Профилактика нарушения зрения у детей (в тч дошкольного возраста) и подростков

Профилактика нарушения зрения

Профилактика нарушения зрения очень важна, ведь каждый сталкивается с тем, что острота зрения с возрастом снижаться. Одним из сложнейших органов человеческого организма, без которого трудно воспринимать красоту мира, является глаз. При нарушениях в работе органа зрения человек чувствует себя некомфортно. Часто причиной дисфункции глаза является неправильный образ жизни.

Так же влияет низкая физическая активность, несоблюдение гигиенических требований к освещению помещений в дошкольных и учебных заведениях.

Обзор основных способов

Специалистами разработаны основные пути предупреждения нарушений зрения:

  1. Избегать перенапряжения глаз, периодически давая им минутный отдых во время длительной нагрузки.
  2. Оборудовать рабочий стол так, чтобы на него падал прямой, а не рассеянный или тонированный, свет.
  3. Использовать качественные солнцезащитные очки в разумных пределах, не надевая их в пасмурную погоду или во время нахождения в помещении.
  4. Не утомлять глаза неразборчиво написанными текстами.
  5. Воспитывать привычку к правильной осанке, чтобы предотвратить нарушения кровообращения и защемление нервов в шейном отделе позвоночника.
  6. Заниматься физкультурой и спортом.
  7. Соблюдать здоровый образ жизни, отказаться от алкоголя, сигарет.
  8. Включать в меню продукты, содержащие витамин А, Е, С, Д, богатые цинком, железом, кальцием, магнием.
  9. Повышать иммунитет, снижая риск заражения патогенными вирусами и бактериями.
  10. Соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими полотенцами, косметическими средствами.
  11. Выбирать контактные линзы только после консультации с офтальмологом.

Забота о зрении должна начинаться с раннего возраста и продолжаться в течение всей жизни.

Полезные рекомендации по профилактике

Сохранение остроты зрения должно проходить постоянно. Часто зрительные функции теряются из-за неправильного положения тела во время чтения. Приятно лежать в постели с книжкой в руках. Но при этом страдает кровообращение глаз и головного мозга. 

При лежании на одном боку глаза постоянно находятся в напряжении, пытаясь сфокусироваться на строчке книги. Подобную нагрузку испытывает орган зрения и при чтении в транспорте.

Повсеместное использование компьютера привело к тому, что количество людей с нарушениями зрения увеличилось в несколько раз. Не стоит проводить дни, находясь в виртуальном мире интернета.

Обратите внимание

Тут тоже нужно соблюдать правила. Смотреть на монитор лучше с точки, находящейся выше экрана. А яркость и контрастность картинки настраивается с учетом того, чтобы изображение было в десять раз ярче фона.

Глазам нужно давать отдых, они не должны находиться в напряжении постоянно. Каждые сорок минут необходимо отрываться от монитора, посмотреть в течение трех-пяти минут вокруг себя, на пейзаж за окном. Полезно регулярно проводить гимнастику для глаз.

Водным процедурам также отводится не последнее место в деле профилактики зрительной дисфункции. Утреннюю гигиену начинают с ополаскивания каждого глаза сначала холодной, затем теплой водой. Можно заменить это наложением поочередно холодных и горячих компрессов на область век.

Часто глаза страдают от нехватки жидкости. Снимают сухость роговицы с помощью специальных капель на основе искусственной слезы.

Рекомендации по предупреждению расстройства зрения несложны, выполнение их обязательно в любые возрастные периоды.

Как предупредить расстройства зрения у детей дошкольного возраста

Уже в детском саду встречаются дети, страдающие близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, астигматизмом.

Поэтому важно направить силы на сохранение нормального зрения и проводить профилактику нарушения зрения у детей, правильно организовывая их занятия как дома, так и в дошкольном учреждении.

По времени лепка из пластилина, рисование, игра с конструктором не должны занимать более часа в день. В занятиях делают перерыв на десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен больше двигаться.

Для улучшения остроты зрения дошкольнику необходимо предлагать игрушки, которые могут прыгать, вертеться, двигаться, катиться. Полезно устраивать для малышей игры с мячом.

Важно

Вредное воздействие на функцию зрения оказывает долгое сидение перед телевизором, за компьютером.

В этом случае существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:

  1. Расстояние до экрана телевизора должно достигать двух-пяти метров, до монитора компьютера – сорок сантиметров.
  2. Усаживать ребенка надо прямо перед экраном, а не сбоку.
  3. Помещение должно хорошо освещаться.
  4. Во время рисования необходимо следить за посадкой малыша: спина прямая, локти не свисают, стопа упирается в пол.
  5. Расстояние до книги – двадцать пять – тридцать сантиметров.

При обнаружении нарушения зрения ребенка срочно ведут на прием к специалисту, который даст соответствующие рекомендации.

https://medglaza.ru/profilaktika/uhod/narusheniya-zreniya.html

Именно в младших классах школы у большинства детей начинаются проблемы со зрением.

