Метод активного слушания

Метод активного слушанья: полезные приемы для общения на работе и дома

Тем не менее, слушанье – это не просто способность, которая дана человеку от природы;  его нужно развивать, а также  практиковать методы Активного слушанья.

Исходя из названия, оно подразумевает сознательный процесс, полностью сконцентрированный на говорящем.

Метод активного слушанья – это то, что отличает обычное слышанье  от слушанья с искренним намерением  понять всё, что говорит собеседник. Это неуловимое, но весьма значительное различие.

Несколько рекомендаций по активному слушанью

Сфокусируйте внимание:  постарайтесь исключить внешние  факторы, отвлекающие вас. Повернитесь к источнику звука, по возможности, отвлекитесь от того, чем в данный момент занимаетесь. Также, прекратите на время свой внутренний диалог и остановите свои мысли. Не смотрите на часы, оставьте Ваш список дел, не суетитесь.

Наладьте зрительный контакт: прямой зрительный контакт демонстрирует Ваше внимание и намерение слушать. Но  не переусердствуйте. Долгий пристальный взгляд иногда может пугать людей, особенно скромников и интровертов. Будьте умеренны, но старайтесь не блуждать взглядом по стенам.

Улыбайтесь:  выражения лица могут рассказать о многом, а улыбка сигнализирует об открытости, приветливости и  готовности поддержать.

Следите за языком жестов: будьте сознательны в выборе жестов. Примите открытую, неагрессивную позу, повернитесь лицом к говорящему, следите за руками, наклоном головы, выражениями.

(К примеру, у меня есть привычка скрещивать руки на груди, потому, что тогда я чувствую себя комфортно; и я могу хмурить брови, когда о чём-то напряжённо думаю, — но эти жесты могут показаться собеседнику защитными или агрессивными, поэтому я стараюсь несколько «смягчить» их).

Обратите внимание

Обращайте также внимание на язык жестов Вашего собеседника. Это является двухсторонним приёмом.

Поддерживайте собеседника: случайным киванием головой, одобрительными «да», «хорошо», «я понимаю», «отлично». Но не перестарайтесь —  в противном случае, Вы рискуете вывести собеседника из себя. Лучше ненавязчиво и искренне  ободряйте Вашего собеседника.

Делайте паузы: тишина во время разговора может быть пугающей, но пауза позволяет говорящему собраться с мыслями и дать Вам возможность осмыслить уже сказанное.

Не перебивайте! Это демонстрирует неуважение к собеседнику и отвлекает внимание.

Возвращайтесь к началу разговора: вспоминайте, о чём был разговор, но не повторяйте его дословно. Перефразируйте мысли, высказанные другой стороной, к примеру, на такие: «Исходя из того, что я услышал…» или «Если следовать ходу ваших мыслей, то…». Повторяя основные мысли разговора, Вы даёте понять собеседнику, что Вы всё время его внимательно слушали и полностью понимали.

Уточняйте: задавайте наводящие вопросы, чтобы убедиться в том, что Вы всё поняли. По возможности, максимально расширьте диапазон своих вопросов.  Ответы «да/нет» могут быть подтверждающими, но пояснение требует больше информации. Прислушивайтесь к ощущениям. Иногда эмоции опережают слова, и  могут быть важнее их в случаях, когда собеседник хочет, чтобы его поняли.

Будьте откровенны: не спешите осуждать или принимать мнение собеседника, независимо от того, согласны Вы с ним или нет.

  Прежде, чем формулировать мнение, дождитесь, пока говорящий закончит. Слишком трудно не думать о том, что Вы собираетесь сказать дальше, особенно, если с вами не согласны.

  Но если Вы будете думать только о своём ответе, то можете пропустить уже сказанное.

Правильно реагируйте: будьте честны и открыты в своих ответах. Делитесь своими мыслями, вдохновением, чувствами точно, но деликатно. Вы можете  допускать взгляды и мысли  Вашего собеседника даже, если  несогласны с ним…особенно, если  несогласны.

Метод активного слушанья – это модель, способствующая эффективной коммуникации. Помните: слушать – это не просто собирать информацию и делиться идеями, но также зарабатывать уважение и понимание.

Для того, чтобы развить в себе способности и привычки Активного слушателя, нужно приложить усилия.

Напомните себе о том, что цель разговора – не просто работа, но и истинное понимание того, что другая сторона хочет сообщить, а также  быть понятым самому. 

Источник: http://master-klass.biz/metod-aktivnogo-slushanya-poleznye-priemy-dlya-obshcheniya-na-rabote-i-doma

Арсенал бизнес-тренера: активное слушание

Результаты экспериментов показывают, что мы слышим только половину того, что нам говорят, соответственно, половина ваших слов, как говориться, «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

Задавались ли вы вопросом, почему эффективно общаться так сложно, не смотря на то, что коммуникация — важнейшая часть нашей жизни? Дело в том, что вдумчивое, осознанное общение, а особенно слушание, требуют от нас усилий, терпения, мотивации и опыта.

Внимательно слушая собеседника, мы ставим себя на его место, «примеряем» его мысли и чувства.

Важно

Эффективному общению поможет метод активного слушания. Его использование помогает услышать собеседника, максимально правильно понимать смысл его слов. К тому же, активное слушание — это прямая дорога к доверительным и уважительным отношениям с клиентом, а так же способ воздействия на его решения.

ПРЕИМУЩЕСТВА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Активное слушание — это способ завоевать внимание аудитории. Хорошо налаженная коммуникация полезна обеим сторонам. Покажи человеку — «я твой друг, я тебя слышу, я тебя понимаю», и он ответит тем же. Вас услышат, если вы будете слышать других.

Активное слушание — это эффективный способ получить максимум информации от собеседника. Вы замечали, что есть люди, которым хочется раскрыть душу, доверить секреты, в то время как с другими мы постоянно взвешиваем все за и против, прежде чем рассказать что-то сокровенное.

Секрет прост: мы четко чувствуем, слышат нас или нет, часто это происходит бессознательно. Есть люди, от которых мы получаем положительный сигнал. Мы понимаем — он слышит меня, принимает, позитивно откликается на мои чувства и ситуацию. Значит, ему можно доверять, мне с ним комфортно, с ним я в безопасности.

