Педагогический прикорм при грудном вскармливании и не только: правила, особенности, отзывы

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: плюсы и минусы методики

Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического? С какого возраста можно начинать педприкорм? Какие особенности и преимущества этой методики?

Педагогический прикорм, который многие современные родители считают чем-то вроде модного веяния, на самом деле, является хорошо забытой методикой естественного приобщения малыша ко взрослой пище. Издавна именно таким простым способом мамы и бабушки приучали ребенка к питанию со взрослого стола, когда грудного молока ему становилось явно недостаточно.

Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании.

Обратите внимание

Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации.

И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках.

За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми.

При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи.

Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца. Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша.

В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша.

Важно

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Как и любая методика, педагогический прикорм имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В числе преимуществ методики можно отметить следующие:

  1. Жевательные и глотательные рефлексы осваиваются малышом достаточно быстро. К тому же малыш копирует поведение взрослых за столом и обучается уверенному обращению со столовыми приборами (пока что это – ложка) и культурному поведению.
  2. В дальнейшем у таких детей не возникают проблемы с аппетитом и, если мама все делала правильно, то отказов от пищи не будет. Малыш будет кушать с удовольствием, без уговоров и развлечений во время кормления.
  3. Грудное вскармливание при этой методике остается главным в детском рационе, по крайней мере, до года.
  4. Адаптация ко взрослому рациону питания проходит быстро и безболезненно.
  5. Примерно в 9-10 месяцев мама спокойно может оставить ребенка на попечение бабушки или няни, проблем с питанием малыша у них не возникнет.

А что касается минусов, то их не так и много и, к счастью, все они временные. Итак, какие могут возникнуть трудности:

  1. Поначалу малыш будет выталкивать кусочки пищи языком. У него может появиться кашель. Как исправить ситуацию? Не паниковать! Возможно, кусочки пищи велики для малыша, а также он попросту еще не научился ее разжевывать и глотать.
  2. Аллергические реакции на новые продукты – вполне вероятны, важно выяснить, на что малютка негативно реагирует и исключить этот продукт из его рациона.
  3. Все малыши пачкаются за столом, пытаются играть с пищей. Это естественные явления, главное – не нервничать.

Итак, вы решили практиковать педприкорм. Малютка будет питаться за одним столом вместе с папой и мамой, а значит, питание семьи должно быть качественным и полезным: никаких полуфабрикатов, копченостей, острых и жареных блюд. Питайтесь правильно, переходите на здоровое питание!

Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.

Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.

Рассмотрим правила педагогического прикорма:

  1. Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
  2. Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
  3. Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
  4. Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.

Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет.

Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет.

Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин.

Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.

Заключение

Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.

Источник: https://PitanieDetyam.ru/prikorm/pedagogicheskij.html

Прикорм – педиатрический и педагогический. Что это и с чем его едят?

Одна из самых волнующих
тем для молодых мам, после темы грудного вскармливания – это прикорм. Когда

начинать прикорм? С чего его начинать? Как начинать? И так далее.

Тема действительно важная, поэтому мы посвятим ей несколько статей.
Сегодня коснемся теории – поговорим о том, какие виды прикорма
бывают и чем они отличаются друг от друга.

Начнем с самого популярного и известного
сейчас – педиатрического
. Он направлен на то, чтобы постепенно заменяя
кормление грудью (или смесью), перевести ребенка на питание «взрослой пищей».
Появился педиатрический прикорм в 20 веке и изначально предназначался для
детей, которых вскармливали смесью. Как известно, даже самая дорогая и
современная смесь не может обеспечить полноценного питания для растущего  ребенка, искусственные витамины и
микроэлементы усваиваются намного хуже, поэтому врачам было важно, как можно
раньше из возможных сроков начать давать ребенку витамины и микроэлементы из
натуральных продуктов. Именно поэтому каждая схема педиатрического прикорма

четко указывает какие продукты и в каких дозировках вводить ребенку.
Еще одна особенность этого вида прикорма – достаточно быстрое увеличение порций
прикорма и такое же быстрое сокращение кормлений грудью или смесью.

Как
правило, педиатрический прикорм подразумевает, что к году ребенок уже полностью
переводится на питание «взрослой пищей», правда, зачастую это или специальные
детские кашки и супы или баночное питание.

Совет

И через какое-то время родителям
нужно еще раз изменять стиль кормления ребенка – переводя его теперь с

баночного питания на питание со своего стола.

Существует множество схем педиатрического прикорма, они постоянно меняются и,
как правило, у каждого педиатра имеется «своя» схема прикорма, которая никак не
учитывает индивидуальных особенностей и потребностей каждого конкретного
ребенка. В чудесной книге испанского педиатра Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не
хочет есть» есть потрясающий по своей наглядности пример изменения схем педиатрического
прикорма в Испании в течение нескольких десятилетий прошлого столетия.
Так же у врачей нет единого мнения о времени начала педиатрического прикорма –
кто-то считает нужным начать прикорм в 3 месяца, кто-то в 5, а кто-то в 6.
Напомню, что ВОЗ рекомендует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО грудное вскармливание в первые 6

месяцев жизни малыша.

Какие
минусы у педиатрического прикорма?

– Главный и наиважнейший – это как раз то, что педиатрический прикорм
совершенно не учитывает готовность и интересы самого ребенка. К чему это может

привести мы подробнее рассмотрим позже.