Предупредить снижение зрительной функции можно, если выполнять ряд требований:

  1. Письменный стол должен стоять рядом с окном, свет от которого не должен закрываться высокими цветами. Во время работы за столом включают настольную лампу, мощность которой не выше восьмидесяти Ватт. Важно, чтобы прибор был с абажуром.
  2. Не стоит забывать во время занятий о правильной позе, которую нужно постоянно контролировать. Спина должна быть прямая, локти не должны свисать. Заниматься за кухонным столом вредно.
  3. Утомление детского организма ведет к снижению остроты зрения. После занятий в школе необходимо дать ребенку отдохнуть в течение полутора-двух часов. А между занятиями лучше делать десяти- или двадцатиминутный перерыв через каждый час.
  4. Смотреть телевизор надо сидя на стуле или в кресле не ближе одного-двух метров при черно-белом изображении, до трех метров – при цветном. В комнате во время просмотра телепередач в вечернее время включают верхний свет.
  5. Поступление в организм младшего школьника необходимых для качественного зрения витаминов, элементов очень важно. Поэтому нужно употреблять как можно меньше рафинированной пищи, а больше фруктов, овощей, зелени. Рациональное питание основано на сбалансированности состава потребляемых продуктов.
  6. Роль регулярной гимнастики для глаз высока. Выполняют упражнения сидя, в течение трех-пяти минут после длительной зрительной работы.
  7. Предупредить близорукость можно, регулярно выполняя комплекс утренней гимнастики, процедур закаливания, физкультурных занятий.

Профилактические мероприятия направлены не только на предотвращение возникновения у школьника зрительных нарушений, но и на укрепление здоровья, иммунитета ребенка.

Источник: https://MedGlaza.ru/profilaktika/uhod/narusheniya-zreniya.html

Профилактика нарушения зрения у детей и подростков — все о зрении

Зрение новорожденного ребенка значительно отличается от зрения взрослого человека – оно намного слабее, но его достаточно для того, чтобы различать лица и передвижения окружающих на близком расстоянии.

Постепенно зрительная система развивается и совершенствуется, и уже к полугодовалому возрасту малыш видит предметы на разном расстоянии практически так же, как и взрослый человек.

Увы, но не у каждого ребенка идеальное зрение – под влиянием различных внутренних и внешних причин острота может снижаться, а зрительная система и вовсе не развиваться так, как положено.

Согласно статистике в Российской Федерации проблемы с глазами диагностируют более чему миллиона детей, причем нарушения зрения встречаются самые разнообразные (дальнозоркость, близорукость, амблиопия, косоглазие и прочие).

Изменение этой цифры имеет негативную динамику – с каждым годом число детей с теми или иными нарушениями зрения неумолимо растет.

На фоне данного факта врачи придают огромное значение профилактике зрительных заболеваний и их ранней диагностике.

Основные профилактические мероприятия

Первое правило, позволяющее постоянно контролировать состояние глаз ребенка – это регулярные обследования у офтальмолога.

Впервые посетить этого врача с ребенком нужно еще в младенческом возрасте, специалист сможет продиагностировать состояние зрительной системы малыша, и определить наличие или отсутствие заболеваний, связанных с патологическими изменениями или процессами в отдельных элементах системы.

Следующий раз наведаться в кабинет к специалисту нужно до трех лет – тут уже можно будет проверить остроту зрения и подтвердить отсутствие косоглазия. Следующий визит должен быть связан с поступлением в школу, а далее профилактические офтальмологические осмотры нужно проходить хотя бы один раз в три года.

Зачем это нужно? Все просто – в случае появления каких-либо проблем, они будут своевременно диагностированы, а постановка диагноза на ранних стадиях значительно улучшает результативность лечения.

Меры на фото

Минимум полтора часа надо проводить на улицеРегулярные осмотры у офтальмолога для контроля за состоянием глазПериодически надо делать упражнения для снятия усталостиГрамотно составленный рацион питания как средство профилактики заболеваний зренияМонитор компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки

Прочие профилактические мероприятия для предотвращения ухудшения зрения можно начинать уже с трехлетнего возраста. Начинают все с преподнесения правил в игровой форме, а после это входит в полезную привычку.

Так, первое, чему нужно научить ребенка – это долго не держать глаза открытыми и периодически моргать, не допуская пересыхания поверхности глазного яблока, долго не смотреть пристально  одну точку и периодически сменять фокус с близлежащих предметов на более отдаленные.

Совет

Также для сохранения зрения в идеальном состоянии просто необходим полноценный отдых и прогулки на свежем воздухе. Минимум полтора часа в день нужно проводить на улице, и не важно, за активными видами спорта или неспешными пешими прогулками. В это время глаза должны отдыхать, так что сидеть на лавочке и читать что-то не стоит.

