Неврастения у детей: симптомы и лечение в дошкольном возрасте и страше

Неврозы у детей. Здоровье и уход

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

 по мнению исследователя и практикующего врача а.и.захарова, возникновению невроза способствуют следующие факторы:

социально-психологические факторы:

— единственный ребенок в семье или эмоциональная изоляция данного ребенка в семье (если детей несколько);  — недостаточная психологическая совместимость родителей и ребенка;  — нервные или психические заболевания родителей;  — конфликты, психотравмирующие ситуации (в том числе, прием родителями алкоголя или наркотиков);  — завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание; — непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями; — «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («не будешь спать, сейчас прилетит баба яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («не бери нож в руки, ты порежешься»). — перестановка или смещение традиционных семейных ролей; — низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, отсутствие совместных игр;

— изолированность семьи в сфере внешних контактов.

социально-культурные факторы:

— проблемы, связанные с проживанием в большом городе:

 1. ускорением темпа современной жизни;     2.  недостаток времени;      3. скученность;     4. некоторая обезличеность; — сложный характер межличностных отношений;

— недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

социально-экономические факторы:

— плохие жилищно-бытовые условия молодой семьи;    — занятость родителей;   — ранний выход матери на работу;   — отсутствие одного из родителей;

  — ранее помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

также для возникновения невроза имеют значение: 

биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери  и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Обратите внимание

общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции), острые и хронические болезни, тяжелые травмы (особенно травмы головы), чрезмерно сильные эмоциональные переживания (вследствие побоев, ужаса при виде пьяных людей, семейных ссор, уличных драк, несчастных случаев, смерти одного из близких людей).

какие бывают неврозы

можно выделить три основные формы невроза:

1. неврастения (астенический невроз)

 если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, пасует перед трудностями, боится ответственности, любит болеть, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). при волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «я хочу», но «я не могу». он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле.

при этом ребенок, постоянно  чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.

), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения. 

другой причиной неврасении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. истерический невроз

если ребенок эгоистичный, капризный, «демонстративный», любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики    (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу / не хочу», при которой возникает обида и недовольство. ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Важно

например, у ребенка может подняться температура, разболеться живот или начаться рвота, потому что ему не хочется идти в детский сад. или, если ему что-то не дали, ребенок может описаться или обкакаться. «заболевания» могут быть самыми разными: недержание мочи, рвота, боли в горле, нарушение координации движений и даже паралич.

при этом ребенок «болеет» «не специально» и сам верит в своё заболевание. не стоит пугаться, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер.

причиной такого невроза чаще всего бывает непоследовательное воспитание.

например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничеия), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. и по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации — впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. невроз навязчивых состояний

если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо») разовьется невроз навязчивых состояний.

этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами  (например, ребенок каждый раз боится, что мама его не заберет из детского сада).

как сопутствующий симптом могут появитья нервные тики — однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) — или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут  защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

чаще такие повторяющиеся действия самому ребенку неприятны и он стремится от них избавиться.

Совет

корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

как быть с детским неврозом

невроз легче предотвратить, чем лечить.

профилактика невроза заключается в создании благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольных учреждениях и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками, обеспечение достаточного по продолжительности сна, отдыха (на воздухе), правильного режима дня и питания, уменьшения физической и умственной нагрузки.

если врач–невропатолог поставил вашему ребенку диагноз «невроз», возможно, он назначит приём транквилизаторов, антидепрессантов, снотворных препаратов. однако, надо понимать, что сами по себе эти препараты не излечивают невроз.

неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях.

и основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс.

необходимо изменить стиль воспитания,  укрепить характер ребенка,  развить его эмоциональную сферу.  психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность,  помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

статьи по теме: тревожные дети

автор: дарья колдина

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/1089/

Неврозы у детей (детский) — причины, симптомы, лечение, виды, у подростков, у ребенка дошкольного возраста, 2 лет,3 лет

Детский невроз – расстройство функций нервной системы ребенка, вызванное острой или внезапной травмирующей психику ситуацией либо продолжительным волнением.

Заболевание сопровождается перепадами настроения, быстрой утомляемостью, тревожностью, возможны ускоренное сердцебиение, ощущение жара или холода, потливость.

Родителям нельзя оставлять подобные признаки без внимания – нужно обратиться к специалистам, чтобы определить причины болезни и оказать своевременную помощь ребенку.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Причины

Среди многочисленных причин, вызывающих невротические реакции у детей, можно выделить 3 группы:

К биологическим факторам относятся:
  • стрессы и психологические травмы матери при беременности;
  • патологии внутриутробного развития и родов, в частности, гипоксия и родовые травмы;
  • осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний;
  • врожденные особенности нервной системы ребенка, ее повышенная реактивность;
  • чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки.
Психологические причины:
  • ситуации, когда ребенок сильно и/или внезапно испугался;
  • обстоятельства, к которым ребенок с трудом приспосабливается, долго беспокоится и переживает;
  • неудачные попытки родителей скорректировать природный темперамент ребенка – «обуздать» холерика неоправданно жесткими ограничениями или «ускорить» флегматика постоянным дерганьем.
Группа социальных факторов:
  • неприятие родителями, особенно матерью, факта рождения или пола ребенка, не соответствующего желаемому;
  • резкие или значительные изменения в привычном образе жизни – переезд, начало посещения детсада или школы, переход в другой класс;
  • конфликты в семье, с учителями и сверстниками;
  • перемены в семье – рождение младших детей, развод, повторный брак одного или обоих родителей с появлением отчима или мачехи, сводных братьев и сестер;
  • эмоциональная холодность родителей, отсутствие душевной близости с ребенком;
  • ошибочные модели семейного воспитания – гиперопека, авторитарный или, наоборот, попустительский стиль;
  • сложные жизненные обстоятельства – алкоголизм, асоциальное поведение родителей.

