться:

  1. Сенсорная афазия (Афазия Вернике)проявляется при повреждении височной доли (преимущественно левой) или путей прохождения, взаимодействующих с остальными отделами. Проявляется в отсутствии взаимодействия функции слуха и речедвигательной зоны головного мозга (пациент не понимает, о чем он говорит).

    Выражается в следующем:

    • речь пациента не содержит смысла, фразы между собой не согласованы;
    • безуспешные попытки выразить свои мысли окружающим множеством слов;
    • речевые расстройства не дают построить продуктивный разговор, при способности концентрации внимания и полном сохранении сознания;
    • у возмущенного человека создается впечатления, что его речь не понимают окружающие (он не замечает своего дефекта).
  2. Моторная афазия (Афазия Брока) проявляется при повреждении речедвигательного центра в лобной области коры головного мозга (преимущественно левой) и путей прохождения, связывающих эти доли с остальными его областями.

    Расстройство связано с нарушением образования предложений, человек имеет представление, о чем говорить, но слова не связываются между собой или речь вовсе не начинается.

    • скудная, отрывистая речь человека заканчивается молчанием.
    • попытки выстроить четкий очерченный диалог заканчивается неудачей;
    • пациент осознает ситуацию и предпочитает молчать.

    Моторная афазия влияет на разговорную речь человека, при этом он понимает все слова, а сенсорная афазия, наоборот, блокирует восприятие речи, но человек может произносить слова и фразы.

  3. Повреждением теменной доли головного мозга или путей прохождения, связывающих данную область с другими зонами головного мозга, характеризуется семантическая форма патологии. Сложные понятия вызывают у человека трудность в их восприятии. Он не может вести конструктивный диалог, не определяет связи между фразами и понятиями.
  4. Повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга и путей прохождения, взаимодействующих областей головного мозга, характеризуется амнестический тип болезни. Человек затрудняется называть предметы и вещи при полноценном и адекватном диалоге.

Диагностика

Стоит рассмотреть комплексную диагностику для максимально точного определения причины патологии и дальнейшего плана лечения.

  1. Анализ анамнеза и жалоб при заболевании:
    • выяснение события, предшествовавшего началу развития расстройства: нарушение кровообращения в мозгу, черепно-мозговая травма, судорожный припадок;
    • определение сроков появления нарушений (нарушение формирования предложений, непонимание устного текста на родном языке).
  2. Осмотр у невролога: появления нарушений в разговоре или других неврологических симптомов – опущение уголка рта, асимметрия лица, при высовывании языка из полости рта его отклонение в сторону, неполное закрытие глаз при зажмуривании, изменение высоты рефлексов, появление слабости в конечностях.
  3. Осмотр у логопеда: диагностика появившихся нарушений, составление курса по восстановлению речи.
  4. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  5. МРТ и КТ головы позволит детально обследовать изменения, обнаружить отклонения в его структуре тканей, определить наличие кровоизлияний, опухолей, гнойников, очагов распада нервной ткани.
  6. Магниторезонансная ангиография (МРА) — способ диагностики, позволяющий провести оценку целостности и проходимости сосудов в полости черепа, обнаружить мешковидные расширения артерий (аневризмы), сосудистые мальформации, окклюзии и стенозы сосудов.

Лечение и коррекция

Коррекция при рассматриваемой патологии должна затрагивать логопедическую сферу и медицинскую. Задачей нейрохирурга и невролога будет наблюдение пациента и лечение посредством медикаментозной терапии, активной реабилитации и хирургического вмешательства при необходимости.

Занятия с логопедом должны быть направлены на коррекцию, важно поставить перед пациентом цель восстановить и развить активные периферические анализаторы, работать над письмом, чтением, а также импрессивной и экспрессивной сторонами речи.

  • динамическую схему произношения слов следует восстанавливать при моторной афазии;
  • на дифференциацию кинестетических признаков фонем работу необходимо направить при афферентной форме болезни;
  • акустико-мнестическая форма требует преодоления дефектов зрительной и слухоречевой памяти;
  • восстановление понимания речи и фонематического слуха является основной целью акустико-гностической афазии;
  • работа логопеда должна быть направлена на преодоление импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической форме патологии;
  • динамическая форма требует стимуляции речевой активности и устранения дефектов внутреннего планирования и программирования речи.

Для предотвращения фиксации патологической симптоматики необходимо начать коррекционную работу как можно раньше после получения разрешения от врача.

