Бесконфликтное воспитание детей: реальная возможность или утопические мечты?

Подростки. Как воспитывать бесконфликтно детей- подростков

Наверное, всё начинается, как только в медицинской карте беременной женщины напротив её фамилии ставится «почётный титул» – пациент.

И всё, пиши пропало! Отношение к будущей матери, как к нездоровому человеку, перекочёвывает и на малыша: ребёнок не успевает на ноги встать в буквальном смысле этого слова и сказать своё первое «мама», как он тут же с размаху шлёпается в кризис – кризис первого года. Болезненное словечко.

А дальше он просто не успевает вылезать из них: кризис 3-х лет, предшкольный и, наконец, самый страшный – подростковый. Это даже не кризис – это крах. Крах детства.

Обратите внимание

И вот вздыхают мамочки-товарищи по несчастью, делясь друг с другом «завихрениями» своих чад: «что ж поделаешь – подросток!» Подросток – это не диагноз, и жизнь – не болезнь. Мы растем, меняемся как физически, так и эмоционально, переходим на новый виток развития – да, это иногда больно. Меняться – вообще больно.

Лозунг взрослеющего человека: «меня не понимают» и «меня не любят».

Откуда у него такие мысли, что их рождает, почему они особенно остры именно в этот момент? Наша задача попытаться разобраться в этом и убедить своего ребёнка в том, что он любим и желанен всегда и при любых обстоятельствах.

Практика показывает, что как правило (хотя без исключений не обходится) этот переход легче и безболезненней осуществляется у детей, которые заняты каким-то делом: либо они чем-то сильно увлечены, либо рано выбрали себе профессию и осваивают её.

И дело тут не только в том, что у них «нет времени на глупости», просто любимое дело даёт им уверенность в своей ценности и значимости, даёт творческий выплеск нахлынувшим чувствам и эмоциям, даёт возможность не только потреблять, но и отдавать, и делиться.

Что посеешь – то и пожнёшь. Не всегда, конечно, это так. Вернее, нет – всегда, но не всегда урожай созревает именно тогда, когда нам хочется и кажется, что он должен созреть. Иногда плоды своих трудов можно увидеть много позже.

Но если в семье изначально приняты доверительные отношения между взрослыми, если мама с папой не стесняются обращаться друг к другу за помощью и советом, не стыдятся этой «зависимости» друг от друга, чувствуют ответственность за старшее поколение – своих родителей и принимают активное участие в жизни младшего поколения, то и у повзрослевшего ребёнка, как правило, проблем меньше – он привык общаться так. Он знает, что так принято в их семье общаться у взрослых, и с ним общаются так же – на равных, посвящая в свои дела и интересуясь его делами, советуясь и прося помощи. Значит, он любим и нужен! То есть истоки подростковых сложностей или их отсутствия закладываются в детстве.

Восточная мудрость говорит, что до 5 лет к ребёнку нужно относиться как к Богу, до 10-ти как к рабу, а после как к другу. Если не воспринимать этот совет буквально, то можно увидеть его мудрость.

Первые годы малыш наполняется любовью и уверенностью, чтобы потом было что отдавать! В этом и состоит первоочередная задача родителей. Потом он учится играть по правилам, строит свой внутренний стержень, «берега» для своей реки, и родители помогают своему ребёнку это сделать.

Важно

А потом, когда гармония найдена, начинается новая история – дружбы и сотрудничества. Как раз к подростковому периоду!

Это очень важно дать почувствовать ребёнку, что родители с ним не по разные стороны баррикад. Это не значит всегда и во всём соглашаться и потакать каждому капризу своего чада.

Можно и спорить, и запрещать и ругать, если в этом есть необходимость, просто эмоциональный посыл должен быть таким: «мы за тебя, мы из одной «футбольной команды», не по форме, а по сути своей и всегда, при любых обстоятельствах, мы готовы протянуть руку». Не противопоставлять себя ребёнку.

И это ничуть не унижает такого естественного стремления взрослеющего человека к самостоятельности. Вот такой парадокс: убегая от родительской опеки, запираясь на все замки, затыкая себе уши и закрывая глаза, больше всего ребёнок хочет быть рядом с родными.

Не физически – он просто хочет дружить! Про конфликт отцов и детей – это кто-то неудачно пошутил, нет его, мы конфликтуем только сами с собой.

И ещё, незаменимые помощники родителей в общении с подростком — это юмор, терпение и непредсказуемость. С терпением всё понятно – капля камень точит. Чувство юмора выручит в самых невероятных ситуациях.

А непредсказуемость слов и поступков поможет быть интересными своим детям, а то они думают (и резонно!), что могут предугадать и предвидеть каждый наш шаг. Сделаем им сюрприз! И самое главное: не видеть своего ребёнка «больным».

Мы здесь для того, чтобы жить, а не выкарабкиваться из «кризисов».

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/podrostok-diagnoz.html

Свободное воспитание: теория и практика

Теория свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребёнку возможность пользоваться своей свободой. Тогда он сможет стать счастливым и независимым. Самостоятельно накапливая жизненный опыт.

Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя своей интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности. И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра.

Руссо призывал отказаться от ограничений. Так как считал, что слепое повиновение воспитателю и его неоспоримый авторитет разрушают личность ребёнка.

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

Совет

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

  1. Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
  2. Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
  3. Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
  4. Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

  • Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
  • Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
  • Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
  • А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
  • Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так.

По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались.

Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность.

Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности.

Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Подробней о гендерном воспитании вы можете узнать из статьи по ссылке.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность.

Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать.

Обратите внимание

Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Если вы все же задаётесь вопросом послушания ребёнка — прочтите материал по ссылке.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

  • Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
  • Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
  • Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Рекомендации

  • Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.
    Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
  • Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
  • Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями. Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.
Читайте также:  Что подарить девочке на 3 года на день рождения - идеи подарков, в том числе сделанных своими руками

И другие советы по воспитанию детей вы найдёте в статье по ссылке.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/svobodnoe-vospitanie-teoriya-i-praktika.html

3 самых эффективных метода воспитания

Из всех методов, которые практикуют современные родители (включая меня саму), я однозначно выделяю 3 самых эффективных – позитивность, выбор и размышление.

Давайте остановимся подробнее на каждом.

Позитивность

Позитивная психология сегодня на пике популярности. И не зря. Позитивность работает. Всё просто: никто не любит нахмуренных взглядов и недовольного бурчанья – всем по душе улыбка и добрые слова, особенно детям.

А теперь спросите себя прямо сейчас: «Насколько я позитивна(-ен) в отношениях с ребенком? Всегда ли я придерживаюсь позитивного настроя?» Если ответ отрицательный, начинайте отслеживать свой настрой при общении с ребенком и при необходимости волевым усилием менять его на положительный. Очень скоро позитивный тон общения станет для вас привычкой – не только приятной, но и очень эффективной.

Выбор

Этот метод является полной противоположностью методам принуждения, давления и послушания, которые по-прежнему широко распространены в русскоязычных (и не только) семьях. Почему? Да просто потому что воспитание послушания в ребенке – это наша национальная традиция. Так воспитывались несколько поколений до нас. Так воспитывались многие из нас.

Но сегодня дети другие, вы согласны? Они живут в совершенно иных условиях, нежели жили мы с вами. И нужно принять это как данность.

Мы не можем изменить время! Но мы можем изменить подход к своим детям с тем, чтобы помочь им вырасти самостоятельными, ответственными, самодостаточными и психологически зрелыми людьми.

И замена здесь возможна лишь единственная – вместо принуждения и давления предложить ребенку выбор.

Важно

Может быть, вы сейчас подумали, что всегда предлагать выбор ребенку – это уж совсем радикально. Но уверяю вас, что это работает.

Живя в условиях выбора, ребенок автоматически перестает сопротивляться и открывается к сотрудничеству с родителем. Он учится самостоятельности мышления и самое главное – ответственности.

Без выбора нет ответственности. Никогда не вырастет ответственным тот, за кого без конца выбирает мама или папа.

Как обстоят дела в вашей семье? Даете ли вы своему ребенку выбор или всё чаще решаете за него?

Размышление

Метод, который практикуется родителям значительно реже, чем мог бы. Метод размышления включает в себя рефлексивные вопросы, регулярно задаваемые ребенку.

Рефлексивный вопрос – тот, который исключает ответ «да» или «нет», а требует размышления. Например:

– Мама, я не хочу делать уроки.
– Что будет, если ты их не сделаешь?

Очень часто одного рефлексивного вопроса бывает достаточно, чтобы ребенок сменил нежелательное поведение на желаемое!

– Я не хочу одеваться! Не буду!
– Интересно, сколько минут тебе понадобится, чтобы надеть все эти вещи?

Запустив однажды механизм рефлексии, вы начнете пожинать очень сладкие плоды в отношениях с ребенком. Ребенок очень быстро научиться думать и принимать добровольные, осознанные, взвешенные решения. Не это ли ваша цель?

Совет

А теперь спросите себя: «Чтобы побудить ребенка к желаемому действию, задаю ли я ему рефлексивные вопросы? Или я всё чаще требую, настаиваю, поучаю, угрожаю, принуждаю?»

Рефлексивные вопросы очень любят коучи. Именно потому что, ища ответ на грамотно заданный вопрос, человек часто находит то самое решение. Для вашего ребенка коучем №1 всегда будете вы, так что тренируйтесь – задавайте рефлексивные вопросы!

Уже сегодня проанализируйте свои отношения с ребенком через призму позитивности, выбора и размышления и наметьте ближайшие шаги по улучшению ситуации. Свои соображения напишите в комментариях: мне очень интересно!

Если Вы еще не получаете на свой имейл уведомления
о свежих полезных статьях блога «Отношения с ребенком»,
оставьте свои контактные данные вот здесь
Ваш E-Mail будет в безопасности. Я как и Вы — против спама.

Источник: http://otnoshenyasrebenkom.com/3-samyx-effektivnyx-metoda-vospitaniya/

Как воспитать свободного человека

Совесть — это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом

Симон Львович Соловейчик (1930 — 1996) — российский публицист, педагог и философ. После окончания МГУ работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».

В 1992 году основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на её страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

В 1994 году Симон Соловейчик написал манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, того, что такое свободный ребёнок, свободная школа и каков путь к воспитанию свободных людей.

Высшая ценность

Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта — но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным.

Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.

Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный — мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания — у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.

И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность.

По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания — свобода.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать?

Мы отвечаем: человека свободного.

 

Что такое свобода?

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.

Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей — огромное множество. Как же это получается? В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения — и есть «свобода-для» — внутренняя свобода человека для его самоосуществления. 

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни. В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе.

Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ. Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди.

В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно.

Обратите внимание

Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу — это спорный вопрос, — а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.

Человек свободный — это человек, свободный внутренне.

Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

 

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления — способен на свой, личный взгляд.

Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое. Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека.

Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу — он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек? От совести.

 

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести — ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести — раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло.

Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро. Обратите внимание на важное различие: тут не сказано — не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть — то общее, что есть в каждом отдельно.

Совесть — то, что соединяет людей.

Совесть — это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода.

Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается — когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда.

Важно

Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести — но только ее. Учитель, цель которого — воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.Никакого вакуума нет.

Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена — это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

 

Свободный ребенок

Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода — это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.

Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, — но человек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием.

Цель — воспитание свободного — определяет все формы, способы и методы общения с детьми.

Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.

Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно.Тут проходит граница двух подходов в воспитании.

Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, — любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.

Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.

 

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь — свободного учителя.

Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами.

Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю.

Вот то поле, где один — воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком.

И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

Быть может, он дает ребенку глоток свободы — и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

 

Свободная школа

Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе.

Читайте также:  Для чего и как правильно применять альбуцид при насморке у ребёнка + видео

В свободной школе — свободные дети и свободные учителя.

Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим. Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, — и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их.

Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу — свою и каждого человека.

 

Путь к воспитанию свободных

Свобода — это и цель, и дорога. Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели.

Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то — ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине?

Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе.

Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных — возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя — и свобода сама собой приходит в класс.

Освобождение от страха — первый шаг на пути к свободе в школе.

Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей — это ли не мечта учителя? 

Источник: https://econet.ru/articles/155278-simon-soloveychik-vospitanie-svobodnogo-cheloveka

Как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Думаю, о такой дисциплине мечтают многие родители) Это самая трудная и тонкая задача воспитания. Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

Правило первое.

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка (это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать ребенка и избегают конфликтов с ними, в результате начинают идти у них на поводу. Это попустительский стиль воспитания.)

Правило второе.

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими (это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», т.е. авторитарного стиля общения)

Правило третье.

Совет

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, лазать по деревьям, шумно играть, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать…

? Ответ прост — все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздно больше, чем нам взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы.

Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку.Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Примеры: исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если они старые и давно не ходят, играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон, даже бросать камни в цель можно, если позаботиться о том, чтобы никто не пострадал. Смысл всего — нужно поместить ребенка в подходящую обстановку и разрешить действовать свободно.

Правило четвертое.

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа второе, а бабушка третье? В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своег, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению. Не менее важно и последовательность в соблюдении треьбований.

Если ваш ребенок два дня подряд ложится в 10ч вечера вместо 9, то на третий день трудно будет его уложить вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему «разрешали».

Обратите внимание

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противной же случае они приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило пятое.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Что делать, если не смотря ни на какие ухищрения, ребенок не подчиняется?

Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я против! Они оскорбляют, унижают детей.

Естественное следствие непослушания — это один из видов наказания, исходящего от самой жизни, и тем более ценный, что винить в подобных случаях ребенку некого, кроме самого себя.

Малыш, оцарапанный кошкой или школьник, получивший двойку за невыполненный урок, может быть, впервые почувствует смылс и жизненную необходимость родительского требования. Один такой опыт стоит десятка словесных наставлений.

К тому же мы все равно никогда не сможем «постелить соломку» всюду, где наш ребенок может «упасть». Зато потом, когда его постигнет неудача, можно очень помочь ему. Активное слушание здесь не заменимо. Оно помогает ребенку сделать самостоятельный вывод из случившегося.

Хотя порой родителю сложно удержаться от таких фраз «я же тебе говорила…», «не послушаешься — пеняй на себя…» Этого делать не стоит. Во-первых, ребенок прекрасно помнит о вашем предупреждении, во-вторых, он сейчас расстроен и глух к любым разумным замечаниям, в-третьих, ему тяжело признаться в своей ошибке, и он готов оспаривать вашу правоту.

Важно

Второй тип наказания — более привычен, он исходит от родителя. Все начинается с предупреждения «если ты не…, то…

», а кончается выполнением обещанного (например, если ты не уберешь комнату, не пойдешь гулять»)Такие наказания называют условными следствиями непослушания, потому что они не вытекают естественным образом из действий ребенка, а назначаются родителями по их усмотрению. Как к ним относится? Думаю, их все равно не избежать, однако хорошо придерживаться одного очень важного правила, применяя данное наказание.

Правило шестое.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

Примеры: в семье заведено, что по выходных дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или вместе отправляются на прогулку и т.п. Дети очень ценят подобные семейные традиции.

Когда родитель уделяет им специальное внимание, с ним интересно — это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется. Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое. И главное — не оскорбительное и не обидное.

Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.Отсюда вывод: нужно иметь запас больших и маленьких праздников.

Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих дел или занятий регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого.

Отменяйте их, только если случился серьезный проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако, не угрожайте их отменой по мелочам.

Взято из книги Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как?

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/274648131-94793351/

4 типа семейного воспитания ребенка

Большинство взрослых психологических травм и проблем имеют корни в детстве. Детские психологи ещё полвека назад всерьёз задумались о связи поведения родителей и психического развития ребёнка.

Дети могут расти в похожих бытовых и финансовых условиях, в одной среде, но в дальнейшей жизни не проявляют общих черт поведения. Напротив, схожие человеческие качества и идентичные черты поведения выявляются у людей, чьё детство проходило в абсолютно разных условиях.

Однако в этом противоречии учёные установили чёткую связь между способами и стилями в воспитании ребёнка и его дальнейшим развитием.

Американский психолог Диана Баумринд в 60-е годы прошлого века начала изучение стилей семейного воспитания. В её исследовании было задействовано более сотни дошкольников и их родителей.

Наблюдения привели к открытию трёх стратегий воспитания.

Совет

Эти базовые модели отношений между родителями и детьми играют большую роль в формировании личности ребёнка: потакающий (либеральный), тоталитарный (авторитарный) и основанный на личном примере (авторитетный).

В дальнейшем эту систему категорий Баумринд дополнили психологи Элеонор Маккоби и Джон Мартин.

Они вывели два базовых измерения, один из которых определяет уровень родительского контроля и требований, а другой базируется на принятии и отвержении.

На пересечении этих измерений появился новый, четвёртый стиль — пренебрегающий (индифферентный).

При этом нужно учитывать, что родительские стили воспитания могут отличаться в пределах одной семьи по отношению к разным детям. Это зависит от темперамента отпрысков, их возраста, пола и так далее.

Типы семейного воспитания

В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль

Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей.

Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей.

Обратите внимание

Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.

Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.

2. Авторитарный стиль

Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны.

Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей.

При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.

Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.

3. Либеральный стиль

Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей.

В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты.

Важно

При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.

При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.

4. Индифферентный стиль

При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный.

В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам.

Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.

Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь.

Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением.

Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно

Читайте также:  Прыгунки для детей, с какого возраста сажать ребенка, как повесить в дверном проёме, как выбрать и прочее + фото и видео

Источник: http://ritty.ru/baby/4-tipa-semejnogo-vospitaniya-rebenka/

Особенности антиутопии о. хаксли в романе «о дивный новый мир»

ОСОБЕННОСТИ  АНТИУТОПИИ  О.  ХАКСЛИ  В  РОМАНЕ  «О  ДИВНЫЙ  НОВЫЙ  МИР»

Бурдун  Нина  Владимировна

студент  4  курса,  кафедра  английской  филологии  КубГУ, 

РФ,  г.  Краснодар

Email:  050195@list.ru

Блинова  Марина  Петровна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  зар.  лит.,  КубГУ, 

РФ,  г.  Краснодар

Во  все  времена  человечество  задумывалось  о  вероятных  перспективах  развития  общества.

  Это  находило  свое  отражение  в  литературе:  появлялись  произведения,  авторы  которых  пытались  создать  свой  сценарий  развития  мира  в  последующую  эпоху.

  Жанр  антиутопии  с  каждым  днем  становится  все  более  популярным:  в  настоящее  время  одним  из  наиболее  актуальных  произведений  является  роман  О.  Хаксли  «О  дивный  новый  мир». 

Совет

Для  того  чтобы  провести  исследование  особенностей  антиутопии  О.  Хаксли,  дадим  определение  данному  жанру  и  рассмотрим  его  характерные  признаки.

Антиутопия  —  в  художественной  литературе  и  в  общественной  мысли  такие  представления  о  будущем,  которые  в  противоположность  утопии  отрицают  возможность  построения  совершенного  общества  и  предрекают,  что  любые  попытки  воплотить  в  жизнь  такое  общество  неизбежно  ведут  к  катастрофическим  последствиям  [1,  c.  27].

М.  Шадурский  выделяет  три  субжанровых  разновидности  антиутопии:  квазиутопия,  какатопия  и  дистопия.  Несмотря  на  некоторые  различия,  все  субжанровые  разновидности  антиутопии  объединяет  спор  с  утопией,  отрицание  ее  принципов,  что  позволяет  нам,  изучив  труды  М.  Шадурского  и  О.  Павловой,  выделить  признаки,  характерные  для  антиутопии  в  целом  [2],  [4]:

  1. Начнем  с  того,  что  и  в  утопиях,  и  в  антиутопиях  описывается  общество,  изолированное  от  других  государств.  Однако  утописты  видят  в  нем  идеал,  который  они  противопоставляют  реально  существующему  миру. 

Авторы  же  антиутопий,  наоборот,  проектируют  на  это  воображаемое  общество  худшие  стороны  современной  им  действительности.

  1. В  отличие  от  утопий,  где  все  застыло,  как  на  картине,  в  антиутопиях  мир  динамично  развивается  и,  как  правило,  в  худшую  сторону.  Но  стоит  заметить,  что  именно  от  утопий  антиутопия  переняла  некоторые  статичные  описательные  элементы.
  2. Утописты  изображали  бесконечные  просторы,  в  антиутопиях  же  пространство  намеренно  ограничено.  Обычно  у  героя  есть  личное  пространство,  то  есть  его  квартира  или  даже  комната,  и  «реальное  пространство»,  которое  принадлежит  государству,  но  не  личности.
  3. Как  мы  знаем,  в  утопическом  государстве  все  процессы,  протекают  по  заранее  установленному  образцу.  Показывая,  насколько  нелепы  эти  идеи,  антиутописты  специально  «ритуализируют»  жизнь  героев.  То  есть  изображают  общество,  где  ритуалы,  обычаи  и  правила  управляют  жизнью  людей,  не  позволяя  им  мыслить  самостоятельно.
  4. Утопия  не  приемлет  иронии  и  иносказания.  Антиутописты  описывают  «идеально  плохое  общество»  с  горькой  усмешкой  или  даже  сарказмом.  Иногда  писатели  используют  аллегорию,  перенося  человеческие  качества  и  пороки  на  животных,  что  придает  произведению  дополнительную  специфическую  нагрузку.  Очень  часто  в  антиутопиях  используется  гротеск,  который  и  помогает  добиться  эффекта  «страшной  пародии»,  заставить  читателя  ужаснуться.
  5. Не  случайно  страх  является  внутренней  атмосферой  антиутопии.  Власть  устрашает  людей,  и  они  становятся  пассивными,  послушными.  Но  появляется  личность,  уставшая  бояться,  и  это  становится  главной  причиной  конфликта,  которого  нет  в  утопиях.
  6. В  утопиях  все  общество  безлико,  а  люди  одинаково  прекрасны.  Антиутопия  же  очень  большое  внимание  уделяет  чувствам  и  переживаниям  отдельной  личности,  которая  является  не  мифическим  странником,  а  жителем  этой  страны;  и  показывает  насколько  тяжело  сохранить  человеческое  лицо  в  таком  государстве.

Таким  образом,  антиутопия  —  логическое  развитие  утопии  и  формально  также  может  быть  отнесена  к  этому  направлению.  Изображаемый  в  антиутопии  мир  во  многом  напоминает  утопический,  он  также  закрыт,  оторван  от  реальности,  и  все  продумано  до  мелочей.

  Но  свое  внимание  писатели  акцентируют  не  столько  на  устройстве  общества,  сколько  на  отдельном  человеке,  который  там  живет,  а  также  на  его  чувствах,  несовместимых  с  бесчеловечным  общественным  укладом.  Так  возникает  конфликт  между  личностью  и  бездушной  системой.

  Само  наличие  конфликта,  по  сути,  противопоставляет  антиутопию  бесконфликтной  описательной  утопии.

О.  Хаксли  справедливо  считают  одним  из  авторов  классических  антиутопий  XX  века.  С  ранних  лет  писатель  размышлял  о  том,  что  ждет  человечество  в  будущем.  Еще  в  юношеском  стихотворении  «Карусель»  Хаксли  метафорически  изображает  общество  в  виде  «все  ускоряющего  движение  аттракциона,  которым  управляет  умалишенный  машинист-инвалид»  [5,  с.  112].

Роман  «О  дивный  новый  мир»  является  своеобразной  сатирой  или  даже  пародией  на  произведение  Г.  Уэллса  «Люди  как  боги»  и  модель  идеального  «научного»  общества.  Сам  Хаксли  характеризовал  роман  как  “the  horror  of  the  Wellsian  Utopia  and  a  revolt  against  it”  («ужас  утопии  Уэллса  и  бунт  против  нее»)  [4,  p.  348].

На  первый  взгляд,  подобное  определение  может  показаться  странным,  ведь  в  своем  произведении  писатель  изобразил  действительно  совершенный  мир,  где  все  счастливы.

  Здесь  нет  революций,  войн,  болезней,  нет  нищеты,  неравенства  и  даже  страха  смерти,  и  есть  только  «общность,  одинаковость,  стабильность»  («COMMUNITY,  IDENTITY,  STABILITY»)  [3,  c.  4],  [6,  p.  5].

Обратите внимание

  Но  в  этом  и  заключается  весь  ужас  и  вся  трагедия  романа,  ведь  «не  существует  социальной  стабильности  без  индивидуальной»,  то  есть  для  создания  стабильного  общества  необходимо,  чтобы  «все  поступки,  чувства  и  даже  самые  сокровенные  желания  одного  человека  совпадали  с  миллионом  других».

  Не  случайно,  по  словам  Верховного  Контролера  “people  are  happy;  they  get  what  they  want,  and  they  never  want  what  they  can't  get”  («Люди  счастливы;  они  получают  все  то,  что  хотят,  и  не  способны  хотеть  того,  чего  получить  не  могут»)  [6,  p.  151],  [3,  с.  113].

Так,  у  жителей  «дивного  мира»  есть  все,  кроме  свободы,  которую  они  променяли  на  комфорт  (“We  prefer  to  do  things  comfortably”)  [6,  p.  163].  И  писатель  показывает,  насколько  деградировали  эти  «абсолютно  счастливые»  люди,  утратившие  даже  способность  самостоятельно  мыслить,  любить  и  делать  выбор.

Таким  образом,  данное  произведение  является  классическим  примером  антиутопии  и  обладает  характерными  для  этого  жанра  признаками:

  1. Действие  романа  происходит  в  Мировом  Государстве  (“the  World  State”),  которому  после  «кровопролитной  девятилетней  войны  старого  и  нового  миров»  принадлежит  практически  весь  земной  шар,  за  исключением  изолированных  территорий  с  бесплодными  почвами  и  ужасным  климатом,  которые  было  решено  отдать  под  резервации  для  дикарей  (“savage  reservations”),  а  также  нескольких  островов,  куда  отправляют  инакомыслящих.  Это  дает  автору  возможность  противопоставить  «идеальное»  утопическое  государство  миру  реальному,  где  пусть  и  не  все  счастливы,  но  во  всяком  случае  «эти  дикари»,  как  говорит  один  из  героев,  «по-настоящему  хранят  свой  отвратительный  уклад  жизни,  вступают  в  брак,  живут  семьями,  о  научном  формировании  психики  нет  и  речи,  чудовищные  суеверия,  христианство,  тотемизм,  поклонение  предкам,  говорят  лишь  на  таких  вымерших  языках,  как  зуньи,  испанский…»  [3,  с.  55].  То  есть  необразованные  индейцы,  живущие  в  резервациях,  обладают  куда  большей  свободой  и  больше  похожи  на  людей,  нежели  цивилизованные  обитатели  «нового  мира».
  2. Несмотря  на  внешнюю  «стабильность»  мир,  изображенный  в  романе,  не  статичен.  Он  продолжает  развиваться,  хотя,  на  первый  взгляд,  кажется,  что  научному  прогрессу  уже  некуда  двигаться.  Ведь  высокие  технологии  позволяют  контролировать  даже  подсознание  человека,  управлять  его  желаниями,  не  говоря  уже  о  клонировании  и  производстве  людей  в  инкубаторах.  Даже  сам  Верховный  Контроллер  понимает,  что  дальнейшее  развитие  науки  опасно  и  может  дестабилизировать  ситуацию  в  обществе:  “Science  is  dangerous;  we  have  to  keep  it  most  carefully  chained  and  muzzled’  («Опасная  вещь  наука;  приходится  держать  ее  на  крепкой  цепи  и  в  наморднике»)  [6,  p.  164],  [3,  с.  116].  Но  все  же  на  этом  ученые  не  останавливаются,  они  стремятся  проникнуть  даже  в  душу  человека  и  «освободить»  его  от  страха  смерти.  Детей  намеренно  приводят  в  больницу,  чтобы  они  могли  веселиться,  есть  сладости,  наблюдая  за  умирающими,  и  «привыкать  к  смерти»  (“being  death-conditioned”)  [6,  p.  138].  Таким  образом,  Хаксли  доводит  идею  Уэллса  о  «всемогущем  человеке»  до  абсурда,  показывая,  какими  «богами»  стали  эти  представители  «научного  общества»  и  как  они  смогли  изменить  себя.
  3. Как  уже  упоминалось  раннее,  авторы  антиутопий  намеренно  ограничивают  «личное»  пространство  героев.  Жители  же  Мирового  Государства  его  просто  лишены.  Правительство  постаралось  сделать  все  возможное,  чтобы  человек  ни  секунды  не  мог  побыть  наедине  (“We  don't  encourage  them  to  indulge  in  any  solitary  amusements”  —  «Мы  не  поощряем  развлечений,  связанных  с  уединением»)  [6,  p.  109],  [3,  с.  85].  Людей  даже  выращивают,  как  растения,  в  специальных  бутылях(“bottles’).  Примечательно  то,  что  на  протяжении  всего  романа  автор  не  раз  применяет  слово  “bottled”,  характеризуя  душевное  состояние  Линайны  и  Бернарда.  В  переводе  это  звучит  как  «укупоренные»,  находящиеся  в  забытье.  Таким  образом,  даже  чувства  и  мысли  героев  им  не  принадлежат,  а  масштаб  личности  сужается  до  размеров  бутылки.  Когда  же  привыкший  к  свободе  и  одиночеству  Дикарь  решает  уйти  от  цивилизованного  мира  и  поселиться  в  заброшенном  авиамаяке,  толпы  людей  не  оставляют  его  в  покое  вплоть  до  самой  смерти.
  4. Как  в  любой  антиутопии,  жизнь  обитателей  придуманного  Хаксли  Государства  «ритуализирована».  Причем  зачастую  происходит  подмена  традиций  и  обычаев  реального  («дикого»)  мира  традициями  «цивилизованными».  Так,  жителей  Мирового  Государства  не  просто  лишают  искусства  и  религии,  а  заменяют  все  это  различными  «сходками  единения»,  совместным  просмотром  «ощущалок»  (“feelies”)  и  массовым  приемом  наркотика  «сомы»  (“Soma  is  Christianity  without  tears”)  [6,  p.  162],  даже  имя  Бога  заменяют  Фордом,  а  крестное  знамя  –  Т-образным.  Вот  и  получается,  что  люди  абсолютно  счастливы,  ведь  все  их  потребности  удовлетворены,  и  они  даже  не  замечают,  как  полностью  теряют  способность  самостоятельно  мыслить  и  творчески  развиваться.
  5. Однако,  несмотря  на  всю  безысходность  положения,  в  котором  оказалось  общество  «дивного  мира»,  роман  не  проникнут  атмосферой  страха  или  ужаса,  и  в  произведении  явно  присутствует  ирония.  Нелепые  названия  ритуалов,  заменивших  религию  и  искусство,  “orgy-porgy’,  ‘feelies”,  глупые  слоганы,  которыми  заполняют  головы  людей  (“A  gramme  is  always  better  than  a  damn”  —  «Сомы  грамм  —  и  нету  драм!»;  “Ending  is  better  than  mending”  —  «Лучше  новое  купить,  чем  старое  носить»)  только  усиливают  впечатление  о  массовой  деградации,  показывая  ничтожество  этих  людей  [6,  p.  35],  [3,  c.  30].
  6. Здесь  следует  отметить,  что  на  протяжении  всего  романа  Хаксли  не  раз  сравнивает  обитателей  Мирового  Государства  с  животными.  Уже  в  первой  главе  сказано  о  Директоре  Инкубатория  “straight  from  the  horse's  mouth”,  что  наши  переводчики  заменили  словосочетанием  «из  мудрых  уст».  Однако  Хаксли  не  случайно  использует  именно  это  выражение,  так  как,  судя  по  дальнейшему  описанию,  Директор  действительно  напоминает  лошадь  (“He  had  a  long  chin  and  big  rather  prominent  teeth,  just  covered,  when  he  was  not  talking,  by  his  full,  floridly  curved  lips”  —  «У  Директора  был  длинный  подбородок,  крупные  зубы  слегка  выпирали  из-под  свежих,  полных  губ»)  [6,  p.  6],  [3,  c.  5].  О  детях,  проходящих  курс  «привыкания  к  смерти»,  сказано,  что  они  смотрели  на  умирающую  с  животным  любопытством  (“with  the  stupid  curiosity  of  animals’).  Глядя  на  группу  близнецов,  Дикарь  не  раз  называет  их  личинками  (“human  maggots”),  а  жужжащую  толпу,  которая  находит  его  даже  в  заброшенном  авиамаяке,  —  “locusts”  и  ‘grasshoppers”.  «Саранча»,  туча  бездушных  насекомых,  способных  уничтожить  все  на  своем  пути  —  вот  какими  предстают  перед  нами  люди  будущего.  Однако  сами  они  считают  себя  существами  высшего  порядка,  а  к  выросшему  на  воле  Джону  относятся,  как  к  подопытной  обезьяне  (“as  to  an  ape”).  Они  с  интересом  наблюдают  за  его  необычным  поведением,  недоумевая,  почему  Дикарь  все  время  цитирует  Шекспира,  и  никогда  не  воспринимают  его  слова  всерьез.  Гельмгольц  —  единственный,  кто  по-настоящему  пытается  понять  то,  о  чем  говорит  Джон,  и  даже  по-своему  восхищается  талантом  Шекспира,  говоря  о  его  стихах:  “What  a  superb  piece  of  emotional  engineering!  That  old  fellow  makes  our  best  propaganda  technicians  look  absolutely  silly’  («Ведь  почему  этот  старикан  был  таким  замечательным  технологом  чувств?»)  [6,  p.  122],  [3,  с.  119].  Однако  и  здесь  звучит  авторская  ирония,  ведь  Гельмгольц,  хоть  и  увлекается  поэзией,  не  в  состоянии  полноценно  оценить  содержание  услышанных  строк.  Например,  обращение  Джульетты  к  матери  “O  sweet  my  mother”  он  воспринимает,  как  глупую  неприличную  шутку,  так  как  в  «цивилизованном»  обществе  любое  слово,  связанное  с  семьей,  считается  нецензурным.  Поэтому  Дикарь  решает  не  метать  бисер  перед  «свиньей»  и  убирает  книгу  (“removes  his  pearl  from  before  swine’).  Позже  сам  Верховный  Контроллер  говорит  о  жителях  «дивного  мира»:  “Nice  tame  animals,  anyhow”  [6,  p.  155].  Особое  внимание  здесь  стоит  обратить  на  слово  “tame”,  которое  можно  перевести  как  «ручной,  послушный,  покорный,  дрессированный».  Превратить  людей  в  армию  ручных,  дрессированных  зверьков  —  в  этом  и  есть  главный  залог  успеха  Мирового  Государства.  Ведь  такими  существами  управлять  намного  легче,  чем  умными  и  своевольными  «дикарями»,  у  которых  на  все  есть  свое  мнение.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxiv/42830

Ссылка на основную публикацию