Особенности клинического осмотра маленьких детей

Детский врач

    Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети!

Показания: проводится всем новорожденным.

Противопоказания: отсутствуют.

Отсроченный первичный осмотр новорожденного, который находится в тяжелом состоянии на момент перевода из род.

зала, в этом случае проводится сокращенный осмотр с целью исключения пороков развития и оценки объема необходимой помощи, а полны осмотр органов и систем, как и антропометрию, производят после стабилизации состояния ребенка или установления необходимого объема лечения (ИВЛ, инфузия и др.).

Необходимый инструментарий:

  • Теплое помещение;
  • Достаточное освещение;
  • Стетофонендоскоп;
  • Индивидуальная или стерилизованная сантиметровая лента;
  • Фонарик;
  • Электронные весы;
  • Перчатки.

Цель врачебного осмотра по схеме полного посистемного объективного осмотра – получение ответов на следующие вопросы:

  • Есть ли врожденные пороки, которые требуют медицинского вмешательства, или дисморфические изменения;
  • Произошла ли адекватная кардио-респираторная адаптация;
  • Имеет ли новорожденный клинические признаки инфекции;
  • Имеет ли место другие патологические состояния, которые требуют неотложного обследования и вмешательства;
  • Здоров ли ребенок.

Методика проведения:

1.

Перед проведением полного врачебного осмотра по схеме полного посистемного объективного осмотра новорожденного врач, который проводит осмотр, должен проанализировать данные анамнеза, ознакомится с медицинской документацией и получить информацию о состоянии здоровья матери, течению беременности и родов. Дополнительную информацию, которой нет в медицинской документации, врач получает методом опроса матери. Если женщина имеет 0 (I) группу и/или Rh-отрицательный фактор, проводится лабораторное исследование пупочной крови на группу, резус-фактор и уровень билирубина.

2.

Первичный врачебный осмотр новорожденного по схеме посистемного объективного осмотра производится в родовом зале врачом педиатром-неонатологом, педиатром (в случае его отсутствия врачом акушером-гинекологом, врачом общей практики – семейной медицины) перед переводом ребенка в палату совместного пребывания матери и ребенка. Осмотр новорожденного в род. зале или в палате совместного пребывания матери и ребенка должен проводится в присутствии матери. Следует представиться матери и объяснить цель осмотра ребенка.

3.Осмотр новорожденного производят посистемно, не допуская переохлаждения.

Схема посистемного объективного осмотра новорожденного.

Поза ребенка.

Флексорная или полуфлексорная (головка незначительно приведена к груди, руки умеренно согнуты в локтевых суставах, ноги умеренно согнуты в коленных и тазобедренных суставах), может наблюдаться гипотония, атония при тяжелом состоянии или значительной незрелости новорожденного. В норме у ребенка 28 недель наблюдается только минимальное сгибание конечностей, у 32-недельного – сгибание ног, у 36-недельного – сгибание ног и в меньшей степени рук, в 40 неделе – сгибание рук и ног (флексия).

Крик. Громкий, среднего напряжения, слабый, его эмоциональность или отсутствие.

Кожа. Цвет кожи отображает степень кардио-респираторной адаптации. У согретых здоровых новорожденных детей вся кожа розовая (эритема новорожденных) после нескольких первых часов жизни. Во время крика кожа может приобретать легкий цианотичный оттенок, что может быть вариантом нормы, за исключением центрального цианоза кожи и слизистых (цианотичный язык).

Дети с полицитемией также могут выглядеть цианотично без признаков дыхательной или сердечной недостаточности. Недоношенные и дети, рожденные от матерей с сахарным диабетом, выглядят более розовыми, чем обычные дети, а переношенные – более бледными. Кожные покровы эластичные, могут быть покрыты родовой смазкой.

Обратите внимание

Доношенные новорожденные имеют хороший тургор мягких тканей, у детей которые переношены, кожа сухая и шелушащаяся (не требует лечения, уход и профилактика инфицирования трещин). Обратить внимание на наличие монголоидных пятен, milia, токсической эритемы (не требуется лечение, объяснить маме, общий осмотр и гигиена).

Появление желтухи в первые сутки является патологическим. Обратить внимание на наличие отеков, пропальпировать лимфатические узлы. Белое пятно при надавливании на мягкие ткани должна исчезать за 3 секунды. Если пятно держится дольше, то это свидетельствует о нарушении микроциркуляции.

В зависимости от срока гестации кожа может быть покрыта густой смазкой, могут быть видимы вены; у новорожденных со сроком гестации, который более близок к 37 неделе может отмечаться шелушение и/или высыпание и мало вен; пушковых волос много, они тонкие, покрывает в большинстве случаев спину и разгибательную поверхность конечностей; у новорожденных со сроком гестации, который близок к 37 неделе, отмечаются участки без лануго.

Утонченная или отсутствующая подкожно-жировая клетчатка. Кожа на подошвах со слегка заметными красными черточками, или отмечается только передняя поперечная складка; у новорожденных со сроком гестации, который близок к 37 неделе, складки занимают 2/3 поверхности кожи.

Голова и череп. Голова брахицефалическая, долихоцефалическая (зависит от положения плода во время родов). Окружность головы 32-38 см у доношенных. У недоношенных детей голова более округлая, чем у доношенных. Кости черепа тоньше. Швы и темечко открыты. Окружность головы от 24 см до 32 см в зависимости от сроков гестации.

Может быть родовая опухоль – тестоватой консистенции, выходит за границы одной кости. Лечение не требуется.

Определяют наличие кефалогематомы, указывают ее размер.

Измеряют большой родничок, при наличии и малый родничок, в норме на уровне костей черепа. Оценивается состояние черепных швов: сагиттальный шов может быть открыт и ширина его не более 3 мм. Другие швы черепа пальпируются на границе соединения костей.

Лицо. Общий вид определяется по положению глаз, носа, рта, определяют признаки дисморфии.

При осмотре ротовой полости в норме слизистая – розовая. Отмечают симметрию уголков рта, целостность неба и верхней губы.

Глаза. Обращают внимание на наличие кровоизлияний в склеры, желтушность, возможные признаки конъюктивита.

При осмотре ушей производят осмотр наружного слухового прохода, форму и положение ушных раковин, развитие хряща в них. Изменение формы ушных раковин наблюдается при многих дисморфических синдромах.

Нос. Кроме формы носа, обращают внимание на возможное участие крыльев носа в акте дыхания, которые указывают на наличие дыхательной недостаточности.

Шея. Оценивают форму и симметричность шеи, объем ее движений.

Грудная клетка в норме – цилиндричная (нижняя апертура развита, положение ребер приближается к горизонтальному и симметричному).

Важно

Обращают внимание на частоту дыхания (30-60/мин), отсутствие втяжений яремной ямки, межреберных промежутков, мечевидного отростка при дыхании. При аускультации над легкими выслушивают симметричное пуэрильное дыхание.

У недоношенных нижняя апертура развернута, ход ребер – косой. Окружность грудной клетки колеблется между 21 см и 30 см в зависимости от срока гестации.

Сердце. Проводится перкуссия для определения границ сердечной тупости, аускультация сердца ребенка, определяется частота сердечных сокращений, характер тонов, наличие дополнительных шумов.

Живот. Живот округлой формы, принимает участие в акте дыхания, мягкий, доступный глубокой пальпации. Определяется граница печени и селезенки. В норме печень может выступать на 1-2,5 см из-под края реберной дуги. Край селезенки пальпируется под реберной дугой.

Осмотр половых органов и анального отверстия. Половые органы могут быть четко сформированными по женскому или мужскому типу. У мальчиков фимоз является физиологическим.

Яички у доношенных пальпируются в мошонке, они не должны казаться синюшными через мошонку, это признак перекрута семенного канатика. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые.

При осмотре необходимо развести большие половые губы для определения возможных аномалий влагалища.

Проводят осмотр ануса, визуально определяют его наличие.

Паховая область – пульс на бедренной артерии пальпируется и определяется на симметрию. Наполнение пульса уменьшается при коарктации аорты, увеличивается при открытом артериальном протоке.

Конечности, позвоночник, суставы. Обращают внимание на форму конечностей, возможную косолапость, количество пальцев с обеих сторон на руках и на ногах.

Проверяют наличие вывиха и дисплазии бедер в тазобедренных суставах: при разведении в тазобедренных суставах – разведение полное, симптом «клацанья» отсутствует.

При осмотре спины обращают внимание на возможное наличие spina bifida, менингоцеле, дермальных синусов.

Неврологическое обследование. Определяется мышечный тонус – поза ребенка флексорная, при вентральном подвешивании голова на одной линии с туловищем; проверяются физиологические рефлексы: поисковый, сосательный, Бабкина, хватательный, Моро, автоматической походки, опоры.

Поисковый, сосательный и и глотательный рефлексы можно оценить во время кормления.

У недоношенных детей обычно снижен мышечный тонус и спонтанная двигательная активность, мелкий и непостоянный тремор конечностей и подбородка, мелкий и непостоянный горизонтальный нистагм, умеренное снижение рефлексов при удовлетворительном общем состоянии ребенка является транзиторным и не требует специальной терапии.

Определение гестационного возраста. Здоровым доношенным новорожденным, у которых масса тела находится между 10-м и 90-м перцентилем, определять гестационный возраст не нежно. Показаниями к определению гестационного возраста на основании осмотра является маленькая масса тела, и несоответствие физического развития гестационному возрасту, определяемом акушер-гинекологом.

Совет

4.Врач должен дать оценку физического развития ребенка согласно антропометрических данных по таблице.

При окончании первичного осмотра врач делает заключение о состоянии ребенка по таким признакам:

Доношенный здоровый ребенок, или Ребенок с малом массой тела, Недоношенный ребенок, и/или наличие Врожденной патологии, Родовой травмы, Подозрения на инфекцию, плюс ребенок получил неонатальную Реанимацию, перенесла Гипотермию, имеет Дыхательные нарушения, Другое.

В случае физиологической адаптации новорожденного (громкий крик ребенка, активность, кожа розовая, удовлетворительный тонус мышц), которая протекает в условиях раннего неограниченного контакта матери и ребенка, раннего начала грудного вскармливания при отсутствии врожденных пороков развития, признаков внутриутробной инфекции, с учетом результатов полного объективного посистемного осмотра, ребенка можно считать здоровым.

5. Результаты осмотра объяснить родителям. Следует спросить у матери, есть ли у нее вопросы в отношении состояния ребенка. После осмотра заполнить историю развития новорожденного.

6. При необходимости назначить лабораторное или другое дополнительное обследование, обосновавши его (высокий уровень билирубина в пупочной крови, наличие анамнестических данных в отношении плацентарной кровопотери, состояние ребенка и др.).

7. Мониторинг общего состояния ребенка и оказание необходимой помощи при его ухудшении не должны зависеть от того, был ли проведен врачебный осмотр, или от его объема.

Осложнения и ошибки:

  • Переохлаждение ребенка, несоблюдение тепловой цепочки, длительный осмотр.
  • Проведение врачебного осмотра и антропометрии сразу после рождения ребенка.
  • Выполнение рутинно ненужных процедур без наличия показаний (проверка проходимости ануса, пищевода, очистительная клизма и др.).
  • Недооценка тяжести состояния ребенка, необходимости и объема лечения.
  • Неправильная оценка состояния ребенка (особенно недоношенного), оказание помощи ребенку, которая в ней не нуждается.
  • Отстранение ребенка, который требует наблюдения от матери и временный перевод в отделение интенсивной терапии для проведения лабораторных тестов.

    Вы студент медик? Интерн? Детский врач? Добавьте наш сайт в социальные сети!

Запись «Первичный осмотр новорожденного» опубликована в рубрике МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, Педиатрия в Четверг, Февраль 16th, 2012 в 6:53 пп

Источник: http://detvrach.com/metodi-issledovania/pervichnii-vrachebnii-osmotr-novorozhdennogo/

Осмотр новорожденного ребенка педиатром

На следующий день после рождения либо в последующие дни педиатр родильного дома проводит полный осмотр новорожденного и проверяет его рефлексы. Если вы будете присутствовать при осмотре, то сможете ознакомиться с физическими особенностями вашего малыша и узнать о некоторых его способностях.

С головы до ног

Желательно, чтобы первый осмотр происходил в благоприятных условиях, то есть в спокойном теплом помещении, освещенном мягким светом, в тот момент, когда ребенок достаточно бодр, чтобы реагировать на стимулирующие действия врача.

Если это получается не совсем так, не беспокойтесь. Главное, чтобы педиатр осмотрел раздетого ребенка, не спеша, без резких движений, поглаживая его, наблюдая за его взглядом и негромко разговаривая с ним.

Ребенок должен быть спокоен и расслаблен, поэтому хорошо подходит, например, время после кормления.

Читайте также:  Чем можно заразиться от собаки или кошки: болезни животных передающиеся человеку - глисты, лишай, бешенство, фото и видео

Внимательный осмотр.

Обратите внимание

Прежде всего врач внимательно осмотрит все тело вашего ребенка, в особенности кожные покровы, на которых, например, может быть доброкачественная сыпь, такая, как токсическая эритема: мелкие белые уплотнения или красные пятна, которые проходят за несколько дней.

Он внимательно осматривает уши, нос, глаза, рот, анус, шею и позвоночник. Конечно, он прослушивает сердце и легкие, ощупывает живот, осматривает остаточную часть пуповины, половые органы. У мальчиков он проверяет, опущены ли яички в мошонку.

Конечности. Педиатр также осматривает конечности и суставы на предмет обнаружения, например, возможного перелома ключицы. Это иногда бывает у крупных детей, для которых роды были трудными, но такой перелом лечится легко и срастается быстро.

Иногда нижние конечности новорожденного бывают искривленными, что связано с положением его ног в утробе матери.

Врач-кинезитерапевт, как правило, за несколько лечебных сеансов устраняет небольшие патологии, такие, как metatarsus varus или искривление больше-берцовой кости.

Врожденный вывих бедра. Чаще всего он встречается у девочек.

Если эта патология была у матери или бабушки, обязательно сообщите об этом врачу, так как ее проще лечить 6 у ребенка сразу после рождения, чем несколько лет спустя.

Для исправления этого дефекта ребенка пеленают с разведенными в сторону ногами, чтобы вправить головку бедра во впадину тазобедренного сустава. Это называется широким пеленанием».

Небольшая деформация черепа

Форма головы у новорожденных бывает разной, иногда асимметричной, потому что кости черепа еще неплотные. После классических родов у ребенка может быть немного вытянутый или яйцевидный череп; возможен родовой отек в той области головы, которая показалась на свет первой. Это происходит из-за непростого прохождения через родовые пути. Через несколько дней все приходит в норму.

И нервная система?

Проверив физическое здоровье малыша, врач приступает к неврологическому осмотру, который даст представление о зрелости нервной системы ребенка. При ее оценке учитывается дата окончания беременности и количество часов, прошедших с момента рождения ребенка. Помимо прочего, педиатр оценивает состояние мышечного тонуса новорожденного.

Пассивный тонус. Чтобы врач оценил пассивный тонус, ребенок должен находиться в состоянии покоя. Когда ребенок лежит в «эмбриональной» позе, согнув ноги и руки, говорят о так называемом пассивном мышечном тонусе.

Активный тонус. Активный тонус измеряют при помощи разных стимулов.

Ребенка поднимают вертикально, держа его под руки, чтобы он упирался ногами в поверхность стола, и если он с силой выпрямляется, это указывает на хороший активный тонус.

То же самое можно сказать, если он в течение нескольких секунд самостоятельно удерживает голову, когда его поднимают из лежачего положения в сидячее.

Первичные рефлексы

Некоторые автоматические реакции также говорят о хорошем неврологическом состоянии новорожденного. Это так называемые архаические, или первичные рефлексы, которые исчезают к концу первого месяца после рождения.

Хватательный рефлекс (grasping reflex). Если вложить пальцы в ладони малыша, он хватает их с такой силой, что его можно приподнять на несколько секунд.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы. Это те рефлексы, благодаря которым младенец питается. Ребенок умеет не только сосать, но и вытягивать губы в поисках материнской груди, а также поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз: если погладить уголок его рта, его губы вытянутся в сторону раздражителя.

Рефлекс моро. Если, держа ребенка в положении лежа на спине, отпустить руку, поддерживающую ему голову, он разведет руки в стороны, раскроет кулачки и закричит, затем обнимет себя.

Рефлекс автоматической походки. Если поднять ребенка вертикально, так, чтобы его стопы касались поверхности стола, он выпрямится и будет делать шаговые движения!

Осмотр новорожденного

  • Осмотр бедер. Когда головка бедренной кости смещена относительно впадины тазовой кости, говорят о вывихе бедра. Чем раньше выявить этот дефект, тем проще его лечить. При малейшем подозрении в ходе клинического осмотра педиатр дает направление на эхографическое исследование либо, в зависимости от случая, на рентген (для ребенка от 4 месяцев и старше.
  • Проверка рефлекса автоматической ходьбы. Если младенца поддержать под мышками, немного наклонив вперед, чтобы при этом его ноги касались поверхности кровати, он инстинктивно сделает несколько шагов вперед. Это один из первичных рефлексов, имеющихся у ребенка, рожденного в срок. Этот удивительный рефлекс исчезает, как правило, через 5-7 недель.
  • Вес, рост и охват головы. Через несколько часов после рождения ребенка взвешивают и обмеривают. Если вес новорожденного колеблется, в зависимости от пола ребенка, от 2,5 до 4 кг и более, то рост варьируется меньше: от 48 до 53 см. Особенно важно, чтобы вес и рост вашего ребенка находились в указанных пределах. Во время первого осмотра, помимо прочего, измеряют окружность головы, или периметр черепа.

Медицинское сопровождение в первые дни

Врачи, акушерки и медсестры родильного дома помогут вам оправиться после родов. Их обязанность — следить за тем, чтобы с ребенком все было хорошо, ведь он должен адаптироваться к новой среде, к воздуху, к питанию через рот.

Ежедневное наблюдение

Персонал родильного дома особенно следит за двумя существенными факторами: хорошо ли ребенок ест и правильно ли функционирует его пищеварительная система. Они каждый день наблюдают за изменениями его веса, за консистенцией и внешним видом кала, а также за цветом его кожи на предмет обнаружения желтухи. Все это помогает определить, здоров ли ребенок.

Изменение веса. В среднем рост новорожденного 50 см, окружность головы около 35 см и вес 3,3 кг. В течение первых пяти дней он обычно теряет до 10% своей массы при рождении.

Этот естественный процесс происходит по трем основным причинам: организм ребенка избавляется от излишка воды (отека), имеющегося при рождении; его почки еще недостаточно развиты и моча слабо концентрированная; его энергетические потребности существенно растут — настолько, что ему недостаточно калорий, получаемых с едой, для прибавки в весе.

Затем, примерно с 6-го дня, он начинает набирать в среднем по 30 г в день. Через 11 дней его первоначальный вес, как правило, восстанавливается.

Источник: http://www.sweli.ru/deti/do-goda/zdorove/osmotr-novorozhdennogo-rebenka-pediatrom.html

Особенности сбора клинической информации (жалоб, анамнеза, в том числе анамнез приступа, объективного осмотра, параклинических исследований) у детей на догоспитальном этапе — Портал о скорой помощи и медицине

Методика сбора и оценка клинической информации у детей, хотя имеет свои особенности, и отличия, но подчиняется общепринятым принципам (указанным выше).

На вызове обычно приходится расспрашивать не самого ребенка, а родителей или опекунов. В отношениях с ними важно быть терпеливым и понимающим: выслушивать, тщательно отмечать их наблюдения, одобрять, даже если их беспокойство кажется необоснованным.

Если расспрашивать ребенка, особенно раннего возраста, то он мало жалуется, фантазирует, а родители часто не достаточно наблюдательны и не опытны и идут на поводу у ребенка. Они не всегда объективны и могут заведомо искажать сведения, особенно, если что-то (например, травма) случилось по их недосмотру.

Ребенок грудного возраста на различные патологические воздействия может отвечать однотипными реакциями (крик, беспокойство, нарушение сна и бодрствования, срыгивание и рвота, изменение стула и т.д.).

Важно выяснить:

  • причина обращения за экстренной медицинской помощью;
  • обстоятельства заболевания или травмы;
  • сроки ухудшения состояния ребенка;
  • заболел впервые или повторно, внезапно или постепенно;
  • длительность остроприступного периода (если он есть), сравнение с предыдущими приступами, если они были ранее;
  • средства и препараты, использованные ранее до прибытия врача СМП (самопомощь или назначения участкового педиатра);
  • вызывали ли раньше СМП по данному поводу — результаты;

В анамнезе жизни ребенка, прежде всего, необходимо уточнить существование факторов, влияющих на тяжесть и генез неотложных состояний. Чем младше ребенок, тем большее отрицательное прогностическое значение имеют:

Утяжеляют течение неотложных состояний неблагоприятный аллергический фон, лекарственная аллергия, поствакцинальные реакции, контакт с инфекционными больными. Карантин в ДДУ, школе. Повторные ОРВИ или бактериальные инфекции через 14-21 день после предшествующего заболевания протекают с выраженным токсикозом. Необходимо также выяснить наблюдается ли ребенок у врачей-специалистов.

Важно

Необходимо полностью раздевать ребенка в условиях комнатной температуры, при хорошем освещении. Соблюдать правила асептики при осмотре ребенка с обязательным использованием чистого халата поверх форменной одежды, одноразовой хирургической маски, особенно при оказании помощи новорожденным.

При сборе анамнеза заболевания, следует обратить внимание на изменение поведения ребенка:

  • гиподинамию, вялость;
  • гиперреактивность;
  • изменение аппетита;
  • нарушение сна.

Осмотр кожи начинать с оценки цвета кожных покровов. Обратить внимание на общую окраску кожи, наличие ссадин, гематом, сыпи. Окраска (физиологическая окраска, гиперемирована, иктеричная, бледная, серая, мраморная, акроцианоз, разлитой цианоз, гипостазы).

Наличие сыпи (пятнистая, папулёзная, везикулёзная, геморрагическая и т.д.). Описать локализацию. Важно отметить влажность кожи у ребенка (нормальная, снижена, повышена). Расправление кожной складки (норма, замедленное более 1 секунд).

Кисти и стопы на ощупь (тёплые, холодные, гипергидроз).

Оценить состояние большого родничка (закрыт, открыт: размер __ х ___ см., западает, выбухает, пульсирует). Необходимо обратить внимание на раны, кровоподтеки, особенно вокруг глаз (симптом очков), отек и пастозность вокруг глаз. Обратить внимание на носогубный треугольник, необычная бледность – один из симптомов менингококковой инфекции или скарлатины.

У ребенка должен быть внимательно осмотрен зев: наличие гиперемии, гипертрофия миндалин ___ степени. Налёты на миндалинах, если есть: в виде фолликул, в лакунах, плёнчатый. Пропальпировать лимфоузлы: обычные, увеличены до __ мм. Указать какие. Выделения из носа, если есть: слизистые, серозно-слизистые, гнойные и т.д.

Органы дыхания. Обратить внимание на участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. Раздувание крыльев носа, западение подключичных и ярёмных ямок, втяжение межреберьий, западение грудины. Характер кашля: сухой, влажный, лающий.

Наличие одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная, в покое, при физической нагрузке. Перкуторно над лёгкими звук: легочный, коробочный, укорочение, притупление. Локализация. Аускультативная характеристика дыхания: пуэрильное, везикулярное, жесткое, ослабленное (локализация).

Не проводится (локализация). Хрипы: сухие, влажные, крепитация (локализация).

У детей дыхание несколько усилено, удается прослушивать не только вдох но слабый выдох что несколько приближает их дыхание к жесткому.

Такой характер дыхания является физиологической особенностью детей, зависящей от различной частоты вибрации легочной и окружающих тканей, от узости бронхов, короткости трахеи и малых размеров грудной клетки.

Пуэрильное дыхание наиболее выражено у детей в возрасте от 6 мес. до 2,5-3 лет, а в школьном возрасте дыхание приближается к везикулярному.

Показатели частоты дыхания у здоровых детей различного возраста

Возраст Частота дыханий в 1 мин
Дети новорожденные 40-60
4-6 мес. 35-40
7-12 мес. 30-35
2-3 года 25-30
5-6 лет Около 25
10-12 лет 20-22
14-15 лет 18-20

Частота сердечных сокращений в минуту у детей

возраст Средняя частота ударов в минуту
Дети новорожденные 140
10-30 дней 140
1-12 мес. 132
1-2 года 124
2-4 года 115
4-6 лет 106
6-8 лет 98
8-10 лет 88
10-12 лет 80

Артериальное давление, как и другие показатели, повышается с возрастом ребенка. Наиболее быстро оно возрастает в грудном возрасте (на 1 мм. рт. ст. в месяц), у детей от 1 года до 5 лет практически не меняется.

У доношенного новорожденного систолическое АД составляет около 60-65 мм. рт. ст. Примерный уровень максимального АД у детей первого года жизни можно рассчитать по формуле: 76+2п, где 76-средний показатель систол.

Читайте также:  Что подарить девочке на 5 лет на день рождения - идеи подарков, в том числе сделанных своими руками

АД у новорожденного, п-число месяцев,

У детей старше 1 года максимальное АД ориентировочно рассчитывается по формуле 100+п где п-число лет, при этом допускается колебания ±15 мм.рт.ст.

Описать язык: влажный, сухой, обложенность. Рвотные массы (визуально): съеденной пищей, «пустая», желчью, кофейной гущей, с примесями крови, и т.д. Стул (визуально): не осмотрен, оформленный, кашицеобразный, водянистый, слизь, кровь, непереваренный, и т.д. Отметить цвет.

Осмотр живота необходим для определения степени его вздутия (метеоризм, парез кишечника), наличия асимметрии и грыжевых выпячивании. Живот: обычной формы, вздут, втянут, ассиметричен. Участие в акте дыхания передней брюшной стенки: да, нет.

Совет

Напряжение живота: (нет, есть) и болезненность при пальпации: (нет, есть): левая подрёберная, собственно надчревная, правая подрёберная, правая боковая, параумбиликальная, левая боковая, правая подвздошная, надлонная, левая подвздошная и т.д. Симптомы раздражения брюшины: какие. Печень: _____ см. из-под края рёберной дуги, край какой. Диурез (со слов): достаточен, снижен, увеличен.

Не мочился с ____ часов. Цвет мочи (со слов, визуально). Прозрачная, мутная. Симптом поколачивания в поясничной области: (справа, слева).

Неврологический статус: Шкала Глазго в баллах. Выяснение степени угнетения или возбуждения ЦНС(расстройство сознания, судороги, мышечный тонус).

При отсутствии словесного контакта у детей первого года жизни уровень сознания определяют по активности ребенка, как он следит за окружающими людьми и предметами, играет ли он с игрушкой, как он кричит или плачет (например, монотонный крик характерен для менингита), тремор подбородка и конечностей, пульсация большого родничка, положительный симптом Грефе – отставание верхнего века при движении глазного яблока книзу; срыгивание, рвота. Пальпация большого родничка. Дети склонны:

1. к общемозговым реакциям, у них часто развиваются судорожный синдром (фебрильные судороги) и неспецифические токсические энцефалопатии (нейротоксикоз). Ситуация осложняется при осмотре грудного ребенка, особенно первых 2 месяцев жизни.

В этих случаях ориентирами для оценки сознания могут служить реакции сосредоточения (на звуковые, зрительные раздражения) и эмоциональный ответ на положительные и отрицательные воздействия (мать, рожок с молоком, пошлепывание по щекам и др.).

2. если сознание утрачено, то необходимо обратить внимание на ширину зрачков и наличие их реакции на свет. Широкие, не реагирующие на свет зрачки без тенденции к сужению — один из симптомов глубокого угнетения сознания ЦНС.

Необходимо проверить реакцию на боль и рефлексы с гортани и глотки, которые позволяют определить глубину комы. Если сознание сохранено, то надо обратить внимание, насколько ребенок заторможен или возбужден, так как эти симптомы могут быть признаками интоксикации и гипоксии ЦНС.

3. При судорогах учитывают их сочетание с расстройствами дыхания, состояние мышечного тонуса (гипер- или гипотония) и характер судорожного синдрома (преобладание клонического или тонического компонента). Отсутствие мышечного тонуса и тонический компонент судорог чаще всего свидетельствует о стволовых расстройствах.

Обратите внимание

Судороги: отсутствуют, судорожная готовность (подергивания), приступ судорог, судорожный статус. Очаговая неврологическая симптоматика: нет, есть. Нистагм: нет, есть. Бульбарные расстройства: не выявлены, Менингеальные симптомы: не выявлены, Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний), Лессажа, ригидность затылочных мышц (см.).

Движения D S Чувствительность D S Координационные пробы: в позе Ромберга, пальценосовая проба и т.д.

Читайте далее продолжение Тактические действия врача скорой помощи

Назад в раздел научные труды

Источник: http://www.03-ektb.ru/ucheba/28-blogs/2009-12-28-09-03-15/416-osobennosti-sbora-klinicheskoi-informacii

Как проводится обследование кожи у детей?

Состояние кожи отражает течение многих патологических процессов в организме, поэтому правильная трактовка изменений кожи имеет большое значение для диагностики различных заболеваний. Для оценки состояния кожных покровов проводят расспрос, осмотр, пальпацию и проведение специальных проб. В этой статье мы расскажем вам, как проводится обследование кожи у маленьких детей.

Расспрос и осмотр

При выявлении патологических элементов на коже необходимо уточнить время их появления, связь с какимилибо факторами (пищевыми, лекарственными, инфекционными, химическими и др.), существование подобных симптомов в прошлом, их эволюцию (изменение окраски кожи, характера высыпаний).

Обследование кожи ребенка, по возможности, следует проводить при естественном дневном освещении.

Кожные покровы осматривают последовательно сверху вниз: волосистую часть головы, шею, естественные складки, паховые и ягодичные области, ладони, подошвы, межпальцевые промежутки.

Новорождённых и детей раннего возраста сразу раздевают полностью, а более старших, особенно пре- и пубертатного возраста, освобождают от одежды постепенно. При осмотре оценивают:

  • цвет кожи и его равномерность, влажность, чистоту [отсутствие высыпаний или других патологических элементов (шелушения, расчёсов, кровоизлияний и др.)],
  • состояние сосудистой системы кожи, в частности локализацию и выраженность венозного рисунка;
  • целостность, состояние придатков кожи (волос и ногтей).

Обследование кожи на ее цвет

Цвет кожи зависит от её толщины и прозрачности, количества содержащихся в ней нормальных и патологических пигментов, степени развития, глубины залегания и полнокровия кожных сосудов, содержания НЬ в единице объёма крови и степени насыщения НЬ кислородом.

В зависимости от расовой и этнической принадлежности цвет кожи в норме у ребёнка может быть бледнорозовым или с различными оттенками жёлтого, красного, коричневого и чёрного цветов. Из патологических изменений цвета кожи у грудничков наиболее часто отмечают бледность, гиперемию, цианоз, желтуху и пигментацию.

Обследование влажности кожи

О влажности кожи судят по её блеску. В норме поверхность кожи умеренно блестящая, при повышенной влажности кожа сильно блестит, нередко покрыта каплями пота. Чрезмерно сухая кожа — матовая, шероховатая.

Важно

Обследование кожи на чистоту

Высыпания на коже у ребенка выявляют при многих заболеваниях. Они часто играют большую роль в диагностике заболевания. При обнаружении элементов сыпи следует установить:

  • время появления;
  • морфологический тип;
  • размер (в миллиметрах или сантиметрах);
  • количество элементов (единичные элементы, необильная сыпь, быстро сосчитываемая при осмотре, обильная — множественные элементы, не поддающиеся подсчёту);
  • форму (округлая, овальная, неправильная, звёздчатая, кольцевидная и др.);
  • цвет (например, при воспалении возникает гиперемия); млокализацию и распространённость (указывают все части тела, имеющие сыпь, преимущественную локализацию — голова, туловище, сгибательные или разгибательные поверхности конечностей, складки кожи и т.д.);
  • фон кожи в области сыпи (например, гиперемированный);
  • этапность и динамику развития элементов сыпи;
  • особенности вторичных элементов, остающихся после угасания сыпи (шелушение, гипер или гипопигментация, корочки и др.)

Кожные высыпания (морфологические элементы) могут затрагивать разные слои кожи: эпидермис, дерму, подкожную клетчатку, а в ряде случаев и придатки кожи — потовые и сальные железы, волосяные фолликулы. Они могут существенно отличаться друг от друга по морфологическим особенностям, характеру воспалительной реакции и другим признакам.

Патологические морфологические элементы кожи условно делят на первичные и вторичные.

  • К первичным относят сыпи, появляющиеся на неизменённой коже. Их подразделяют на бесполостные (пятно, папула, узел, волдырь, бугорок) и полостные, заполненные серозным, геморрагическим или гнойным содержимым (пузырёк, пузырь, гнойничок).
  • Вторичные элементы появляются в результате эволюции первичных (чешуйка, гиперпигментация, депигментация, корка, язва, эрозия, рубец, лихенификация, атрофия, ссадина).

Исследование кожи у детей

Пальпация кожи

Пальпацию проводят последовательно сверху вниз с особой осторожностью в участках повреждения кожи. Обследование кожи ребенка с помощью пальпации позволяет оценить ее влажность, температуру, эластичность.

  1. Влажность определяют поглаживанием кожи симметричных участков тела, в том числе кожи ладоней, стоп, подмышечных и паховых областей.
  2. Температуру тела можно определить на ощупь, прикладывая кисть тыльной поверхностью к коже спины больного. Измеряют температуру тела обычно в подмышечной ямке. У малышей раннего возраста, ослабленных больных и пациентов, находящихся в полубессознательном состоянии, температуру тела можно измерять в прямой кишке, полости рта, паховой складке. В норме температура в подмышечной ямке на 0,5 — 1 °С ниже, чем в полости рта и прямой кишке, где она обычно не превышает 37,5 °С. Температура кожи отражает температуру внутренней среды организма. При симметричной пальпации можно определить локальное изменение температуры, чаще связанное с местным воспалением.
  3. Эластичность определяют поверхностным собиранием кожи в складку большим и указательным пальцами в местах с наименее выраженным подкожным жировым слоем — на передней поверхности грудной клетки над рёбрами, на тыле кисти, в локтевом сгибе. Эластичность кожи считают нормальной, если образуется большое количество мелких складок, расправляющихся сразу же после отнятия пальцев и не оставляющих белых полосок. Медленное расправление крупной грубой складки или появление на её месте белой полоски свидетельствует о снижении эластичности кожи.

Специальные пробы

Оценка состояния стенки кровеносных сосудов:

Состояние стенки кровеносных сосудов можно определить на основании симптомов жгута, щипка и молоточкового симптома.

  1. Симптом жгута: на среднюю треть плеча накладывают резиновый жгут таким образом, чтобы прекратить венозный отток, не нарушая артериального притока (пульс на лучевой артерии должен быть сохранен). Через 3 — 5 мин при повышенной ломкости кровеносных сосудов в области локтевого сгиба и предплечья появляется петехиальная сыпь. Патологическим считают появление более 4 — 5 петехиальных элементов в области локтевого сгиба.
  2. Симптом щипка: необходимо захватить кожную складку на передней или боковой поверхности груди большим и указательным пальцами обеих рук (расстояние между пальцами обеих рук должно быть 2 — 3 мм) и смещать её части поперек длины складки в противоположных направлениях. При повышенной ломкости кровеносных сосудов на месте щипка появляются кровоизлияния.
  3. Молоточковый симптом: не вызывая болевых ощущений, постукивают молоточком по грудине. Симптом положителен в случае появления на коже ребёнка геморрагии.

Дермографизм

Для оценки состояния тонуса кровеносных сосудов кожи исследуют местный дермографизм. Для этого кончиком ногтевой стороны пальца с небольшим нажимом проводят несколько штрихов на коже груди или живота.

В норме через 5 — 20 секунд появляется белая полоса (белый дермографизм, характеризующий симпатическое влияние), сменяющаяся через 1-10 минут красной полосой (красный дермографизм, характеризующий парасимпатическое влияние), сохраняющейся не более 2 часов.

При отклонении времени появления или сохранения того или иного дермографизма говорят о симпатикотонии или ваготонии соответственно.

Другие исследования и обследования кожи

При необходимости применяют ряд специальных методов, в частности биопсию кожи или её патологических образований. Для уточнения этиологии инфекционного поражения делают мазки, отпечатки и соскобы. Иммунологическую реактивность оценивают по выраженности кожных реакций на введение туберкулина или других антигенов (Аг), при проведении кожных аллергологических проб.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/obsledovane_kozhi_u_detei.html

Лекция № 2. общий осмотр ребенка / пропедевтика детских болезней: конспект лекций

  • 1. Температура тела и терморегуляция у ребенка
  • 2. Общий осмотр ребенка
  • При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией.

    Затем вновь начинается постепенное повышение, и к 5-му дню жизни температура составляет 37,0 °C. У 0,3–0,5 % новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой подъем температуры достигает 38–39 °C.

    Такое состояние объясняется незрелостью центра теплорегуляции и нарушением теплопродукции и теплоотдачи.

    Размах колебаний температуры тела в течение суток при стабильной температуре окружающего воздуха в течение 2–3 месяцев составляет до 0,6 °C, а к 3–5 годам достигает 1,0 °C. Наиболее высокая температура наблюдается между 17 и 19 ч, а самая низкая – от 4 до 7 ч утра.

    Колебания температуры отражают состояние физической и психоэмоциональной активности здоровых детей.

    Центральное звено терморегуляции – гипоталамические центры.

    Регуляция теплопродукции (химическая терморегуляция) осуществляется преимущественно задними ядрами гипоталамуса, регуляция теплоотдачи (физическая терморегуляция) – передними его ядрами. Созревание гипоталамического звена совпадает с установлением правильной суточной ритмики температуры тела.

    Совет

    Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной неадекватной терморегуляции.

    Читайте также:  Какие антигистаминные препараты лучше подойдут ребенку

    Способность ребенка к теплопродукции выражена достаточно хорошо с первых часов жизни. В механизмах теплопродукции у новорожденного на первое место ставят так называемый несократительный термогенез, т. е. теплообразование в жировой ткани.

    Второй компонент теплопродукции (сократительный термогенез) – повышение мышечной активности и тонуса при охлаждении – является важной частью теплового баланса, уже с первых часов жизни ребенка резко возрастает при холодовом раздражении кожи.

    Пассивная теплоотдача у новорожденных выше (относительно), чем у детей старшего возраста и взрослых. Это обусловлено большой поверхностью тела на единицу массы, а также особенностями строения кожи (богатой васкуляризацией, тонкостью изолирующего слоя, часто недостаточностью подкожного жирового слоя).

    Созревание активно регулируемой теплоотдачи отстает от развития теплопродукции и фактически завершается только к 7—8-летнему возрасту. При этом более рано созревает сосудистая теплоотдача.

    Адекватная регуляция теплоотдачи испарением (потоотделением) формируется позднее.

    Более позднее развитие теплоотдачи по сравнению с теплопродукцией и ее меньшая эффективность приводят к тому, что перегревание детей первых месяцев и лет жизни более опасно, чем охлаждение.

    Перегревание грудных детей приводит к обезвоживанию и может вызвать тепловой удар или шок с нарушением функций центральной нервной системы и жизненно важных органов.

    Поэтому чем меньше ребенок, тем более он нуждается в создании для него специального температурного режима, предохраняющего как от охлаждения, так и от перегревания.

    Клинические критерии оценки тяжести состояния больного

    Обратите внимание

    Оценка общего состояния больного имеет большое значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному, а также возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания.

    Определение тяжести состояния больного позволяет решить вопрос о целесообразности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещении больного в отдельный бокс, обычную палату и т. д.

    Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.

    В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни.

    Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку составляет 2 балла.

    Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8—10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.

    У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:

    1) степень выраженности синдрома токсикоза;

    2) степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы.

    О тяжести токсикоза судят по последовательности развития и степени выраженности следующих клинических признаков: вялости (апатии), малоподвижности (адинамии), сменяемых периодически беспокойством, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. При токсикозе можно клинически выявить и признаки поражения других систем.

    Важно

    В первую очередь это касается системы дыхания и кровообращения. Для токсикоза свойственны учащение или, наоборот, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса (реже урежение), изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления.

    У детей раннего возраста при токсикозе наблюдается вздутие живота, некоторое увеличение печени и т. д.

    Если больной находится в стационаре, оценить тяжесть токсикоза можно дополнительными лабораторно-инструментальными методами исследования: по степени нарушения КОС, изменениям ЭКГ; при эндокринных заболеваниях – по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; при заболеваниях почек – по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови (уровня белка крови, гематокрита, электролитов) и т. д.

    Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.

    Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих

    В первый год жизни ребенка врач-педиатр проводит интенсивное наблюдение за ростом и развитием малыша с обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела.

    Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

    В значительной части случаев именно отклонения от нормального темпа ростовых и весовых прибавок являются первыми признаками заболеваний, обязывающими провести всестороннее обследование ребенка.

    Изменения массы тела более быстрые, чувствительные к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (болезни, изменений питания) обязательным является ежедневное взвешивание.

    Совет

    Быстрое падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, чаще всего бывает связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).

    Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, обычно приводят к более медленным изменениям массы и длины тела у них.

    Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу, т. е. определяться гиперпродукцией соматотропного гормона гипофиза, которая бывает в подавляющем большинстве случаев при опухоли аденогипофиза.

    Особое внимание у ребенка первого года жизни вызывают нервно-психическое развитие и становление моторных функций.

    За первый год жизни моторные функции совершенствуются от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к году.

    Если в этом возрасте имеется отставание в психомоторном развитии, у ребенка нужно искать патологию центральной нервной системы (ЦНС) либо генетические заболевания.

    Чем раньше обнаружено отклонение в развитии ребенка, тем быстрее будет произведена коррекция этого состояния. Поэтому первый год жизни ребенка является самым ответственным в плане наблюдения врача-педиатра и медицинской сестры.

    Источник: http://www.telenir.net/medicina/propedevtika_detskih_boleznei_konspekt_lekcii/p2.php

    Обследование детей при хирургической патологии, страница 10

    >   Абдоминальный воспалительный  синдром  (см.   выше) 
    при внутрибрюшных повреждениях полых органов и поджелудочной железы.

    >   Абдоминальные геморрагические синдромы
    (внутреннего кровотече­ния) при травмах и заболеваниях:

    •    внутриорганного — паренхиматозного, гастроинтестинального;

    »   внутрибрюшного   — при повреждениях селезенки,   печени,  
    большого сальника, брыжейки;

    •   забрюшинного — при повреждении почки, надпочечника, аорпы,
    полой вены, костей таза.

    >   Синдром в ну три плеврального напряжения при
    травматическом раз­рыве (отрыве) купола диафрагмы.

    Общие синдромы (адаптационные)
    острых хирургических процессов. Наиболее часто возможно выявление симптомов,
    формирующих:

    б1 инфекционно-воспалительный синдром;

    б1 синдромы органной (гастроинтестинапьной, ренальной,
    гепатобилиар-ной) недостаточности;

    б1 синдромы гемодинамической, дыхательной, церебральной
    недостаточ­ности при декомпенсации функциональных систем жизнеобеспечения;

    б1 синдромы изменения обмена веществ (дисметаболизма):
    субстратно-энергетического и теплового, гидро-ионного и осмотического
    дисбаланса, из­менений активной реакции внутренней среды (АРВС или КЩС).

    Обратите внимание

    Наличие общих симптомов (синдромов), их выраженность определяются
    типом, локализацией и продолжительностью существования патологического
    процесса, возрастными анатомо-физиологическими особенностями ребенка.

    Особенности объективного обследования детей младшего возраста при
    хирургической патологии:

    >   неспособность ребенка локализовать боль (при наличии выявляемой
    ло­кальной болезненности);

    >   необходимость выявления и оценки местных симптомов по их
    эмоцио­нальным и двигательным эквивалентам — настороженное внимание и готов­ность
    к защите при попытке обследования области предполагаемого патоло­гического
    процесса, гримаса плача, плач, вынужденное положение, отталкива­ние руки врача,
    непроизвольное защитное движение конечности и т.п.;

    >   необходимость обследования живота у ребенка в состоянии
    медика­ментозного сна.

    Дополнительные методы обследования

    Приведенная систематизация видов дополнительных исследований не
    тре­бует уточнений типа «инструментальные», «специальные», «аппаратные», про­ста
    для запоминания и практического использования. Каждый из классов до­полнительных
    исследований имеет неограниченные возможности для расшире­ния при разработке и
    внедрении в клиническую практику новых методик. 1. Лабораторные
    исследования:

    общеклинические — анализы крови, мочи (Приложение 4,
    табл. 1,2),
    ка­ла;

    •    биохимические — ионограммы, микроэлементный состав
    крови, мочи, ликвора; протеинограмма, ферменты, метаболиты, показатели активной
    реак­ции внутренней среды (КЩС), системы гемостаза (Приложение 4, табл.3)',

    •   морфологические ~ цитологические, гистологические,
    гистохимические исследования биоптатов;

    •   микробиологические и вирусологические;

    •    иммунологические (радиоиммунные).

    2.       Лучевая
    диагностика:

    •   рентгенологические методы: обзорные и контрастирующие —
    рентгено­графия, рентгеноскопия, электрорентгенография (ксерография),
    эзофагогастро-скопия, ирригография, уроцистография и др. (Рис.9);

    »   улътрасонография (Рис. 10);

    •    компьютерная томография;

    •   ядерно-магниторезонансная томография;

    •   радиоизотопное сканирование;

    •    тепловизионная томография (Рис. 11);

    3.       Функциональные
    исследования:

    •    антропометрические — масса тела, рост и их
    соответствие возрасту, длина окружности конечности и т.п.

    •    термометрические — кожная, сублингвальная, ректальная,
    селективная, внутриорганная термометрия

    •    тензометрические — артерио- и флеботензометрия,
    эзофаготензомет-рия, эзофагеальная, ректальная сфинктеротензометрия,
    остеомедуллярная тен­зометрия, спленопортоманометрия и др.;

    •   зондовые и катетеризационные исследования полых
    органов, полостей, раневых каналов и свищей;

    •    электрофизиологические — ЭКГ, ФКГ, электромиография
    (Рис.13), рео-плетизмография, поликардиография и др.;

    •    пневмометрические — пневмотахометрия, спирометрия,
    оксигемомет-рия, и т.п.

    4.       Эндоскопические
    исследования:

        полых
    органов
    — ФЭГДС, колоноскопия, ректоскопия, цистоскопия, кольпоскопия и
    др.;

        полостей
    — лапароскопия (Рис.12, 14), торакоскопия, артроскопия.

    5.       Комбинированные
    исследования
    — спленопортография, остеомедуллография, ангиокардиография,
    лимфография и др.

    Не следует называть биопсию дополнительным исследованием, так как
    это методика забора биологических материалов для последующих гистологиче­ских,
    микробиологических и иных лабораторных исследований.

    Клиническое значение каждого из дополнительных методов
    обследования определяется своевременностью, правильностью оценки с учетом всех
    факто­ров, влияющих на диагностические признаки.

    Изложение клинического значе­ния
    результатов конкретных видов дополнительных исследований дано в соответствующих
    разделах частной хирургии детского возраста.

    Общими условия­ми применения
    методов дополнительного обследования являются.

    О использование необходимого минимума исследований при
    максимуме диагностической информации,

    О диагностическое значение ожидаемой информации должно быть
    выше степени риска исследования,

    О прогнозирование существенного влияние результатов дополнитель­ного
    исследования на изменение хирургической тактики.

    Полученная диагностическая информация в лаконичной форме вносится
    в историю болезни. Подготовка и оформление учебной истории болезни — одна из
    форм практической работы студента в рамках учебной программы по дет-32

    ской хирургии на 5 курсе педиатрического и лечебного факультетов
    медицин­ских институтов.

    Имеет целью закрепление приобретенных и овладение
    специ­альными навыками обследования ребенка, практического применения
    логических законов правильного клини­ческого мышления для обоснования диаг­ностической
    и лечебной программы при хирургических заболеваниях.

    Важно

    Учебная ис­тория болезни
    оформляется студентом в итоге самостоятельного обследования больного ребенка,
    участия в составлении и реализации отдельных элементов диаг­ностической,
    лечебной программы на клинической базе кафедры детской хи­рургии.

    Одно из
    отличий учебной исто­рии болезни от клинической заключается в необходимость
    описания Status praesens objectives
    на момент госпитализации, т.е. по данным клинической истории болезни у больных,
    полученных для курации в послеоперационном периоде. Подбор больных
    осуществляется преподавателем в соответствии с учебной программой

    Источник: https://vunivere.ru/work7216/page10

    Ссылка на основную публикацию