– Педиатрический
прикорм подразумевает отдельные продукты, отдельную посуду, время на приготовление
и кормление ребенка. Одна из моих знакомых молодых мам реально каждый день не
просто готовила ребенку 3 отдельных блюда, но еще и взвешивала мясо, перед тем
как положить его в суп, чтобы быть уверенной, что его ровно столько, сколько
сказал доктор. На мой взгляд – это просто потрясающий героизм, который только
совершенно не оправдал себя, потому что ее 
ребенок не желал есть ни это мясо, ни все остальное, а мама дико
выматывалась от необходимости каждый день проводить практически не выходя из

кухни.

Читайте также:  Баланопостит у ребёнка: причины, симптомы, лечение + фото и видео (комаровский)

– Ребенку
труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его
кормят отдельно. При этом культура поведения за столом – неотъемлемая и важная

часть нашей жизни.

– Ребенок

труднее научается глотать и жевать.

– Часто у
детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами.
Это приводит к таким распространенным сейчас проблемам как пищевое насилие и

жалобы мам «мой ребенок ничего не хочет есть!».

Что можно
отнести к плюсам? Ну разве что тот факт, что когда мама кормит ребенка с

ложечки, то ей проще поддерживать чистоту вокруг.

Другой вид прикорма – «педприкорм»
(приставка «пед» расшифровывается как педагогический) или еще его называют «естественный прикорм».

Педагогический он потому, что задача у него НЕ накормить ребенка, НЕ заменить
взрослой едой  грудные кормления (или
смесь), а познакомить малыша с многообразием пищевых вкусов, привить интерес и
культуру еды и дать возможность научиться есть самостоятельно. Если коротко, то

задача у естественного прикорма одна –
сформировать у ребенка правильное пищевое поведение.

Один из основополагающих принципов естественного прикорма – это то, что
ребенок всегда сам знает, когда и сколько ему есть. Не чужие дядя,
разработавшие какую-то схему и решившие, что в 6 месяцев и 1 день все дети в
мире должны съедать по 1 чайной ложке творога или яблочного пюре, а в 6 месяцев
и 10 дней – 2 чайные ложки брокколи. И даже не мама. Только сам ребенок. Причем
знает он это с самого рождения – ведь именно с первых минут жизни малыша мы
кормим его ПО ТРЕБОВАНИЮ! Т.е. тогда, когда просит ребенок и пока он сам не
отпустит грудь – т.е.с самого рождения ребенок отлично понимает и когда ему

надо есть и сколько ему надо съесть до момента насыщения.

К сожалению, у деток-искусственников могут возникать с этим проблемы, так как кормление
смесью автоматически предполагает точные дозировки и интервалы кормления. Но в
таком случае, естественный прикорм важен еще больше – это даст ребенку
возможность успеть научиться понимать свои потребности в части питания и

насыщения.

Второй
принцип, плавно вытекающий из предыдущего – родители  никогда не пытаются накормить малыша, ничего
не подсовывают ему, не уговаривают «съесть еще одну ложечку за маму» и т.п. Задача
родителей, следующих естественному прикорму – создать для ребенка условия, в

которых он сам сможет себя накормить и поддерживать пищевой интерес малыша.

Третий
принцип – ребенок прикармливается теми же продуктами, с которыми он уже
“познакомился” через мамино молоко и на которых он рос в утробе. Т.е.
при естественном прикорме ребенку не покупают специального питания, не готовят
отдельные блюда – ему дают возможность есть из тарелки мамы ту же пищу, что ест
сама мама. Конечно, существуют определенные продукты, которые не рекомендуется
давать малышам – это в первую очередь продукты с консервантами, различными Е, а
также молочные продукты, мёд, грибы, орехи. Но подавляющее большинство
продуктов абсолютно безопасны для ребенка, тем более, что и получает он их в

очень маленьких дозировках.

Следующий
принцип – ребенок сразу же учится есть самостоятельно. Сам берет кусочки
и отправляет их в рот. Сам доносит ложку и ее содержимое до рта. Сам держит
чашку и пьет из нее. Конечно же, мама следит за правильностью движений и за
поддержанием чистоты вокруг ребенка. Даже может помочь при неловких попытках
поесть или по-взрослому. Но введение прикорма никогда не должно превращаться в

пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной мамой. 

Пятый принцип – ребенок сразу пробует пищу разной консистенции: и
размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы
после начала введения прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий
период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые

кусочки.

Последний принцип в нашем перечне, но, тем не менее, один из важнейших по
смыслу – поддержание у ребенка пищевого
интереса
. Именно отсутствие интереса к пище – одна из самых
распространенных причин, почему детки начинают отказываться от еды и

соглашаются открывать рот только под мультик.

Полный цикл введения педприкорма
растягивается примерно на год.
Весь этот период мама продолжает кормить малыша грудью, и грудное молоко
остается основным в его рационе. Если ребенок находится на искусственном
вскармливании, то продолжает получать смесь. Малыш нарабатывает информационную

базу о продуктах, способе их потребления, культуре поведения за столом и т.п.

Какие минусы
есть у естественного прикорма?