Существуют и прочие рекомендации, которые помогут уберечь зрение ребенка от различных заболеваний:

  • правильное питание, грамотно составленный рацион, благодаря которому ребенок может получать все полезные вещества и витамины в полном объеме. В меню обязательно должны входить блюда из яиц, рыбы и мяса, а также орехи, сливочное масло и вода в достаточном объеме;

В меню обязательно должны входить орехи

  • во время чтения или другой активной работы ребенку необходимо делать небольшие перерывы каждые 10 минут;
  • в современных условиях очень важно научить ребенка правильно смотреть телевизор и работать за компьютером. Длительность таких занятий в дошкольном возрасте не должна превышать получаса в сутки. Монитор компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки малыша, а оптимальным расстоянием до экрана телевизора считается от 2 до 5-ти метров в зависимости от его диагонали;
  • сидеть за столом во время работы (рисования или выполнения домашнего задания) нужно прямо, наклонив голову вперед лишь немного, локти не должны свисать со стола, а ноги должны полностью опираться на пол или скамеечку.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Возраст, в котором дети поступают в школу, совпадает с периодом неустойчивости органа зрения в его функциях. Помимо этого, учебный процесс неразрывно связан со значительными зрительными нагрузками.

Было подсчитано, что в младших классах ребенок активно работает около 5 часов день, а старшие школьники – около 10-ти часов.

В группу риска попадает каждый ребенок, который во время обучения ведет малоактивный образ жизни, часто болеет и редко пребывает на свежем воздухе.

Важно правильно обустроить место для занятий

В качестве профилактики нарушений зрения огромное значение в период школьного обучения у детей и подростков имеет правильная организация рабочего места:

  • нужно позаботиться о хорошей освещенности. Искусственное освещение не должно создавать на поверхности бликов и слишком резких теней. Лампу для левшей нужно располагать с правой стороны и наоборот, при этом прямые лучи не должны попадать в глаза. Оптимальная мощность лампочки в рамках 60-80 Ватт. Также не должно быть резкого перехода во время перевода взгляда от рабочей поверхности к темной комнате, поэтому во время работы также нужно включать и общее освещение в комнате;
  • подоконники лучше не заставлять, окна необходимо регулярно мыть, а мебель для работы подбирать светлых оттенков, чтобы ничто не препятствовало нормальному естественному освещению;
  • во время выполнения заданий нужно помнить о необходимых перерывах и глазной гимнастике.
Читайте также:  Хронический катаральный гингивит: симптомы и лечение заболевания у детей

Соблюдение вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет минимизировать нагрузку на глаза и правильно ее распределить, что без сомнений окажет положительный эффект на остроту зрения ребенка.

Видео о препарате Черника Форте

Источник:

Профилактика нарушения зрения у детей

В современном мире ранний возраст для нарушения зрения часто становится отправной точкой для формирования близорукости в школьном возрасте.

Все дети раннего возраста с нарушением зрения должны находиться на учете у врача окулиста, им назначается коррекционная терапия. Родители могут проводить эффективную профилактику близорукости у ребенка в домашних условиях. Но применять все приведенные в статье рекомендации следует под пристальным контролем со стороны врача.

Нарушение зрения и близорукость не развиваются одномоментно — для этого процесса нужно время.

С момента рождения ребенка его зрительная функция постоянно совершенствуется: от рефлексов слежения и фиксации к становлению цветового зрения, а затем до формирования высшей формы зрительного восприятия — бинокулярного зрения, дающего возможность видеть мир объемно и во всем его разнообразии. Особенно бурно совершенствуется зрение в первые три года жизни.

Известно, что новорожденные имеют физиологическую дальнозоркость, которая по мере увеличения глазного яблока самостоятельно ликвидируется, и зрение становится нормальным, то есть изображение фокусируется на сетчатке.

Если глаз растет слишком быстро, может развиться близорукость, при которой фокус располагается перед сетчаткой, и изображение предмета становится нечетким, расплывчатым.

Зрительная система человека полностью формируется к 9-11 годам. До этого возраста ребенок приспосабливается к нарушению зрения и даже не подозревает, что его зрение испытывает большие проблемы. Поэтому плохое зрение у детей часто остается не выявленным до 6-7 лет, а иногда и до подросткового возраста.

Среди современных дошколят все чаще и чаще встречаются дети в очках. Наличие одного-двух «очкариков» в каждом первом классе — дело обычное, а к окончанию средней школы очки носит уже каждый пятый ученик.

Обратите внимание

Раннее ухудшение зрения стало для школьников и их родителей настоящей проблемой, требующей немедленного разрешения. Чтобы бороться с приобретенной близорукостью, надо хорошо знать причины, ее вызывающие.