Длительность такого процесса может составлять 2-3 года, важно заручиться поддержкой не только логопеда, но также родственников пациента, самого больного и его лечащего врача.

В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи. Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа.

Источник: http://prodepressiju.ru/narusheniya-rechi/afaziya-eto.html

Афазия: что это такое? Виды и формы афатических расстройств

Речь является одной из осознанных высших психических функций, присущих исключительно человеку. Ее становление связано с длительным культурно-историческим наследием.

Формирование основ речи проходит ряд последовательных этапов с последующим преобразованием в целую систему средств общения, а также связанных с ней других психических процессов, включая и мышление.

Совет

Утрата способности говорить, выражать словами мысли и понимать обращенные речевые звуки существенно снижает качество жизни больного и его социализацию. Такое расстройство уже сформированной речи носит название афазия (aphasia).

Афазия – это системное расстройство речи, возникающее при органических поражениях мозга и охватывающее различные уровни системы речи. Подобные дефекты преобразуют другие психические процессы и приводят к распаду всей психической деятельности человека.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей.

До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага.

С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы.

Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций.

Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций.

Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты.

Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого.

В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

Обратите внимание

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность.

Важно

При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы.

Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Классификация

Сложность функциональной системы речи определяет наличие нескольких классификаций афазий. Выделяют неврологическую классификацию, сформулированную Вернике и Лихтгаймом, лингвистическую Хеда и нейропсихологическую Лурия.

Согласно неврологической градации афазии могут быть моторными и сенсорными. Каждый из этих видов расстройств разделяется на следующие варианты:

  • Транскортикальный тип афазий. Ее формирование обусловлено перерывом связей между центром моторной или сенсорной речи и предполагаемой областью восприятия;
  • Корковый вариант. Диагноз устанавливается, если произошло непосредственное повреждение центра Брока (афазия Брока) или центра Вернике (афазия Вернике);
  • Субкортикальный тип афазий. Моторная форма развивается при разрушении связей между центром экспрессивной речи и церебральными структурами, обеспечивающими артикуляционную активность. Сенсорное расстройство речи субкортикального типа возможно при разрыве связей между областью импрессивной речи в извилине Гешля и областями, воспринимающими звуковую информацию;
  • Проводниковая афазия диагностируется при деструкции связей между центрами Брока и Вернике. Поэтому она затрагивает как сенсорный, так и моторный компоненты фазиса.

Грубая патология коры и субкортикальных структур способна привести к полной утрате способности воспроизводить и понимать звуковые символы. При этом возникает тотальная афазия. Чаще при патологических процессах меньшей степени выраженности формируется частичная афазия.

С лингвистической точки зрения патология речи определяет расстройства языковой системы в целом. Согласно классификации Хеда афазии могут быть:

  • Вербального типа. Характеристикой патологии является нарушенное словообразование, имеются дефекты произношения, ограничен лексический запас;
  • Номинального типа. Номинальная афазия делает невозможным восприятие (импрессия) речи и использование слов;
  • Синтаксического типа. Ее особенностью выступает потеря связанности предложений и появление телеграфного стиля;
  • Семантического типа. Искаженное восприятие смысла высказываний сложной грамматической конструкции.

Последней была создана нейропсихологическая классификация афазий. В ее основу легли понятия о деятельности системы речи, как о едином сложном функциональном механизме множества афферентных и эфферентных составляющих. Согласно этому выделяются следующие варианты афазий:

  • Моторная (афферентная и эфферентная);
  • Сенсорная;
  • Динамическая;
  • Семантическая;
  • Акустико-мнестическая (она же амнестическая афазия).

Чаще всего в клинической практике используют термин «корковая афазия Брока», или «сенсомоторный тип афазии». Однако изолированные формы афазии встречаются достаточно редко.

Основные виды афазий

Отдельные виды афазии определены расположением очаговой патологии в мозге, отчасти патогенезом, и, основной утраченной функцией.     