Рядом с таким человеком снимаются психологические блоки и зажимы, говорить с ним легко и свободно, ему хочется рассказать обо всем.

Активное слушание — это не только возможность наладить контакт, это так же хороший способ запоминать все то, что вам говорят. Мы хорошо помним знаковые события нашей жизни, потому что они были для нас важны.

Помимо информационной составляющей, они окрашены эмоциями, переживаниями. Так же и в активном слушании, внимательно внимая собеседнику, обогащая информацию чувствами, нам проще нам проще запомнить то, о чем он говорит.

ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

1. Повторение про себя

Повторяйте про себя все слова за собеседником. Добавляйте к словам эмоции, как если бы вы сами были рассказчиком. Имитируйте интонацию и паузы. Почувствуйте, как говорит этот человек, станьте им на некоторое время.

2. Дословное повторение

Совет

Иногда дословно повторяйте то, что вам сказали. Это поможет заполнить паузу, покажет вашу внимательность или позволит собеседнику услышать себя со стороны. Последнее особенно важно в решении конфликтных моментов, когда вы просто повторяете чье-то некорректное высказывание, которое со стороны выглядит уже не так эффектно.

Например, вам эмоционально говорят: «У вас самые высокие цены!». Ответьте максимально нейтрально: «У нас самые высокие цены».

3. Не перебивайте

Дождитесь паузы или завершения речи говорящего, прежде чем давать свои комментарии. Ждать, пока другой человек завершит свою речь, бывает крайне сложно, но нетерпеливость может вызвать негативную реакцию. Представьте себе, вы попросили продавца на рынке выбрать для вас самое вкусное и красивое яблоко.

Он решил вам помочь и ищет в корзине. И тут, пока он старательно перебирает каждое яблочко, сравнивая его с предыдущими, вы протягиваете руку, хватая одно из них. Продавец не доволен. Его прервали как профессионала, как личность. Оказывается, его опыт в яблоках вам не нужен.

Как вы думаете, будет ли он искать вам второе яблоко, если вы попросите?

4. Перефразирование (парафраз) 

Можно сказать, что это синхронизация высказанных и воспринятых смыслов. Услышанное нужно постоянно проверять на валидность так же, как сверяют часы перед важным делом.

Суммируйте все, что вы поняли со слов собеседника, и выразите своими словами. Уточните, правильно ли вы его поняли.

Как и дословное повторение слов про себя, перефразирование поможет вам оставаться сфокусированным на ходе беседы и быть уверенным в том, что вы поняли друг друга.

Например, участник тренинга говорит: «Я не понимаю, зачем мы выполняем это упражнение и как оно соотноситься со всем, что мы делали раньше». Перефразирование звучит так: «Я правильно понимаю, что вы хотели бы услышать больше про упражнение, которое мы сейчас делаем и понять, почему оно включено в этот тренинг?»

Обратите внимание

Слушайте не только то, что сказал собеседник, но так же и то, что не было произнесено. Какая-то важная часть информации или эмоций, может остаться за кулисами. Используя перефразирование, можно вывести эмоции наружу, тем самым разрядив обстановку, обсудить волнующие моменты, одним словом, снять напряжение.

Например, вам говорят: «Я знаю, что эта техника работала для других, но не уверен, что она сработает для меня». Можно перефразировать это высказывание, добавляя в него недосказанные эмоции: «Я правильно понимаю, что вы беспокоитесь по поводу успеха в освоении вами новой техники?».

5. Разъяснение и открытые вопросы

Не стесняйтесь разъяснять непонятные моменты, попросите помощи, если вы потеряли нить разговора. Спрашивайте открытые вопросы, содержащие слова «что», «как», «объясните» или «опишите». Наберитесь терпения, открытые вопросы — друзья долгих ответов.

Примеры открытых вопросов и разъяснений: «Объясните, пожалуйста, что вы имели в виду?» или «Как это повлияет на развитие вашего бизнеса?».

6. Невербальное общение

Язык тела может сделать очевидным то, о чем промолчали слова. Ваша поза, выражение лица, взгляд и жесты должны подтверждать ваше доброжелательное отношение и присутствие в разговоре.

Смотрите на собеседника, развернитесь корпусом в его сторону и держитесь прямо или чуть наклонитесь вперед, не скрещивайте руки и ноги, не дергайте ногой, сядьте на край стула, говорите спокойно, ровно. Добавляйте к своему слушанию такие знаки внимания, как кивки, звуки «угу» и «да-да».

Язык тела собеседника так же расскажет многое о его состоянии и отношении к вам. Наблюдайте за жестами рук, тоном голоса, взглядом участников тренинга, совпадает ли то, что они говорят с тем, что показывает их тело.

Вы можете прекрасно знать материал, подготовить интересный и эффективный тренинг, чисто, понятно и элегантно выражать свои мысли. Но, также важно уметь эффективно слушать.

Важно

Техники активного слушания помогут вам наладить связь с группой, завоевать внимание, доверие и уважение аудитории, услышать клиентский запрос, понять, что за люди собрались перед вами. Хорошая новость в том, что этот навык можно и нужно развивать.

Следуйте советам, данным в этой статье, и со временем активное слушание станет естественной и незаменимой составляющей вашего общения.

Константин Калачев, коуч, психолог.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/arsenal-biznes-trenera-aktivnoe-slushanie

Приемы активного слушания

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

Слушание бывает пассивным и активным.

При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника.

Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что умение слышать и быть услышанным является важным не только в нашей будничной жизни, но и непосредственно в нашей работе. Например, в минимально короткие сроки диалога с пострадавшим, собрать наиболее значимую для нас информацию (в том числе информацию о местонахождении других жертв). И это умение необходимо развивать.

Существует несколько приемов активного слушания, благодаря которым вы сможете демонстрировать заинтересованность и включенность в беседе с пострадавшим.

Приёмы активного слушания:

«Угу» – поддакивание. Это самый простой прием активного слушания. Любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п.

Этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём. Например, когда вы о чём-то рассказываете по телефону, то использование таких приёмов собеседником дают вам понять, что вас слушают.

Совет

Молчание же, на протяжении всего рассказа, вызвали бы у вас сомнения в заинтересованности партнера вашей информацией.