Близорукость, миопия (от греческих слов «мио» — щуриться, и «опис» — глаз, зрение) — состояние, при котором человек плохо видит отдаленные предметы и вынужден подносить их к глазам для детального рассмотрения.

В 5-6-летнем возрасте ребенок начинает учиться читать и писать, и делает это, как правило, низко наклоняя голову к книге и тетради. Такая поза приводит к быстрому нарушению зрения в сторону близорукости.

Однако усилия воспитателей, педагогов и родителей, заставляющих ребенка принять правильную позу, остаются напрасными: через 1-2 минуты голова опять склоняется к книге, и ученик едва не водит носом по строке.

При рассматривании предмета на близком расстоянии возрастает нагрузка на глазодвигательные мышцы и на мышцу, изменяющую кривизну хрусталика (цилиарную). Хрусталик утолщается и фиксирует изображение на сетчатке.

Если прилежный ученик длительно занимается чтением, рисованием или письмом, мышечный аппарат глаза утомляется, и мозг, желая разгрузить уставшие мышцы, отодвигает сетчатку, удлиняя глазное яблоко. Так развивается близорукость.

Источник: http://forpostdoor.ru/proverka-zreniya/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detej-i-podrostkov-vse-o-zrenii.html

Профилактика нарушения зрения у детей и подростков

По статистическим данным, около 10% детей в Российской Федерации имеют патологии глаз, и их число с каждым днём только увеличивается. За время пребывания в школе у детей в несколько раз увеличивается частота и степень снижения зрения.

Вопросы профилактики нарушения зрения необходимо решать безотлагательно и сообща, путём объединения родителей, педагогов и медицинских работников.

Глаза – самый драгоценный дар природы.

Важно

Именно так смело можно утверждать, потому что именно благодаря зрению люди получают около 90% информации, которую воспринимают из внешнего мира. Каждый человек должен понимать, насколько важно  оберегать и сохранять зрение.

Как правило, нарушения деятельности глаза начинают развиваться в детстве; организм детей очень восприимчив к любого рода воздействиям, поэтому зрению у ребёнка необходимо уделить особое внимание.

Виды нарушений зрения

В России, только по официальным данным, более миллиона детского населения страдают от различных заболеваний органа зрения. Основную долю нарушений зрения у детей занимают:

Близорукость (миопия). Данное заболевание зачастую является приобретённым.

Развивается из-за нарушения работы глаза в период значительной зрительной нагрузки, вследствие чего происходит растяжение глазного яблока.

Астигматизм. Данное заболевание обусловлено нарушением формы хрусталика и неправильностью кривизны роговицы, может быть врождённого или приобретённого характера.

Признаками патологии считаются снижение зрения и вдаль, и вблизи, быстрая утомляемость, боли в глазах.

Косоглазие. Данное заболевание развивается вследствие несогласованной работы мышц органа зрения. Бывает сходящимся, расходящимся и вертикальным.

При данной патологии нормально работает только один глаз, второй (косящий) практически бездействует, что в дальнейшем приводит к стойкому снижению зрения.

Рекомендации по профилактике нарушений зрения

Как известно, большинство проблем со здоровьем у человека закладывается в раннем детстве. Поэтому офтальмологи всего мира настаивают на проведении ранней диагностики глазных патологий и придают огромное значение профилактике нарушения зрения. Формирование правильных поведенческих навыков у детей – залог хорошего зрения в будущем.

Необходимо создать устойчивые стереотипы и привить культуру зрительной работы. Основные рекомендации по профилактике нарушения зрения у детей представлены ниже.

Читать правильно

Во время чтения большую роль играет правильное освещение и положение тела. Свет должен падать на книгу равномерно.

Совет

Оптимальные условия освещения – это общее освещение и настольная лампа, при этом во время чтения в поле зрения ребёнка не должны попадать отражающиеся поверхности.

Недопустимо чтение лёжа, также нужно избегать наклона головы к книге. Данные привычки являются основополагающими факторами развития близорукости. Оптимальное расстояние до предмета работы — около 35-40 см.

Делайте «минутку отдыха»

«Минутка отдыха» — это золотое правило сохранения здоровья глаз. Период отдыха должен занимать около пяти минут и возобновляться каждые 30-40 минут.

Гимнастика для глаз

Профилактику нарушений зрения у детей необходимо начинать проводить уже с двух лет в виде игры.

Ребёнка нужно научить периодически моргать, сохранять осанку, не давать возможность надолго концентрировать внимание на одном предмете или телевизоре, почаще менять взгляд с дальних предметов на ближние и наоборот, закрывать глаза и совершать круговые движения глазами вправо, влево, не открывая их. В будущем такие игры перерастут в полезную привычку.

Спорт

Уже давно известно, что занятия спортом помогают укрепить и вернуть остроту зрения; не касается это лишь игр, требующих пристального специального внимания (шашки, шахматы и т.п.).