Для кого-то минусом может стать тот
факт, что естественный прикорм, подразумевающий питание ребенка из тарелки мамы
автоматически подразумевает, что в тарелке должна быть здоровая еда. Для
кого-то – тот факт, что придется бороться с соблазном самой взять ложку и
побыстрее накормить ребенка. Или тот факт, что, безусловно, учащийся есть малыш

может пачкаться сам и пачкать что-то вокруг.

Какие плюсы?

Их бесконечное множество. Я скажу
только, что основной плюс – это тот факт, что родители, следующие принципам
естественного прикорма  никогда не
жалуются на то, что их ребенок не хочет есть, и экономят массу времени и сил,
которые другие тратят на попытки накормить своих упирающихся деток.
 А для самих малышей – это формирование
правильного здорового пищевого поведения, которое в дальнейшем даст о себе

знать далеко не только в теме пищеварения.

Итак, мы с вами узнали о том, какие
бывают виды прикорма. В следующей статье мы поговорим о том, как же понять, что

ребенок готов к введению прикорма.

Автор статьи – специалист по
грудному вскармливанию и естественному прикорму Татьяна Арбузова, @shakti_osher

Источник: http://instamam.ru/index.php/2014/06/24/blog-post_24-3/

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: основные правила

Введение прикорма в рацион ребенка иногда заставляет родителей поволноваться. Как правильно приучить малыша к обычной «взрослой» пище, чтобы не навредить его желудочно-кишечному тракту?

Существует две общепринятые схемы прикорма, хотя педиатры признают только одну.

  • Педиатрический прикорм — постепенное введение продуктов в рацион ребенка. Возможно изменение очередности введения тех или иных продуктов в зависимости от веса грудничка и его особенностей. Особенностью является отдельное приготовление блюд и их измельчение до однородного пюре.
  • Педагогический прикорм — в рацион ребенка не вводится какой-то отдельный продукт. Это скорее ознакомление со взрослой пищей. Не требуется отдельное приготовление блюд. Кроха постепенно адаптируется к той пище, которую употребляют его близкие.

Подробнее о педагогическом прикорме

Выборочное чтение может дать искаженную информацию. Поэтому основные принципы сформулируем вкратце здесь.

  • Педагогический прикорм вводится не ранее 6 месяцев.
  • Ребенок ест вместе с мамой или папой, сидя у них на руках.
  • Еда для прикорма берется из маминой тарелки, куда она попадает из общей кастрюли (отдельно готовить не надо!).
  • В первое время крохе даются микродозы еды — размером с маленькое пшеничное зернышко, просто чтобы попробовать.
  • Еда должна быть разнообразной.
  • Еда должна быть невредной (никаких копченостей, полуфабрикатов или беляшей из местной чебуречной).

Всем ли детям подходит педагогический прикорм?

Сегодня педагогический прикорм — довольно модное словосочетание. Но применять такую схему введения взрослой пищи можно далеко не ко всем деткам.

  1. Педагогический прикорм можно предлагать только тем детям, которые находятся на грудном вскармливании по требованию. Ребенок должен получать грудное молоко так же часто, как и раньше — по первой просьбе. Обязательны ночные кормления. Педагогический прикорм не предполагает постепенное замещение кормлений на полноценную еду. Основная пища — грудное молоко, остальное — только ознакомление.
  2. Детям, склонным к пищевой аллергии, рекомендуется педиатрический прикорм. При педагогическом очень сложно отследить, от какого продукт у вашего чада появились высыпания. Даже если мама ест те же самые продукты, существует вероятность аллергии у ребенка (хотя и довольно низкая).
  3. Если малыш не удвоил свой вес к полугоду, возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом. Только педиатр по результатам осмотра и анализов может рекомендовать схему прикорма. Скорее всего, она будет отличаться от общепринятой схемы, чтобы учесть все особенности вашего малыша.

Подготавливаем ребенка к педагогическому прикорму

Основное привило педприкорма — приучаем к еде постепенно. Начиная с трех-четырех месяцев мама или папа берут малыша на руки во время еды. Грудничок не участвует в процессе, просто наблюдает. Не стоит брать кроху за стол при каждом принятии пищи, 1-2 раз в день вполне достаточно.

Считается, что таким образом ребенок знакомится с культурой принятия пищи. Также малыш изучает предметы, которые используются для еды. Он замечает, что пьют родители из чашек, суп едят ложкой, а хлеб — руками.

Взрослые не балуются едой, не размазывают ее по столу и т. д. К сожалению, нет никаких гарантий, что ваше чадо так делать не будет. Пример должен быть, но все малыши стремятся к познанию.

Главное — их в этих действиях не поощрять.

Когда ребенок готов к прикорму?

Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.

Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.

Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:

  • мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
  • помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
  • гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.

Совет

Нельзя начинать прикорм во время болезни ребенка или мамы. В этот период грудное вскармливание необходимо крохе как никогда, чтобы помочь выработать антивирусную защиту.

Также не рекомендуется начинать прикармливать грудничка во время каких-либо существенных перемен в его жизни (ремонт, переезд, появление зубов у крохи и т. д).

Малышу необходима адаптация к новым условиям в течение 1–2 недель.

Как правильно организовать педагогический прикорм?

Правила организации педагогического прикорма довольно просты.

