Исследование органа слуха у детей разного возраста

Педагогический аспект исследования слуха у детей первых 3 лет жизни / Альманах №2 / Архив

Одним из основных условий успешной реабилитации детей с нарушениями слуха является раннее начало коррекционной работы.

Получение достоверных данных о степени и характере снижения слуха в максимально ранние сроки позволяет определить адекватную программу работы по формированию и развитию нарушенной слуховой функции и становлению на основе развивающегося слуха устной речи в условиях широкого использования звукоусиливающей аппаратуры (в первую очередь индивидуальных слуховых аппаратов).

В ИКП РАО проводится комплексное изучение состояния слуховой функции у детей.

Наряду с медицинским обследованием, предполагающим осмотр ребенка педиатром, невропатологом и оториноларингологом, проводятся электрокорковая аудиометрия (лаборатория нейрофизиологии), а также педагогическое исследование слуха в ходе диагностических занятий, включающих специальную целенаправленную работу по развитию слухового восприятия и формированию устной речи и многократную тональную аудиометрию (с 1,5 — 2 лет) по условнорефлекторной методике (лаборатория аудиологии и обучения произношению детей с нарушениями слуха).

Обратите внимание

В данной статье излагаются педагогические подходы к оценке степени и характера снижения слуха.

Обследовано более 100 детей в возрасте от 3 мес до 3 лет, имеющих как нормальный, так и нарушенный слух.

Для обследования использовали разнообразные звуковые стимулы: набор звучащих игрушек, отличающихся динамической выраженностью частот 500 — 5000 Гц (барабан, свисток, гармошка, дудка, шарманка, погремушка), речевые сигналы: слогосочетания и слова, произносимые шепотом и голосом разговорной и повышенной громкости, синтетические сигналы, имеющие заданные частотно-динамические характеристики (модулированный сигнал и чистый тон аудиометра).

Исследование слуха основывается как на регистрации различных проявлений безусловно-ориентировочного рефлекса при однократном обследовании, так и на выработке условно-двигательной реакции на различные звуковые стимулы. Условный рефлекс вырабатывался у детей старше 1,5 года в ходе специальных диагностических занятий в течение 2 — 4 нед.

В процессе обследования выявляют максимальные расстояния, на которых отмечаются реакции на каждый из неречевых и речевых стимулов, наличие реакции локализации, а также интенсивность синтетического сигнала на исследуемых частотах, при которых регистрировалась реакция на звук.

Характеризуя реакции на звуковые стимулы у детей с нормальным слухом, следует отметить, что их особенности определяются прежде всего возрастом ребенка.

В 3 — 4 мес дети реагируют на все предъявляемые стимулы на расстоянии, не превышающем 3 — 4 м, у детей 6 — 12 мес максимальные расстояния, на которых наблюдаются реакции на набор звучаний, колеблют- ся от 3 до 5 м, дети старше года реагируют на все предъявляемые звучания на расстоянии более 5 м. (Здесь и далее это — максимальное в данном эксперименте расстояние).

Определить направление звука дети могут на расстоянии, либо равном максимальному, либо на 1 — 1,5 м меньшем. Лишь у самых маленьких детей — в 3 — 4 мес — реакция локализации может быть еще не сформирована, что имеет место, как правило, в случаях недоношенности.

Важно

Реакции на голос у детей до 1,5 года имеют определенные особенности. Все младенцы реагируют комплексом оживления на вид говорящего лица.

В то же время при исключении зрительного компонента восприятия реакция на голос разговорной громкости часто отсутствует и при нормальном слухе.

Дети старше 1,5 — 2 лет в некоторых случаях не дают видимых реакций на речевые стимулы типа слогосочетаний, в то же время отчетливо реагируют на шепотную речь при произнесении имени ребенка.

Характеризуя реакции детей до 1,5 года на синтетические сигналы, важно отметить, что безусловно-ориентировочная реакция на данный стимул во многих случаях отсутствует, либо появляется в ответ на сигнал интенсивностью 40 — 75 дБ (в зависимости от возраста ребенка) по всему диапазону частот (500 — 6000 Гц). Восприятие синтетического сигнала на уровне безусловно-ориентировочной реакции у детей с нормальным слухом старше 1,5 года не исследовалось, так как в этом возрасте возможно получение данных при проведении субъективной аудиометрии. В этом случае у детей с нормальным слухом получены пороги восприятия чистого тона по всему диапазону частот (125 — 8000 Гц) при интенсивности 5 — 15 дБ. Особенности реакций на звуковые стимулы у детей, имеющих нарушение слуха, определяются и возрастом, и уровнем снижения слуха.

Анализ результатов исследования нарушенной слуховой функции позволил выделить две возрастные группы детей: до 1,5 года и старше 1,5 года. Это связано с тем, что оценка состояния слуха внутри этих групп осуществляется разными методами.

На основании полученных данных при обследовании слуха детей до 1,5 года выделены три уровня снижения слуха.

Первый уровень характеризуется тем, что дети воспринимают весь набор предъявляемых стимулов. При этом максимальные расстояния, на которых один и тот же ребенок ощущает звучание игрушек разной интенсивности, различны. Они колеблются в пределах 0,3 — 5 м.

Звучание всех или наиболее интенсивных стимулов локализуется справа, слева и сзади при уменьшении расстояния до 0,2 — 1,5 м. На синтетический сигнал часть детей не реагирует, а часть воспринимает его в частотном диапазоне до 4000 Гц при интенсивности стимула 85 — 100 дБ.

Совет

Реакция на голос разговорной громкости отмечается лишь у 7 % детей, причем на близком расстоянии.

Второй уровень снижения слуха характеризуется тем, что воспринимается уже не весь набор звучаний. Большинство детей не реагируют на звук шарманки и погремушки. Максимальные расстояния, на которых отмечаются реакции на отдельные стимулы, колеблются от 0,05 — 0,3 м до 3 — 5 м.

Локализуются звучания только тех стимулов, которые воспринимаются на расстоянии более 1 м. Определить направление звучания дети могут, как правило, на расстоянии, не превышающем 0,5 м. Синтетический сигнал воспринимается ими в диапазоне до 2000 Гц при интенсивности 85 — 100 дБ.

Реакций на голос не отмечается.

Третий уровень снижения слуха характеризуется тем, что дети воспринимают резко ограниченное количество предъявляемых стимулов. Реакции обычно отмечаются на звучание барабана, в некоторых случаях — дудки и свистка.

Эти дети не могут определить направление звука справа и слева, иногда локализуют звучание барабана сзади. Если синтетический сигнал воспринимается ребенком, то он ощущает его в очень узком диапазоне частот — до 500 — 1000 Гц при интенсивности 85 — 100 дБ.

На голос разговорной громкости дети не реагируют.

Первый уровень снижения слуха можно охарактеризовать как тугоухость, второй — как значительную тугоухость, а третий — как глухоту.

Продолжительные наблюдения за детьми в процессе занятий по развитию слуховой функции позволяют утверждать, что лишь дети в возрасте до 1,5 года при первичном обследовании дают отчетливые реакции на все стимулы, которые они воспринимают. Дети более старшего возраста в ряде случаев не дают видимых реакций на звуки, доступные их слуху. Вследствие этого у детей старше 1,5 года на уровне безусловно-ориентировочной реакции можно лишь установить факт снижения слуха.

Большинство детей старше 1,5 года на уровне безусловно-ориентировочной реакции ощущают лишь наиболее интенсивные звучания: барабан и громкий голос.

Обратите внимание

Незначительная часть детей реагирует на большее количество стимулов, но при этом звучание тихих сигналов — шарманки, погремушки — воспринимается на очень ограниченном расстоянии (0,05 — 0,1 м) или совсем не воспринимается.

Определить уровень снижения слуха у детей старше 1,5 года можно только после выработки условно-двигательной реакции на звук в ходе диагностических занятий.

Условно-двигательная реакция вырабатывается, как правило, за 5 — 8 занятий. В ходе последующих занятий определяются максимальные расстояния, на которых ребенок реагирует на звучание той или иной игрушки, голоса. Для получения стабильных результатов требуется в основном 2 — 4 нед.

Данные педагогического исследования на основе условно-двигательной реакции на звук принципиально отличаются от результатов, полученных на основе безусловно-ориентировочной реакции (типичные данные представлены в таблице).

Как видно из таблицы, все дети после диагностических занятий начинают ощущать звучание большего количества стимулов, при этом, как правило, значительно увеличивается расстояние, на котором они слышат звучание игрушек и голоса разговорной или повышенной громкости.

Таблица. Реакции на звуковые стимулы у детей старше 1,5 года (в м.)

Важно подчеркнуть, что у детей с одинаковыми результатами безусловно- ориентировочной реакции, после проведения занятий получены принципиально разные данные. При первичном обследовании 4 из 5 исследуемых (см.

таблицу) можно было отнести к категории глухих, в то время как при исследовании слуха на основе выработанной условно-двигательной реакции на звук глухими с разными остатками слуха оказались лишь 2 (Саша Л. и Шура Б.

), что подтвердилось и данными тональной аудиометрии.

Полученные результаты показали, что при разграничении глухоты и тугоухости наиболее информативной является реакция на речь. Слабослышащие дети реагируют на звучание голоса разговорной громкости на расстоянии не менее 0,5 м.

Важно

Глухие дети ощущают его на расстоянии менее 0,3 м, часть же детей слышат только громкий голос.

Среди глухих исключение составляют те дети, у которых хорошо сохранен слух на низких частотах (на 125 и 250 Гц потеря слуха не более 50 — 60 дБ); они могут реагировать на голос разговорной громкости на расстоянии до 1 — 2 м.

В ходе диагностических занятий проводилась многократная (не реже 3 раз) тональная аудиометрия по условнорефлекторной методике. В ответ на подаваемый в наушники тон ребенок выполняет определенное действие (надевает кольца пирамиды и т. п.).

В процессе целенаправленной тренировки у большинства детей происходят существенные изменения в порогах слуховой чувствительности в сторону их понижения и расширения диапазона воспринимаемых частот (см. рисунок). Лишь у части детей изменения в порогах незначительные.

Данные педагогического исследования слуха, полученные в ходе диагностических занятий, коррелируют (при уровне существенности 0,01 по ранговому критерию Спирмена) с порогами тональной аудиометрии, что говорит об определенной надежности полученных результатов.

Изменение порогов слуховой чувствительности у Иры Б., 2 лет (а) и Марины К., 1 года 8 месяцев (б). 1 — при первом обследовании; 2 — в конце диагностических занятий. ПНО — порог неприятного ощущения; штриховка — область разговорной речи.

Таким образом, совокупность данных, получаемых при педагогическом исследовании слуха у детей первых 3 лет жизни позволяет не только установить факт снижения слуха, но и определить уровень его нарушения на данный период обучения.

При этом у детей до 1,5 года заключение о состоянии слуха можно сделать на основе регистрации различных проявлений безусловно-ориентировочного рефлекса на комплекс звуковых раздражителей, а у детей старше 1,5 года — при условии выработки условно-двигательной реакции на звуковые стимулы.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Совет

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогический аспект исследования слуха у детей первых 3 лет жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. Альманах №2 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/pedagogicheskij-aspekt-issledovanija-sluha-u (Дата обращения: 28.03.2019)

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/pedagogicheskij-aspekt-issledovanija-sluha-u

Методы исследования слуха

Орган слуха является одним из основных анализаторов, обеспечивающих связь человека с окружающей средой.

На сегодняшний день современная отоларингология занимается лечением целого ряда различных нарушений со стороны данного органа чувств.

Однако корректная терапия может быть подобрана лишь после проведения полного и адекватного обследования, которое обязательно выполняется под контролем высокоспециализированного специалиста.

Виды диагностики

Первый диагностический поиск врач начинает одновременно с ознакомлением с жалобами больного, а также с историей развития заболевания. Способы возможных исследований при различных состояниях весьма разнообразны, что главным образом зависит от специфики болезни и возраста пациента.

Различают два основных направления в диагностике — это субъективные и объективные методы обследования слуха. Они одинаково используются у людей разных возрастных групп, однако обследование слуха у детей имеет свои особенности.

Так, детям раннего возраста для оценки слухового восприятия назначают безусловно- и условнорефлекторные методики исследования. В случаях правильного выполнения они являются достаточно информативными.

Безусловнорефлекторный способ

Довольно распространенный метод оценки слуха у новорожденных, который основывается на реагировании ребенка на звуковой раздражитель. Данная реакция образуется без каких-либо предварительных подготовок. К ним относят рефлексы:

  • Бехтерева – реагируя на звук, ребенок начинает усиленно мигать, повышается активность век.
  • Шурыгина – у ребенка на фоне наличия звукового раздражителя расширяется зрачок.
  • Сосательный и глазодвигательный.
  • Увеличение частоты дыхания и сердцебиения.
  • Усиление двигательной активности в конечностях.

Рефлексы можно считать положительными в случае трехкратного повторения одной из возможных реакций в ответ на звуковой раздражитель.

Помимо вышеизложенных реакций, в ответ на громкий звук у малыша часто могут возникать испуг, замирание или же пробуждение, а также появляются разнообразные гримасы на лице.

Несмотря на доступность и легкость в использовании, эта методика имеет ряд недостатков:

  • Для каждого малыша характерна своя, индивидуальная реакция на раздражитель.
  • При повторной проверке отмечается снижение рефлекса.
  • Для появления реакции необходимо воздействовать достаточно высоким звуковым порогом, что ухудшает выявляемость нарушений слуха до 50 или 60 дБ.

Подобная диагностика слуха у детей оказывается малоинформативна при наличии у ребенка сопутствующей патологии со стороны нервной системы.

Читайте также:  Как приучить ребенка к горшку: во сколько следует начинать приучать ребенка к горшку. как правильно приучить к горшку мальчика.

Условнорефлекторный способ

Данный метод успешно применим лишь в следующих пределах детского возраста – от года до трех лет, поскольку в старшей возрастной группе уже нет той заинтересованности, а у самых маленьких отмечалась повышенная утомляемость.

Основывается он на формировании условного рефлекса в ходе многократного повторения звукового сигнала на фоне безусловных рефлексов – оборонительного, пищевого (в основе положена теория Павлова).

Наиболее часто у ребенка появляются зрачковая, мигательная и сосудистая реакции. Также метод имеет свой перечень недостатков: при повторении рефлекс быстро угасает, невозможно точно выявить порог слышимости.

У детей с психическими нарушениями такой вид диагностики сильно затруднен. К достаточно информативным субъективным методам относят и тональную аудиометрию, но поскольку она применяется у детей старше семи лет, распространение в младшей группе получила игровая аудиометрия.

Игровая аудиометрия – это субъективное исследование слуха у детей начиная с трехлетнего возраста. Ребенку демонстрируют игрушку или же картинку, подкрепляя данное действие звуковым сопровождением, в результате чего достигается получение рефлекторной реакции на звуковой сигнал.

Для предотвращения угасания полученного рефлекса необходимо проводить замену используемых картинок или игрушек. Громкость звука также необходимо снижать, что позволяет провести анализ слуха согласно полной тон-шкале.

Полученные данные сохраняются на аудиограмме – графическом изображении, показывающем связь между остротой слуха и интенсивностью звука и дающем оценку слуховой проводимости.

Диагностика центральных изменений слуха у детей

Во многих случаях у ребенка с физиологическим порогом слуха и интеллектом удается выявить наличие нарушений в способности различать между собой звонкие и глухие согласные, запоминании порядка звуков, в избирательном непонимании устной речи. Эти признаки характерны именно для центральных нарушений со стороны органа слуха. Чтобы их диагностировать проводят следующие методы исследования слуха:

  • Дихотический тест. Имеет множество вариаций. Основа метода состоит в одновременном воздействии на оба уха двух совершенно различных речевых сигналов. Это позволяет выявить нарушения со стороны корковых отделов и определить пораженную сторону.
  • Монауральный тест. В отличие от дихотического теста, речевой сигнал подается последовательно. Используется метод для выявления нарушений со стороны ствола головного мозга.

Также используются тесты, которые дают оценку восприятию временной структуры сигнала, что помимо выявления патологии со стороны корковых отделов, позволяет определить зрелость слуховых путей.

Субъективная оценка органов слуха

Уже с двухлетнего возраста допустимо для проверки слуха использовать одинаковый подход в обследовании как у взрослых, так и у детей.

Однако это становится возможным только в случае, если ребенок к этому времени начал проходить речевое развитие – он уже в состоянии повторять слова или же указывать на их визуальное изображение на картинках.

Таким образом, помимо вышеуказанных обследований допустимо проводить субъективные методы исследования слуха в виде шепотной речи.

Данный способ диагностики базируется на умении человека распознавать различные речевые сигналы, находясь при этом на расстоянии шести метров от источника звука. В процессе исследования обследуемого помещают в относительно звукоизолированное помещение, располагая его таким образом, чтобы одно ухо было направлено в сторону источника звука, а другое тем временем прикрыто.

Обратите внимание

Обычно для исследования используют двухзначные числа или же специально подобранные слова, с перечнем которых можно ознакомиться в таблице В. Воячека.

Полученные результаты могут свидетельствовать об уровне выявленных нарушений.

Так, например, нарушения со стороны звуковоспринимающего аппарата удается выявить в том случае, если человек плохо воспринимает шепотную речь, а разговорную — довольно хорошо.

Если же у обследуемого отмечается ухудшенное восприятие фраз, но сохраняется нормальное понимание простых звуков, то можно судить о наличии нарушений в зоне слуховых центров.

Имеются и другие субъективные способы обследования слуха детей и взрослых, которые включают использование специального инструментария – камертонов.

С их помощью удается оценить воздушную и костную проводимость звука, что, в свою очередь, позволяет судить о качестве функциональной способности органа слуха.

Количественная оценка дается на основании времени, за которое обследуемый воспринимает звуковые сигналы от раздраженного камертона.

Именно данный метод диагностики позволяет уточнить причину изменений со стороны слуховой функции у слабослышащих: будь то поражение звукопроводящего (нарушено восприятие низких тонов) или же звуковоспринимающего (ухудшение восприятия высоких тонов) аппарата.

С учетом периода адаптации и утомляемости организма, работающий камертон подносят к уху не более, чем на 5–10 секунд и в течение такого же времени относят.

Отоакустическая эмиссия

Несмотря на то что субъективные способы диагностики широко используются, высокую популярность, благодаря своей высокой информативности и точности, завоевали именно объективные методы исследования слуха.

Одним из таких видов данной диагностики, которая проводится с целью массового скрининга и применяется на начальных этапах обследования, является метод отоакустической эмиссии (ОАЭ).

В области наружного прохода помещается миниатюрный микрофон, регистрирующий слабый звук, который возникает вследствие двигательной активности наружных волосковых клеток органа Корти. Если слышимость снижается более чем на 25–30 дБ в соответствии с нормальными величинами, то этот слабый звук во время исследования зарегистрировать не удается.

Важно

Различают спонтанную ОАЭ, которая регистрируется без проведения акустической стимуляции и ОАЭ вызванную акустическим стимулом (коротким, единичным тональным или же двумя чистотональными). Характеристики вызванной ОАЭ изменяются согласно возрасту обследуемого.

Исследование имеет и отрицательную сторону — амплитуда ОАЭ уменьшается при воздействии высокого шума. Однако такой метод позволяет установить лишь сам факт снижения слуха, а не детализировать уровень и степень возникшего поражения.

Акустическая импедансометрия

Акустический импеданс позволяет зарегистрировать цифры давления в среднем отделе уха, выявить присутствие жидкости и повреждений в барабанной перепонке, в соединении слуховых косточек. В основе метода лежит измерение сопротивления, которое оказывает наружный и средний отделы уха в ответ на звуковой сигнал.

Полученные низкие значения акустического импеданса соответствуют физиологическим показателям, любое отклонение от нормы всегда говорит о наличии нарушений со стороны среднего уха и барабанной перепонки. Кроме этого, метод включает динамическое измерение податливости барабанной перепонки (тимпанометрию), а также регистрацию рефлекторного сокращения стременной мышцы.

Если акустический рефлекс находится в пределах 75–80 дБ – это свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны звукопроводящей системы. Его отрицательные значения часто выявляются при отитах, сопровождающихся скоплением жидкости, воспалении евстахиевой трубы.

Для получения достоверных данных необходимо учесть состояние человека во время обследования — наличие нарушений со стороны нервной системы, прием седативных лекарственных средств, а также давать оценку согласно возрасту человека.

Компьютерная аудиометрия

Все описанные ранее методы диагностики нарушений слуха уступают по своей информативности данному виду исследования. Начинают проводить обследование с введения пациента в состояние медикаментозного сна, поскольку процедура длится довольно долго. Такую диагностику можно проводить у детей, достигших трехлетнего возраста.

В основе метода лежит регистрация электрической активности системы слуха, которая возникает в разных отделах органа слуха, в качестве реакции на звуковой раздражитель. Различают четыре класса регистрируемых вызванных потенциалов: стволомозговые, средне и длиннолатентные (корковые), а также улитковый потенциал.

Электрокохлеография дает оценку состоянию периферического отдела органа слуха. Наиболее часто этот метод назначается при наличии подозрения на гидропс лабиринта, а также в качестве базисного обследования при интраоперационном наблюдении. Корковые потенциалы отображают реакцию мозговой коры на звуковой сигнал, а коротколатентные – ствола мозга.

Совет

Данный метод активно применяется в диагностике патологических состояний органа слуха в детском возрасте. Электрические потенциалы значительно дополняют полученные иными способами сведения об особенностях нарушений со стороны слухового аппарата.

Сложность данного исследования заключается лишь в необходимой предварительной седации обследуемого.

На данный момент этот метод диагностики применяют только в специализированных центрах, поскольку нуждается в хорошей оснащенности оборудованием и в работе высококвалифицированных специалистов.

Источник: http://elaxsir.ru/simptomy/diagnostika/metody-issledovaniya-sluxa.html

Виды диагностики слуха у детей (научное описание) / Дети / Слух — Центр АВРОРА, Киев

© Елена Соколова, PhD (Отоларингология)

Методы исследования слуха у детей раннего возраста подразделяются на 2 группы. 

  • Поведенческая аудиометрия – наблюдение за реакциями, изменением поведения ребенка при предъявлении звука. В поведенческой аудиометрии выделяют:
    • Безусловно-рефлекторный метод – основан на наблюдении за безусловными реакциями ребенка на звук.
    • Условно-рефлекторные методы — основанные на выработке условных рефлексов на звуковую стимуляцию (выработке двигательной, поведенческой или словесной реакции на звук).
  • Объективные (физиологические) методы исследования — измерение физических параметров или регистрация физиологических реакций слухового анализатора на звуковое раздражение. Объективные методы исследования не требуют активного участия в процессе обследования самого пациента, могут быть проведены в состоянии сна или под наркозом.

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод

У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук.

В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается.

Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые  звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).

Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции. При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на  изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Безусловно-рефлекторная аудиометрия имеет существенные недостатки. Реакция ребенка на звук зависит от состояния ребенка: может быть различна, если ребенок голоден, капризен, сонный или наоборот – хочет спать.  Многие дети (в том числе и нормально слышащие) реагируют на громкий звук, что не позволяет точно определить пороги слышимости. 

Результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии носят ориентировочный характер.

Условно-рефлекторные методы

Условно-рефлекторная аудиометрия

Условно-рефлекторную аудиометрию проводят детям в возрасте от 7-8 месяцев до 3-х лет.

В Медицинском центре АВРОРА™ условно-рефлекторную аудиометрию проводят в звуковом поле с помощью уникального компьютерного детского игрового аудиометрического комплекса (ДИАК).

Он состоит из клинического аудиометра Interacousrics, двух громкоговорителей, соединенных с внешним входом аудиометра, расположенных на специальной подставке слева и справа от места расположения обследуемого ребенка на расстоянии 1 м от головы.

Обратите внимание

В комплект установки также входят два монитора, расположенных слева и справа от обследуемого ребенка, на экране которых появляются анимированные изображения для формирования у ребенка условного рефлекса на звук. У ребенка вырабатывают условный рефлекс на звук, приучая его поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук.

В качестве подкрепления рефлекса используют монитор с возникающим на нем анимированным изображением. Результаты условно-рефлекторной аудиометрии в меньшей степени зависят от состояния и настроения ребенка, чем результаты безусловно-рефлекторной аудиометрии.

Метод условно-рефлекторной аудиометрии позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости для левого и правого уха.

Рисунок 2. Условно-рефлекторная аудиометрия в Медицинском центре АВРОРА™ 

  Детская игровая аудиометрия

С помощью игровой аудиометрии проводят исследования слуха детям в возрасте от 3 до 7 лет.

Для проведения исследования слуха методом игровой аудиометрии детей сначала обучают слушать звуки и реагировать на них путем участия в игровой ситуации: перекладывать кубики из одной коробки в другую, снимать или нанизывать кольца пирамидки.

Исследования порогов слышимости начинают, убедившись, что ребенок понимает задание и может его выполнить. Звуки от аудиометра поступают в ухо ребенка через головные или костные телефоны.

Игровая аудиометрия позволяет определить частотноспецифические пороги слышимости воздушно- и костнопроведенных звуков для каждого уха. 

Рисунок 3. Игровая аудиометрия

Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность

К объективным методам исследования слуха, применяемым  педиатрической аудиологии относятся следующие.

Импедансная аудиометрия — измерение акустической проводимости среднего и внутреннего уха в ответ на звук.

Тимпанометрия — измерение  значений акустической проводимости при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе. Для проведения теста акустический зонд с помощью ушного вкладыша помещают в наружный слуховой проход.

Важно

При этом давление в наружном слуховом проходе меняется от + 200 мм до – 400 мм водяного столба. Прибор регистрирует изменение параметров отраженного от барабанной перепонки звука.

Читайте также:  Составляем рацион, график питания детей 6-7 лет и меню для дошкольников - это залог крепкого здоровья

При спокойном поведении ребенка исследование занимает меньше минуты.

Результаты тимпанометрии используются для оценки состояния подвижности барабанной перепонки, среднего уха, цепи слуховых косточек.

Акустическая рефлексометрия — измерение  значений акустической проводимости структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы среднего уха, вызванное громкими звуками. 

Результаты акустической рефлексометрии используются для диагностики кондуктивной и сенсоневральной тугоухости, поражения слухового нерва, ствола головного мозга, лицевого нерва.

Рисунок 4. Импедансометрия в Медицинском центре Аврора™. 

Регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ) – регистрация чрезвычайно слабых звуковых колебаний, генерируемых наружными волосковыми клетками внутреннего уха в ответ на звуковую стимуляцию. ОАЭ регистрируют при спокойном состоянии ребенка с помощью зонда, расположенного в наружном слуховом проходе. Исследование безболезненное, продолжительность от 30 секунд до 3 минут.

Результаты регистрации вызванной отоакустической эмиссии используются для оценки состояния наружных волосковых клеток внутреннего уха.

Рисунок 5. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии с помощью модульного прибора Titan, производство Interacoustics, (Дания). 

Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) — выявление электрофизиологической активности внутренних волосковых клеток улитки внутреннего уха, слухового нерва и ствола головного мозга в ответ на звуковые стимулы.

Совет

Результаты регистрации КСВП используются для скрининга слуха новорожденных и детей младшего возраста, выявления синдрома слуховой нейропатии, диагностики центральных и периферических нарушений органа слуха, оценки порогов слышимости аудиометрических частот.

Рисунок 6. Регистрация КСВП  в Медицинском центре Аврора™.

 

Значение видов диагностики слуха у детей

Вышеперечисленные виды диагностики слуха новорожденных, детей грудного и дошкольного возраста являются обязательными компонентами комплексной объективной диагностики слуха.

Анализ результатов тестов позволяет врачу выявить характер слухового нарушения, определить степень снижения слуха и разработать правильную тактику лечения и слухо-речевой реабилитации ребенка, правильно подобрать и настроить слуховые аппараты.

Отдельные тесты могут проводиться детям по направлению врачей-отоларингологов, сурдологов, неонатологов, педиатров, врачей Медицинского центра АВРОРА™ для уточнения диагноза, скрининга слуха, наблюдения за динамикой лечения ребенка, например при остром отите.

Дорогие Родители! Профессиональная своевременная диагностика слуха у детей позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка, поможет ребенку с нарушением слуха обучиться речи и стать полноценным членом общества.

Наш многолетний опыт оказания высококвалифицированной слуховой помощи детям поможет вам. Обращайтесь к нам в Медицинский центр АВРОРА®.

За дополнительной информацией о комплексной объективной диагностике слуха у детей обращайтесь в Медицинский центр АВРОРА®.

Запись на прием в Медицинский центр: тел.  (044) 333-43-10,  моб. (098) 120-45-16
Запись на прием по SMS: моб. (050) 382-4195
Запись на прием по E-mail: clinica@aurora.ua
Запись на прием через сайт Записаться на прием

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/vidy-diagnostiki-sluha-u-detei-nauchnoe-opisanie.htm

Исследование слуха у детей



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Обратите внимание

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Современная сурдологическая наука основывается практически на трех важнейших направлениях: определение остаточного слуха, его использование и его развитие. Первое и частично второе направление являются прерогативой оториноларинголии и аудиологии. Третье же базируется на всех достижениях сурдологической науки.

Несомненно, что исследование остаточного слуха у детей имеет чрезвычайно важное значение не только с точки зрения ранней профилактики тугоухости, но и, что не менее важно, с точки зрения профилактики патологических изменений речевого центра, развитие которого полностью зависит от образования разнообразных условнорефлекторных связей с органом слуха. Правильная аудиометрическая оценка состояния слуховой функции ребенка является важнейшим условием для выбора дальнейших реабилитационных мероприятий. Однако не менее важную роль при этом играют анамнестические данные, особенности развития и клинического течения тугоухости, данные эндоскопии и др. Только анализ комплексных результатов обследования может привести к правильной постановке диагноза, к правильной оценке потенциальных возможностей слуховой системы ребенка. Необходимо отметить, что существенное значение в достоверной оценке потенциальных возможностей остаточного слуха принадлежит стабилизации подчас чрезвычайно разнообразных аудиометрических данных у детей, что достигается в значительном числе случаев проведением систематической слуховой тренировки, создающей возможности для установления истинных слуховых порогов, а также учетом возрастных особенностей остроты слуха.

Выявление патологии детского слуха затрудняется тем, что ребенок, как правило, не жалуется на тугоухость, а окружающие замечают ее тогда, когда время для эффективных мероприятий бывает упущено.

Отсюда понятно, что чем раньше выявлены те или иные нарушения со стороны слухового анализатора, чем своевременнее начата хирургическая или консервативная реабилитация или другие целенаправленные мероприятия по использованию остаточного слуха ребенка, тем больше шансов на то, что ребенок не останется тугоухим, страдающим пороками речи или глухонемым. Это отвечает основному принципу профилактического направления советского здравоохранения.

Наибольшие трудности, с которыми сталкивается современная детская сурдоаудиология, — это исследование остаточного слуха у детей младшего возраста (до 2…3 лет) и особенно у новорожденных.

Важно

Отсутствие унифицированных методик, позволяющих получить достоверные данные о состоянии слуховой функции у маленьких детей, наконец, отсутствие единого мнения исследователей о возрастных аспектах для использования тех или иных методик, их трудоемкость и т. д.

— все это создает подчас непреодолимые трудности, заставляющие врачей еще в значительном числе случаев отказываться от своевременного (раннего) исследования и ожидать более благоприятного времени, наступающего, по их мнению, в возрасте 3…5 и более лет.

Закономерен вопрос: правомочно ли подобное мнение? Не только не правомочно, но и чрезмерно вредно, ибо только раннее выявление патологии детского слуха, только рано начатые реабилитационные мероприятия открывают те, к сожалению все еще немногие, возможности для максимального использования остатков слуха, которые все-таки в значительном числе случаев приводят к успешным результатам. Учитывая накопленный в последнее десятилетие опыт исследования слуховой функции у детей, а также возрастные возможности для использования различных методик, мы, в отличие от ранее предложенных возрастных классификаций [Ермолаев В. Г., Левин А. Л., 1969; Northern Е., Downs М., 1978], считаем целесообразным разделить всех детей на 6 возрастных групп:

— от периода внутриутробного развития до периода новорожденности;

— от периода новорожденности до конца 1-го года жизни;

— от 1 года до 3 лет;

— от 3 до 5 лет;

— от 5 до 7 лет;

— от 7 до 14 лет.

Классификация приводится для удобства исследователей и учитывает в каждой возрастной группе наиболее рациональные в практическом отношении и наиболее используемые в случаях нормального психологического развития ребенка возрастные методики.

В то же время предлагаемая возрастная классификация ни в коей мере не является догматичной, т. е.

исключающей возможность применения в более старшем возрасте методик, предлагаемых к использованию в начальных группах (например, условнорефлекторных методик, электроэнцефалографии, электрокохлеографии и т. д.).

Источник: https://megapredmet.ru/1-16175.html

Проверка слуха у детей

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты.

Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи.

Совет

Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц).

На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты.

Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Читайте также:  Орви лечение у детей до года и после новорожденного возраста: принципы лечения и профилактика

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Источник: https://lorcabinet.ru/simptomy/narusheniya-sluha/audiogramma-u-mladenca.html

Исследование слуха у новорожденных детей

Неонатолопя

УДК 616.28-008.814-053.3-072.7

ШИЛОВА H.A., ХАРЛАМОВА Н.В., ЧАША Т.В., КУЛИКОВА Н.Ю., ТОЛКАЧЕВА Е.В.

Федеральное государственное учреждение «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Росмедтехнологий», Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Резюме. Частота нарушений слуха у новорожденных детей составляет 1—2 %.

Нами было обследовано 105 новорожденных из группы риска по развитию тугоухости при помощи метода задержанной вызванной отоакустической эмиссии и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения с помощью прибора «Нейро-Аудио-Скрин» (фирма «Нейрософт», г. Иваново).

Отоакустическая эмиссия была выделена у 90 (85,7 %) новорожденных, что свидетельствовало о нормальной слуховой функции.

Обратите внимание

У 15 (14,3 %) детей был получен результат «Не прошел», у 13 из них отрицательный результат аудиологического обследования был подтвержден при обследовании методом коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, и им был поставлен диагноз сенсоневральной тугоухости 1-2-й степени тяжести. Ключевые слова: новорожденные, нарушения слуха, отоакустическая эмиссия.

Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, а нарушения слуха легкой и средней степени выраженности имеются у 1—2 % новорожденных.

Важность раннего выявления нарушений слуха у новорожденных не вызывает сомнений, так как коррекция нарушений слуховой функции должна проводиться как можно раньше, и успех реабилитации плохо слышащих детей напрямую зависит от того, в какие сроки она была начата.

И если снижение слуха диагностировано на первом полугодии жизни, то вовремя проведенная реабилитация позволит сформировать грамотную речь у ребенка [1, 2].

Материалы и методы

Исследование слуха было проведено у новорожденных детей из группы риска по формированию тугоухости и глухоты. Исследование слуха проводилось у детей в возрасте 3—4 недель жизни в отделении патологии новорожденных и выхаживания недоношенных детей II этапа ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н.

Городкова Росмедтехнологий» при помощи метода задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ) и отоа-кустической эмиссии на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) с помощью прибора «Нейро-Аудио-Скрин» фирмы Нейрософт (г. Иваново). Прибор «Нейро-Аудио-Скрин» используется для проведения аудио-логического скрининга здоровых новорожденных.

Обследование у детей группы риска проводилось в

утренние часы после кормления в состоянии естественного сна. Диагностика проводится при помощи запатентованного алгоритма и отличается высокой чувствительностью и специфичностью. Исследование одного уха ребенка занимает около 2 минут.

В момент исследования на экране монитора результаты теста отражаются в динамике в виде графика.

Важно

При получении положительного результата на экране появляется надпись: «Прошел»; если в течение 120 секунд 100% результат не был достигнут, появляется надпись: «Не прошел».

Результаты

Нами было обследовано 105 новорожденных, родившихся на 26-40-й неделе гестации. Все пациенты имели факторы риска по развитию тугоухости.

К факторам риска по развитию тугоухости и глухоты относятся:

— неблагоприятное течение беременности — токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестоз, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, которые обладают ототок-сическим эффектом как побочным действием, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;

— патологические роды — преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии и внутричерепной травме плода;

6(27) • 2010

Неонатолог!'я

— патология периода новорожденности — выраженная гипербилирубинемия, недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лорорганов), сепсис, менингоэнцефалит, черепно-мозговые травмы, применение ототоксических антибиотиков, наркоз и др.;

— наследственная форма тугоухости — угроза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составляет 50 % [3].

У обследованных нами новорожденных не было ни одного случая наследственной формы тугоухости, в то же время у каждого ребенка имелось как минимум 2 фактора риска по развитию нарушений слуха.

Анализ биологического анамнеза показал, что матери всех обследованных детей относились к группе высокого риска перинатальной патологии, а течение беременности у всех осложнилось формированием хронической внутриутробной гипоксии плода.

Все женщины имели экстрагенитальную патологию: анемия диагностирована у 34 (32,3 %) беременных, вегетососудистая дистония — у 17 (16,1 %), хронический пиелонефрит — у 10 (9,5 %), диффузное увеличение щитовидной железы — у 8 (7,6 %) беременных, с одинаковой частотой выявлялись артериальная гипертензия, варикозная болезнь нижних конечностей, миопия, ожирение — у 7 (6,6 %) беременных, в единичных случаях имелись хронический гастрит, хронический цистит, мочекаменная болезнь, онкологическая патология.

Физиологического течения беременности не было ни у одной женщины.

Наиболее часто выявлялись: внутриутробная инфекция — у 44 (41,9 %) женщин, водянка беременных — у 34 (32,3 %), фе-топлацентарная недостаточность — у 28 (26,6 %), ОРВИ перенесли во время беременности 29 (27,6 %) пациенток, угрозу прерывания — 22 (20,9 %), кольпит — 22 (20,9 %); в одинаковом проценте случаев (4,7 % — 5 женщин) выявлялись гестационный пиелонефрит, ранний гестоз, маловодие, многоводие, гестационный сахарный диабет, гестационный пиелонефрит, нефропатия.

Течение родов было осложненным у 80 пациенток (76,1 %): у 30 женщин (28,5 %) роды закончились путем операции кесарева сечения, показанием к которой послужили тяжелая экстрагенитальная патология матерей, тяжелое течение беременности, острая гипоксия плода в родах, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Реже встречались дородовое излитие околоплодных вод — у 14 (13,3 %) рожениц, длительный безводный период — у 7 (6,6 %), слабость и дискоординация родовой деятельности — у 6 (по 2,8 %).

Необходимо отметить, что исследования проводились в отделении патологии новорожденных, куда переводились дети из детского реанимационного отделения — 66 пациентов (62,8 %) и детских отделений родильного стационара — 39 (37,2 %). Из них 47 детей (44,7 %) были доношенными и 58 (55,3 %) недоношенными. По массе дети распределились следующим образом: по 7 детей (6,6 %) с экстре-

Совет

мально низкой и очень низкой массой тела, 10 детей (9,5 %) с массой от 1,5 до 2 кг, 20 детей (19 %) от 2,0 до 2,5 кг, остальные дети более 2,5 кг.

При рождении оценка по шкале Апгар 8/9 баллов была всего у 7 детей (6,6 %), остальные дети родились в асфиксии, из них 15 (14,2 %) в тяжелой асфиксии и 42 (40 %) в асфиксии средней степени тяжести.

Среди факторов риска развития тугоухости в неонатальном периоде лидирующее положение занимали тяжелые поражения ЦНС и внутриутробная инфекция. Среди патологии ЦНС чаще встречались внутрижелу-дочковые кровоизлияния I и II ст.

— у 53 (50,4 %) и 26 (25,2 %) детей соответственно, перивентрикуляр-ная лейкомаляция — у 8 (7,6 %), субарахноидальное кровоизлияние — у 5 (5,25 %), врожденные пороки развития ЦНС — у 3 (3,15 %) детей (синдром Денди — Уокера — 2 случая, гипоплазия мозолистого тела — 1 случай).

Внутриутробное инфицирование (58 новорожденных — 56,5 %) было реализовано в виде врожденной пневмонии у 26 (44,8 % всех случаев внутриутробного инфицирования), менинго-энцефалита у 7 (12,1 %), энтероколита у 10 (17,2 %), инфекции мочевыводящих путей у 14 (24,2 %) детей, в 1 случае (1,7 %) была диагностирована генерализованная внутриутробная инфекция.

Отоакустическая эмиссия была выделена у 90 (85,7 %) новорожденных, что свидетельствовало о нормальной слуховой функции. У 15 (14,3 %) детей был получен результат «Не прошел». Все пациенты, не прошедшие тест, были осмотрены ЛОР-врачом, а в дальнейшем направлялись к сурдологу для проведения аудиологического исследования методом ко-ротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

У 2 детей был получен ложноотрицатель-ный результат: у одного из них отсутствие отоаку-стической эмиссии было связано с анатомическим дефектом строения слуховых ходов (узкие слуховые ходы), при исследовании КСВП слуховая функция не была нарушена, у другого ребенка при осмотре ЛОР-врачом был поставлен диагноз острого отита и после проведенного лечения отоакустическая эмиссия была выделена.

У остальных 13 (15,3 %) детей отрицательный результат аудиологического обследования был подтвержден при проведении КСВП, и им был поставлен диагноз сенсоневральной тугоухости 1—2-й степени тяжести.

Среди пациентов с нарушенной слуховой функцией были 2 детей с врожденными пороками развития ЦНС в сочетании с церебральной ишемией и врожденной пневмонией, 1 недоношенный ребенок с врожденной патологией ЛОР-органов (расщелина твердого неба).

Обратите внимание

У 3 младенцев был диагностирован тяжелый менингоэнцефалит: 2 из этих детей имели экстремально низкую массу тела при рождении, третий ребенок был доношенным, но родился с оценкой по шкале Апгар 0—1 балл.

У 4 недоношенных детей имели место двусторонние вну-трижелудочковые кровоизлияния, 1 ребенок был с церебральной ишемией III ст., 1 ребенок от матери с онкопатологией.

www.pediatric.mif-ua.com

65

Неонатолог!'я

6(27) • 2010

Выводы

1. Частота нарушений слуха у новорожденных из группы риска по развитию тугоухости возрастает в 6-7 раз — до 15 %.

2. Аудиологическое обследование необходимо проводить всем новорожденным, особенно имеющим факторы риска по развитию тугоухости.

3. После выявления детей с отрицательным результатом аудиологического обследования, их необходимо направлять на осмотр к лор-врачу для исключения анатомических дефектов наружных слуховых ходов и острой лор-патологии.

4. Методики регистрации ЗВОАЭ и ПИОАЭ являются объективными, не требуют сознательного участия пациента, проводятся в состоянии естественного сна (не требуют применения медикаментозных

Шилова Н.О., Харламова Н.В., Чаша Т.В., Кулкова Н.Ю., Толкачова £.В.

Федеральна державна установа «1вановський науково-дослдний ¡нститутматеринства та дитинства ¡м. В.Н. Город-кова Росмедтехнологй», Pосiя

ДОСЛ1ДЖЕННЯ СЛУХУ В НОВОНАРОДЖЕНИХ Д|ТЕЙ

Резюме. Частота порушень слуху в новонароджених дней становить 1—2 %. Нами було обстежено 105 немовлят i3 гру-пи ризику з розвитку приглухуватосп за допомогою методу затримано! викликано! отоакустично! емки й отоакустично! емюи на частота продукту перекручування за допомогою при-ладу « Нейро-Аудю-Скрин» ^рма «Нейрософт», м. 1ваново).

Важно

Отоакустична емiсiя була видлена в 90 (85,7 %) немовлят, що свщчило про нормальну слухову функцiю.

У 15 (14,3 %) дней був отриманий результат «Не пройшов», у 13 з них негативний результат аудюлопчного обстеження був пщтверджений при обстеженнi методом коротколатентних слухових викликаних потенцiалiв, i !м був поставлений дiагноз сенсоневрально! приглухуватостi 1-2-го ступени тяжкост!

Kro40Bi слова: немовлята, порушення слуху, отоакустична емюш.

средств), легки в выполнении, полное обследование пациента занимает менее 5 минут. Анализ полученных результатов позволяет исследовать слух и определить его снижение у детей с первых дней жизни.

Список литературы

1. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни: новая медицинская технология. — М., 2008. — 8 с.

2. Неонатология: национальное руководство / Под ред. Н.Н. Володина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 848 с.

3. Петровская А.Н., Архангельская И.И., Кулагина М.И. Аудиологические возможности исследования слуха у новорожденных детей//Надежность и достоверность научной информации в оториноларингологии: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — М, 2005. — 168 с.

Получено 12.07.10 □

Shilova N.A., Kharlamova N.V., Chasha T.V., Kulikova N.Yu., Tolkachyova Ye.V.

Federal State Institution «Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood named after V.N. Gorodkov of Rosmedtechnologies», Ivanovo, Russia

TESTING OF HEARING IN NEWBORNS

Summary. Frequency of hearing disorders in newborns makes up 1—2 %. We examined 105 newborns from risk group on development of deafness using the method of delayed evoked otoacoustic emission and otoacoustic emission on the frequency of product of distortion by means of Neuro-Audio-Screen apparatus (Neurosft company, Ivanovo).

Совет

Otoacoustic emission was revealed in 90 (85.7 %) of newborns that testifies to normal hearing. In 15 (14.

3 %) of children the result was negative, in 13 of them the negative result of audiologic examination was confirmed at research by method of short-latent auditory evoked potentials and they were diagnosed with sensorineural hearing loss of I—II stage of severity.

Key words: newborns, hearing disorders, otoacoustic emission.

(^

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sluha-u-novorozhdennyh-detey

Ссылка на основную публикацию