Во время длительных учебных занятий нужно делать перерывы, в течение которых следует сделать несколько упражнений: походить, побегать, поприседать, попрыгать и т.

п.

Водные процедуры

Контрастные ванны для лица способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. Поэтому будет разумным начинать день с умывания попеременно тёплой  и холодной водой, повторяя процедуру несколько раз.

Очень важно во время посещения бассейнов и купания в открытых водоёмах использовать очки для плавания, во избежание попадания в глаза инфекции и дезинфицирующих воду средств.

Игры и досуг

Обратите внимание

Как говорилось ранее, немаловажную роль играет освещение, осанка ребенка на уроке и продолжительность занятий.

Занятия, которые требуют постоянного напряжения зрения, должны длиться не более 10-15 минут. Между ними лучше организовывать активные игры, по возможности на свежем воздухе.

Что касается непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере, для дошкольников и учеников младших классов длительность занятий не должна превышать получаса.

Важную роль играет расстояние до монитора или телевизора. Экран монитора нужно удалить от ребёнка на расстояние вытянутой детской руки (около 40 см), он должен быть установлен прямо напротив ребёнка (не сбоку!), немного ниже уровня глаз. Экран телевизора должен быть удалён на расстояние от трёх до пяти метров.

Питание

Безусловно, питание играет огромную роль в жизни ребёнка и оставляет значительный отпечаток на состоянии здоровья растущего организма. Специалисты рекомендуют употреблять продукты, богатые каротиноидами, лютеином и зеаксантином. Именно эти вещества  необходимы для поддержания функии сетчатки глаза и защиты её от вредных внешних воздействий.

Положительное влияние на здоровье глаз оказывают: бета каротин, витамин С, Е, цинк, калий, омега-3 жирные кислоты и др. Продукты, богатые этими  питательными веществами, лучше употреблять в свежем виде или с минимальной термической обработкой.

К ним относятся: зелёные листовые овощи (брокколи, брюссельская капуста, щавель, шпинат), апельсины, морковь, красный болгарский перец, киви, молочные продукты, морская рыба, яйца, орехи, чернослив, курага, изюм и бобовые.

Признаки нарушения зрения

Родителям необходимо обращать внимание на появление возможных признаков нарушения зрения.

Они могут проявляться так:

  • Ребёнок прищуривается.
  • Близко подносит к глазам объект интереса либо низко склоняется над книгой.
  • Ребёнок испытывает головные боли и головокружение.
  • Сутулится и ходит с опущенной головой.

Следует внимательно проследить поведение ребенка после сна, в особенности после дневного. Если спросонья у ребёнка один глаз открывается не полностью, если он медленно мигает перед тем, как что-то сделать, если для того, чтобы посмотреть в вашу сторону, он поворачивает полностью голову – все эти признаки дают повод для беспокойства.

Следует также обратить внимание на то, с какой стороны лица малыш загорел больше; как бы ни смешно это звучало, но даже специалисты обращают на этот фактор внимания. Обычно, если один глаз слабее другого, то ребёнок больше подставляет эту сторону солнцу, соответственно,  лицо малыша — более загоревшее со стороны слабого глаза.

Диагностика нарушения зрения

Каждый родитель должен помнить что, начиная с трёх лет, ребёнок должен проходить регулярный лечебный осмотр один раз в полугодие, с пяти лет — один раз в год. Именно с трёх до пяти лет, в момент интенсивного роста, значительно увеличивается  размер и вес глаза, а также его преломляющая сила; это всё сказывается на остроте зрения.

Следует помнить, что чем раньше будет выявлен недуг глаз, тем благоприятнее прогноз лечения.

Важно

Диагностику глаз проводят при помощи биомикроскопического исследования, измерения угла косоглазия, осмотра дна глаза, определения объёма движения глаза, проверки цветовосприятия.

На основе этих данных специалист может достоверно диагностировать недуг и назначить необходимое лечение.

Лечение патологий зрительной системы

В современной медицине применяется целый ряд технологий, направленных на лечение зрительной системы, среди которых:

Читайте также:  Сколько должен съедать новорожденный ребенок за одно кормление (грудного молока или смеси), таблица с нормами питания грудничков по месяцам и другие рекомендации

Лазерная терапия. Лазерная терапия получила широкое применение в офтальмологической практике благодаря высокой степени успешности операции, безопасности, малоинвазивности, минимальному риску возникновения осложнений. Применяется данная терапия даже при высоких степенях патологий зрительной системы.

Фотостимуляция. Фототерапия проводится путём воздействия  разноцветными световыми импульсами, различной частоты и интенсивности, на сетчатку и зрительный нерв. Во время терапии производится подача вспышек света на каждый глаз отдельно с помощью специальных очков. Стоит сказать, что данная терапия скорее тренирует возможности зрительной системы, нежели вмешивается в работу глаза извне. Курс лечения может достигать десяти сеансов.

Цветотерапия. Данная процедура  влияет на сетчатку глаза, при этом первоочередное влияние происходит на макулу, что способствует благоприятному воздействию на всю зрительную систему.  Используются такие цвета как: синий, красный, оранжевый, зелёный и фиолетовый.

Магнитотерапия. Проводится путём воздействия  магнитного поля на глаз, что приводит к снижению внутриглазного давления и ускоряет процессы регенерации. Магнитотерапию успешно применяют для снятия отёчности и воспаления, также она оказывает анальгезирующее действие.

Источник: https://proglaza.ru/articles-menu/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detey-i-podrostkov.html

Профилактика нарушения зрения у детей

Согласно статистическим данным 290 млн. человек земного шара имеют нарушения зрения. Из них 40 млн. имеют абсолютную слепоту, а у 250 млн. зрение заметно понижено. Все чаще дети дошкольного и школьного возраста начинают носить очки, так как имеют некоторые нарушения. В большинстве случаев, отклонения поддаются корректировке и полностью излечиваются.

Когда выявляются отклонения

Детский организм более чувствительный к агрессивному воздействию окружающей среды, поэтому различные нарушения у ребенка появляются быстрее и это важный урок для родителей.

Первый осмотр офтальмологом проходит в возрасте от одного месяца до полугода. Это наиболее подходящий период для выявления врожденных проблем, а также составления прогноза вероятности развития дальнозоркости или близорукости.

К примеру, косоглазие, в раннем возрасте – очень распространенное явление, которое корректируется и успешно лечится. Благодаря физиологической особенности, малыши в первые полгода могут страдать дальнозоркостью, которая проходит без лечения по мере роста глазного яблока.

Если по результатам первого осмотра отклонений не выявлено, то визит к врачу осуществляется в возрасте 3-х лет. Дальнейшие осмотры проводятся врачами планово при посещении школьных и дошкольных учреждений.

Профилактика нарушения зрения у детей – залог здоровья зрительного аппарата.

Причины нарушения

Многие дети с рождения имеют идеальное зрение. К школьному возрасту количество детей с отклонениями в работе зрительного аппарата возрастает.

Почему так происходит и какова причина? Ухудшение видимости чаще возникает из за увеличения нагрузки на глаза. Причина заключается в созерцании разработок научно-технического прогресса, а именно телефона, планшета, телевизора.

Совет

Также глазки очень устают при занятии лепкой, рисовании, чтении, игре в настольные игры и тому подобное.

При посещении садов и школ физическая активность детей снижается, и это приводит к застою крови, нарушениям осанки, что влияет на зрение. От проблем можно избавиться, используя очки, но многие дети стесняются и не хотят их применять. Если причиной глазных болезней является наследственная связь, то корректировка проводится исключительно очками.

Виды отклонений

Среди наиболее распространенных заболеваний зрения выделяют следующие категории:

  • Близорукость в большинстве случаев является приобретенным заболеванием. Нагрузка глаз приводит к нарушению функциональности зрительного аппарата.
  • Астигматизм возникает при неправильной кривизне роговицы и изменениях формы хрусталика. Данное заболевание может иметь врожденную и приобретенную природу происхождения. Симптоматика проявления астигматизма следующая: снижается острота зрения при рассматривании предметов как на ближнем расстоянии, так и на дальнем, боль и быстрая усталость глаз.
  • Косоглазие возникает при несинхронной работе глазных мышц. Данное отклонение указывает на работу только одного глаза. Глаз, который косит, не работает, это в дальнейшем приведет к снижению остроты зрения.

Профилактические правила

Зрение необходимо беречь с рождения и не допускать его ухудшения.

Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста заключается в выполнении следующих условий:

  1. Периодическое посещение врача офтальмолога. Первый осмотр необходимо осуществить в ближайшее время после рождения малыша. Идеальный вариант — посещение офтальмолога один раз в год. Отклонение, выявленное на ранней стадии, быстрее и эффективнее лечится.
  2. В младенчестве родители должны беречь зрение ребенка. Игрушки показывать на расстоянии не менее 30 см. Своевременное подстригание ногтей снизит вероятность травматизации глаз. Гигиена зрения должна правильно осуществляться. Протирать каждый глаз необходимо отдельным ватным диском, смоченным в кипяченой воде, двигаясь при этом от внешнего уголка к внутреннему. Не допускать попадания инфекции и грязи, своевременно мыть руки.
  3. Когда дети начинают заниматься рисованием или учиться читать, важно правильно организовать их рабочее место. Мебель должна соответствовать росту, это позволит сформировать правильную осанку.
  4. Пагубное воздействие на глаза оказывают телефон, компьютер и телевизор. Поэтому не стоит ребенка знакомить с этими новинками техники в раннем возрасте. Если же малыш все же просматривает мультики, он должен находиться на определенном расстоянии, чтобы глазки малыша не уставали. Также время, проведенное за компьютером, должно быть дозированным.

Профилактика зрения у детей старшего возраста и подростков:

  1. Правильное чтение. Необходимо читать только в положении сидя, при этом книга от глаз должна находиться на расстоянии 30 сантиметров. Для удобства есть подставки, которые способствуют правильному наклону книги. Не стоит читать лежа, на боку, либо в транспорте, так как это пагубно влияет на зрительный аппарат.
  2. Глаза нуждаются в постоянном увлажнении. Избавиться от сухости помогут капли, по составу они близки к человеческой слезе.
  3. При работа за компьютером необходимо правильно установить монитор. Экран не должен создавать блики, а также необходимо отрегулировать яркость и контраст. Как можно чаще протирайте его специальными салфетками.
  4. При длительной нагрузке глаз необходимо устраивать перерывы. Это касается маленьких детей, подростков и взрослых. Каждые полчаса работы за компьютером должны чередоваться с несколькими минутами отдыха.

Методы профилактики

Сохранить хорошее зрение можно благодаря профилактике нарушения зрения у детей. Для ее осуществления необходимо придерживаться некоторых методов:

  • Глазная гимнастика идеально подходит для детей старшего и подросткового возраста. Выполнение несложных упражнений способно повысить тонус и эластичность глазных мышц, усилить кровообращение, снять усталость и напряжение. Если ребенок посещает 8 класс, то на уроке биологии важно напоминать детям о важности предупреждения глазных болезней. На сегодняшний день врачами разработано много техник выполнения упражнений глаз. Необходимо ознакомиться с ними и подобрать максимально эффективную.
  • Занятия спортом. Активные физические нагрузки способствуют улучшению зрения. Наиболее подходящие те виды спорта, при которых концентрируется внимание: бадминтон, теннис, футбол.
  • Укрепление организма с помощью воды. Контрастное умывание помогает улучшить кровообращение в глазной сетчатке. В утреннее время необходимо ополаскивать глаза поочередно теплой и холодной водой. Альтернатива — применение контрастных компрессов.
  • Обогащение организма необходимыми витаминами и микроэлементами — это основа профилактики нарушений зрения у детей. Полезны следующие продукты: морковь, апельсин, шпинат, орехи, болгарский перец, кисломолочные продукты, яйца, черника.
  • Здоровый сон. Детские глаза требуют отдыха, поэтому сон должен быть не менее 8-ми часов. Достаточное количество сна благотворно влияет на весь организм в целом, а также улучшает защитные функции организма.

Источник: https://zglaza.ru/profilaktika/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detej.html

Методическая разработка на тему: Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста

В современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также негативному воздействию, что не может не сказаться на важнейшем органе чувств — зрении.

В зоне повышенного риска находятся именно маленькие дети, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза. И здесь важную роль в сохранении и укреплении детского здоровья играют дошкольные учебные заведения.

Одной из главных причин необходимости применения зрительной гимнастики считается большой риск развития у детей дошкольного возраста близорукости в результате адаптации к чрезмерным нагрузкам.

Глаза детишек привыкают к различным видам занятий на близких расстояниях и утрачивают четкое изображение отдельных предметов. Поэтому именно зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчить плохое влияние на глаза.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз.

Обратите внимание

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

Около 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь.

При современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
  • Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
  • Чередование занятий детей с отдыхом;
  • Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • Контроль за правильной позой детей во время занятий;
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Активное гармоничное физическое развитие детей;
  • Организация рационального питания и витаминизации;
  • Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Цель зрительной гимнастики:

  • включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
  • формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных  заболеваний.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

  • фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
  • длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
  • выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
  • После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Читайте также:  Почему кровоточат десны у ребенка: что делать и как оказать помощь при боли

Варианты зрительных гимнастик:

  • с использованием художественного слова;
  • с опорой на схему;
  • с сигнальными метками;
  • с индивидуальными офтальмотренажерами;
  • с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
  • электронные зрительные гимнастики.

С сигнальными метками

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты ( например, в 4-х углах потолка).

Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно – игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется заменять на новые.

С индивидуальными офтальмотренажерами

На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышщ.

С настенными и потолочными офтальмотренажерами

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Электронная гимнастика для глаз

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающих функций глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.

Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя).

Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Список литературы:

  1. Основы Тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Мирянская Н, Синякина А, 2014 год.
  2. Дети без очков. Коррекция зрения без лекарств и скальпеля. Ильинская М.В. 2014 год.
  3. Сиротюк А. «Все хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2008 год.  

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/01/18/profilaktika-narusheniy-zreniya-u-detey-doshkolnogo

«Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей:
«Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста».

Воспитатель I младшей группы

Малкина Г. П.

Важнейшим органом зрения является – глаз. Именно зрение позволяет видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности.