  • Моторное эфферентное афатическое расстройство формируется при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. Происходит нарушение фразообразования. Симптомы патологии сводятся к непреодолимой инертности воспроизводимой речи (типичная характеристика). Нарушается своевременность переключения артикулем. Выраженно страдает конструирование речи, которая приобретает дезорганизованный характер. Свойственны персеверации – непроизвольное, но стойкое повторение определенного звука или слова. Патология сочетается с расстройством графической речи и алексией.
  • Моторное афферентное афатическое расстройство наблюдается при поражении нижних отделов теменной доли, включая постцентральную извилину. Формируется артикуляторное нарушение фазиса, особенностью которого является патология кинестетического восприятия импульсного потока. Обнаруживается патология артикуляции звуков, пациенту трудно найти необходимую артикуляторную позицию. Для афферентной формы характерны фазисные стереотипии (повторения речевых элементов), расстройства импрессивной речи, аграфия и алексия.
  • Сенсорная афазия. По-другому, ее называют акустико-гностической или импрессивной. Возникает при повреждении задних отделов извилины Гешля. Типично нарушение восприятия фазиса, то есть выпадает понимание импрессивной речи. Возникает непродуктивное многословие – дезорганизованный поток слов. Акустико-гностическая сенсорная афазия проявляется переставлениями слогов в слове или их заменой на схожие, повторениями услышанных фраз за собеседником, искажением всей звуковой структуры элементов предложения.
  • Динамическая афазия является следствием патологии задних лобных отделов. Снижается инициатива фазиса – активный, автономный, произвольный и результативный процесс говорения. Проблемы планирования речи зависят от степени повреждения корковой зоны. Может сочетаться с изменением эмоциональной сферы: эйфорией, насильственным смехом, отсутствием критики к собственному состоянию. Отмечается ограничение словарного запаса. Свойственен феномен «эхолалий» — непроизвольное, механическое повторение речи других, чаще всего последней услышанной фразы или слова. Динамическая форма проявляется в виде специфических аграмматизмов, выражающихся в пропуске определенных частей речи, употреблении речевых шаблонов и слов-паразитов.
  • Семантическая афазия является следствием повреждения теменно-затылочно-височных областей. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, степени логических связей между словами, пространственных предлогов. У больных возникают проблемы восприятия сложносочиненных предложений. Отличительной чертой такой формы афазии является отсутствие грубого страдания собственно фазиса, но разговор строится из простых речевых оборотов.
  • Акустико-мнестическая афазия формируется при повреждении среднезадних отделов височной области. Типичной характеристикой при этом является патология акустикофазисной памяти и уменьшение количества ее восприятия. Амнестическая афазия обедняет визуальные представления об увиденном. Проявляются сложности при назывании предметов и людей, при описании сюжета картин.

Чаще всего в клинической практике наблюдаются сочетанные формы афазии.

Лечение

Афатические нарушения являются синдромом поражения головного мозга, поэтому в первую очередь лечить начинают основное заболевание, ставшее причиной расстройств фазиса.

Используется комплексная терапия, включающая медикаменты, физиотерапию, нейропсихологическую и логопедическую коррекцию.

Для лучшего восстановления связей между основными речевыми центрами применяют следующие классы лекарственных средств:

  • антиоксиданты,
  • нейропротекторы,
  • вазоактивные средства;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

Непосредственная коррекция афазий сводится к нейропедагогическому обучению.

Ранние коррекционно-педагогические занятия с лицами, имеющими афатические нарушения, способны стойко восстанавливать утраченные речевые функции.

Нейропсихологическое восстановление речи при афазиях требует общего расторможивания фазиса, нивелирования персевераций и эхолалий, коррекции психической активности, мышления больного и его вербальной активности в целом. План нейропедагогической коррекции разрабатывается на основании классификации афазий и степени выраженности патологии. Используются специальные методики, примерами которых могут служить:

  • приемы сопряженного и отраженного повторения,
  • ритмико-мелодические упражнения,
  • окончание фразы;
  • семантический подбор слов;
  • вербализация собственных действий;
  • рисование, чтение, письмо, счет.

Афатические расстройства – одна из глобальных проблем неврологии, психологии и физиологии. Несмотря на то, что проблемы патогенеза, клиники и лечения афазий подвержены активному изучению, до сих пор они остаются достаточно спорными и неоднозначными.

Афазии способны затрагивать различные уровни организации речи, тем самым существенно снижая коммуникативную активность, как взрослых, так и детей. Дезорганизуется вся психическая деятельность, в том числе и мышление, снижается трудоспособность и социальная адаптация индивида.

Особенно остро это проявляется при тотальной афазии.

Совершенствование комплексной диагностики афатических нарушений и их причин, а также грамотный анализ клинико-нейропсихологических особенностей патологии способны значительно улучшить результаты лечения пациентов с имеющимся речевым дефектом.

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/afaziya.html

Ссылка на основную публикацию