Перечисленные причины могут присутствовать как поодиночке, так и в любой комбинации. Единственный неблагоприятный фактор не всегда оказывает выраженное действие, но вместе они усиливают друг друга.

Для родителей, чтобы предупредить неврозы у детей и подростков, главным является создание здорового психологического микроклимата в семье и соответствие воспитания современным принципам.

Описание болезни

Неврозы возникают в качестве ответной реакции психики ребенка на травмирующие ситуации.

Особенность детских неврозов – их развитие в процессе формирования личности. Значительное влияние при этом оказывает тип семейного воспитания.

Неправильные воздействия родителей на неокрепшую детскую психику – гиперопека, жесткость, авторитарность, либеральность, быстрые смены настроений, воспитание с постоянной оглядкой на окружающих – приводят к сбоям заложенных биологических особенностей и патологическим личностным изменениям у детей.

Читайте также:  Диагностические особенности диабета у пациентов подросткового возраста

У ребенка в таком психологическом климате появляется чувство неполноценности, нарастает тревожность, формируются негативные черты характера. Все это готовит почву к развитию невроза, пусковым фактором которого может стать любой толчок – обидное слово, резкое замечание, громкий звук, перемены в жизни.

Обратите внимание

Имеет значение и возраст ребенка. Чем он младше – тем большее влияние оказывают биологические факторы, невротические срывы могут быть вызваны невропатией вследствие осложнений при беременности и в родах. У таких детей часто проявляется гиперактивность, им трудно адаптироваться в коллективах, невроз может вызвать госпитализация и любые изменения привычной среды и окружения.

Малышам и дошкольникам больше свойственны структурно простые системные невротические реакции: расстройства речи, мочеиспускания, тики. При отсутствии лечения у школьников и подростков системный невроз может перейти в устойчивое невротическое состояние, а затем перерасти в невротический тип личности.

Виды неврозов у детей

Современные психологи выделяют 3 основных вида невротических состояний:

Истерия Возникает психологический конфликт несоответствия завышенного уровня притязаний ребенка с окружающей действительностью.
Неврастения Характеризуется чрезмерными усилиями по достижению успеха, превосходящими реально существующие личностные возможности.
Невроз навязчивых состояний Противостояние желаний и долга, общепризнанных моральных норм и индивидуальных предпочтений.

Указанные состояния вместе или по отдельности проявляются такими видами неврозов у детей:

Тревожный невроз Для него характерны приступы страхов, галлюцинаций, чаще всего при засыпании, плохое настроение, иногда – дневной энурез. У дошкольников – это страхи темноты, одиночества, сказочных и вымышленных персонажей. У младших школьников – боязнь школы, учителей и низких отметок.
Невроз навязчивых состояний Проявляется обсессиями – навязчивыми непроизвольными действиями (тиками, миганием, раскачиванием, грызением ногтей, ручек и других предметов, жеванием или накручиванием на палец волос и тому подобными) или фобиями – боязнью замкнутых помещений, колюще-режущих предметов, грязи, заболеваний, смерти, публичных выступлений. Могут возникать тревожащие навязчивые негативные мысли.
Истерический  Особенность дошкольников. Обычно проявляется шумными падениями с криком и плачем, ударами головы и конечностей, реже – мнимым удушьем как ответ на наказание или отказ выполнить требование ребенка. Истерическое расстройство в подростковом возрасте может возникать очень редко, проявляясь изменениями чувствительности кожи или истерической слепотой.
Депрессивный  Наблюдается у подростков. Характерны грусть, плохое настроение, упадок сил, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тихий голос, тяга к одиночеству, низкая самооценка.
Неврастения, иначе – астенический невроз Встречается у младших школьников и подростков, обычно вызвана слабым здоровьем и чрезмерными учебными и внешкольными нагрузками. Проявляется слезливостью, плохим сном и аппетитом, слабостью, неусидчивостью, раздражительностью.
Ипохондрия К заболеванию более склонны подростки. Характеризуется избыточными переживаниями о своем здоровье, беспричинным страхом болезней.
Логоневроз (заикание) Это невротическое расстройство более свойственно 2-5-летним мальчикам. Спровоцировано может быть сильным испугом, психотравмами – разлукой с близкими, семейными ссорами, передозировкой информации при интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Иногда сопровождается навязчивыми движениями и тиками лицевых мышц.
Энурез (неосознаваемое мочеиспускание после психотравмы) Чаще происходит по ночам. Наблюдается у тревожных детей, сочетается с раздражительностью, слезливостью, тиками, фобиями. Вызывается наследственными факторами и психотравмами, наказания обостряют проблему. Дети с таким недостатком переживают, плохо спят, у них падает самооценка.
Энкопрез (самопроизвольное, без позывов, опорожнение кишечника) Редкое невротическое нарушение, встречается обычно у мальчиков – младших школьников вследствие внутрисемейных конфликтов и жестких воспитательных мер. При таком неврозе часто наблюдается также слезливость, раздражительность, энурез.
Расстройства сна Сложное засыпание, тревожный поверхностный сон, кошмары, хождение и разговоры во сне. Чаще встречается у дошкольников и младших школьников. Причины установить трудно.
Анорексия (нарушения аппетита) Характерны отказ от пищи или избирательность в еде, долгое жевание, рвота, капризы за столом. Наблюдаются подобные неврозы у детей дошкольного возраста, вызываются насильственным кормлением, негативными событиями, связанными с приемом пищи.

