Ринолалия у детей открытая — причины и коррекция ринолалии у ребенка

Ринолалия

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи.

С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Обратите внимание

Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии.

С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Важно

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба.

Важно

Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы.

Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Совет

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

Важно

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Важно

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии.

Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Обратите внимание

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Важно

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

Важно

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде.

До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях.

С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Совет

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий.

Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Важно

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/rhinolalia

Ринолалия у детей: открытая, закрытая, смешанная. Причины речевого нарушения, лечение и коррекция

Безусловно, каждый мечтает, чтобы его наследник был самым здоровым. Появление диагноза в медицинской карте – словно нож, попадающий прямо в хрупкое родительское сердце. Без паники! Если ясно представлять, как нужно действовать, ситуация поправима. Если вашему ребенку поставили диагноз ринолалия – это не так трагично, как могло показаться на первый взгляд.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Классификация

Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.

Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:

  1. Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
  2. Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
  3. Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.

Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:

  1. Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
  2. Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.

Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.

Читайте также:  Кефир для грудничка или с какого возраста можно давать ребёнку этот напиток: основные рекомендации, правила приготовления кефира дома, мнение врачей

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Отчасти профилактика ринолалии связана с бережным отношением матери к собственному здоровью во время вынашивания крохи. В этот ответственный момент вы ответственны за будущую жизнь. Так что немного здравого эгоизма в сочетании с оптимизмом – правильное решение!

Диагностика

Структура речевого дефекта при ринолалии будет различаться. Прислушайтесь к своему малышу.

  • Закрытая ринолалия характеризуется глухим произношением, как будто вся носовая полость чем-то забита.
  • Открытая – любые звукосочетания имеют назальный характер.
  • Смешанная – сочетает в себе обе вышеперечисленные формы ринолалии.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Решение о хирургической коррекции должен принимать врач, здесь от вас ничего не зависит. Но поспособствовать улучшениям – прямая обязанность родных.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

  • Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух». Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается.
  • Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание – не только веселая забава, но и полезность.
  • Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.
  • Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички.  Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/rinolaliya

Ринолалия у детей — виды, диагностика и коррекция речевого нарушения

Ринолалия у детей — сложное, но достаточно распространенное заболевание, ведущее к нарушению произношения ребенком звуков и сильному искажению тембра голоса.

Важно

Возникает болезнь из-за нарушения смыкания небно-глоточного сегмента, и часто ее могут рассматривать, как разновидность механической дислалии.

Однако современная логопедия определяет такое нарушение речи, как самостоятельное заболевание.

Для описания заболевания в основном используются термины:

  • ринофония
  • назализация — специфическое нарушение голоса
  • гнусавость

Но точно отразить суть заболевания данные термины не могут, поскольку в данном случае страдает и акустическая сторона речи, и артикуляционная.

Классификация заболевания

Механизм речевого нарушения связан с неправильным взаимодействием ротоглотки и носовой полости. От особенностей данного нарушения зависит форма ринолалии — закрытая или открытая, каждая из которых может подразделяться на функциональную и органическую, в зависимости от конкретного дефекта.

  1. Открытая форма ринолалии. При этой форме заболевания в процессе речи воздух свободно проходит через рот и нос одновременно, из-за чего возникает фонационный носовой резонанс. Сообщение между ротовой и носовой полостью всегда остается открытым.
  2. Закрытая форма ринолалии. Характеризуется имеющейся преградой для прохождения воздуха через нос. Уровень расположения перегородки определяет категорию вида заболевания — заднюю или переднюю.
  3. Встречается и смешанная форма речевого нарушения, которая появляется в случае, если недостаточность кольца небно-глоточного отдела сочетается с непроходимостью носа. Характеризуется этот вид нарушения сильным оттенком голоса и полным отсутствием в речи носовых звуков.

Причины речевого нарушения

Органическая открытая форма ринолалии, иногда называемой детской дислалией, встречается, как приобретенная, так и врожденная.