  1. Ребенок ест ту же еду, что и мама. Если у него нет аллергии на мамино молоко, то нет и на продукты, которые она сама употребляет (хотя бывают редкие исключения).
  2. Кроха во время еды сидит на коленях у мамы, лучше с левой стороны, чтобы не мешать еде.
  3. Еду для малыша не нужно измельчать до гомогенного состояния. Если в вашей тарелке, например, гречневая каша, ребенку предлагается одна крупинка, и он ее проглатывает либо выплевывает назад, раз уж гречка ему не по нраву.
  4. Вся еда дается поначалу в микродозах — размером с пшеничную крупинку. Цель для ребенка — не наесться, а попробовать что-то новое. Если кроха просит еще, можно ему дать микродозу дополнительно, но не более трех раз. Если малыш настаивает, нужно мягко переключить его внимание на что-то другое. Нельзя перекармливать ребенка одной и той же едой, чтобы не пропал его пищевой интерес. Нужно давать разнообразную пищу. Только с 8–9 месяцев объем микродоз постепенно увеличивают, и годовалый малыш получает около двух столовых ложек одного продукта.
  5. Ребенок самостоятельно берет и подносит еду ко рту — ложкой или рукой. Мама только контролирует.
  6. Жидкости также даются малышу в малых дозах. Если ребенок хочет попробовать ваш чай, можно дать ему попробовать пару глотков. Так как кроха находится на естественном вскармливании, считается, что дополнительная жидкость ему не нужна.
  7. Грудное вскармливание не прекращается, и не уменьшается количество прикладываний. Ребенок получает грудь по требованию, как и до введения прикорма.
Читайте также:  Упражнения для осанки детям, лфк при нарушениях, для укрепления мышц спины и исправления искривления позвоночника

Совет

Педагогический прикорм возможен только в том случае, если ваша семья питается правильно. Речь не идет о приготовлении на пару или вегетарианстве. Не нужно бросаться в крайности. Просто исключите из вашего питания полуфабрикаты, копчености, слишком острые и слишком жирные блюда.

Совмещение различных схем прикорма

Очень часто педиатрический и педагогический подходы шагают рука об руку. Например, ребенок находится на педиатрическом прикорме, мама варит ему отдельно супчик и кашку, взбивает блендером. Но малыш иногда просит бананчик, хлеб или вылавливает картошку у папы из тарелки. Давая малышу попробовать новые продукты, родители осуществляют педагогический прикорм.

И наоборот, если маме нужно срочно оставить грудничка, который находится на педприкорме, а сцеженного молока нет, она может предложить дать крохе на обед баночное питание или измельченное с помощью блендера пюре. Подкармливать ребенка, который находится на прикорме, смесью нецелесообразно. Если он пробовал «взрослую» пищу, от разового употребления пюре ничего плохого не случится.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

У педагогического прикорма есть свои сторонники и противники. И те, и другие могут быть правы относительно одного конкретного ребенка и его семьи.

Плюсы педприкорма

  1. Маме не нужно готовить. Это, наверное, самое большое достоинство для женщины. Ведь ей не нужно тратить дополнительное время на приготовление, можно провести это время с ребенком.
  2. Ребенок сразу привыкает к твердой пище. Не нужно измельчать ее, а также заново приучать малыша есть после перехода от пюре к кусочкам.
  3. Кроха с самого начала учится есть самостоятельно. Мама только помогает ему, ложку он подносит ко рту сам.
  4. Ребенка не надо уговаривать поесть. Сидя за общим столом, он больше интересуется едой, чем в одиночестве. Если же малыш есть не хочет, никто не настаивает. Ему достаточно грудного вскармливания.
  5. Существует теория, что перемолотая пища прилипает к желудку и пищеводу, замедляя ее переваривание. При педприкорме кроха ест сразу кусочками, так что такая проблема отпадает.

Но там, где есть достоинства, можно найти и недостатки.

  1. Есть, одновременно держа ребенка на руках и помогая ему, – сомнительное удовольствие. Нужно контролировать, чтобы кроха ненароком не перевернул тарелку и не размазывал еду по столу.
  2. Так как малыш с самого начала ест сам, еда оказывается на одежде карапуза и его мамы, а также на столе и под ним. Не у всех хватит терпения стирать и убирать по 3–4 раза в день.
  3. Иногда всей семье необходимо исключить из рациона определенные продукты — полуфабрикаты, приправы, майонез и т. п.
  4. Трудно определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергия.
  5. Так как микродозы прикорма ребенку нужно запивать маминым молочком, неудобно кормить его грудью за столом. А если у вас гости, то и невозможно. Приходится уходить из-за стола, чтобы уединиться.

Какой прикорм выбрать, конечно же, решать родителям. Но редко кто выполняет все правила той или иной схемы питания. Зачастую мама выбирает то, что подходит ее ребенку и ей. Главное — слушайте свое сердце, и тогда с прикормом у вас не будет никаких проблем.

Источник: http://TheRebenok.ru/kormlenie/prikorm/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii.html

Введение педагогического прикорма при грудном вскармливании: правила, особенности и рекомендации

Знакомство малыша с едой взрослых – это своего рода очередная веха в развитии.

Грамотно введенный прикорм поможет плавно ввести в рацион крохи самые разнообразные продукты с минимальным риском аллергических реакций и сформировать в будущем правильные пищевые привычки.