Симптомы

Клиническая картина при неврозе зависит от полученной психотравмы и индивидуальных особенностей ребенка. Основные формы невротических состояний характеризуются такими проявлениями.

Истерия развивается у единственных или старших детей в семье при большой разнице с младшими. Провоцирующий фактор – исполнение любых пожеланий и капризов ребенка по первому требованию, предугадывание его желаний родителями.

В обстоятельствах, когда окружающие перестают подстраиваться под него, ребенок начинает бурно протестовать, проявляя недовольство истерическими припадками с катанием по полу, криком, драками и даже приступами удушья. Младшие школьники могут жаловаться на ноющие сердечные или желудочные боли, от которых лекарства не помогают.

У демонстративных подростков иногда наблюдаются временные параличи конечностей или слепота, пропадающие на приеме у врача. Истеричные дети впечатлительны, внушаемы и самовнушаемы, эгоистичны, подвержены частым перепадам настроения.

Неврастению отличают от истерии выраженная слабость детей в любом возрасте и прогрессирующие депрессивные проявления. У ребенка появляется потребность в длительном сне или отдыхе без изменений физической нагрузки. Детей перестают радовать любимые лакомства, игры и развлечения, пропадает желание к новым знаниям и впечатлениям.

У школьников возникают проблемы с учебой, снижается успеваемость. Подростки жалуются на сердечные и головные боли. Отличительная черта неврастенического невроза – нарушенный сон, трудное засыпание, мучительные кошмары с ускоренным сердцебиением, дрожанием, бледностью или покраснением при просыпании.

Дети с неврастенией раздражительны, плаксивы, вялость у них сменяется двигательной расторможенностью, бурные эмоции – раскаянием.

При неврозе навязчивых состояний у детей возникают беспричинные страхи и движения. При фобиях дети плохо спят и избегают любых ситуаций, в которых они могут столкнуться с пугающим фактором – темнотой, собаками, насекомыми, возможностью заразиться.

Важно

Навязчивые движения и тики проявляются при эмоциональном перенапряжении для снятия тревоги, у подростков они могут стать ритуальными – подпрыгнуть, хлопнуть, вымыть руки определенное число раз. Дети с таким неврозом боязливы, мнительны, не уверены в себе, опасаются любых перемен.

Тики могут возникать на начальном этапе невроза навязчивых состояний, демонстративно проявляться при истерическом неврозе, усиливаться после перенесенных соматических заболеваний при неврастении.

Диагностика

Детские неврозы могут возникнуть в любом возрасте, особенно при неблагоприятных условиях воспитания. Распознать их желательно как можно раньше – это увеличивает шансы на быстрое полное выздоровление.

Однако совсем маленьким детям диагноз поставить невозможно – они пока не способны четко ответить на вопросы о своем состоянии, эмоциях и страхах.

Достаточный уровень психосоциального развития позволяет определить невроз у 2-летнего ребенка, но с большей точностью – у ребенка 3 лет и старше.

Этапы диагностики:

  • психологический анализ жизни ребенка;
  • анализ внутрисемейных отношений, отношений ребенка с близкими и дальними родственниками, сверстниками;
  • беседы и устное тестирование малыша в процессе игры;
  • наблюдение поведения ребенка в игре;
  • анализирование рисунков, в которых отражаются эмоции и волнения ребенка;
  • обследование ближайших родственников – родителей, дедушек и бабушек;
  • составление с участием родителей индивидуальной психотерапевтической программы коррекции.

Лечение

При неврозах у детей следует обратиться к педиатру, неврологу и психологу. Лечение сочетает медикаментозную терапию и психотерапевтические методы.

Невропатолог по результатам обследования исключит органические поражения нервной системы, назначит успокаивающие средства, поливитамины, средства для улучшения мозгового кровообращения, фитопрепараты, физиотерапию, рефлексотерапию для снятия острых симптомов заболевания – напряжения и повышенной возбудимости.

Основное лечение при неврозах – психотерапия. Ее цель – улучшение обстановки и отношений в семье, коррекция воспитания.

Группы психотерапевтических методов:

Семейная
  • изучение семьи;
  • беседы с родителями, бабушками и дедушками;
  • совместные игры и обсуждения, в которых отслеживаются эмоции и конфликты;
  • ролевые игры со сменой ролей ребенка и взрослых, демонстрация оптимальных моделей поведения;
  • создание условий для ликвидации конфликтов.
Индивидуальная Разъяснения, игры, арттерапия (рисунок, лепка), сказкотерапия, аутогенные тренировки, внушение.
Групповая
  • совместные походы группы детей в музеи, на выставки, чтение и обсуждение книг, рассказы о своих хобби для раскрытия переживаний и проблем;
  • игры под контролем врача; обучение самоконтролю и саморегуляции;
  • развитие воображения, наблюдательности, творческой активности, тренировка техник общения.

Все формы неврозов наиболее эффективно излечиваются на начальном этапе. Дальнейшее развитие невротических состояний значительно снижает действенность лечения.

Профилактика

О лечении вегетативного невроза народными средствами специалисты-фитотерапевты рассказали вот тут.

Читайте также о необходимости и способах лечения школьного невроза у детей.

Источник: http://nerv.hvatit-bolet.ru/nevroz-u-detej.html

Невроз у детей: симптомы и лечение, причины и виды

Неврозы относятся к неврологическим заболеваниям и являются патологией ЦНС, развивающейся в результате длительного стресса или воздействия негативных факторов. Детский невроз является часто встречаемым нарушением, обусловленным формированием нервной системы.

Особенности нарушения

Заболевание встречается в возрасте старше трех лет. Дети младшего возраста еще не способны осознавать и высказывать свои страхи и переживания, так же, как и реагировать на них. При неврозах у детей дошкольного возраста причиной часто становится стрессовая ситуация или неблагоприятное воздействие.

Эта патология психогенной природы, поэтому причины у детей обусловлены факторами, нарушающими высшую нервную деятельность.

Различают несколько видов детских неврозов:

  • истерия;
  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний у детей.

Каждая форма патологии отличается причинами развития и характерными симптомами. Причины, симптомы и лечение нарушения определяет только врач.

Причины нарушений

Причинами невроза может выступать любой неблагоприятный фактор, травмирующий детскую психику. Среди наиболее распространенных причин нарушения выделяют:

  • изменение привычных условий жизни;
  • социальные факторы;
  • изменение отношения в семье;
  • особенности воспитания;
  • перенесенные сильные эмоции.

Переезд в другой город или страну является травмирующим фактором для детской психики. Пациент чувствует себя неуверенно на новом месте, на фоне чего развивается нарушение.

К социальным факторам, травмирующим детскую психику, стоит отнести поступление в детский сад, дошкольное учреждение или в первый класс. При этом меняется привычный образ жизни и режим, а также окружение пациента.

Часто нарушение развивается на фоне изменения в семье – развода родителей или появления младшего ребенка в семье.

К особенностям воспитания, травмирующим детскую психику, следует отнести чрезмерную требовательность родителей. Часто нарушения нормального функционирования нервной системы обусловлены страхом перед родителями за плохую оценку или невыполненное домашнее задание.

Перенесенные сильные эмоции, например испуг или шок, также могут стать причиной развития нарушения, особенно в том случае, если пациенту не с кем поделиться переживаниями.

Читайте также:  Как приучить ребенка к горшку: во сколько следует начинать приучать ребенка к горшку. как правильно приучить к горшку мальчика.

Развитие заболевания обусловлено влиянием сразу нескольких негативных факторов, травмирующих детскую психику. 

При неврозах, симптомы у детей отличаются в зависимости от характера нарушения. Разные виды требуют разного терапевтического подхода.

Истерия у детей

Истерия — это один из самых распространенных видов невроза у ребенка. Такое нарушение встречается в случае, если родители разбаловали ребенка, уделяя ему слишком много внимания и выполняя все его прихоти.

Обычно истерия развивается тогда, когда меняется социальное окружение маленького пациента, например, при посещении детского сада. Ребенок, привыкший, что все его прихоти исполняются, сталкивается с тем, что окружение в детском саду не спешит выполнять все его просьбы. Это выливается в настоящую истерику.

При этом пациент закатывает истерику только тогда, когда рядом находится кто-то из взрослых, спешащий его утешить или исполнить желание.

Симптомы истерии:

  • ввязывание в драку;
  • переход на крик;
  • громкий плач;
  • попытка привлечь всеобщее внимание.

Таки образом малыш пытается показать, что он не согласен с окружающей действительностью. Истерия также может проявляться приступами нехватки воздуха и невозможностью глубоко вздохнуть.

С возрастом нарушение приобретает психосоматический характер. Начиная с младшего школьного возраста, больной может отмечать периодические боли в области сердца или ноющую боль в желудке. У подростков возможны внезапные быстропроходящие параличи, которые не имеют неврологической причины.

Неврастения у детей

Для неврастении в детском возрасте характерны следующие признаки:

  • слабость и постоянная усталость;
  • потребность в длительном сне;
  • прогрессирующее депрессивное состояние;
  • отсутствие интереса к окружающему;
  • снижение успеваемости в школе;
  • упадок сил после незначительной нагрузки;
  • нарушения сна.

Малыш теряет интерес к жизни. Его не интересуют новые игрушки или прогулки с друзьями. Часто пациенты младшего школьного возраста жалуются на учителей, объемы домашнего задания и нежелание ходить в школу. Сон пациента ухудшается, больной может просыпаться из-за ночных кошмаров. После любой эмоциональной или физической нагрузки ему необходим длительный сон для восстановления сил.

Невроз навязчивых состояний

Как следует из названия патологии, нарушение сопровождается внезапными и безосновательными навязчивыми страхами или движениями.

Так, маленький пациент может внезапно начать бояться оставаться в одиночестве ночью. У ребенка возникает потребность исключить саму возможность встречи со страхом, что иногда проявляется в виде навязчивых движений или реакций.

В старшем возрасте нередки случаи, когда пациент начинает бояться какой-либо болезни. Это может привести к тому, что ребенок откажется выходить из дому, чтобы не заразиться, например, гриппом.

Совет

Яркий пример: столкнувшись с внезапным страхом закрытых пространств, ребенок очень остро реагирует на закрытую дверь в комнату.

У него возникает потребность все время находиться в помещении с открытыми дверями и окнами.

В качестве навязчивого состояния может выступать что угодно, начиная от страхов, до потребности выполнять какое-либо действие, например, постоянное мытье рук.

Также проявлением невроза навязчивых состояний может выступать:

  • мимический тик;
  • звуковой тик (потребность издавать какие-то звуки);
  • подергивания мышц;
  • внезапное заикание;
  • недержание мочи в ночное время суток.

При появлении любых тревожных симптомов и внезапного изменения поведения малыша необходимо проконсультироваться с врачом.

Диагностика патологии

Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с детским неврологом или детским психотерапевтом, именно эти специалисты лечат детские неврозы. Следует помнить, что нарушение может прогрессировать и привести к развитию различных нарушений психики в старшем возрасте, поэтому чем раньше начато лечение патологии, тем быстрее восстановится пациент.

Диагностика включает:

  • анализ психологического портрета пациента и отношений в семье;
  • беседу с родителями;
  • изучение рисунков пациента;
  • наблюдение за пациентом во время игрового процесса.

Для постановки диагноза также применяют метод исследования реакций ребенка на диагностические картинки, и психотерапевтические тесты.

На основании полученных данных принимается решение о том, как лечить невроз.

Психотерапевтическое лечение

Лечение проводится с помощью психотерапевтических методов. Целью психотерапии в этом случае является:

  • улучшение атмосферы в семье;
  • корректировка методов воспитания;
  • нормализация семейных взаимоотношений;
  • нормализация социальных взаимоотношений в детском саду или школе.

Применяются семейные психотерапевтические методы, а также индивидуальные и групповые занятия.

Семейная психотерапия направлена на улучшение взаимоотношений родителей и малыша. Сеансы проходят обычно в игровой форме, и требуют взаимодействия родителей и ребенка. Важным этапом такого лечения является установление прочной эмоциональной связи между пациентом и его близкими.

Индивидуальное психотерапевтическое лечение осуществляется с помощью:

  • арттерапии;
  • рациональных бесед;
  • игр.

Нормализация эмоционального состояния пациента проводится во время лепки или рисования. С помощью рисунков ребенок может передать собственное эмоциональное состояние, на основании чего осуществляется дальнейшая корректировка.

Рациональные беседы обычно проводятся в форме рассказов с открытым финалом, который должен продумать сам больной. Анализируя принятие решений малышом в том или ином случае, врач может скорректировать реакции ребенка и натолкнуть на правильный выбор.

В игровой форме часто используется сказкотерапия или совместные с врачом подвижные игры. Это также позволяет лучше узнать реакции ребенка и, при необходимости, скорректировать его поведение.

Групповая психотерапия позволяет скорректировать социальное поведение пациента. Такой метод показан, если он слишком застенчив и скован.

Групповое психотерапевтическое лечение противопоказано при чрезмерной агрессивности и быстрой эмоциональной возбудимости пациента. Метод применяется начиная с восьми лет. В младшем возрасте показаны индивидуальные сеансы.

Медикаментозное лечение

Основу лечения составляет именно психотерапия и коррекция поведенческих нарушений, однако медикаментозное лечение показано для снятия выраженных симптомов.

Медикаментозное лечение основано на приеме следующих препаратов:

  • седативные лекарства для нормализации сна;
  • витаминные комплексы;
  • гомеопатические препараты для укрепления нервной системы;
  • антидепрессанты в малых дозах.

Лечение подбирается в зависимости от формы невроза. Антидепрессанты назначаются в случае, если у пациента наблюдается компульсивный синдром.

Вылечить проявление неврозов у ребенка можно при своевременном обнаружении проблемы. Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей течения заболевания. Навязчивые состояния и неврастения требуют различного подхода, поэтому важно проконсультироваться со специалистом, а не заниматься самолечением.

Источник: http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/simptomy-i-lechenie-detskogo-nevroza.html

Невроз у ребенка 2 года симптомы

Неврозы классифицируются в медицине как обратимое дисфункциональное состояние нервной системы, спровоцированное переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической утомляемостью и другими факторами.

Оглавление:

Такой диагноз часто ставится взрослым пациентам, что неудивительно в современных условиях суеты, суматохи, проблем и неурядиц. Но врачей тревожит тот факт, что невроз стал «молодеть» — все чаще к специалистам с симптомами этого заболевания приводят детей.

Классификация неврозов в детском возрасте

Врачи дифференцируют несколько видов неврозов, которые могут проявиться именно в детском возрасте. Каждый из них имеет свои особенности, отличается индивидуальными признаками и должен подвергаться профессиональному лечению.

Тревоги (неврозы страхов)

Тревоги отличаются приступообразным характером – они возникают только при определенных ситуациях. Дошкольники очень часто боятся темноты, эта тревога может усиливаться и со стороны родителей – маленьких детей пугают «бабаем, черной старухой». Приступ тревоги возникает только перед ночным сном, в остальное время суток никаких проявлений невроза страха нет.

Младший школьный возраст подвергается страху перед учителем, новым коллективом детей, плохими оценками. По статистике такой вид детского невроза чаще диагностируется у тех детей, которые не посещали детский сад и из домашней обстановки сразу попали в большой, школьный коллектив со своими правилами и обязанностями.

Обратите внимание: невроз страха в таком случае проявляется не только скованностью, слезами и капризами, но и активным сопротивлением наступлению «часа икс» — дети сбегают из дома, прогуливают уроки, появляется устойчивое вранье.

Детский невроз навязчивых состояний

Невроз такого типа в детском возрасте проявляется непроизвольными движениями, которые абсолютно не контролируются – например, вздрагивание, мигание одним или двумя глазами, шмыгание носом, резкий поворот шеи, хлопанье ладонями по коленям или столу и другое. При неврозе навязчивого состояния могут возникать нервные тики, но они характерны только во время отрицательных/положительных эмоциональных всплесков.

В категорию навязчивых состояний входит и фобический невроз – это состояние, при котором у ребенка развивается страх перед вызовом к доске в школе, учительницей, посещением врача или же боязнь замкнутого пространства, высоты или глубины. Очень опасное состояние, когда ребенок страдает фобическим неврозом, а родители воспринимают этот невроз как каприз – упреки, насмешки могут привести к нервным срывам.

Более подробно о навязчивых неврозах рассказывает специалист:

Психоз депрессивного характера

Депрессивный психоз больше присущ детям в подростковом возрасте, отличается весьма характерными признаками:

  • постоянно подавленное состояние;
  • тихая речь;
  • всегда грустное выражение лица;
  • физическая активность снижена;
  • ночью беспокоит бессонница, а днем – сонливость;
  • уединение.

О способах борьбы с депрессией у подростков рассказывает психолог:

Невроз истерического характера

Хорошо знакомые истерики маленьких детей в виде падения на пол, стучания ногами по полу, криков и плача являются проявлением истерического невроза. Присуще такое состояние детям дошкольного возрасте, могут впервые появиться в возрасте 2 лет.

Неврастения

Детский невроз, проявляющийся раздражительностью, плохим аппетитом, нарушением сна и неусидчивостью, врачи классифицируют как неврастения, или астенический невроз.

Обратите внимание: подобный вид рассматриваемого обратимого нарушения возникает по причине чрезмерной нагрузки в школе, садике или на дополнительных занятиях.

Невроз ипохондрического характера

Ипохондрики – это люди мнительные и во всем сомневающиеся. Аналогичное название невроза говорит о том, что дети испытывают мнительность по отношению к себе, своим умственным и физическим способностям, здоровью. Больные испытывают сильный страх по поводу выявления какого-либо сложного, опасного для жизни заболевания.

Заикание невротической этиологии

Невротическое заикание может возникнуть в возрасте от 2 до 5 лет – период, когда формируется речь ребенка. Примечательно, что чаще заикание невротической этиологии диагностируется у мальчиков и может быть вызваны чрезмерной умственной нагрузкой.

О причинах заикания и методах коррекции — в видео-обзоре:

Невротические тики

Они также более присущи мальчикам, могут быть вызваны не только психическим фактором, но и заболеваниями. Например, при долго текущем конъюнктивите появляется привычка сильно тереть глаза. Болезнь в конце концов излечивается, а привычка остается – будет диагностирован устойчивый неврозный тик. Это же может относиться и к постоянному «хлюпанью» носа или сухому покашливанию.

Подобные движения однотипного характера не вносят дискомфорта в обычную жизнь ребенка, но могут сочетаться с энурезом (ночное недержание мочи).

Нарушения сна невротической этиологии

Причины такого невроза до сих пор не выяснены, но предполагается, что нарушения сна невротического характера могут быть обусловлены лунатизмом, разговорами во сне, беспокойным сном с частыми пробуждениями. Эти же признаки являются и симптомами невроза нарушения сна.

Читайте также:  Особенности течения и лечения менингококковой инфекции у детей

Энурез и энкопрез

Неврозы у детей дошкольного возраста могут носить чисто физиологический характер:

  • энурез – ночное недержание мочи, чаще диагностируется в возрасте до 12 лет, больше характерно для мальчиков;
  • энкопрез – недержание каловых масс, встречается крайне редко и почти всегда сопровождается энурезом.

Врачи утверждают, что неврозы, сопровождающиеся энурезом и/или энкопрезом, вызываются излишне строгим воспитанием и большими требованиями со стороны родителей.

О методах лечения энуреза рассказывает педиатр:

Патологические действия привычного характера

Речь идет о покусывании кончиков пальцев, обгрызании ногтей, выдергивании волос, раскачивание туловища ритмичными движениями. Такой вид невроза у детей диагностируется до 2 лет и очень редко фиксируется в более старшем возрасте.

Причины детских неврозов

Считается, что главные причины развития неврозов в детском возрасте лежат в семье, в отношениях между ребенком и его родителями. Выделяют следующие факторы, которые могут спровоцировать формирование устойчивого детского невроза:

  1. Биологические. К таковым относятся особенности внутриутробного развития ребенка (недостаточность кислорода), возраст (критическими для возникновения невроза считаются первые 2-3 года жизни), хронические недосыпания, перегрузки в умственном и физическом развитии.
  2. Социальные. Сложные отношения в семье, непререкаемый авторитет одного из родителей, выраженный тиранизм отца или матери, особенности ребенка как личности.
  3. Психологические. К эти факторам можно отнести любое психологическое воздействие на ребенка отрицательного характера.

Обратите внимание: перечисленные факторы являются весьма условными. Дело в том, что для каждого ребенка понятия «психологическое воздействие, психотравма» имеют индивидуальную эмоциональную окраску. Например, многие мальчики и девочки даже внимания не обратят, если на них родители повысят голос, а некоторые дети начинают испытывать панический страх перед собственными мамами/папами.

Главные причины неврозов у детей:

  • неправильное воспитание
  • сложные отношения между родителями;
  • развод родителей;
  • семейные неурядицы даже бытового характера.

Патогенез неврозов у детей и подростков:

Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в том, что у него имеется невроз любого вида – он в этом не виноват, следует искать причину в семье, конкретно – в родителях.

Обратите внимание: более подвержены появлению неврозов дети с ярко выраженным «Я», которые с малых лет могут иметь собственное мнение, они самостоятельны и не терпят проявления даже намека на диктат со стороны родителей. Такое вот поведение и самовыражение ребенка родители воспринимают, как упрямство и капризы, стараются воздействовать силой – это прямой путь к неврозам.

Как помочь ребенку

Невроз считается обратимым процессом, но все-таки это заболевание – лечение должно проходить на профессиональном уровне.

Врачи, занимающиеся проблемой детских неврозов, имеют квалификацию психотерапевта и в своей работе используют гипнотерапию, игровые занятия, лечение сказками, гомеопатию.

Но в первую очередь нужно навести порядок в семье, наладить взаимосвязь между ребенком и родителями.

Обратите внимание

Очень редко неврозы в детском возрасте требуют назначения специфических медикаментов, обычно грамотный специалист найдет вариант оказания помощи на уровне коррекции психоэмоционального характера.

Как правило, результаты лечения детских неврозов будут только в том случае, если на прием к психотерапевту ходит не только ребенок, но и его родители. Исцелению ребенка от неврозов будет способствовать:

  • составление четкого распорядка дня и соблюдение рекомендованного режима;
  • занятия физкультурой – часто именно спорт помогает вывести ребенка из невротического состояния;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • проведение свободного времени не перед компьютером или телевизором, а в общении с родителями или друзьями.

Очень эффективны в лечении неврозов детского возраста иппотерапия (катание на лошадях), дельфинотерапия, арттерапия – вообще любые нетрадиционные методы коррекции психоэмоционального состояния ребенка.

Обратите внимание: очень важно, чтобы на путь лечения встали и родители – в случае подбора терапии ребенку нужно учитывать ошибки родителей и постараться нивелировать стрессовую обстановку в семье. Только путем совместной работы родителей/психотерапевта/ребенка можно будет добиться хороших результатов.

Неврозы детского возраста считаются капризами, баловством и особенностями характера. На самом деле это обратимое состояние может усугубляться и со временем перерасти в серьезные проблемы с психоэмоциональным состоянием.

Пациенты невропатологов часто признаются, что в детстве часто испытывали страхи, стеснялись больших компаний и предпочитали уединение. Чтобы подобные проблемы не возникали у вашего ребенка, стоит приложить максимум усилий для профессионального преодоления детских неврозов.

И как бы банально бы не звучало, но только умеренная любовь, желание понять малыша и готовность прийти ему на помощью в трудную минуту смогут привести к полному излечению.

Чтобы понять, как вы можете помочь своему ребенку, и, главное, суметь вовремя распознать признаки невроза, рекомендуем просмотреть данный видео-обзор. О неврозах рассказывает детский и подростковый психолог с 10-летним опытом работы, кандидат психологических наук Антон Сорин:

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории.

Источник: http://auto-painter.ru/nevroz-u-rebenka-2-goda-simptomy/

Неврастения у детей: причины, особенности лечения

За психическим здоровьем человека нужно следить с самых малых лет. Очень часто первые признаки заболеваний проявляются именно в детском возрасте. Но часто родители упускают из виду опасные признаки, списывая все на невоспитанность, плохое поведение и возрастные изменения.

В последнее время у детей различных возрастных категорий начали диагностировать неврастению. Это заболевание связано с нарушениями в работе центральной нервной системы.

Важно

При правильном и своевременном лечении, от проявлений неврастении у ребенка можно избавиться. Поэтому родители должны следить не только за физическим состоянием своего малыша, но и за психоэмоциональным фоном его поведения.

Чтобы понять, в чем опасность неврастении, необходимо рассмотреть это заболевание более детально.

Неврастения: общая характеристика заболевания

Неврастения – это психическое расстройство, возникшее в результате временных сбоев в работе ЦНС. Чаще всего дисфункция возникает на фоне перегрузки и сильной эмоциональной усталости. Любое психотравмирующее состояние способно вызвать нарушения.

При неврастении никаких физиологических изменений в головном мозге не происходит. При этом страдает эмоциональный фон. Перемены в поведении имеют временный характер и вполне обратимы, если вовремя начать правильную терапию. В противном случае неврастения может перерасти в более серьезные психические патологии.

Проявления неврастении весьма различные, и ключевым симптомом является изменение в поведении ребенка. Диагностику усложняет тот факт, что крайне редко родители обращают внимание на первых стадиях, а при развитии неврастения может балансировать на грани более серьезных психологических расстройств.

Причины неврастении у детей

Детская неврастения – явление очень частое и, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция роста. Процесс могут спровоцировать следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Практически все психические расстройства имеют свойство передаваться по наследству.
  • Тяжелое течение беременности. На психическое здоровье малыша могут повлиять эмоциональное состояние матери в положении, влияние медикаментов, инфекционные заболевания.
  • Неправильное отношение родителей к малышу, недоверие, нет поддержки, слишком большие требования, постоянное сравнивание с кем-то, родители не радуются победам ребенка.
  • Физическая и эмоциональная перегрузка ребенка.
  • Стрессовые ситуации. Это не должны быть регулярные нагрузки. Иногда сильный невроз может быть вызван единичным стрессовым потрясением.
  • Тяжелая адаптация в детском коллективе. Например, ребенка не берут в компанию в классе, не хотят с ним играть.
  • Внутренние инфекции. Очень часто неврастения в детском возрасте развивается на фоне обширной глистной инвазии.
  • Гормональные нарушения, вызванные эндокринными заболеваниями. В этом случае речь идет о детях после 8 лет.
  • Неправильное, несбалансированное питание, вызывающее сильное ослабление организма.

Неврастении больше подвержены дети со слабым психологическим типом. Они очень много переживают по поводу своего поведения и места в социуме. Речь идет о семье, классе, компании друзей. Таким образом, малыш всегда находится в состоянии напряжения и стресса, в результате наступает астенический невроз.

Специалисты утверждают, что мальчики в три раза чаще сталкиваются с проявлениями неврастении, нежели девочки. Самым критическим периодом считается младший школьный возраст (6-9 лет).

Как проявляется детская неврастения?

Родители должны очень внимательно следить за состоянием малыша. Если возникли проблемы психического характера, их лучше решать на ранних этапах.

Самая тяжелая форма неврастении – это врожденная патология. Ее трудно определить сразу после рождения, поэтому диагностика проходит на протяжении первого года жизни. Для врожденной формы неврастении характерны такие признаки:

  • Поведение малыша отличается от других младенцев, он либо слишком активный, подвижный, либо, наоборот, медленный и плаксивый;
  • Бессонница, нарушение режима сна, ночью ребенок несколько раз просыпается с плачем, а днем отказывается спать;
  • Дети отличаются плохим аппетитом и капризами во время приема пищи.

Дети после года, страдающие неврастенией, начинают проявлять следующие признаки:

  • Сильная возбудимость, капризность;
  • Частые смены любимых игрушек и занятий;
  • Частые смены настроения;
  • Проблемы с мочеиспусканием, трудно приучаются к горшку, возможно ночное произвольное мочеиспускание;
  • Быстрая неразборчивая речь.

К счастью, врожденная неврастения наблюдается редко. В большинстве случаев дети сталкиваются с ее проявлениями в младшем школьном возрасте. Тогда проявляются уже более выраженные симптомы заболевания:

  • Быстрая утомляемость во время учебных занятий;
  • Раздражительность и приступы агрессии;
  • Умственное развитие намного выше, нежели физическое;
  • Частые головные боли;
  • Обильная потливость;
  • Появляются патологические нарушения, учащение пульса, падение артериального давления, головокружения.

Неврастения имеет свойство быстро развиваться, но если вовремя обратиться к врачу, шансы вернуть полноценное психическое здоровье ребенку велики.

Методы лечения

Неврастения делает ребенка трудным в общении, он тяжело адаптируется в обществе. На фоне заболевания может наступить депрессия.

После постановки диагноза назначается лечение. Большое значение имеет отношение родителей и близких, очень важна поддержка. Поэтому врачи рекомендуют проводить много времени вместе, играть, разговаривать, при этом не акцентировать внимание на проблеме.

Назначается медикаментозный поддерживающий курс в зависимости от возраста пациента. Обязательным является прием следующих средств:

  • Ноотропы для улучшения функционирования головного мозга;
  • Транквилизаторы для снятия эмоциональной напряженности и раздражительности;
  • Легкие снотворные средства;
  • Витаминные комплексы.

Ребенку нужно обеспечить комфортные условия. Очень важно установить режим питания, сна и отдыха. На отдых обратить особое внимание, именно на фоне физической и эмоциональной усталости у детей чаще всего развивается неврастения.

Источник: https://medportal.su/nevrasteniya-u-detej-prichiny-osobennosti-lecheniya/

Ссылка на основную публикацию