Врожденное нарушение встречается, если у ребенка имеется:

  • «волчья пасть» — расщелина твердого и мягкого неба
  • «заячья губа» — расщепление верхней губы или альвеолярного отростка на верхней челюсти
  • укороченное мягкое небо
  • отсутствие маленького язычка или его раздвоение
  • расщелины твердого неба в скрытой форме — субмукозные
  • короткая уздечка языка

Причинами таких патологий врожденного развития могут являться заболевания матери на раннем сроке беременности. Например, паротит, грипп, токсоплазмоз, краснуха и прочие инфекции, а также — курение, алкоголь, наркотики, контакт с различными вредными веществами или ядохимикатами.

Повлиять на появление патологий у плода могут и стрессы в период беременности, и нарушения в работе эндокринной системы у матери. Как правило, наиболее опасным для появления нарушений является второй месяц беременности, а именно — 7 и 8 недели.

Приобретенное нарушение может возникнуть:

  • при повреждении неба
  • его травматической перфорации или рубцовой деформации
  • при порезах, сопровождающихся опухолью блуждающего или языкоглоточного нерва
  • при параличах

Открытая функциональная форма заболевания часто встречается после проведения операции по удалению аденоидов, а также при порезах мягкого неба постдифтерийного характера.

Ринолалия закрытого органического типа может возникнуть по причине изменений формы носоглотки и носовой полости анатомического характера, что вызывает сильное нарушение звукопроизношения. При этом передняя форма нарушения возникает при:

  • полипах в носу
  • искривлении перегородки носа
  • опухолях носовой полости
  • гипертрофии слизистой

Задняя форма закрытого органического нарушения возникает при:

  • фибромах носоглотки
  • аденоидах
  • полипах
  • разрастании глоточной непарной миндалины

Нарушение закрытого функционального типа может возникнуть при наличии гипертонуса мягкого неба, которое создает препятствие прохождению воздуха через нос. Такое состояние может наблюдаться при различных неврологических нарушениях, аденоидэктомии или при подражании гнусавости в речи других людей.

Симптомы заболевания

Открытая органическая форма ринолалии характеризуется врожденными расщелинами лица, от чего с первого дня жизни проявляются нарушения в функциях дыхания и питания.

Важно

Как правило, дети с такими патологиями мало прибавляют в весе, поскольку молоко при кормлении часто вытекает через нос. При этом вдыхаемый воздух быстро попадает в нижние отделы дыхательных путей, не успевая согреваться.

Важно

По этой причине дети с данным отклонением часто болеют бронхитом, отитом, пневмонией, гипотрофией. Обычно врожденные расщелины сопровождаются и неправильным прикусом.

Среди симптомов могут встречаться нарушения интеллекта до олигофрении или ЗПР, а также нарушения неврологии в виде птоза, нистагм и гиперрефлексии.

В грудном возрасте дети с ринолалией отличаются отсутствием лепета и беззвучной артикуляцией звуков. Развитие речи при этом сильно запаздывает и первые слова малыш начинает произносить лишь к двум годам, но речь его невнятная и слова невыразительны.

Диагностика заболевания

Обследование проводится по многим направлениям и различными специалистами. Для постановки точного диагноза необходима консультация стоматолога-хирурга, дефектолога, фониатора, психолога, логопеда, невролога, ортодонта, отоларинголога. Выявить конкретные причины заболевания помогают многие методики, в частности, рентгенография носоглотки, фарингоскопия, риноскопия, электромиография.

Большое внимание при обследовании у логопеда уделяется оценке подвижности аппарата артикуляции, его строению, фонационному и физиологическому дыханию, а также нарушению голоса.

Коррекция ринолалии

Органические формы заболевания требуют устранения имеющихся дефектов и деформации лица хирургическим путем, для чего может быть проведена:

  • велофарингопластика
  • уранопластика
  • хейлопластика
  • полипотомия носа
  • удаление новообразованной глотки
  • аденотомия
  • септопластика

Не малую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, а также психотерапия.

По сути, ринолалия — сложное и очень многообразное заболевание, для успешного лечения которого требуется участие специалистов многих областей современной медицины. В частности — логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии, ортодонтии, психологии.

Доктор рекомендует

Наличие у ребенка данного заболевания ведет к неполноценности его речи, что сильно сказывается на становлении его личности и формировании многих психических функций. Дети, особенно подростки, страдающие ринолалией, испытывают трудности при адаптации в коллективе. Поэтому настоятельно рекомендуется большое внимание уделить занятиям ребенка с психологом.

Ринолалия у детей функционального типа имеет обычно благоприятный прогноз лечения и может быть устранена с помощью специальных логопедических и фониатрических занятий.

Обратите внимание

Эффективность лечения органических форм заболевания в большинстве случаев зависит от успешности результата проведенной операции и качественности дальнейших занятий у логопеда.

Конечно, любое заболевание лучше предотвратить, чем заниматься его лечением, и в данном случае профилактикой могут являться вовремя устраненные расстройства функциональности речевого аппарата и имеющихся анатомических дефектов.

Видео к статье

09.07.2015 Доктор деток

Источник: https://doktordetok.ru/logopatolog/rinolaliya-u-detey-korrekcija.html

Причины возникновения ринолалии у детей

Появление дефектов в речи ребенка обуславливается неправильным функционированием носоглоточной системы. Форма ринолалии зависит от характерных признаков недуга.

Общепринятая классификация ринолалии

Врачи делят заболевание на две основные формы: открытую и закрытую. Обе, в свою очередь, размежевываются на органическую и функциональную.

Читайте также:  Острый бронхиолит у детей симптомы и лечение: облитерирующий бронхиолит у детей

При наличии открытой формы ринолалии воздушная струя может одновременно и беспрепятственно продвигаться сквозь рот и нос. Это становится причиной фонационного носового резонанса. Но, несмотря на это, соединение между ротовой и носовой полостью полноценно открыто.

При наличии закрытой формы ринолалии формируется препятствие, мешающее продвижению воздуха через нос.

Категориальная разновидность заболевания определяется зависимо от уровня размещения перегородки:

  • Задняя. Также причинами образования патологии данного вида может стать и хронический насморк, и наличие полипов.
  • Передняя. Образовывается из-за разрастания аденоидов, что приводит к перекрытию хоаны.

Смешанная ринолалия формируется вследствие комбинирования недостаточности кольца небно-глоточного отдела с непроходимостью носа. Характерным для такой разновидности заболевания является смена оттенка голоса и абсолютное исчезновение носовых звуков из речи ребенка.

Причины возникновения ринолалии

Органическая открытая форма ринолалии (или детская дислалия) бывает врожденной и приобретенной. Первичная (врожденная) ринолалия формируется тогда, когда у новорожденного малыша диагностируют:

  • «волчью пасть» — ущелье в строении твердого и мягкого неба;
  • «заячью губу» — расщепление на поверхности верхней губы или на ее альвеолярном отростке;
  • укороченное мягкое небо;
  • абсолютное отсутствие маленького язычка или его раздвоение;
  • наличие скрытой формы (субмукозной) расщелин в твердом небе;
  • присутствие короткой уздечки языка.

К этим последствиям приводят перенесенные матерью в течение первых месяцев беременности инфекционные недуги (грипп, паротит, токсоплазмоз, краснуха).

Также первичная ринолалия вызывается вредными привычками беременной женщины: курением, приемом наркотиков, употреблением алкоголя.

Для того чтобы снизить риск появления патологий, будущей мамочке следует избегать стрессовых ситуаций и следить за функционированием своей эндокринной системы.

Причины приобретенной патологии

Приобретенная ринолалия открытой формы развивается в случаях:

  • повреждения неба;
  • травматической перфорации;
  • порезов, которые сопровождаются опухолью блуждающего и языкоглоточного нервов;
  • паралича.

Открытая форма функциональной ринолалии чаще всего формируется после хирургического устранения аденоидов. Также такая разновидность заболевания может развиваться и вследствие постдифтерийных порезов на поверхности мягкого неба.

Ринолалия закрытого органического типа возникает из-за анатомических дефектов носоглотки и носовой полости. Это становится причиной серьезных проблем со звукопроизношением. Передняя форма патологии порождается наличием:

  • полипов в полости носа;
  • искривления носовой перегородки;
  • новообразований в носу;
  • гипертрофии слизистых оболочек.

Задняя форма закрытой органической патологии формируется вследствие:

  • фибром носоглотки;
  • наличия полиповых и аденоидных наростов;
  • увеличения размера непарной миндалины глотки.

Формирование закрытой ринолалии функционального типа обуславливается гипертонусом мягкого неба. Он препятствует продвижению воздушной струи сквозь носовую полость. Этот тип патологии наблюдается при невралгических отклонениях, аденоидэктомии или при имитации гнусавости другого человека.

Признаки и симптомы ринолалии

Вариация речевых дефектов отличается зависимо от формы заболевания. Например, при вторичной открытой органической ринолалии наблюдаются следующие проблемы:

  • новорожденный имеет недостаток веса;
  • сбои в работе дыхательной системы;
  • проблемы, связанные с грудным вскармливанием и самостоятельной едой ребенка от 2-х лет;
  • ребенок имеет врожденные ущелья лица и опущенное верхнее веко;
  • задержки в речевом развитии (свои первые слова малыш произносит в возрасте около 2-х лет);
  • наличие маленького запаса слов;
  • тихий говор;
  • гиперрефлексия;
  • непроизвольное гримасничество в процессе общения;
  • олигофрения;
  • склонность к заболеванию отитом, бронхитом, пневмонией.

Закрытая ринолалия характеризуется такими признаками:

  • сменой тембра голоса, появляется его неестественность и тусклость;
  • трудностями с выговариванием носовых звуков;
  • проблемами, возникающими в процессе общения с другими людьми;
  • наличием постоянного дыхания через рот;
  • проблемами во время письменной деятельности (дислексия, дисграфия);
  • скупым словарным запасом;
  • формированием астенического синдрома и малой хореи.

Имея открытую форму функциональной ринолалии, ребенок испытывает трудности в произношении гласных звуков. А при наличии закрытой органической формы недуга у него искажается произношение согласных звуков: малыш меняет звук «м» на «б», «н» на «д» и т. д.

Методы диагностики ринолалии

Сразу же после того как у ребенка выявлены вышеперечисленные признаки, следует отвести его на консультацию к врачу. Так как причины появления заболевания очень многообразны, то проблемой его диагностики занимается обширный круг специалистов: невролог, психолог, отоларинголог, дефектолог, ортодонт, челюстно-лицевой хирург.

При первичной диагностике врач подробно рассматривает историю болезни и анамнез ребенка. Особое значение в этом деле имеет и информация о протекании беременности. На основе всех данных можно выяснить форму заболевания и его причины. Далее, проводят физикальный осмотр. Он позволяет определить внешние нарушения.

После этого приступают к логопедическому осмотру. Во время этого врач обследует артикуляционный аппарат, дыхание и голос ребенка. В процессе такого исследования необходимо проверить и правильность произношения всех звуков. У детей в возрасте от 6-ти лет проверяют навыки чтения и письма.

Бывают случаи, когда для установления источника патологии используют инструментальные методы:

Проведение фарингоскопии

  • рентгенографию носоглотки;
  • фарингоскопию;
  • риноскопию;
  • электромиографию;
  • КТ и МРТ.

С целью диагностирования открытой формы ринолалии применяют методику Гутцмана. Малыша просят поочередно выговаривать звуки «а» и «и». Во время этого доктор открывает и закрывает носовые проходы. При наличии патологий крылья носа вибрируют, а при закрывании ходов слышится сильное заглушение звуков.

Коррекция ринолалии

Для лечения ринолалии применяется целый комплекс мероприятий. В их число входят:

  • Оперативное вмешательство. Способствует коррекции анатомических дефектов.
  • Ортодонтическое устранение. Также этот метод способствует и предупреждению повторного искажения верхних челюстей.
  • Лечебная гимнастика.
  • Оториноларингологическая санация. Предотвращает проблемы, вызывающие повреждение слуха.
  • Услуги психотерапевта.

Начинать лечить детскую ринолалию необходимо в как можно раннем возрасте. Желательно чтобы этот процесс был окончен еще до начала подросткового периода.

Ранняя коррекция патологии

Основные мероприятия по оказанию ранней логопедической помощи:

  • возобновление речевого и физиологического дыхания, небно-глоточного смыкания;
  • постановка правильного звукопроизношения и артикуляции;
  • искоренение назальности в тембре голоса;
  • фиксация умения вербального общения;
  • формирование навыков звукоанализа и восприятия фонем;
  • профилактика дисграфии и дислексии;
  • тщательное наблюдение за общим развитием речи ребенка.

В процессе коррекции речевого дефекта необходимо следить за тем чтобы все терапевтические мероприятия проводились последовательно и систематично. Материал подбирается на основе наглядности и доступности для малыша. В обязанности логопеда входит контроль за направленностью воздушной струи, за расположением языка и лицевых мышц.

Самые результативные упражнения для коррекции ринолалии

В качестве терапевтических мероприятий применяют и специальный массаж (пальцевый для отдельных зон твердого неба и вибрационный для мягкого неба), дыхательную и артикуляционную гимнастику. Перечень самых результативных упражнений:

  • «Игла». Рот находится в закрытом состоянии, а язык касается до внутренней поверхности то правой, то левой щеки.
  • «Удав». Язык свернут трубочкой и неспешно высовывается изо рта. Число повторов: 7 раз.
  • «Часы». Рот находится в широко открытом состоянии, язык скручен трубочкой и выполняет движения по кругу.
  • «Метроном». Рот широко открыт, а язык передвигается из одного уголка рта в другой.
  • «Лиана». Язык свешен к подбородку и удерживается в этой позиции около пяти секунд.

В случае хирургического вмешательства, в послеоперационный период рекомендуется прибегнуть к услугам врача-логопеда. Он поможет нормализовать звукопроизношение с учетом новых анатомических условий.

Профилактические меры и дальнейший прогноз

При грамотно составленной и систематической коррекции речевого дефекта наблюдается ее положительная динамика. Факторы, которые влияют на успешность терапии:

  • своевременное начало лечения;
  • наличие/отсутствие других заболеваний;
  • степень компенсаторной возможности организма;
  • индивидуальные особенности личности малыша и уровень сохранности его интеллекта;
  • качество проведенных хирургических операций.

Следует помнить, что наибольшую роль в процессе выздоровления ребенка играют родители. Они должны быть готовы к созданию необходимого речевого окружения и трате большого количества времени и средств на нужды малыша.

Профилактическая мера заключается в том, чтобы начать оберегать своего ребенка от различных травмирующих факторов еще в период беременности. Будущей маме нужно отказаться от вредных привычек и следить за состоянием своего здоровья.

Детская ринолалия поддается лечению. Для этого следует обратиться к врачу как можно раньше. Не игнорируйте подозрительные симптомы у ребенка! Тщательное выполнение всех рекомендаций врача поможет получить от терапии положительный результат.

Видео: Ринолалия, формирование речи

Источник: https://GorloNosik.ru/drugie-bolezni/vozniknovenie-rinolalii-u-detej.html

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Важно

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

Важно

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Важно

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости.

Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.

  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Важно

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Важно

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения.

Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Читайте также:  Составляем рацион, график питания детей 6-7 лет и меню для дошкольников - это залог крепкого здоровья

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления.

Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет.

Совет

Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Важно

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют.

Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

Важно

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту.

Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии.

При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

Важно

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Важно

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения.

Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Обратите внимание

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Важно

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Важно

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки.

У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Важно

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/rinolaliya/

Коррекция ринолалии у детей — чистая речь

Ринолалия у детей — это состояние, при котором звукопроизношение и тембр голоса изменяются вследствие неправильного взаимодействия носоглотки и ротовой полости.

Ринолалию иначе называют гнусавостью, и она действительно имеет такую характерную особенность как произношение слов и звуков «в нос». Однако произношение при этом состоянии нарушается очень грубо, сильно отличаясь от носового звучания как при насморке.

 При этом ринолалия имеет еще и вторичные искажения, касающиеся как звукопроизношения, так и освоения грамматических форм слов и расширения словарного запаса.

В норме во время произношения абсолютно всех звуков (кроме носовых) должно происходить периодическое разделение отдела носоглотки от ротовой и глоточной полостей. Ринолалия же характеризуется искажением именно этого процесса, небно-глоточное соединение при этом состоянии не происходит.

Классификация видов ринолалии

  • Открытая — в этом случае воздух всегда идет через нос и рот, независимо от того, какой звук произносится. И согласные, и гласные звуки произносятся «в нос».

  • Закрытая — струя воздуха идет исключительно через ротовую полость. Как следствие возникает понижение тембра, нарушается артикуляция, изменяется звучание носовых звуков.

  • Встречается также ринолалия так называемого смешанного типа, характеризующаяся сочетанием разных признаков.

Причины возникновения ринолалии

Наиболее частыми причинами появления ринолалии у детей становятся врожденные повреждения, возникающие вследствие нарушения формирования носоглотки:

  • «Волчья пасть» — расщелина, образовавшаяся в мягком и твердом небе;
  • «Заячья губа» с характерным расщеплением;
  • Несформированный или раздвоенный маленький язычок;
  • Слишком короткое мягкое нёбо.

Эти дефекты появляются еще в период внутриутробного развития ребенка при неблагоприятных условиях протекания беременности:

  • Употребление никотина и алкоголя матерью в первом триместре беременности;
  • Воздействие ядохимикатов на беременную;
  • Тяжелые заболевания, перенесенные матерью на ранних сроках гестации (корь, краснуха, свинка, токсоплазмоз, и даже грипп со сложным течением);
  • Стрессовое состояние.

Ринолалия приобретенного характера может сформироваться вследствие:

  • неудачного удаления аденоидов;
  • возникновения новообразований в носоглотке;
  • искривленной перегородки в носу;
  • разрастания носовых полипов и аденоидов;
  • неврологических заболеваний.

Как определить ринолалию

Ринолалия открытого типа, если она имеет врожденный характер, заметна уже с рождения. Физическое нарушение заметно внешне. Кроме того, у таких детей нарушены процессы дыхания и приема пищи. В связи с тем, что вдыхаемый воздух не встречает на своем пути никаких преград, он не нагревается и ребенок становится подвержен частым болезням, таким как бронхит, пневмония, отит и т.п.

Среди симптомов можно выделить несколько наиболее значимых:

  • Отсутствие лепета в раннем возрасте.
  • Отставание в развитии речи.
  • Невнятность произносимых слов и звуков.
  • Небольшой словарный запас.
    Ротовое дыхание.
  • Неврологические отклонения — отпущение верхнего века, нистагм глаз, усиление рефлексов.
  • Нарушения психической деятельности — раздражительность, замкнутость, нестабильность настроения.

Для диагностики ринолалии необходимо обратиться к нескольким специалистам, потому что только комплексные мероприятия помогут привести речь в норму.

Ортодонт, отоларинголог, лицевой хирург, хирург-стоматолог смогут исправить физиологическое нарушение.

Однако впоследствии необходима упорная работа дефектологов и логопедов, неврологов и нейропсихологов для того, чтобы скорректировать отклонения в речевом и психическом развитии ребенка.

Комплексная коррекция ринолалии

Лечить ринолалию следует начинать как можно раньше. От общего состояния ребенка, от наличия сопутствующих заболеваний во многом зависит результат.

  • Хирургическое вмешательство требуется для исправления физиологических дефектов. Раннее решение этой проблемы способствует более правильному формированию речи у ребенка, а значит его успешному развитию.
  • В некоторых ситуациях коррекционные меры предпринимают ортодонты.
  • В других — отоларингологи.
  • С неврологическими нарушениями должен работать также узкий специалист.

Однако эта работа является лишь помощью по восстановлению и подготовке речевого аппарата. А вот пользоваться им как инструментом, настроить его, будет намного сложнее.
Еще до проведения операции должны начаться логопедические занятия по подготовке правильный работы всех органов речи. Это необходимо также и для того, чтобы сама операция прошла успешно.

Специалист работает над формированием правильного выдоха, укреплению мышц губ и мягкого неба. Хирург лишь создает условия для постановки речи.

Источник: http://karkusha.su/korrektsiya-rinolalii-u-detey-chistaya-rech/

Ссылка на основную публикацию