В настоящее время каждый четвертый дошкольник имеет нарушение зрения, преимущественно близорукость, нарушение осанки – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз), речевые нарушения. В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье.

Как показывает медицинская статистика, у 80% детей имеются проблемы со зрением и осанкой. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

Важно

Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно нарушением речи, близорукостью, у них недостаточно развиты общая и мелкая моторика рук, речевое дыхание.

Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.

Самыми распространёнными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.

Причиной нарушения может быть:

  • плохое питание. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение;

  • недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;

  • простудные заболевания;

  • понижение или повышение температуры воздуха;

  • раздражение, волнение, снижение иммунитета, шум, ссоры, крики; стрессовые ситуации – всё эти факторы, сказываются на состоянии глаз и увеличивают возможность их заболеваний.

Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил:

  • глазам нужно давать отдых, игру на компьютере, просмотр телевизора и чтение нужно прерывать через 20-40 минут в зависимости от состояния зрения;

  • не забывайте о правильном освещении рабочего места. Самым лучшим освещением для профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна;

  • для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться;

  • берегите глаза от травм и повреждений;

  • для нормального зрения важно разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание. В детском меню обязательно должны быть мясо, рыба, яйца, сливочное масло, орехи и много простой воды;

  • по согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы.

Эффективность мер, направленных на охрану здоровья детей, во многом зависит не только от врачей, но и от родителей и педагогов, которые должны знать круг тех здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих приемов и технологий, которые необходимо применять в период функциональной неустойчивости детского организма.

Проходить они должны в игровой форме, ненавязчиво – дети сами должны захотеть участвовать в играх и упражнениях для сохранения и улучшения здоровья.

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира применяется специально разработанная методика  В. Ф. Базарного, что исключает раннюю потерю зрения, снимает физическую и психоэмоциональную напряженность детей, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.

Выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости можно использовать  тренажеры разработанные В. Ф. Базарным:

1.Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий.

На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”.

Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

Совет

2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках помещения фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок).

Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.

3. Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется коврик из геометрических фигур. Ребенок получает  задание: — Из каких геометрических фигур состоит коврик? — Сколько треугольников? (квадратов,  кружков) — Какие фигуры одинакового цвета?

Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц. Через каждые 10-15 минут работы проводятся физминутки для профилактики нарушения зрения. Схема их проведения такова:

  • Дыхательные упражнения.

  • Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.

  • Упражнения для наружных мышц глаза.

  • Общеразвивающие и корректирующие упражнения.

  • Упражнения для внутренних мышц глаза.

  • Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.

Наиболее простое и доступное всем упражнение — это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения.

Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений.

Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею.

Комплекс 1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

  1. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);

  2. крепко зажмурим, глаза, потом открыть (4 раза);

  3. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 — 5 раз);

  4. смотреть сначала на вдаль  2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);

  5. руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 — 6 раз);

  6. держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 — 5 раз) («маятник»).

Одна из основных  причин ухудшения зрения у детей — это отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером, со стороны родителей. У многих детей уже в 3-х летнем возрасте возникает психологическая зависимость от компьютера и телевизора. Ребенку в 1,5 года кроме мамы и папы ничего не нужно.

Бесполезно включать ему телевизор, пытаясь его успокоить или отвлечь от чего-то. Что идет по телевизору — мультики или реклама, ребенку в этом возрасте все равно. Его внимание привлекает только смена кадров на экране и громкая музыка.

Смотреть телевизор осознанно, с пониманием того, что происходит на экране, дети начинают только после 2-х лет, но разрешать им даже в этом возрасте включать телевизор надо только на 15 минут.

Именно так происходит процесс ухудшения зрения у большинства детей, родители которых игнорировали профилактику близорукости у ребенка в дошкольном возрасте. Для профилактики близорукости детей дошкольного возраста необходимо как можно раньше выявить причину снижения зрения  ребенка,  обратиться к специалисту, строго выполнять его рекомендации.

Родители, желающие  здоровья своему ребенку, должны:

  • формировать навык гигиенического ухода за глазами;

  • воспитать осознание важности зрения в процессе жизни;

  • формировать навык безопасного использования острых предметов, опасных жидкостей, аэрозолей, лазерных указок и т.д.;

  • формировать представления о рациональной организации зрительного  труда;

  • формировать навык правильной посадки при зрительной работе;

  • формировать привычку выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления;

  • формировать навык правильного просмотра телепередач, навык правильной  игры  на компьютере.

«Беречь, как зеницу ока!». Так говорят о самом дорогом. Это сравнение напоминает о том, что одной из самых больших ценностей в нашей жизни является зрение. Нужно беречь и саму «зеницу», то есть зрительный аппарат.

Позаботьтесь о зрении своего ребенка.  Подумайте о том, как защитить его  глаза уже сегодня, чтобы завтра не оказалось поздно.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/profilaktika_narushenii_zreniia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию