Синдром гиперактивности у детей-причины и лечение с коррекцией поведения

Непоседливый ребенок или дети с сдвг. Гиперактивность у детей — симптомы, причины, коррекция

Как распознать гиперактивность? Конечно же, здоровый ребенок, научившийся ползать, а затем и ходить активно использует новые возможности. Стремясь познать окружающий мир, малыш осваивает в доме все уголки, проверяет на прочность диваны и стулья, упражняясь в лазании и прыжках.

И, напротив, ребенок, подолгу спокойно сидящий на одном месте, не проявляющий активного интереса к окружающему вызывает обоснованную тревогу — все ли в порядке с его здоровьем?

Естественная подвижность ребенка дана природой – не нужно чрезмерно ограничивать ее. Позволяйте малышу исследовать мир и предметы, за исключением тех случаев, когда это грозит небезопасными последствиями.

Обратите внимание

Но что делать с чересчур подвижным малышом, не знающим ни минуты покоя и похожим на заводную игрушку – суетливо носящимся по комнате, вертящим головой во все стороны, постоянно теребящим что-то в руках – нормально ли это? И что считается индивидуальными особенностями темперамента, а что — нормой? В статье «Непоседливый ребенок или дети с сдвг, гиперактивность у детей — симптомы, причины, коррекция» женский интернет журнал «Здоровые семьи» подробно рассмотрит эти вопросы.

Признаки синдрома гиперактивности у детей — на какие симптомы обратить внимание?

Гиперактивные дети обычно беспокойны с первых дней жизни. Они плохо спят, их трудно уложить в кровать.

Став постарше во время прогулки или домашних игр такие дети не могут и пяти минут спокойно поиграть с другими малышами, полепить куличики в песочнице или повозиться со своим медвежонком, мячом и т.д.

, а не успев начать одно дело, тут же бросает его, отвлекаясь на что-то другое, или срывается с места и бежит куда-то, не отзываясь на зов родителей, постоянно разбрасывает игрушки.

Главные признаки гиперактивности: чрезмерная подвижность, неусидчивость, повышенной отвлекаемость, нарушение концентрации внимания. Такие дети иногда бывают агрессивными, отличаются нервными тиками и дефектами речи.

В психическом и умственном развитии гиперактивные малыши обычно не отстают от сверстников, в дошкольном возрасте могут даже опережать их, рано начав ходить, говорить и т.д..

Но к 6-7 годам (в школе) может выясниться, что ребенок в учебе отстает от одноклассников.

Признаки синдрома гиперактивности у детей — как проводится коррекция поведения?

В идеале, гиперактивный ребенок должен находиться под наблюдением у детских специалистов — невролога и психолога. И, конечно, важную роль в лечении играет правильное поведение и поддержка родителей.

Если нет серьезных признаков органического поражения нервной системы, когда помогает лишь медикаментозное лечение (а это устанавливает врач, при исследовании), повышенную возбудимость можно отчасти «усмирить» и скорректировать и без лекарств.

Важно

Прежде всего, необходимо запастись терпением, общаться с малышом в спокойном тоне (избегайте частого повторения слов «нет» и «нельзя» в разговоре), с ним не нужна ни строгость, ни чрезмерная опека.

Не нужно много требовать от ребенка и не нужно потакать ему во всем.

Придерживайтесь позитивной модели общения – хвалите малыша каждый раз, когда он это заслужил и обязательно акцентируйте внимание на его успехах.

Помните, что гиперактивному ребенку сложно выполнять задания взрослых – ваши просьбы должны быть просты и состоят только из одного действия. И обязательно нужно соблюдать режим дня. Очень важно, чтобы время приема пищи, прогулки, игр и сна соответствовало четкому распорядку и все режимные моменты проводились изо дня в день в одни и те же часы (с небольшим отклонением, при необходимости).

Можно читать малышу добрые сказки, проводить с ним спокойные занятия — рисование карандашами и красками, лепка из глины или пластилина.

Постройте замок из конструктора, просто придумайте увлекательную, но спокойную ролевую игру, используйте интересные настольные игры, слушайте медленную спокойную или веселую музыку, песенки – найдите такие, которые понравятся ребенку.