Пауза. Пауза необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца. Во-первых, человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, а во-вторых, паузы освобождают разговор от лишней и не нужной информации.

Например, рассказывая историю, человек, скорее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную историю, необходимо подобрать нужные слова. И паузы здесь являются необходимым средством «перевоплощения» образа в слово.

Особенности постановки вопросов. Вопросы открытого и закрытого типа.

Закрытые вопросы уместны не тогда, когда вы хотите получить от собеседника как можно больше информации, а тогда когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, подтвердить или опровергнуть свои предположения. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет». К примеру, можно привести такие вопросы: «Ты ел сегодня?», «Ты здоров?», «Ты здесь давно?» «Ты был один?» и т.п.

Читайте также:  Панкреатит у детей острый и хронический - симптомы и лечение с назначением диеты

Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение».

С помощью вопросов этого типа вы позволяете собеседнику маневрировать, а беседе – перейти от монолога к диалогу.

К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?».

Перефразирование.Это формулировка той же мысли, но иными словами. Перефразирование дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. А если нет – у него есть возможность вовремя внести коррективы. При перефразировании ориентируйтесь на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.

Перефразирование можно начать следующими фразами:

— «Если я вас правильно понял, то…»;

— «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но вы говорите что…»;

— «Другими словами вы считаете, что…»;

Данный прием уместен тогда, когда говорящий логически завершил один из фрагментов рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжить. Не стоит его перебивать, пока фрагмент рассказа не закончен.

Например, ваш собеседник рассказывает о том, что как-то он пришёл домой усталым, поставил портфель и снял обувь, а когда прошёл в комнату, увидел там горшок с цветами, разбитый и лежащий на полу, а рядом сидела его любимая кошка, но он решил не наказывать её, хотя и очень огорчился. В этом случае, приём перефразирования может быть использован так: если я вас правильно понял, то, придя домой, вы увидели разбитый горшок с цветами и рядом вашу кошку. Но, несмотря на то, что вы были огорчены увиденным, вы решили не наказывать любимца.

Резюмирование.Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде.

Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но своими словами (что показывает собеседнику наше внимание и понимание).

Обратите внимание

При резюмировании, из целой части разговора, выделяется только главная мысль, для этого полезны такие фразы, как:

— «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;

— «Если подытожить сказанное, то…».

Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».

Раппорт.Раппорт включает в себя «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию.

Присоединение по интонации;Одни и те же слова, произносимые с разной интонацией, способны передать различные смыслы, вплоть до противоположных. Даже самое простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание.

Интонация способна передать глубокие эмоции: грусть, жалость, нежные чувства и т.д., и различные состояния: равнодушие, любопытство, умиротворенность, гнев, тревогу и т.п.

Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию.

Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом – что эта фраза сказана только из норм вежливости.

При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие.

Присоединение по темпу речи.Темп включает в себя быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и пауз.

Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека.

Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным.

Важно

Если речь пострадавшего очень быстрая мы можем постепенно, замедляя свой темп, несколько снизить нервозность и внутреннее напряжение оппонента.

Присоединение по дыханию.

«Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, значительно проще разговаривать в одном темпе с собеседником (так как темп речи зависит от дыхания), а с другой, – появляется возможность изменить его эмоциональное состояние, изменив как темп, так и его дыхание.

Например, к вам врывается разъярённый друг, который возмущён обслуживанием в местном ресторане. Его речь быстрая, дыхание учащённое. И в данной ситуации необходимо присоединиться к нему и эмоционально, и по частоте дыхания, вести с ним диалог.

В этом случае собеседник ощутит, что вы слышите его и понимаете его чувства. После того, как вы понимаете, что взаимодействие произошло, необходимо уменьшить частоту своего дыхания и снизить эмоциональный фон речи. Через некоторое время вы увидите, что ваш собеседник разговаривает с вами в таком же режиме.

Отражение чувств, эмпатия. Понятие «эмпатия» означает способность человека к переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.

Для установления эффективного взаимодействия необходимо использовать прием «отражения чувств», и тогда беседа становится более искренней, создается ощущение понимания и сопереживания, а у собеседника появляется желание продолжить контакт. Прием «отражения чувств» включает в себя два компонента:

Отражение чувств собеседника. Когда вы называете чувства, которые испытывает человек, понимаете его и «попадаете» в его ощущения, ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественно новый уровень.

Отражение своих чувств. Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать и свои чувства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/35127.html

Активное (эмпатическое) слушание: техника, приемы, правила, методы

Бывают ситуации, когда мы очень внимательно слушаем говорящего. Такое восприятие информации называется активным, или эмпатическим, слушанием.

Активное восприятие предполагает слушание со всеми чувствами, сосредоточенность на восприятии информации. Интерес может быть передан докладчику посредством поддержания зрительного контакта, кивка головой, улыбки.

При наличии обратной связи человек, который говорит, сможет общаться легко и открыто.

Преимущества способа

Активное прослушивание имеет несколько преимуществ.

  1. Заставляет людей внимательно слушать других.
  2. Позволяет избежать недоразумений, поскольку люди должны подтвердить, что они действительно понимают сказанное другим человеком.
  3. Помогает спикеру открыться и заставляет его сказать больше.

Когда люди находятся в конфликте, они часто противоречат друг другу, отрицая описание ситуации противником.

Но если они понимают: их собеседник действительно настроен на их проблемы и хочет их слушать, они подробно объяснят, что чувствуют и почему.

Если обе стороны конфликта будут слушать друг друга эмпатически, шансы на то, что они смогут выработать решение их взаимной проблемы, будут значительно выше.

Нужно понимать, что:

  1. Слушание — это фундаментальный компонент навыков межличностного общения.
  2. Слушание — это активный процесс, во время которого принимается сознательное решение, чтобы слушать и понимать сообщения говорящего.
  3. Слушатели должны оставаться нейтральными и непредвзятыми, это означает, что вы не пытаетесь принять сторону или сформировать мнение, особенно в начале беседы. Активное прослушивание также касается пауз и периодов молчания.

У слушателей не должно возникать соблазна вступать с вопросами или комментариями каждый раз, когда есть несколько секунд молчания. Эмпатическое слушание предполагает предоставление другому человеку времени для изложения его мыслей в форме рассказа.

Активное прослушивание означает не только фокусировку на динамике, но и активное воспроизведение вербальных и невербальных признаков прослушивания.

Обычно ораторы хотят, чтобы слушатели демонстрировали эмпатическое слушание, соответствующим образом реагируя на то, что они говорят. Эта реакция может проявляться в виде изменения мимики, с помощью жестов, поворотов головы, а также в форме дополнительных вопросов, комментариев или эмоциональных откликов.

Основные признаки

Умение активного слушания приходит с практикой. Легкий и проверенный способ показать говорящему человеку вашу заинтересованность его речью – использовать как вербальные, так и невербальные знаки внимания.

Невербальные знаки

Ниже представлен общий список невербальных признаков, когда происходит эмпатическое слушание. Люди, которые действительно слушают, а не просто делают вид, обычно проявляют некоторые из этих знаков. Необходимо знать, что эти признаки могут быть неприемлемыми в определенных ситуациях.

Улыбка

Легкие улыбки можно использовать, чтобы показать, что слушатель обращает внимание на то, что говорится. Их также применяют, как способ согласиться или быть счастливым в отношении полученных сообщений. В сочетании с кивками головы улыбки могут быть сильными, чтобы доказать собеседнику, что сообщения слушаются и понимаются.

Зрительный контакт

Это обычно побуждает слушателя смотреть на говорящего. Тесный зрительный контакт иногда может быть пугающим, особенно для застенчивых спикеров. В начале разговора нужно определить, насколько зрительный контакт подходит для данной ситуации. Объедините зрительный контакт с улыбками и другими невербальными знаками, чтобы побудить оратора говорить больше и увереннее.

Осанка

Положение тела может многое рассказать об отправителе и получателе сообщения в межличностных взаимодействиях. Внимательный слушатель склонен слегка наклоняться вперед или боком во время сидения. Другие признаки активного прослушивания могут включать в себя небольшой наклон головы или ее упор на одной руке.

Зеркальное повторение

Автоматическое отражение любых выражений лица, используемых спикером, может быть признаком внимательного слушания. Эти рефлексивные выражения могут помочь проявить симпатию и сопереживание в более эмоциональных ситуациях. Попытка сознательно имитировать выражения лица может быть признаком невнимательности.

Отвлечение

Активный слушатель не будет отвлекаться, поэтому воздержитесь от взглядов на часы или телефон, рисования, игр со своими волосами или разглядывания своих ногтей.

Возможно научиться имитировать невербальные признаки активного слушания и не слушать говорящего, но подражать словесным признакам внимательного слушания намного труднее. Лучше сразу показать, что вам неинтересно слушать, чем нелепо пытаться изобразить обратное.

Вербальные знаки

Несмотря на сильный сигнал внимательности, следует проявлять осторожность при использовании положительного словесного подкрепления. Хотя некоторые положительные слова-поощрения могут быть полезными для говорящего, слушатель должен использовать их экономно, чтобы не отвлекаться от того, что говорится, или не уделять особого внимания отдельной части сообщения.

Случайное и частое использование слов и фраз «очень хорошо», «да» или «действительно» может вызвать раздражение у говорящего. Лучше объяснять, почему вы соглашаетесь с определенным моментом.

Детали

Человеческий ум плохо запоминает детали, особенно в течение длительного периода времени. Запоминание нескольких ключевых моментов или даже имени говорящего поможет укрепить тот факт, что отправленные сообщения были получены и поняты, а слушание было внимательным.

Вспоминание деталей, идей и концепций из предыдущих разговоров доказывает, что внимание было сохранено. Это побуждает оратора продолжать говорить. Во время длительных обменов информацией целесообразно сделать заметки, чтобы использовать их для заполнения пробелов в памяти, когда вы спрашиваете о чем-либо или уточняете какую-то информацию.

Вопросы

Слушатель может продемонстрировать, что он обращает внимание на говорящего, задавая соответствующие вопросы или делая заявления, которые уточняют и помогают прояснить сказанное оратором. Задавая определенные вопросы, слушатель также показывает: он заинтересован в том, что говорит оратор.

Отражение

Отражение — повторение или перефразирование того, что сказал говорящий, чтобы показать понимание. Отражение — это мощный навык, который может усилить сообщение говорящего и продемонстрировать внимательность.

Уточнение

Уточнение включает в себя задавание вопросов оратору для обеспечения получения правильного сообщения. Этот знак обычно подразумевает использование открытых вопросов, которые позволяют спикеру расширяться в определенных темах по мере необходимости.

Повторение

Повторение того, что было сказано спикером, — это метод, используемый слушателем для заключения всего услышанного. Подведение итогов включает в себя взятие основных моментов полученного сообщения и повторение их понятным образом, что дает возможность оратору в случае необходимости исправлять слушателей.

Польза для работы

Эмпатическое слушание может быть полезным во многих сферах жизни. Когда вы проходите собеседование на работу, подумайте об активном слушании, как о своей возможности «опросить» и наладить связь с вашим интервьюером.

Читайте также:  Нервный тик у детей, его симптомы и лечение на фото и видео

Слушание такого типа — это умение, которое высоко ценится работодателями. Когда вы сами проводите собеседование на рабочие места, используйте методы активного слушания, чтобы показать навыки межличностного общения, которые у вас есть.

Если сосредоточитесь на активном слушании во время собеседования (неважно, вы проводите опрос или сами являетесь опрашиваемым), то докажете, что вы:

  • заинтересованы в решении проблем и в успехах организации;
  • готовы помочь решить любые проблемы, связанные с работой;
  • являетесь командным игроком, а не просто очередным кандидатом на работу.

Эмпатическое слушание возможно проявлять с помощью таких методов:

  1. Создание доверия и установление взаимопонимания.
  2. Демонстрация озабоченности (беспокойства).
  3. Перефразирование услышанного, чтобы показать понимание спикера.
  4. Невербальные сигналы, которые показывают понимание (кивки, зрительный контакт и наклон вперед).
  5. Краткие вербальные утверждения: «я вижу», «я знаю», «спасибо» или «я понимаю».
  6. Задавание открытых вопросов.
  7. Задавание конкретных вопросов для выяснения деталей.
  8. Ожидание раскрытия вашего мнения.
  9. Рассказ подобной истории/информации, чтобы показать понимание.

Эти методы помогают наладить связь слушателя и говорящего. С их помощью слушатель может показать, что он понимает, о чем говорит человек, и ему это интересно.

Примеры

Несколько примеров заявлений и вопросов, используемых при активном слушании:

  1. Построение доверия и установление взаимопонимания: «Расскажите мне, что я могу сделать, чтобы помочь», «Мне было очень приятно читать на вашем сайте, как вы жертвуете 5% от каждой продажи на благотворительность».
  2. Демонстрация беспокойства: «Я очень хочу помочь вам», «Я знаю, что вы сталкиваетесь с какими-то трудными проблемами», «Я знаю, насколько жесткой может быть корпоративная реструктуризация. Каков моральный дух персонала на этом этапе?».
  3. Перефразирование: «То есть, вы говорите, что неуверенность в том, кто станет вашим новым руководителем, создает для вас стресс». «Вы думаете, что нам нужно наращивать наши усилия в области маркетинга в социальных сетях».
  4. Краткое вербальное утверждение: «Я понимаю, что вам хотелось бы получить более частые отзывы о вашей работе», «Спасибо. Я ценю ваше время в разговоре со мной».
  5. Задавание открытых вопросов: «Я вижу, что критика начальника очень расстроила вас. Какой аспект его критики был самым тревожным?», «Нынешняя ситуация для вас невыносима. Какие изменения вы хотели бы увидеть?».
  6. Задавание конкретных вопросов: «Как долго будет длиться процесс вашего найма на работу?», «Какова средняя текучесть персонала?».
  7. Ожидание раскрытия вашего мнения: «Расскажите подробнее о своем предложении о реорганизации отдела», «Можете ли вы рассказать мне некоторые примеры относительно отношений с вашим бывшим деловым партнером?».
  8. Рассказ подобных историй: «Я тоже очень боялась возвращения на работу после рождения моего сына», «За последние два года я взял на себя ответственность за прекращение работы четырех сотрудников из-за сокращения штата. Даже если это необходимо, от этого не становится легче».

Заключение

Используя активное слушание, вы будете впечатлять собеседника или интервьюера.

Для неопытных кандидатов на работу эти навыки часто являются решающим фактором в ситуациях, когда работодатель решает – рискнуть нанять молодых специалистов с навыками эмпатического слушания или опытных кандидатов со слабым талантом в области межличностного общения.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/aktivnoe-slushanie-1.html

Метод активного слушания: как и почему он работает и почему не работает — мнение мамы-блоггера

На самом деле, активное слушание нужно применять правильно и вовремя. Александра Квитко — мама двоих детей, которая пользуется этим методом довольно часто и видит результат. Сегодня она поделилась с нами своими выводами и инсайтами.

Активное слушание − мой любимый «приемчик» в воспитании детей. Благодаря ему мы с легкостью обходимся без наказаний, практически устранили истерики и не заметили страшный-ужасный кризис 3-х лет.

Александра Квитко — мама, блоггер блога ВаряДаря. Сыр и Зефир, поэтесса и будущий психоаналитик.

Что такое «активное слушание»?

Известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер пишет, что «активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». Пример: «Я не хочу есть этот суп» — «Тебе не нравится суп».

Проще говоря, мы проговариваем вслух эмоции ребенка, которые тот может не осознавать. Он знает, что «что-то не так», но вот что именно − ему не понятно.

И когда мы называем чувство, которое он сейчас ощущает и находим причину этого чувства, мы решаем проблему.

Совет

Во-первых, мы даем ему понять, что нам не все равно, мы участливы, понимаем, что ему плохо, осознаем, что его проблемы ничуть не менее важны, чем наши, что мы его любим и сочувствуем.

Маленькому человеку, который хочет любви и внимания, уже и этого одного достаточно. А во-вторых, признание и обозначение проблемы − 80% ее решения. Вы удивитесь, как иногда простое проговаривание чувств имеет волшебный эффект.

Со взрослыми, кстати, тоже прекрасно работает.

Нужно понимать, что активное слушание − это не волшебная палочка, оно не поможет вам раз и навсегда решить все проблемы с ребенком.

Он же у вас не робот, да и вы не железная.

Но! Оно помогает установить тот самый важный контакт с малышом, дружеские отношения, чтобы приходя из школы в грустном настроении ему хотелось поделиться с вами болью, обидой и разочарованием, зная, что вы не будете его корить или упрекать, защищать учителя или других детей. Ребенок будет знать, что поговорив с вами, он получит понимание и сочувствие и ему будет легче от разговора. От одного только разговора! Не это ли самое главное?

Алгоритм применения метода активного слушания

Основная схема действий при применении активного слушания в моем его понимании выглядит так:

  1. Для начала нужно успокоиться самой. Ничего хорошего не выйдет у мамы, которая готова взорваться. Дышите, считайте, кричите в стакан или делайте что-то другое, чтобы успокоиться. Но не приступайте к активному слушанию на взводе. Дети все чувствуют. 
  2. После этого нужно установить контакт с ребенком. Да, если он уже вошел в «пике» истерики, сделать это достаточно сложно. Но все-таки возможно обратить на себя его внимание. Без крика, конечно же. Можно аккуратно погладить, взять за ручку, ласково позвать малыша по имени (не забывайте, что наше имя звучит для нас приятнее всего). Ваши и его глаза должны находится на одном уровне. Я обычно в таких случаях присаживаюсь на корточки. Любая позиция сверху говорит о доминировании, мы это чувствуем на уровне инстинктов и нам это не нравится. Детям, естественно, тоже. 
  3. После того, как вы присели на корточки и установили контакт, начинаете говорить. Сначала нужно обозначить чувство ребенка. Гиппенрейтер настоятельно рекомендует говорить утвердительно, не задавая вопросов. Вроде как детям сложно ответить на все эти вопросы. Я все же чаще использую именно вопросы, на которые можно ответить только да или нет. Очень важен первый вопрос-утверждение. Здесь нужно обозначить чувство. В принципе, подойдет просто описание «расстроился»: «Ты расстроился?» Понятно, что если ребенок плачет, кричит или истерит, то он расстроен. Но это обозначение лучше все же использовать в том случае, когда вы не можете другим словом описать состояние ребенка. Например, вы застали малыша уже плачущим и не видели, что произошло. Тогда «Ты расстроился» − самый лучший вариант. Но если «подсесть» на него, то вы упустите возможность рассказать малышу о существовании других чувств: обида, злость, боль, грусть, скука, разочарование, печаль. Верно ведь? Это же все разные чувства, но они так же подходят под описание «расстроился». 
  4. После того, как вы обозначили чувство, ребенок может прекратить плакать или немного поутихнуть, реже − нет. И в том, и в другом случае нужно продолжать. Озвучивайте всю ситуацию, которая произошла, используя при этом обозначения чувств. Проще объяснить на примере. 

Берем ситуацию. Варю Даря оттолкнул от какой-то игры. Я это видела. Но пока они общаются между собой, я не вмешиваюсь.

Моя позиция такова, что я заранее объясняю, как нужно решать конфликты (подойди и попроси, дождись своей очереди, выясни, почему он так сделал, попробуй понять, настаивай на своем, если тебе это важно), а они этому учатся уже сами в собственно конфликтных ситуациях.

Ведь научить чему-то ребенка можно только если он спокоен. Запомните: если ребенок расстроен, плачет или истерит, все ваши замечания в лучшем случае проходят мимо его ушей, а в худшем еще и вызывают агрессию.

В общем, ситуация. Варя расплакалась и подходит ко мне. Сейчас она уже сама говорит: «Даря меня обидел». В этой ее фразе заключено и чувство, которое она испытывает − «обида». То есть я логично скажу то же самое, но по-другому: «Дарик тебя оттолкнул, поэтому тебе обидно». Она чуть успокоится и скажет: «Да». Вот здесь важно сделать небольшую паузу.

Ведь вы же все-таки активно слушаете, а не активно говорите. Дайте ребенку возможность проговорить то, что он сам хочет сказать. Если ничего не происходит, продолжаем. «Ты хотела поиграть с Дарюшей, а он тебе не дал» − «Да».

Конкретно в этой ситуации я объяснила Варваре причину, почему Дарий так поступил и она сама сделала вывод (приняла решение), что нужно делать дальше. «Варюша, ты же знаешь, что это его игрушки и он может ими не делиться». После этого она бросила мне «да», подошла к Дарику и сказала: «Даря, можно мне с тобой вместе поиграть?» − «Да, конечно».

Помните, я говорила, что учу их, как действовать в конфликтных ситуациях? Ну вот, проговоренный конфликт помог Варваре выбрать нужный сценарий действий − попросить.

Это очень схематично, но, надеюсь, понятно.

Когда можно начинать?

Я часто слышу вопрос: когда можно начинать применять активное слушание? Разговаривать с ребенком нужно с первых дней. Это будет такое себе активное проговаривание. То, что мы обычно делаем по инерции. Не думайте, что оно уходит в никуда.

Все вот эти ваши «малыш покакал, ему мокро и неприятно, сейчас мы помоем попу и станет лучше» − это первые шаги к активному слушанию, проговаривание чувств и ощущений, а также шагов решения. Потом вы будете говорить: «Ты расстроен. Ты плачешь, потому что мама уходит. Я скоро вернусь и мы с тобой обязательно поиграем». Начинайте проговаривать чувства и эмоции как можно раньше.

И тогда уже в 2 или 3 года ваш ребенок прибежит и скажет вам (как мои дети мне, например): «Мама, мне не хватает твоего внимания. Обними меня и мне станет лучше».

Почему оно работает?

Людям (а детям особенно) нужно, чтобы их не оставляли наедине со своими переживаниями. Знаете вот эти шутки по поводу женщин, когда она сидит такая грустная, а муж подходит и говорит: «Что у тебя случилось?» Очень часто женщина (как и ребенок) воспринимает это как отстранение от ситуации.

«Разве он не видит, что мне плохо? Мог бы просто обнять и пожалеть! А то пришел расспрашивать!» А вот если бы он подошел и сказал «Ты расстроена, тебе плохо», да еще и обнял бы в придачу, она бы ему сама сразу же все рассказала. Он понял ее чувства, принял их, не отстранился. Та же история и с детьми.

Почему НЕ работает активное слушание?

Активное слушание − это прием, который нужно применять в сложных эмоциональных ситуациях для ребенка.

Вот здесь будьте внимательны! Это не способ для родителя добиться желаемого здесь и сейчас и навсегда закрепить полученный результат.

Это способ установления доверительных отношений и тесного контакта со своим ребенком, а также помощь в сложных ситуациях. Эксплуатируя активное слушание, вы убиваете его ценность.

Обратите внимание

В нашей, уже взрослой жизни, много проблем возникает потому, что мы не осознаем своих реальных чувств и желаний. Мы вот знаем, что нам «как-то скверно», а почему? Кто его знает. Просто «как-то так». Но так ведь не бывает. Всегда, поверьте мне, есть причина.

И первое, что нам нужно понять, для того, чтобы избавиться от вот этой скверности в душе, осознать чувство, которое мы испытываем. Обычно это очень сложно. Волнение это или тревога, боль, тоска, печаль, злость, ревность, зависть… Сложно, правда? Нас, к сожалению, не научили распознавать чувства и осознавать свои желания.

Но в наших силах научить этому своих детей. И первый шаг − это активное слушание. Мало того, что дети будут больше с вами делиться, ведь вы всегда «участвуете» в разговоре, слышите их, но и будут активно слушать вас.

Читайте также:  Перелом ключицы у детей со смещением и без до года и старше (в тч при родах) + фото

Правда! Мои сейчас уже прибегают и говорят, например, «Мамочка, ты грустная?» − «Да» − «А почему ты грустная?» − «Я очень устала, а впереди еще много работы» − «Не грусти, мама, я рядом!»…

Пусть этот метод поможет вам воспитать здоровую личность.

Источник: http://4mama.ua/kids/raising/7632-metod-aktivnogo-slushanie-kak-i-pochemu-on-rabotaet-i-pochemu-ne-rabotaet-mnenie-mamy-bloggera

Техники активного слушания примеры для продаж

Прием №4 — Присоединение

Для чего:

Создать раппорт – комфортную и безопасную для собеседника обстановку для общения и взаимопонимания

Как:

Техника активного слушания «Присоединение» подразумевает, что вы сразу не соглашаетесь, но и не спорьте. Используйте нейтральные слова. Попытайтесь воспроизвести интонацию, жесты, позу, тем речи собеседника

Техники активного слушания — Прием №5 и примеры — Эмпатия

Для чего:

Проявить сочувствие. Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Признать значимость и выразить уважение к мнению собеседника.

Как:

Использование техники активного слушания «Эмпатия» это — уловите эмоцию собеседника. Задавайте такие вопросы, которые усиливают или гасят ее. Признайте значимость проблем и чувств собеседника. Выразите свою признательность за его усилия и действия.

Примеры:

— Вам должно быть очень приятно …?

— Я вижу, что вы расстроены … ?

— Мне кажется, что эта информация заинтересовала вас …

— Похоже, Вас порадовало это известие …

— Я ценю Вашу готовность разрешить эту проблему

Техники активного слушания — Прием №6 и примеры — Отзеркаливание

Для чего:

Продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника. Привлечь его внимание к тому, что было важно для вас. Помочь говорящему увидеть другие аспекты, услышав себя со стороны.

Как:

Повторите самые значимые для вас фразы собеседника. Говорите на языке собеседника. Просто повторяйте несколько последних слов собеседника.

Примеры:

— И возвращаясь к Вашим словам о том что …

— Вы только что упомянули, о том что …

— «….5 филиалов и 700 сотрудников» …

Техники активного слушания — Прием №7 и примеры — Суммирование

Для чего:

Применяя технику активного слушания «Суммирование», акцентируйте внимание на ключевых моментах. Подвести разговор к конструктивному завершению.

Как:

Кратко перечислите важные факты, которые выяснились в течении разговора. Структурируйте и подведите достигнутые договоренности.

Примеры:

— Для того чтобы мы могли подвести итоги, перечислю важные пункты наших договоренностей. Итак, мы с вами выяснили, что 1. … 2. … 3

Техники активного слушания — Прием №8 и примеры — Подведение итогов

Для чего:

Техника активного слушания «Подведение итогов» — сведите воедино важные факты и идеи. Показать, что вы сообща достигли прогресса в переговорах. Создать основу для дальнейшего обсуждения.

Как:

Заново сформулируйте основные идеи и достигнутые договоренности. Подведите итоги. Введите предложения на основании суммирования. Сделайте выводы (помните, если выводы не сделали вы, их сделают за вас!)

Примеры:

— Итак, подводя резюме нашей встречи, предлагаю согласовать …

— Мы с вами можем договориться о том, что через 2 дня проводим встречу этим же составом и детально обсуждаем …, мы к встрече готовим …, а к вам большая просьба завтра до конца дня пришлите информацию по ….

Перейти на страницу начала статьи об активном слушании в продажах активное слушание в продажах

Фишка продаж АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Источник: http://wintobe.ru/tehniki-aktivnogo-slushania.html

Почему активное слушание это важный прием при разговоре с собеседником?

Всем здравствуйте! В статье «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?» мы столкнулись с таким парадоксом, что, если хочешь быть услышанным, научись прежде слушать сам. И вот сегодня мы как раз этим займёмся.

Активное слушание это такой способ ведения разговора, когда тот, кто его применяет, показывает другому, что слышит его и понимает.

Благодаря ему строятся доверительные или партнёрские отношения, улаживаются конфликты, снимается напряжение и создаётся тёплая, уютная, душевная атмосфера.

Придумал этот метод Карл Роджерс, один из создателей гуманистической психологии, а вот сам термин в нашу культуру ввела Юлия Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов. Она считала, что каждый, просто обязан знать его, как бизнесмен, политик, так и обычный родитель, чтобы налаживать глубокий контакт с ребёнком.

Слушание может быть:

  • Активное (рефлексивное) – процесс выяснения смысла сказанного, чтобы понять собеседника.
  • Пассивное (нерефлексивное) – умение молчать, давая пространство другому выговориться или освободиться от накопившихся эмоций. Заключается в том, что используя этот метод, человек не перебивает, и изредка может лишь вставить пару слов, таких как: «Да-да», «Понимаю»…
  • Эмпатичное – понимание эмоционального состояния собеседника, при чём, совместное проживание чувств, которые он испытывает.

Чем эффективно?

  • Помогает поднять самооценку другому человеку, показывая, что нам важно то, что он говорит, и мы уважаем его мнение, даже если не согласны с ним
  • Помогает выяснить проблемы и найти способы их решения
  • Решает конфликтные ситуации
  • Налаживает отношения с ребёнком и показывает ему на примере, как строить отношения с людьми и как к ним относиться
  • Структурирует сложные эмоциональные переживания
  • Даёт информацию о том, что чувствует другой и что с ним происходит не путём домыслов и догадок, а благодаря прямым вопросам и перефразированию
  • Даёт пространство для самостоятельного поиска решений проблемы, принятия ответственности
  • Помогает заметить малейшие нюансы, когда есть несоответствие в словах или ложь

Принципы

  1. Безоценочность суждений. То есть, мы не оцениваем то, что говорит нам собеседник, давая ему право на инаковость, даже если с чем-то не согласны.

    Уважительные и здоровые отношения – это когда два разных человека с разными взглядами на жизнь и разным опытом находят способы, чтобы быть вместе, не разрушая, и меняя друг друга при этом. Поэтому удержитесь от оценки, а так же от того, чтобы переубеждать его или вступать в спор.

    Используя этот принцип в своей жизни, вы научитесь уважать себя и других, строить глубокие и близкие отношения, ведь именно умение признавать право или мнение другого является явным признаком проявления личности, зрелой личности.

  2. Позитивность. Этот принцип призывает вас сохранять спокойствие и доброжелательность.

    Не стоит использовать категоричные высказывания или те, которые могут обидеть или ранить.

Искренность и честность.

Если помните, в статье про невербальное общение,  я уже говорил, что до 95% информации считывается на уровне подсознания, и что бы вы ни говорили и какие доводы не приводили, если вы лжёте – ваше тело обязательно будет об этом сигнализировать. Поэтому важно действительного хотеть понять другого человека. Бывает, что вы сами не в ресурсе, устали и чувствуете, что совсем нет сил, тогда просто скажите об этом.

Не мучайте себя и другого, в крайнем случае, разговор можно будет отложить. Иначе вполне естественно, если начнёте чувствовать раздражение, которое возникает при фрустрации потребностей. То есть, когда они не удовлетворяются. Подробнее о них можно рассмотреть в статье о потребностях по пирамиде Маслоу.

Приёмы

1.Пауза

Это как раз то пространство, я о котором я говорил в начале статьи. Удерживая паузу, вы даёте возможность себе и ему что-то осознать, вспомнить, придумать.

Таким образом, вы немного отстраняетесь от влияния эмоций на ваши мысли и поступки, и становитесь способны увидеть сложившуюся ситуацию под другим углом. Умение приостановиться творит чудеса.

И оно является самым сложным и простым одновременно.

Не каждый способен выдержать паузу, ведь тогда придётся столкнуться лицом к лицу со своими мыслями и эмоциями, от которых прежде сбегал с помощью забалтывания, быстрого темпа.

2.Уточнение

Это вопросы, с помощью которых становится возможным прояснить, что именно имел в виду собеседник. Порой это акцентирование внимания на неточности рассказа, которые также важно прояснить. К сожалению, часто происходит так, что мы домысливаем за другого, считая, что всё очевидно и понятно.

К примеру, ведь даже такое знакомое всем понятие, как любовь, расшифровывается для каждого человека по-разному. И если девушка заявляет о том, что её больше не любит мужчина, не стоит сразу же поддерживать идею о том, какой он нехороший. Вот как раз с помощью уточнения можно узнать, что он заботится о ней, только вот в последнюю неделю пару раз придя домой, лёг спать.

И не из-за отсутствия любви, а потому, что слишком напряжённые стали рабочие дни.

3.Перефразирование

Эта техника позволяет тому, кого слушают, получить обратную связь от вас и убедиться в том, что вы его понимаете, а также посмотреть на ситуацию немного по-другому, эмоционально от неё отдалившись.

К тому же, даёт пищу для размышления о том, как я изъясняюсь и выгляжу в глазах людей, насколько я понятен для них.

Следует просто повторить сказанное им, только коротко и немного другими словами, подчеркнуть главное и выделить смысл, который вам пытались донести.

4.Развитие мысли

Тут мы пробуем продолжить ход мыслей, если убедились, что верно поняли то, что нам хотели донести. Можно начать с такой фразы: «Ты хочешь сказать, что …».

5.Обратная связь

То есть наше впечатление о рассказе и самом рассказчике, только помните о принципе без оценочного суждения. Тут не стоит что-то советовать, просто скажите о своих чувствах, которые возникли, пока вы слушали, какие мысли вас посещали, можете привести в пример собственный опыт, если были в похожей ситуации.

6.Резюмирование

То есть, подведение итога беседы, она ведь не может длиться бесконечно. К примеру: «Если подытожить сказанное тобой, то ты…», «Итак, ты предлагаешь…»

Рекомендации

  1. Используя вышеперечисленные приемы во время общения, обязательно смотрите в глаза собеседнику. Это самое первое, что вы должны сделать – установить зрительный контакт. Улыбайтесь и кивайте головой, когда будет уместно. Про чтение по глазам, вы можете почитать в ранее опубликованной статье.

  2. Задавайте открытые вопросы, чтобы ответы были развёрнутыми. И следите за тем, чтобы они не выглядели, как допрос, помните про паузу и вставляйте обратную связь между ответами, если есть, что сказать.
  3. Перечитайте статью про невербальное общение, чтобы изучить открытые позы, жесты и мимику.

  4. Поощряйте его речь с помощью таких слов: «Ага», «понимаю», «да-да»… Также помогает такой метод, как «эхо», то есть следует повторить за ним последнее, либо ключевое слово. Он вынуждает рассказчика дать полный ответ, более понятный и чёткий, к тому показывает, что вы внимательны к его словам.

  5. Проявляйте эмпатию, или хотя бы заявляйте о предполагаемых чувствах, которые, как показалось, он испытывает: «Мне кажется, ты чем-то взволнован», «Мне грустно это слышать», «Я сопереживаю тебе в данный момент»… Для этого важно уметь ставить себя на место рассказчика, как бы образно «присоединяться» к нему, и уметь замечать изменения в своём внутреннем состоянии, чтобы отслеживать возникающие чувства.
  6. Интонация также играет важную роль. Проведите эксперимент, и подберите 20 вариантов произношения вопроса «как дела?». И вы тогда заметите разницу и поймёте, что смысл её полностью меняется, стоит только слегка изменить интонацию.
  7. Всегда выслушивайте до конца, не все умеют кратко формулировать свои мысли, и порой самое главное таится в конце речи.

Упражнения

  1. «Говорю и слушаю». Оно поможет вам понять, что для понимания и конструктивного диалога следует уметь делать паузу. Для этого выберите себе партнёра, и в течение пары минут одновременно друг другу что-то рассказывайте, после чего попробуйте пересказать услышанное.
  2. «Мимика».

    Вспомните какую-то ситуацию и расскажите партнёру только с помощью мимики и жестов, совсем не используя слов. После чего пусть он расскажет, какие чувства испытывал и предположения о самой истории. Затем поменяйтесь местами. Это упражнение научит вас быть более внимательным, «считывать» эмоции и суть рассказа с помощью невербалики.

  3. «Пересказ». Пусть партнёр в течение 5 минут расскажет о себе, к примеру, на что обычно злится и каким образом её проявляет, или о своих желаниях, мечтах, от чего испытывает радость… По истечению времени перескажите то, что поняли.

    Это поможет выработать навык определения сути сказанного, смысла, а также развивает умение не просто слушать, а слышать.

Заключение

Практикуйтесь, используйте все виды слушания, и тогда увидите, как меняются ваши отношения в семье, с коллегами и друзьями в лучшую сторону, стают более тёплыми, близкими.

Вы прослывёте интересной и уважаемой личностью, а для чего это надо, можете изучить в статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны».

Продуктивного вам общения, уважаемые читатели! И не забывайте, что есть возможность подписаться на mail рассылку новых статей блога(форма подписки внизу под текстом). Пока, пока.

Источник: https://qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/aktivnoe-slushanie-eto.html

Ссылка на основную публикацию