Большой популярностью среди сторонников естественного родительства пользуется так называемый педагогический прикорм, привлекающий безопасностью и отсутствием сложных схем введения.

Педагогический и педиатрический прикорм: в чем разница

Существуют два основных способа введения прикорма – педагогический и педиатрический. Несмотря на некоторую схожесть в названии, их суть принципиально различна.

При педиатрическом прикорме маме необходимо готовить или покупать специальную еду, кормить ею ребенка по определенной схеме в течение нескольких дней, и затем вводить следующий продукт. При этом предлагаемая крохе пища совершенно не имеет ничего общего с обычной едой.

Вкус, способ приготовления, консистенция – ни один из этих показателей не совпадает с тем, что находится на нашем обеденном столе.
В результате такой способ прикорма является, по сути, двухступенчатым.

Сначала мы долго приучаем ребенка к одному виду пищи – пресные полужидкие пюре, протертые овощи и фрукты, а затем начинаем так же осторожно вводить еду с общего стола, которая малышу непривычна.

При педагогическом прикорме процесс приучения ребенка к обычной еде строится по совершенно другому принципу.

Маме не нужно покупать или готовить еду специальным образом, она сразу начинает кормить малыша тем, что ест сама.

Разница в том, что ребенку предлагаются очень маленькие порции, называемые микродозами, что позволяет познакомить его с различными видами пищи с минимальным риском аллергических реакций.

Микродоза – это минимальное количество еды, которое вы можете ухватить пальцами (чуть меньше спичечной головки). Получая такие крохотные порции, организм ребенка постепенно адаптируется к еде, к различным консистенциям и вкусам.

Этот способ прикорма является оптимальным для малышей, которых кормят грудью. Основной их пищей в таких случаях является молоко матери, а микродозы обычной еды призваны не утолять голод, а знакомить с новой едой и приучать к ней.

Ферменты, содержащиеся в грудном молоке, способствуют усвоению пищи и собственной ферментации ребенка. Педагогический прикорм при грудном вскармливании впоследствии помогает малышу полностью перейти на еду с общего стола без проблем со стороны ЖКТ.

Цели и задачи

Главным назначением педприкорма является постепенное приучение малыша именно к повседневной пище. Конечно, речь не идет о фастфуде, чипсах и газировке. Говоря о традиционной еде, мы имеем в виду такие блюда, как картофельное пюре, блинчики, супы, овощи и фрукты, рыба и мясо, макаронные изделия и т. п.

Однако помимо адаптации ребенка к обычной пище, введение педприкорма приводит к решению некоторых других задач.

Так, процесс педагогического прикорма совпадает со временем приема пищи самой мамы, а, значит, малыш будет наблюдать за тем, как взрослые пользуются столовыми приборами и салфетками, как ведут себя за столом.

Это приучит кроху к правилам поведения во время еды, и, конечно же, к самостоятельному приему пищи.

Обратите внимание

Анна, 31 год: Когда появился мой сын, узнала о педагогическом прикорме — и это было счастье. Сын ел то, что ели мы. Готовить отдельно и покупать питание не приходилось.

Но самое главное, сын начал кушать самостоятельно твёрдую пищу и пить из чашки раньше сверстников, которым вводили педиатрический прикорм. И проблем с тем, чтобы накормить уже 5-летнего ребёнка у нас нет.

Он с удовольствием кушает вместе с нами за общим столом, умеет пользоваться вилкой и ножом.

Готовность к прикорму

У неопытных родителей педприкорм часто ассоциируется с бесконтрольным кормлением ребенка всеми продуктами подряд. Если полугодовалый малыш съел половину котлеты из тарелки взрослого – это не прикорм, а родительская безответственность.

Несмотря на кажущуюся простоту этого вида прикорма, маме нужно придерживаться определенных рекомендаций. Их соблюдение позволит адаптировать организм малыша к различным продуктам без вреда для ЖКТ.

К моменту введения прикорма ребенок должен:

  • находится на грудном вскармливании;
  • достичь 5-7 месяцев, т.к. именно в этом у детей угасает выталкивающий рефлекс языка;
  • интересоваться едой взрослых. Его не нужно уговаривать попробовать что-либо, он тянется к пище сам;
  • быть физически здоровым, не иметь аллергии и заболеваний ЖКТ.

Если указанные требования соблюдены, мама может начать процесс приучения крохи к еде.

Общие правила

Если кроха, на ваш взгляд, готов познакомиться со взрослой пищей, вы можете начать прикорм. Всякий раз, приступая к еде, усаживайте малыша к себе на колени. Если ребенок проявляет явный интерес к содержимому тарелки, тянет к ней руки, обязательно предложите ему кусочек. За один раз вы можете дать малышу 1-3 микродозы определенного блюда.

Предлагать малышу можно любую еду, в т.ч. и супы. Как измерить микродозу супа или другой жидкой еды? Для этого достаточно набрать в ложечку суп и сразу ее опорожнить. Оставшиеся на ложке следы и являются микродозой.

После вы аккуратно проводите выпуклой стороной ложки ложкой по нёбу малыша. Кроме самого бульона малыш может попробовать и другие продукты, входящие в состав супа: морковь, картофель, макаронные изделия, рис и т.п.

Похожим образом дается ребенку и пюреобразная пища. Микропорцию такой еды надо распределить по поверхности ложки и аккуратно ввести ее ребенку в ротик, словно вытирая ее о нёбо.

С едой мягкой пюреобразной консистенции проще управляться, но не стоит ею злоупотреблять. Обилие такой еды может затруднить перистальтику кишечника и привести к сбоям в работе ЖКТ малыша.

Как минимум 80% прикорма должно состоять из твердых кусочков.

Напитки

В понятие педприкорма входит и постепенное приучение малыша к различным напиткам. Разрешены домашние компоты и морсы из любых ягод и фруктов, а также черный чай. Предварительно необходимо разбавить напитки водой в пропорции 1:6. Такого питья малыш может выпить до 5-6 чайных ложек за один прием.

Свежие овощи и фрукты

При педагогическом прикорме разрешены практически любые овощи, фрукты и ягоды в свежем виде.

Микропорции не могут оказать негативного влияния на ЖКТ малыша в силу своего малого объема, поэтому давать их можно без опаски, при условии, что они произрастают в стране вашего проживания.

Так, апельсины или киви больше подходят для прикорма малыша из Эквадора, а маленькому россиянину лучше предложить местные яблоки или груши.

Сладости, выпечка, десерты

Мало кто может отказаться от десертов, а, значит, рано или поздно, но ребенок заинтересуется сладкой выпечкой, шоколадом, конфетами и другими сладостями. Тут важно руководствоваться здравым смыслом.

Продукты, которые мы даем, должны быть безопасны, а, значит, вы должны быть уверенны в ингредиентах, входящих в их состав. С этой точки зрения можно давать ребенку микродозы домашней выпечки и десертов, приготовленных самостоятельно.

Важно

Так вы будете уверенны в свежести продукта и отсутствии в нем различных добавок: красителей, ароматизаторов, загустителей и т.п.

Из промышленных сладостей можно вводить в прикорм продукты, которые состоят из малого количества натуральных ингредиентов и не содержат искусственных компонентов:

  • халва (за исключением арахисовой);
  • белый неглазированный зефир и пастила без красителей и ароматизаторов;
  • мягкие конфеты на основе патоки.

Что касается шоколадных конфет, покупных пирожных и тортов, лучше избегать их как минимум до 2,5-3 лет. Во-первых, дети быстро привыкают к этим продуктам и начинают постоянно их требовать. Во-вторых, не любая шоколадка приготовлена из качественного сырья, не говоря уже о тортах, обильно украшенных кремами.

Ограничения на отдельные продукты при педагогическом прикорме

Хотя педагогический прикорм и предполагает постепенную адаптацию крохи к привычной для нас еде, это не значит, что ребенок может пробовать абсолютно все. Одни продукты усваиваются достаточно тяжело, другие обладают большим аллергенным потенциалом, третьи просто тяжело проглотить, не поперхнувшись.

Под ограничения попадают следующие продукты:

  • хлеб – до того момента, как ребенок научится глотать кусочки;
  • цельное молоко (продукт, тяжелый для усвоения) – до 8-9 месяцев;
  • кисломолочная продукция – до 10-12 месяцев;
  • мед (сильный аллерген) – до 12 месяцев (за исключением небольшого количества, растворенного в чае);
  • морская рыба – до полутора лет. При этом ребенку можно давать рыбный бульон или суп, но не саму рыбу;
  • соки, в т.ч. свежевыжатые, зеленый чай, газированная и/или сладкая вода, кофе и какао – до трех лет;
  • грибы и орехи – до шести лет.
Читайте также:  Режим дня 2 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото

Что делать, если малыш…

… балуется за столом

В случае, когда кроха утратил к еде интерес либо решил изучить ее свойства с другой стороны (например, размазав или раскидав ее), маме следует вывести ребенка из-за стола, дав ему при этом кусок твердой пищи.

Ребенок «мусолит» то, что ему дали? Отлично! Малышу не интересна пища у него в руках и он уже трижды продемонстрировал это, кинув ее на пол? Значит, не голоден. Заберите у ребенка еду и не пытайтесь уговорить его поесть.

… давится кусочками еды

Процесс приучения к твердым кусочкам еды может омрачаться тем, что иногда ребенок оказывается не в состоянии справиться с ними и начинает давиться. Однако возникновение таких случаев можно свести к минимуму.

Важно внимательно наблюдать за крохой во время еды. Легкое покашливание не означает, что кусочек еды попал в дыхательное горло. Возможно, малыш всего лишь привыкает к пище, «гоняя» ее языком по всей полости рта.

Не давайте крохе больших кусков пищи, от которых легко можно отделить часть. Еда, которую вы даете, должна быть либо твердой, либо быстро размокающей под действием слюны. Но даже в таком случае нельзя оставлять ребенка наедине с пищей.

Если, несмотря на все предосторожности, малыш продолжает давиться, приостановите процесс прикорма на несколько дней. Возможно, кроха к нему еще не готов.

…интересуется неполезной едой

Выше уже было сказано, что педприкорм не подразумевает бесконтрольности в питании крохи. Чипсы, сосиски, конфеты, и, тем более, алкоголь, не должны попадать в организм ребенка.

Постарайтесь так выстроить питание семьи, чтобы в поле зрения малыша не появлялись вредные продукты. Если же это невозможно (у вас гости и т.п.

), постарайтесь отвлечь ребенка, предложив ему альтернативу в виде другого блюда.

… не справляется с перевариванием пищи

Появление в кале непереваренных кусочков пищи – это норма для ребенка малого возраста. ЖКТ только начинает адаптироваться к новой еде, вырабатывая необходимые ферменты для расщепления продуктов и последующего их всасывания. Полностью данный процесс заканчивается к 2,5-3 годам, а у некоторых детей и немного позже.

Переживать, что из-за несовершенства работы желудочно-кишечного тракта ребенок недополучит каких-либо витаминов и минералов из пищи, не стоит. Основной едой ребенка при педприкорме является, как вы помните, грудное молоко. Оно содержит все необходимое для организма малыша.

От микродозы к полноценной порции

Как скоро можно заменить одно из кормлений грудью полноценной порцией еды? Это зависит от того, насколько малыш к этому готов.

Если первые микродозы ребенок воспринял с энтузиазмом, то спустя 8-10 дней, кроха может скушать уже чайную ложку полюбившегося продукта.

По достижении 8-11 месяцев у крохи может сформироваться один или два приема пищи, которые, тем не менее, должны начинаться и завершаться прикладыванием к груди. Молоко все еще является основным питанием для малыша.

Совет

В этом же возрасте малыш должен кушать из собственной тарелки и учиться управляться со столовыми приборами. Разумеется, мама должна помогать ребенку: освоить этот процесс крохе непросто ввиду несовершенства крупной и мелкой моторики. Тогда же нужно приучать и к опрятности. Не забывайте надевать малышу слюнявчик и учите его использовать салфетки по назначению.

После года ребенок может садиться за стол наравне со всей семьей – около 3-4 раз в день. Малыш может кушать первые и вторые блюда, десерты, фрукты. Однако грудное вскармливание все еще важно для малыша, поэтому не стоит от него быстро отказываться.

На первый взгляд может показаться, что педагогический прикорм сильно усложняет жизнь родителей, однако при более тщательном изучении становятся очевидными его достоинства.

Ребенок постепенно привыкает к обычной пище, учится жевать, пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя за столом, а его маме при этом не нужно бесконечно готовить или покупать специальную еду, перетирать ее или разминать, и, в конце концов, уговаривать малыша поесть хотя бы немного.

Источник: http://kideat.ru/gv/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii.html

Все «за» и «против» педагогического прикорма

У каждой женщины, которая только недавно родила своего первенца, возникает множество вопросов по уходу за младенцем. Конечно, есть мамочки, которые четко знают, чего хотят они и их дети, и как надо добиваться желаемого.

Например, некоторые женщины признают грудное вскармливание только до полугода и после того, как их кроха переступает рубеж в 6 месяцев, мамы начинают давать ребенку прикорм.

Другие дамы, напротив, считают, что малыша нужно кормить грудью так долго, как это возможно.

Кто в этой ситуации прав, а кто нет – решать не нам, каждая мама знает, что для ее ребенка лучше.

Но женщине рано или поздно придется столкнуться с проблемой расширения рациона чада. И тут важно правильно выбрать схему введения новых продуктов.

В последнее время у молодых мамочек большой популярностью пользуется педагогический прикорм (педприкорм), при этом их детки находятся на грудном вскармливании.

Давайте обсудим эту методику и также вспомним про педиатрический прикорм. Может быть, все-таки по старинке лучше?

Содержание статьи

Обратите внимание

Педприкорм предполагает знакомство ребенка с пищей, которую кушают его родители. То есть мама или папа берут малыша на руки во время трапезы и показывают чаду, чем питаются сами. Такое поведение должно вызвать у малыша интерес к еде, цели накормить кроху сейчас не ставится.

Конечно, если грудничок захочет, то может попробовать продукты, которые лежат на тарелке у родителей, но, безусловно, пищу для малыша нужно подготовить: измельчить в блендере, потолочь до пюреобразного состояния (хотя некоторые специалисты говорят, что этого делать не нужно). Все, что пробует ребенок в это время должно ограничиваться минимальными дозами.

Начинать педагогический прикорм ребенку можно, если выполнены следующие условия:

  • Малышу исполнилось полгода;
  • Грудничок умеет сидеть;
  • Проявляет интерес к новым продуктам и пище;
  • У вашего чада появился зубик.

Если мама при грудном вскармливании вводит педагогический прикорм, то женщина должна соблюдать определенные правила:

  • Первое время при знакомстве с новой едой ребенок должен быть на руках у одного из родителей, лучше на коленках у мамы. Позже кроха «переедет» в собственный стульчик для кормления;
  • Как утверждают некоторые специалисты (а другие с ними отчаянно спорят), готовить еду отдельно для малыша не нужно. Конечно, пища должна быть не слишком острой и соленой, но вот измельчать до состояния пюре не нужно, можно просто дать кусочек из тарелки мамы;
  • Попробовать новую еду маленький член семьи должен микродозами. Определяется это на глаз, например, твердая пища дается в размере не более рисового зернышка, а напиток наливается на один глоток малыша. Постепенно допустимая «порция» увеличивается. При этом мама должна помнить, что в течение 7 дней можно вводить только 3 новых продукта;
  • Очень важно давать еду крохе только из тарелки. Класть на стол кусочки нельзя, так как такие действия сформируют неверную культуру поведения при приеме пищи;
  • Стоит сказать, что начало педприкорма не отменяет грудное вскармливание. Угощать ребенка «взрослой» едой можно до, во время и после кормления грудью;
  • Родители не должны заставлять малыша есть. У крохи должен проснуться собственный интерес к пище, поэтому если чадо капризничает и не хочет пробовать вкусный, по вашему мнению, кусочек, то настаивать не нужно.

Вот такие несложные правила начала педагогического прикорма существуют. Стоит отметить, что все больше мам, особенно тех, у кого в семье появился второй и последующий ребенок, стараются приучать кроху к новой пище именно за общим столом. Родители отмечают, что совместная трапеза намного удобнее для всех членов семьи.

Как и любая методика, педприкорм имеет своих сторонников и недоброжелателей, а также положительные и отрицательные стороны.

Сперва рассмотрим плюсы расширения рациона малыша таким способом:

  • Те родители, которые выбирают педприкорм, с малых лет приобщают кроху к пищевым привычкам семьи. Ребенок учится правильно обращаться с приборами, видит шаблон поведения за столом;
  • Ребенок начинает кушать те продукты, которые он хочет и только тогда, когда у него есть желание и появился интерес к еде;
  • Глядя на людей, собравшихся за одним столом для трапезы, грудничок перенимает и развивает навыки жевания и глотания. Это позволяет ЖКТ привыкать к работе и перевариванию пищи, отличной от грудного молока мамы;
  • Привыкание к «взрослой» еде происходит быстро;
  • Скорее всего, после взросления кроха будет обладать отменным аппетитом;
  • Маме не нужно готовить отдельные блюда для маленького члена семьи, что значительно экономит время;
  • Нет нужды покупать баночное пюре и готовые кашки. Это сберегает семейный бюджет;
  • После девятимесячного возраста, когда рацион ребенка будет весьма обширен, кроху можно оставить с папой, бабушкой или другими родственниками на длительное время.

В общем, педпрекорм – естественный метод расширения меню ребенка и приучения крохи к «взрослой» еде.

Правда, при всех плюсах существуют и минусы этой методики, поговорим о них:

  • Некоторым мамочкам очень сложно уследить, на что организм их крохи среагировал отрицательно: появилась аллергия или диарея. Хотя с этой проблемой поможет справиться постепенное расширение рациона и таблица (дневник) педагогического прикорма, где женщина должна записывать продукты, съеденные ребенком и реакцию на них. Желательно указывать примерное количество грамм и дату, когда опробована новая еда;
  • Первые дни при семейной трапезе грудничок может давиться кусочками «взрослой» еды. Это, безусловно, вызовет у родителей тревогу и страх;
  • Всем домочадцам придется перейти на правильное питание: отказаться от соленой и острой пищи, жаренных и копченых блюд. Конечно, семья, где взрослые давно питаются правильно, не заметит никаких неудобств;

Женщинам, которые отдают предпочтение педприкорму, стоит особенно тщательно следить за ребенком, если он подвержен аллергии. И еще, если мама имеет какой-то вирусный недуг, проблемы с зубами или хронические болячки, которые могут передаваться через слюну, кормить грудничка со своей тарелки она не должна. Иначе есть риск инфицировать кроху.

Наиболее традиционной формой расширения рациона для маленького человечка считается педиатрический прикорм. Здесь новые продукты (в основном производственного изготовления) вводятся по специальным схемам, существует педиатрическая таблица, где прописано, сколько грамм и какой еды можно давать малышу в определенном возрасте.

Такая методика расширения рациона удобна, в первую очередь, врачам. Так как они могут отслеживать сроки введения новой еды в рацион и реакцию на эти продукты одновременно у сотни пациентов, забывая, к сожалению, об индивидуальных особенностях детей.

У педиатрического метода расширения рациона существуют свои плюсы и минусы.

Из положительных моментов можно отметить следующие:

  • Спокойствие мамы, так как делает все по советам педиатра;
  • Возможность отследить, на что у малыша аллергия и изменение стула;
  • Возможна замена грудного вскармливания прикормом, так как малыш потребляет необходимое количество еды (спорный плюс).

Стоит отметить и минусы:

  • Маме нужно готовить грудничку отдельно, а это утомляет;
  • Крохе трудно научиться правилам поведения за столом, так как он ест отдельно;
  • Сложно начинать жевать и глотать, так как вся еда измельчена до состояния пюре;
  • Часто у крох теряется аппетит, так как мама постоянно «заталкивает» то количество еды, которое рекомендовал врач;
  • Есть мнение, что пюре прилипает к стенкам кишечника, это не позволяет ему нормально функционировать и может спровоцировать хронические недуги.

Вот так обстоит дело с педиатрическим методом расширения рациона крохи. Конечно, способы введения прикорма педиатрический и педагогический отличаются друг от друга, каждый имеет свои плюсы и минусы. А какой выбрать – личное дело каждой мамочки. Только женщина может знать, что лучше для ее малыша, тут советчиков нет.

А если дама не может определиться сама, то всегда можно попросить помощи у педиатра, он подскажет верное решение. Берегите себя и своих деток!

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/pedagogicheskij-prikorm

Ссылка на основную публикацию