Музыку, например, можно слушать по 2-3 раза в день около 20 минут. В более старшем возрасте можно научить ребенка игре в шахматы или шашки.

Обязательно поощряйте и хвалите ребенка после того, как он выполнил какое-либо ваше задание, требующее усидчивости. Не надо пытаться подавлять его повышенную двигательную активность. Дайте ей выход, направьте в нужное русло. Спокойные занятия чередуйте с подвижными играми, чтобы дать выход энергии ребенка.

Выполняйте с ним утреннюю зарядку, позволяйте заниматься на домашних тренажерах (лазать по лестнице, висеть на канате). В возрасте постарше можно посещать спортивную секцию, где есть возможность активно двигаться.

Совет

Очень важно дважды в день в хорошую погоду выходить с малышом на длительную пешую прогулку, чтобы он немного уставал. Но избегайте мест массового скопления людей.

Пребывание в крупных торговых центрах и рынках, цирках и массово посещаемых детских парках чрезмерно стимулирующе действует на гиперактивного ребенка.

Признаки синдрома гиперактивности у детей — отчего возникают и есть ли в этом доля нашей вины?

Проблема гиперактивности у детей уже не первый год исследуется детскими невропатологами и психиатрами.

И одна из важнейших причин гиперактивности ребенка — неблагоприятно проходившая беременность матери (сильный и продолжительный токсикоз, заболевания внутренних органов, нервные и физические перегрузки, полученные травмы).

Кроме того, очень важно, насколько полноценным было питание мамы, достаточно ли было витаминов, минералов и аминокислот и т.д. При недостатке этих веществ развитие плода нарушается и особенно страдает от этого его нервная система и мозг.

Очень негативно сказываются и лекарства, принимаемые беременной (антибиотики, транквилизаторы, снотворные, гормональные препараты и т.д.). Очень важно, чтобы любые препараты в этот период жизни женщины принимались строго под контролем врача.

Еще одной, не менее важной причиной гиперактивности у ребенка, является родительский алкоголизм или прием спиртных напитков во время беременности.

Алкоголь – яд для нервной системы и клеток мозга, особенно сильнодействующий на развивающийся плод, для которого пагубны даже небольшие его дозы.

Обратите внимание

Принятый мамой алкоголь, помимо перечисленных воздействий, еще и поспособствует тому, чтобы через плаценту проникли другие токсичные вещества, находящиеся в ее организме.

Кроме того, причинами гиперактивности у детей могут стать травмы, полученные младенцем во время родов и его заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих препаратов.

Гиперактивный ребенок в детском саду — как вести себя родителям и педагогам?

Гиперактивные дети не очень хорошо приспосабливаются к непривычной обстановке и новому коллективу. Чтобы избежать невротических реакций, предупредите и воспитателя и заведущую об особенностях своего ребенка.

Попросите педагога общаться спокойно, не допуская повышенного тона.

Объясните, что ребенок – не нарушитель дисциплины, и что упреки и замечания не достигнут цели, а лишь вызовут у малыша агрессию и нервные расстройства.

Гиперактивному ребенку нужно уделять больше внимания и давать возможность физической разрядки во время занятия: чаще спрашивать, просить что-то принести или подать воспитателю, помочь собрать работы, рисунки, раздать материалы для занятий и т. д. Это поможет ребенку выдержать занятия, не нарушая дисциплины. Внимательный воспитатель найдет множество таких приемов.

Конечно, приведенные советы не заменят консультации у невропатолога и психолога. И, как уже было сказано выше, гиперактивному ребенку необходимо постоянное наблюдения у специалистов.

Литература:

1. «Гиперактивные дети», Г. Г. Шанько (доктор медицинских наук)
2. «Ребенок с моторчиком», О. Гончаренко (детский невролог, кандидат медицинских наук)

Источник: https://healthy-families.ru/priznaki-sindroma-giperaktivnosti-u-detej-simptomy-prichiny-korrekcija.html

Гиперактивный ребенок: причины синдрома, признаки и лечение

Расстройства психического развития

14.11.2017

1.6 тыс.

1.1 тыс.

9 мин.

В медицине термин «гиперактивность» появился в 60-е годы прошлого века. Врачи стали выделять заболевание как минимальное расстройство функции мозга.

Патология выражается у ребенка недостатком внимания, вследствие чего ему трудно сконцентрироваться. В дальнейшем это становится причиной нарушения памяти, что вызывает трудности в обучении.

Гиперактивность связана с трудностью восприятия и дальнейшей обработки внешней информации и внутренних стимулов организма.

Важно

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) сейчас является глобальной социальной проблемой, так как мешает ребенку адаптироваться в коллективе и обществе.

По статистическим данным, от 3 до 18% всех детей страдают этим заболеванием. Проведенные исследования показали неутешительный прогноз: такой ребенок попадает в зону риска развития алкоголизма и наркомании.

Патология у мальчиков проявляется в пять раз чаще, чем у девочек.

Первые признаки патологии у ребенка проявляются уже на первом году жизни. Это выражается тем, что малыш становится чувствительным к внешним раздражителям, таким как свет, звук, движения мамы, на которые бурно реагирует.

Еще одним характерным признаком синдрома недостатка внимания является беспокойный сон и громкий плач без явной на то причины.

Малыши при этом с трудом засыпают, редко получается уложить ребенка без слез, бодрствование продолжается намного дольше, чем сон.

Дети с этой патологией отстают в двигательном развитии, начинают ползать и ходить на 1-2 месяца позже своих сверстников. Это же относится и к речевому развитию: малыш начинает говорить позже принятых сроков, причем не проявляя к словам должного интереса.

На втором году жизни дети с гиперактивностью отличаются характерной хаотичностью движений, тем самым вызывая беспокойство родителей. Специалисты отмечают, что ребенок, страдающий данной патологией, позже сверстников начинает изъясняться фразами, также присутствует определенная физическая неуклюжесть: ребенок намного дольше осваивает более сложные движения, такие как прыжки.

В три года родителям сложно заметить признаки гиперактивности, так как в этом возрасте каждый малыш начинает проявлять упрямство, строптивость и непокорство установленным порядкам.

Совет

Но в случае если малыш ходит в этом возрасте в садик, жалобы воспитателей на невнимательность ребенка, а также отсутствие способности сконцентрироваться на занятиях становятся неприятной неожиданностью для родителей малыша.

Это обусловлено тем, что на фоне развития синдрома центральная нервная система не способна усвоить в полном объеме новые психические и физические нагрузки.

Заметное ухудшение состояния происходит в период 5-7 лет, когда усложняются занятия в подготовительных группах перед школой. В этом возрасте происходит критическое созревание мозговых клеток, а излишние нагрузки для детей с синдромом гиперактивности приводят к переутомлению организма.

Ребенок в этом случае способен занижать свою самооценку, резко реагирует на критику со стороны сверстников и проявляет неуравновешенность. На фоне этого у детей появляется систематическая головная боль, неоправданная боязнь чего-либо и непроизвольные сокращения мышц лица.

Они начинают отставать в учебе, несмотря на свой высокий интеллектуальный уровень.

Тяжело проходит адаптация в коллективе, поэтому нередко возникают конфликты и ссоры на фоне неуравновешенности и отсутствия терпения.

Дети с синдромом не отдают отчет своим действиям и не могут проанализировать дальнейшие последствия.

Для них не существует каких-либо авторитетов, а это грозит перерасти в поведение, противоречащее общепринятым нормам.

Обратите внимание

Наиболее опасный период для детей с гиперактивностью — подростковый возраст, так как импульсивность преобладает над разумными доводами, а в комплексе с агрессией приводит к печальным последствиям.

Специалисты выделяют следующие основные признаки гиперактивности, по которым можно распознать заболевание на начальном этапе:

  • резкая смена настроения — от слез до истерического смеха — без особых причин;
  • нетерпимость к критике и неудачам;
  • повышенная разговорчивость;
  • частая ложь;
  • раздражительность;
  • характерные мелкие нервные движения (покачивание ног, сгибание пальцев);
  • предрасположенность к конфликтным ситуациям;
  • непоседливость;
  • бесконечное задавание вопросов без интереса к ответам;
  • отсутствие сосредоточенности на конкретном объекте или занятии;
  • игнорирование всех норм порядка;
  • отсутствие терпения.
Читайте также:  Цитомегаловирус у детей: причины возникновения, симптомы, диагностика и лечение + видео

Наличие нескольких признаков является тревожным сигналом для родителей и поводом к посещению невролога и психотерапевта. Нельзя оставлять без внимания здоровье малыша, так как отсутствие адекватных методов лечения приведет к усугублению ситуации.

Специалисты считают, что существует множество факторов, которые провоцируют развитие гиперактивности. Условно их разделяют на три основные категории. Каждая из них содержит в себе определенные причины, негативно влияющие на ребенка:

  1. 1. Наследственный фактор: кто-либо из близких родственников страдает гиперактивностью.
  2. 2. Биологические причины. К ним относят травмы в период родов или нарушения головного мозга малыша при беременности мамы.
  3. 3. Социально-психологические факторы: нездоровая обстановка в семье, алкоголизм родителей, отсутствие должного воспитания, неприемлемые условия проживания.

Основной причиной развития синдрома специалисты считают незрелость или сбои работы мозга. Они приводят к неправильному восприятию эмоциональных, зрительных и слуховых стимулов, так как они являются избыточными для детей и поэтому становятся причиной их раздражения.

Проведенные исследования показали, что 60% детей с гиперактивностью приобрели заболевание вследствие воздействия неблагоприятных факторов в период беременности матери или родов, таких как:

  • недостаток кислорода в период внутриутробного развития;
  • риск прерывания беременности;
  • вредные привычки (курение, алкоголь);
  • регулярные стрессы в период беременности;
  • несбалансированное питание матери;
  • недоношенность;
  • преждевременная стимуляция родов;
  • поражение нервной системы малыша.

Основной причиной появления СДВГ является генетическая предрасположенность ребенка, в случае отсутствия этого условия заболевание не может развиться.

Неприятности в семье, отсутствие любви и внимания со стороны родителей, угнетающая обстановка в итоге приводят к тому, что заболевание прогрессирует. В дальнейшем, когда ребенок не может освоиться в школе и отстает в учебе, это приводит к раздражительности родителей, они применяют замечания и наказания, что только усугубляет ситуацию.

В медицине существует три категории патологии:

  • гиперактивность без дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • дефицит внимания с гиперактивностью (самая распространенная форма).

Специалисты различают простую и сложную патологию, в результате чего в первом случае наблюдается отсутствие внимательности в комплексе с гиперактивностью, а во втором варианте — синдром сопровождается головной болью, нервными подергиваниями конечностей, беспокойным сном, сбивчивой речью.

При отсутствии лечения спрогнозировать будущее ребенка весьма сложно, так как его поведение может стать причиной серьезных последствий.

Специалисты утверждают что 70% детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не перерастают патологию, и она переходит в подростковый возраст.

Вследствие чего 35% детей не могут успешно окончить школу, и поэтому не более 20% из них способны получить высшее образование.

Главная проблема больного ребенка в том, что он имеет достаточно высокий уровень интеллекта, но невозможность сконцентрироваться на учебе приводит к тому, что он не усваивает полученные знания.

Почти половина подростков, страдающих гиперактивностью, отличаются агрессивным поведением, что приводит к регулярным конфликтным ситуациям, дракам, попыткам суицида.

Если родители заподозрили у ребенка синдром гиперактивности, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу и пройти комплексное обследование, так как под этими признаками могут скрываться более серьезные осложнения. Диагностика патологии условно подразделяется на три направления:

  1. 1. Субъективная диагностика. Это означает, что врач изучает поведение ребенка и сравнивает показатели с общепринятыми нормами. Также проводится опрос родителей о течении беременности и о родах, перенесенных заболеваниях ребенка и его поведении в той или иной ситуации. В результате полученных сведений врач составляет общую характеристику поведения ребенка.
  2. 2. Психологическая диагностика. Этот метод применяется с дошкольного возраста. Врач проводит тестирование малыша на основе заданий в зависимости от затраченного времени на их выполнение. Такая методика дает возможность оценить внимательность и усердие ребенка.
  3. 3. Электроэнцефалографическая диагностика. Это исследование проводится с помощью электродов, которые прикрепляются к голове, дают возможность определить потенциал головного мозга и существующие изменения его функции. Сейчас диагностирование проводится более современными методами — с помощью магнитно-резонансной томографии, что упрощает процедуру и является безопасным для здоровья ребенка.

На основе полученных сведений врач назначает соответствующую комплексную терапию, которая включает в себя и профилактические мероприятия.

Только комплексное лечение решит проблему гиперактивности у ребенка и снизит влияние негативных факторов на его поведение.

Гиперактивный ребенок должен регулярно наблюдаться не только у невролога, но и у психолога, а также ощущать заботу и любовь родителей, что даст ему веру в положительный результат терапии.

Важно

Опека и поддержка должна присутствовать постоянно. Это поможет закрепить навыки, приобретенные во время лечения.

Основные рекомендации родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка:

  1. 1. Общение должно быть спокойным, без проявления резких эмоций, так как настроение взрослых способно передаваться малышу.
  2. 2. Не стоит форсировать развитие и отдавать ребенка одновременно в разные секции, игнорируя возрастные категории, так как это станет причиной регулярного переутомления и раздражения.
  3. 3. При разговоре необходимо смотреть прямо в глаза.
  4. 4. С целью развития моторики следует отдавать предпочтение танцам, плаванию и теннису.
  5. 5. Рекомендуется во время игры объяснять существующие правила и то, как достичь конечного результата.
  6. 6. Поощрять ребенка при достижении даже минимальных результатов.
  7. 7. Четко соблюдать ежедневный режим, постепенно приобщая к порядку и общепринятым правилам поведения.
  8. 8. В период выполнения домашних заданий и подготовки к школе следует исключить отвлекающие факторы, сконцентрировав внимание сугубо на учебнике и тетради.
  9. 9. При озвучивании заданий следует избегать постановки нескольких задач одновременно: ребенок должен четко понимать, что от него требуют и что необходимо сделать для выполнения.

Особенность гиперактивных детей в том, что они не отождествляют наказание и порицание со своей деятельностью, но положительно реагируют на любую похвалу со стороны взрослых.

Чтобы добиться существенных положительных результатов, проводится не только психологическая терапия, но и медикаментозное лечение ребенка.

Курс необходимых препаратов и их дозировка назначается только врачом исходя из выявленного случая, а также возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

В случае большего преобладания невнимательности врач назначает ноотропные препараты, такие как Энцефабол, Кортексин, что оказывает положительное действие на головной мозг ребенка и помогает снизить негативное влияние заболевания. Если у малыша преобладает гиперактивность, используются лекарства на основе гамма-аминомасляной кислоты (Фенибут, Пантогам), что помогает тормозить и контролировать эмоции.

Исходя из формы патологии врач дополнительно назначает транскраниальную микрополяризацию, суть которой состоит в воздействии на определенные участки мозга слабых импульсов электрического тока, что помогает скорректировать нарушения.

Иногда назначается лечение методом обратной связи, цель которого — заставить мозг научиться работать правильно и оптимизировать внимание. Головной мозг в детском возрасте обладает высоким уровнем пластичности, что дает возможность нормализовать его работу. Для этого к голове крепятся специальные устройства, которые выводят показания на монитор компьютера.

Врач в форме игры помогает ребенку осознанно или нет снизить излишнюю активность мозга и привести его к нормальному состоянию, что отображается на мониторе. Задача больного состоит в том, чтобы максимально запомнить это состояние и по возможности сохранить.

Такой вид лечения применим только с восьми лет, так как дети раннего возраста не могут полностью осознать, что требуется от них.

Для детей с синдромом гиперактивности жизненно необходимо создать оптимальные условия не только дома, но и в учебном заведении. Поэтому стоит обратиться к учителю, который поможет ребенку адаптироваться в коллективе с учетом индивидуальной особенности.

  1. 1. Предпочтительно сажать за первую парту, чтобы минимизировать отвлекающие факторы.
  2. 2. В случае необходимости вытереть доску или оказать какую-либо помощь учителю стоит доверить это задание гиперактивному ребенку, который остро нуждается в активности.
  3. 3. Проводить регулярные физкультурные пятиминутки.
  4. 4. Избегать временных ограничений, в случае неуспевания на уроке давать персональные задания на дом.
  5. 5. Не сажать за одну парту двух детей с гиперактивностью.

Бороться с заболеванием нужно комплексно, но основная часть коррекции придется на долю родителей. Нужно запастись терпением и проявлять больше заботы к своему ребенку.

Тенденция развития заболевания показывает, что в большинстве случаев дети перерастают свою патологию, но у 30% она остается и во взрослом возрасте, поэтому важно провести своевременное лечение, чтобы предотвратить осложнение ситуации.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/giperaktivnyj-rebenok.html

Статья по психологии на тему: Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе

Копылова Л.Е.    

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

В последнее время все большую актуальность приобрета ет синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распростра ненности СДВГ.

Так, например, в США гиперактивных детей 4—20%, Великобритании — 1—3%, Италии — 3—10%, в Китае — 1—13%, Австралии — 7—10%, России — 4—18% В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево чек.

Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Совет

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности ча сто сопутствуют запаздывание процессов созревания выс ших психических функций и, следовательно, специфи ческие трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.

Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, аг рессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного вре мени.

Для них характерно деструктивное, оппозицион но-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперак тивного ребенка формируется трудно исправляемая аг рессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигатель ных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений.

Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патоло гия представляет серьезную социальную проблему.

Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корри гировать детей с синдромом дефицита внимания и гипе рактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

            Слабые стороны:

•трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);

•не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);

•слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);

Читайте также:  Астигматизм у детей: лечение, симптомы, причины, виды, фото и видео

•не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;

•часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;

•может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);

•отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);

•нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:

•ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;

•ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);

•болтлив;

•начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;

•ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;

•ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

      Сильные стороны:

•щедрые (даже в ущерб себе);

•отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);

•энергичные (активны в спорте и на физкультуре);

•добрые;

•смелые;

•творческие;

•веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);

•дружелюбные;

•непосредственные;

•с повышенным чувством справедливости.

Обратите внимание

       У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

      На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки.

В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время.

В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы, легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им труд но сосредоточиться на предмете деятельности. У них ча сто меняется настроение.

Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в про движении по службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени выраженно сти могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств.

В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Важно

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.

Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания).

Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального .

Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях.

Родителям следует следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2 основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Совет

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: «Своевременность решает всё!».

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.

Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты.

В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует.

Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Обратите внимание

Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного.

Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

          Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха.

Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

         У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

         Одна из больших сложностей у детей с СДВГ — трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время.

Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно.

В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

Важно

        В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

        Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

         Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета.

Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д.

Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

          Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения.

Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша.

Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

          Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Совет

         Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1.Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

2.Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

3.Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

4.Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

5.Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять,  что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

6.Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

7.Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

8.Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

Обратите внимание

9.Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

10.Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

11.Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

12.Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

Читайте также:  Диарея у детей острая и хроническая: симптомы и лечение. чем лечить диарею?

13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

           Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок.

В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка.

Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

1.Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. — СПБ: НПК «Омега». — 2010. — 160с.

Важно

2.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд – во Институт психотерапии, 2001

3.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: ACT, Астрель. — 240 с.

4.Змановская Е. В. Девиантология. – М.: АРКТИ, 2004

5.Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. — М.: Класс, 1997. — 336с.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/09/25/korrektsiya-povedeniya-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya

Синдром дефицита внимания у детей — признаки, терапия препаратами, процедурами и работа с психологом

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста.

Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков.

С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя.

СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом.

Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга.

Совет

Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают.

Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках.

Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство.

У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность.

Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники.

Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам.

Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Лечение

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

Источник: https://vrachmedik.ru/959-sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию