Диагностические особенности диабета у пациентов подросткового возраста

Проблемы поддержания метаболической компенсации сахарного диабета 1 типа у подростков

Подростковый период — это переходная фаза развития между детством и взрослой жизнью, которая включает в себя биологические и психосоциальные изменения, связанные с половым созреванием [1].

У детей в пубертатном периоде отмечается крайне лабильное течение сахарного диабета (СД) 1 типа. Проблемы поддержания метаболической компенсации заболевания обусловлены как эндогенными, связанными с изменениями эндокринной регуляции на фоне пубертата, так и экзогенными, обусловленными психосоциальным становлением личности факторами [1, 2].

Исследования в области диабетологии свидетельствуют о том, что у пациентов с СД 1 типа в период полового созревания более высокий риск развития тяжелых сосудистых осложнений по сравнению с молодыми людьми, у которых развивается диабет после полового созревания [3]. Также признано, что более высокие показатели хронической гипергликемии — HbA1c часто наблюдаются именно во время пубертатного периода [4].

Эндогенные факторы, приводящие к трудностям метаболической компенсации сахарного диабета 1 типа у подростков

Основным гормональным фактором, вызывающим трудности метаболической компенсации СД 1 типа в пубертатном периоде, является инсулинорезистентность (ИР).

Дети и подростки с СД 1 типа имеют очень широкий диапазон чувствительности к инсулину, который определяется по полу, возрасту, количеству жировой ткани и гликемическому контролю. Чувствительность к инсулину значительно снижается с началом полового созревания.

Существуют исследования, по результатам которых выявлено, что у девочек в период полового созревания ИР выражена сильнее, чем у мальчиков [6].

Обратите внимание

Пубертатный период характеризуется снижением чувствительности периферических тканей к инсулину и появлением физиологической ИР в силу повышения секреции ряда гормонов и в первую очередь гормона роста и половых гормонов [3].

ИР у подростков с СД 1 типа выражается в возрастании потребности в инсулине более 1 ЕД/кг массы, достигающей в отдельных случаях 1,5 и даже 2 ЕД/кг.

По сравнению со здоровыми лицами у подростков с СД повышена спонтанная секреция гормона роста (ГР).

ГР обладает контринсулярным действием, и даже физиологическое увеличение его уровня в ночное время приводит к снижению чувствительности к инсулину [7].

Увеличение ИР особенно заметно в утренние часы в связи с гиперсекрецией ГР в ночное время, проявляется развитием феномена «утренней зари» и тем самым приводит к значительным трудностям достижения метаболической компенсации.

Развитие феномена «утренней зари» требует пересмотра базисной терапии, нередко введения дополнительной инъекции короткого или ультракороткого инсулина в ранние утренние часы, решения вопроса целесообразности перевода на помповую инсулинотерапию [3, 7].

Гипогликемические эпизоды также являются одним из основных патогенетических факторов, определяющих лабильное течение СД у подростков и препятствующих достижению метаболической компенсации.

Факторы риска гипогликемий:

  • нарушение режима терапии: увеличение дозы инсулина, уменьшение количества пищи, физические нагрузки;
  • низкий уровень гликированного гемоглобина;
  • снижение чувствительности к автономным симптомам;
  • ночное время;
  • прием алкоголя;
  • сопутствующие заболевания — целиакия (вследствие нарушенного всасывания) и гипокортицизм (вследствие снижения уровня контринсулярных гормонов) [3].

В многочисленных исследованиях получены убедительные данные о повышении риска развития гипогликемии по мере снижения уровня HbA1c.

Перенесенные гипогликемии, истощение адреналовой и гликогеновой контррегуляции и развивающаяся автономная нейропатия приводят к развитию синдрома нечувствительности к гипогликемии. С другой стороны, страхи в отношении гипогликемии могут привести к ухудшению показателей метаболической компенсациии.

Ночная гипогликемия отмечается у 13–56% подростков с СД 1 типа. Более чем у 50% подростков ночная гипогликемия протекает бессимптомно.

Важно

Скрытая ночная гипогликемия может привести к гипергликемии утром, и если пациент или врач увеличат в связи с этим дозу инсулина, это может усугубить проблему.

Ночная гликемия особенно опасна и может привести к синдрому «внезапной смерти в постели», который описывается у молодых людей и даже подростков с СД 1 типа [2].

Важным показателем компенсации СД является отсутствие частых гипогликемий. При стремлении добиться нормогликемии всегда повышен риск развития гипогликемических реакций. При этом необходимо стремиться к компромиссу между возможно максимально низким уровнем гликемии и отсутствием гипогликемических реакций [3].

Гипогликемические эпизоды и феномен «утренней зари» (гипергликемия в ранние утренние часы) у подростков — основные патогенетические факторы, определяющие лабильное течение СД, препятствующие достижению метаболической компенсации [7].

Перенесенный эпизод тяжелой гипогликемии у детей и подростков приводит к долгосрочному высокому риску повторной гипогликемии [8]. Поэтому клиницистам следует продолжать регулярно отслеживать историю гипогликемий при каждом посещении, обучать пациентов и семьи и, когда это возможно, корректировать терапию во избежание повторения гипогликемии [9].

C накоплением опыта ведения интенсивной терапии и совершенствования методов самоконтроля, а также по мере широкого внедрения аналогов инсулина и помповой инсулинотерапии количество случаев тяжелой гипогликемии снизилось до минимальных значений [3].

Экзогенные факторы, приводящие к трудностям метаболической компенсации сахарного диабета 1 типа у подростков

У подростков с СД 1 типа наблюдается более высокая распространенность аффективных расстройств (тревога, депрессия, расстройство питания, рискованное поведение) по сравнению с подростками без СД [10].

Исследования показали, что психические расстройства приводят к ухудшению управления и контроля СД и, как следствие, к ухудшению лабораторных показателей компенсации заболевания. И наоборот, по мере ухудшения гликемического контроля возрастает вероятность психических проблем [11].

Психосоциальными факторами, ухудшающими метаболическое управление СД 1 типа, являются:

  • плохая поддержка/сплоченность семьи;
  • один родитель;
  • семейные стрессы/конфликты;
  • наличие психического расстройства/расстройства пищевого поведения;
  • чрезмерное давление сверстников;
  • плохая приверженность терапии [12].

Жизненная ситуация, в которой оказывается ребенок, характеризуется высокой зависимостью от взрослых, безусловно, не только в материальном, но и в психологическом плане.

Родители принимают решения о том, какое лечение он будет получать, как будет строиться его жизнь, но наиболее важно то, что именно от них зависит становление его психической сферы, развитие тех или иных характеристик и функций.

Следовательно, отношение родителей к ребенку и присущий им стиль воспитания являются центральными факторами достижения как психологического благополучия ребенка, так и компенсации СД [13].

Совет

Наличие психологических симптомов и проблем с диабетом у детей и подростков часто зависят от так называемого семейного стресса. Исследования показали, что, хотя родительские психологические проблемы могут искажать восприятие контроля над диабетом ребенка, часто они связаны с плохой психологической адаптацией и контролем СД [14].

Распространенность расстройств пищевого поведения (РПП) среди подростков с СД 1 типа колеблется от 8% до 30%, что значительно выше, чем среди их недиабетических сверстников (1–4%), и чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков. Данная проблема серьезно препятствует поддержанию компенсации углеводного обмена [10].

РПП связаны с плохим метаболическим контролем, более ранним началом и быстрым развитием микрососудистых осложнений. РПП при СД 1 типа в основном проявляются нервной булимией, тогда как нервная анорексия встречается редко [10].

Больные СД 1 типа с нервной булимией постоянно озабочены приемом пищи, не могут удержаться от переедания, при этом наличие избыточной массы тела вызывает у них болезненный страх.

Чтобы избежать прибавки массы тела, больные часто прибегают к пропуску инъекции инсулина, и возникающая при этом гипергликемия сопровождается глюкозурией и, следовательно, снижением массы тела [11].

В нескольких исследованиях были определены потенциальные факторы риска развития неупорядоченного питания и нарушения пищевого поведения, к ним относятся:

  • женский пол;
  • возраст 13–14 лет для девочек и старше 16 лет для мальчиков, связанный с гормональными и психоэмоциональными изменениями;
  • увеличение массы тела (частично связанное с инсулинотерапией), которое приводит к отрицанию и неудовлетворенности собственной внешностью;
  • постоянная озабоченность по поводу питания при СД;
  • наличие расстройств пищевого поведения у родителей (особенно матери);
  • наличие других психических расстройств (таких как депрессия, тревога или злоупотребление психоактивными веществами);
  • проблемы в семейных отношениях (отсутствие доверия к родителям в отношении контроля диабета) [10].

При пятилетнем наблюдении хотя бы один эпизод РПП отмечался у 51% подростков с СД 1 типа. РПП у больных СД повышают риск развития осложнений (ретинопатии, нейропатии, дислипидемии, госпитализации по поводу декомпенсации СД и кетоацидоза) и смертность [4].

Рискованное поведение также создает трудности метаболической компенсации СД у подростков [3]. Рискованное поведение включает в себя в первую очередь употребление алкоголя и запрещенных препаратов.

Подростки нуждаются в повторных циклах обучения на новом информационном уровне в школе самоконтроля, а также в доверительных беседах с врачом.

Обратите внимание

Такие проблемы, как нарушение функции головного мозга, формирование зависимости, влияние на функцию печени, блокирование глюконеогенеза с возможностью развития тяжелых отсроченных гипогликемий при употреблении алкоголя, должны подробно обсуждаться с подростками.

Подростки должны знать, что курение является дополнительным фактором риска развития сосудистых осложнений, а запрещенные препараты могут нарушать функцию головного мозга и увеличивать количество ошибок в отношении терапии СД. В беседе с подростком следует идти по пути обсуждения решения возникающих проблем и минимизации рисков ошибок подросткового периода.

Периодическая психосоциальная оценка должна проводиться у всех подростков с СД 1 типа для раннего выявления психосоциальных проблем и своевременного направления к специалисту. Нередко подростки нуждаются в профессиональной помощи психологов [3].

Заключение

Несмотря на современные достижения в области терапии СД 1 типа, стойкая метаболическая компенсация у подростков является сложной задачей практической диабетологии.

Обучение методам управления заболеванием — ключ к успешному ведению больных с СД. Данные исследований в области терапевтического обучения свидетельствуют о том, что лечение СД у подростков должно быть основано на реализации комплексного подхода к поддержанию гликемического контроля, определяющего психосоциальную адаптацию молодых пациентов.

Для достижения максимальной эффективности традиционных способов лечения СД необходимо предоставлять всем молодым людям с заболеванием и тем, кто за ними ухаживает, качественное, структурированное обучение.

Мотивация подростков к осознанию ответственности за свое здоровье, повышение приверженности к постоянному эффективному самоконтролю являются одной из важнейших задач врача и родителей при работе с подростками [3].

Высокий риск сосудистых осложнений в подростковом возрасте требует приближения целевых показателей углеводного обмена к взрослой популяции, однако гормональные особенности и психологические аспекты подросткового возраста усложняют достижение этой цели и требуют больших усилий как семьи, так и органов здравоохранения.

Литература

  1. Global IDF/ISPAD Guideline for Diabetesin Childhood and Adolescence, 2011.
  2. Сахарный диабет: диагностика, лечение, профилактика / Под ред. И. И. Дедова, М. В. Шестаковой. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011.
  3. Дедов И. И., Кураева Т. П., Петеркова В. А. Сахарный диабет у детей и подростков. ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  4. Plamper M., Gohlke B., Woelfle J., Konrad K., Rohrer T., Hofer S., Bonfig W., Fink K., Holl R. W. Interaction of Pubertal Development and Metabolic Control in Adolescents with Type 1 Diabetes Mellitus // J Diabetes Res. 2017; 2017: 8615769. Published online 2017 Nov 7.
  5. Дедов И. И., Шестакова М. В., Викулова О. К. Эпидемиология сахарного диабета в Российской Федерации: клинико-статистический анализ по данным Федерального регистра сахарного диабета. 2017; 20 (1): 13–41.
  6. Szadkowska A., Pietrzak I., Mianowska B., Bodalska-Lipi˜ska J., H. A. Keenan, E. Toporowska-Kowalska, M4 ynarski W., Bodalski J. Original Article: Metabolism Insulin sensitivity in Type 1 diabetic children and adolescents. 2007.
  7. Башнина Е. Б., Корналевская А. О., Трясова Т. Ю. Инсулинотерапия у подростков с сахарным диабетом: проблемы и пути р ешения // Лечащий Врач. 2012.
  8. Pacaud D., Hermann J. M., Karges B., Rosenbauer J., Danne T., Dürr R., Herbst A., Lindauer S., Müther S., Pötzsch S., Raile K., Witsch M., Holl R. W. Initiative DPV. Risk of recurrent severe hypoglycemia remains associated with a past history of severe hypoglycemia up to 4 years: Results from a large prospective contemporary pediatric cohort of the DPV.
  9. Blasetti A., Di Giulio C., Tocco A. M., Verrotti A., Tumini S., Chiarelli F, Altobelli E. Variables associated with severe hypoglycemia in children and adolescents with type 1 diabetes: a population-based study. Published February 1, 2011.Vol. 12, Issue 1; p. 4–10.
  10. Kakleas K., Kandyla B., Karayianni C., Karavanaki K. Psychosocial problems in adolescents with type 1 diabetes mellitus. Problèmes psychosociaux des adolescents atteints de diabète de type 1 (DT1) // Diabetes & Metabolism. 2009, vol. 35, p. 339–350.
  11. Joshua S. Borusa, Lori Laffel. Adherence challenges in the management of type 1 diabetes in adolescents: prevention and intervention // Curr Opin Pediatr. 2010 Aug; 22 (4): 405–411.
  12. Clara Y. Ye., Thor C. Jeppson, Ellen M. Kleinmaus, Harald M. Kliems, Jennifer M. Schopp, MA, Elizabeth D. Cox. Outcomes That Matter to Teens With Type 1 Diabetes // Diabetes Educ. 2017 Jun; 43 (3): 251–259. Published online 2017 Mar 21.
  13. Karishma A. Datye, Daniel J. Moore, William E. Russell, Sarah S. JaserA Review of Adolescent Adherence in Type 1 Diabetes and the Untapped Potential of Diabetes Providers to Improve Outcomes // Curr Diab Rep. 2015 Aug; 15 (8): 621.
  14. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2009 Compendium. Psychological care of children and adolescents with diabetes. Pediatric Diabetes 2009: 10 (Suppl. 12): 175–184.
Читайте также:  Судороги у детей могут быть связаны с высокой температурой или лабильностью нервной системы: судороги у детей до года часто вызываются недостатком микроэлементов

Е. Б. Башнина1, доктор медицинских наук, профессор
И. М. Царгасова

ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова МЗ РФ, Санкт-Петербург

Источник: https://www.lvrach.ru/2018/03/15436920/

Журнал «Здоровье ребенка» 5(14) 2008

Сахарный диабет 1-го типа (СД1) является одним из наиболее распространенных эндокринных заболеваний в детском возрасте, развивается на фоне генетической предрасположенности при воздействии факторов внешней среды. К таким триггерам относят вирусную инфекцию, воздействие токсических веществ, различные виды стресса [1, 3].

Что касается вариантов дебюта и течения сахарного диабета 1-го типа у детей, то имеет место их широкая вариабельность.

При этом для достижения метаболической компенсации требуется хороший комплайенс [1, 3, 5, 8], что в наибольшей степени связано с психологическими и социальными особенностями больного и его родителей [5, 8].

Важно

Нарушения самоконтроля могут быть связаны с особенностями отношения родителей к заболеванию ребенка (это касается преимущественно дошкольников и младших школьников), особенностями формирующейся личности подростка, неадекватностью предоставляемой медицинским персоналом информации.

Личность — относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности [5].

В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерархической лестницы, причем личностные качества формируются на основании типов темперамента и черт характера в условиях воздействия социума [5].

Темперамент — индивидуально-психологические свойства, определяющие формально-динамические особенности деятельности человека (темп, ритм, быстрота, сила) [5].

Характер — совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими [5].

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера [5, 6]. Акцентуации характера развиваются в период формирования личности, а затем сглаживаются или трансформируются у взрослых.

Автором теории акцентуации является выдающийся немецкий психиатр Карл Леонгард (1968). В государствах постсоветского пространства получила распространение классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко (1977).

Ниже приводим основные типы акцентуаций согласно данной классификации (в скобках указаны соответствующие типы по Леонгарду) [6]:

— Гипертимный тип — подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношениях с взрослыми.

— Циклоидный тип (аффективно-лабильный) — подростки производят впечатление гипертимов, но в начале или по завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). По мере развития акцентуации периоды подъема случаются все реже.

— Лабильный тип (аффективно-экзальтированный) — крайняя изменчивость настроения. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят самочувствие, аппетит, сон.

— Астеноневротический тип — повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако выраженные физические напряжения оказываются невыносимыми.

— Сенситивный тип (тревожный) — с детства проявляется пугливость и боязливость.

Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний.

Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

— Психастенический тип (педантичный) — нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям.

— Шизоидный тип — недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов. Некоторые выходки носят характер чудачества, но в отличие от истероидов они не служат цели привлечь к себе всеобщее внимание.

— Эпилептоидный тип (возбудимый) — склонность к дисфориям и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений.

— Истероидный (демонстративный) тип — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.

— Неустойчивый тип — главной чертой является нежелание трудиться, слабоволие.

— Конформный тип — это люди своей среды. Их главное жизненное правило — думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех».

— Застревающий, параноидный (только по Леонгарду) тип. Его основой является патологическая стойкость аффекта. Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю». Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активируют.

— Смешанный тип — помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения нескольких черт, которые составляют не менее половины явных акцентуаций [5].

Целью нашего исследования явилась оценка психических процессов и свойств у подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа.

Материал и методы исследования

Под нашим наблюдением находилось 30 детей, больных сахарным диабетом 1-го типа. Диагноз заболевания устанавливалcя согласно критериям ВОЗ в соответствии с национальными стандартами [4].

Обследованы 16 девочек (53,30 ± 1,24 %) и 14 мальчиков (46,70 ± 1,33 %). Средний возраст обследованных составил 14,3 ± 0,4 года.

У 6 детей имел место дебют заболевания, 12 детей страдали сахарным диабетом до 5 лет, 12 — более 5 лет.

Совет

В качестве специальных методов исследования нами использовались: оценка акцентуации характера личности (по Леонгарду — Шмишеку) [2], развитие эмоционально-волевой сферы, общий уровень тревожности (по Дж.

 Тейлор) [2], выраженность алекситимии (по Торонтской шкале алекситимии — TAS) [10], также общая характеристика некоторых личностных свойств, внутриличностных и межличностных конфликтов (по 16-факторному личностному опроснику Кеттела) [2].

При обработке результатов использовали средние значения и ошибку средних с определением достоверности отличий по t-критерию Стьюдента. Связь между показателями оценивали согласно вычислению коэффициента линейной корреляции r [9].

Результаты исследования

Гликемический контроль на момент поступления в стационар был с высоким риском для жизни у 100 % обследованных. У 83 % отмечался неадекватный контроль течения заболевания.

Так, средние значения тощакового сахара (в 6.00) составили 11,40 ± 0,33 ммоль/л, минимальные — 8,85 ± 0,49 ммоль/л, максимальные — 16,70 ± 0,65 ммоль/л.

При этом диапазон суточных колебаний показателя составил 8,70 ± 0,47 ммоль/л.

У всех детей с длительностью заболевания более 5 лет имели место хронические осложнения сахарного диабета: диабетическая нефропатия (100 %), диабетическая полиневропатия (100 %), жировая дистрофия печени (58 %).

Оценка психологического профиля личности по методике Шмишека выявила наличие акцентуации характера у всех обследованных.

При этом установлено, что у большинства (89,3 %) имело место сочетание диагностически значимых признаков различных вариантов акцентуаций характера.

Поскольку наблюдалось сочетание разнообразных вариантов, представляется целесообразным приведение именно частоты диагностически значимых выраженных признаков акцентуаций в зависимости от длительности заболевания (табл. 1).

Из приведенных в табл. 1 данных следует, что в группе дебюта не выявлено преобладания какого-либо типа акцентуации в сравнении с другими группами, что позволяет рассматривать ее как исходное (базисное) состояние. В группе с длительностью СД1 менее 5 лет преобладают демонстративный, циклотимный, тревожный типы.

Обратите внимание

В группе с длительностью СД1 более 5 лет преобладают аффективно-экзальтированный, возбудимый, эмотивный и застревающий типы. Таким образом, частая и резкая смена настроения при повышенной возбудимости нервной системы с эпизодами взрывчатости нарастают в связи с длительностью заболевания.

Застревающий тип фиксировался исключительно при длительности заболевания более 5 лет.

Несмотря на существующее мнение о том, что тип акцентуации может отражать уровень тревожности, нами была проведена оценка уровня тревожности подростков с СД1 по отдельной шкале (табл. 2).

Полученные данные позволяют говорить о том, что у подростков, больных сахарным диабетом 1-го типа, имеет место достоверное (p 

Источник: http://www.mif-ua.com/archive/article/7316

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) — самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста.

Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни. Информация о заболевании.

Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови. Сахарный диабет — это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа).

У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).

Причина. Сахарный диабет имеет генетический код — наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы.

Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец — риск 10 %, если больны оба родителя — риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок — действие провоцирующих факторов:

— вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы; — физические и психические травмы, — нарушение питания — злоупотребление углеводами и жирами.

Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.

Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений. Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.

Лечебная программа при сахарном диабете:

1. Госпитализация обязательна. 2. Режим физической активности. 3. Диета № 9 — исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ — это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов. 4. Заместительная инсулинотерапия — доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др. 5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов. 6. Лечение осложнений. 7. Фитотерапия. 8. Санаторно-курортное лечение. 9. Рациональная психотерапия. 10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.

11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

— Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью — ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности. История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора. История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью. — Объективные методы обследования: Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.

Читайте также:  Что подарить мальчику на 5 лет на день рождения - идеи подарков, в том числе сделанных своими руками

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови — гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи — глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость.

слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.

Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.

Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства: — организацию режима с адекватной физической нагрузкой; — организацию лечебного питания — диета № 9; — проведение заместительной инсулинотерапии; — прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.); — транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.

Независимые вмешательства:

— контроль над соблюдением режима и диеты; — подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур; — динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела; — наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям; — контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:

— организация питания в домашних условиях — ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании; проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; — обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.

— рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин.

с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон — 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол — 5-20 мин, теннис — 5-20 мин, городки — 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-sacharnom-diabete-u-detey

Симптоматика подросткового диабета и средства для его лечения

В медицинской практике диагностирование сахарного диабета в подростковом возрасте относится к нередким случаям.

Выявление патологии эндокринной системы на начальных стадиях ее развития обуславливает успешность лечения и исключает риск развития осложнений, снижения качества жизни мальчиков и девочек в период полового созревания.

 Признаки диабета, которые случайно замечены у подростков, указывают на необходимость безотлагательного обращения к профильному специалисту. Выполнение рекомендаций эндокринолога является залогом успешного решения проблемы со здоровьем молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет.

Этиология

Сахарный диабет развивается у подростков под воздействием ряда факторов врожденного и внешнего характера. В перечень причин, вызывающих диагностирование патологии эндокринной системы, внесены:

  • Генетическая предрасположенность, обуславливающая более 80% случаев подросткового диабета.
  • Отсутствие организации сбалансированного рациона и приема пищи.
  • Бесконтрольное употребление сладостей, газированных напитков, продуктов, содержащих в своем составе консерванты, стабилизаторы, красители, оказывающие вредное воздействие на неокрепший, формирующийся организм ребенка.
  • Избыточный индекс массы тела у подростка.
  • Высокая частота стрессовых ситуаций, нервных потрясений, эмоциональных перегрузок, психологических травм, вирусных простудных заболеваний на фоне отсутствия должного их лечения.
  • Употребление лекарственных средств, в перечне побочных явлений которых присутствует негативное влияние на функционирование поджелудочной железы.

Такие причины относятся к факторам, которые провоцируют нарушения в процессе усвоения глюкозы, недостаточность инсулина. Гормон, продуцирующийся поджелудочной железой, отвечает за регулирование углеводного обмена, оказывает многогранное активизирующее действие на многие ферменты в организме мальчиков и девочек любой возрастной категории.

Проявления болезни

Признаки сахарного диабета родители принимают за особенности полового созревания детей. Такая ситуация приводит к потере драгоценного времени и несвоевременности начала эффективного лечения.

У девочек патология эндокринной системы, обусловленная нарушениями процесса выработки инсулина, проявляется в возрасте 12-14 лет.

 Мальчики также могут столкнуться с сахарным диабетом в период общей перестройки организма и его подготовки к взрослой половой жизни. Возраст таких пациентов составляет 12-16 лет.

Появление сильной жажды у подростка может быть первым признаком сахарного диабета

Симптомы СД у них имеют свою клиническую картину. К ним относятся:

  • Появление чувства жажды, вызывающее у ребенка желание выпивать большое количество жидкости.
  • Обильное мочеиспускание в ночное время суток, которое может стать причиной энуреза.
  • Эмоциональная нестабильность больных детей, во время которой происходит неконтролируемая смена приступов раздражительности на плаксивость, вялость, апатию.
  • Появление чувства тяжести, онемения нижних, верхних конечностей, судорог.
  • Развитие патогенной микрофлоры на коже, обуславливающее гнойничковое поражение эпидермиса.
  • Длительное заживление простых царапин, небольших ранок и поврежденных участков кожного покрова, появление запаха ацетона в моче и из ротовой полости ребенка.

Дети с сахарным диабетом теряют в весе, несмотря на отменный аппетит. Не исключается появление зуда в области половых органов, обусловленное изменением свойств мочи и раздражением кожного покрова промежности, слизистых оболочек половых органов.

Родители отмечают повышенную утомляемость больных детей, а также снижение у них умственной, физической работоспособности на фоне частых рецидивов ОРЗ, простудных болезней, диагностирования патологий органов дыхательной системы, бронхитов, трахеитов, пневмоний. У девочек может появиться молочница.

Грибковая инфекция протекает в форме вульвовагинита, поражающего слизистые оболочки влагалища и наружных половых органов. Симптомы диабета у пациентов подросткового возраста указывают на наличие серьезной проблемы с их здоровьем и необходимость срочного обращения за квалифицированной медицинской помощью.

Важно

Халатное отношение родителей приводит к развитию осложнений, ухудшению самочувствия, снижению качества жизни детей в возрасте от 12 до 17 лет.

Инсулин- единственный способ лечения сахарного диабета 1 типа

Терапия

После получения результатов диагностики, подтверждающих высокий уровень глюкозы в крови в организме подростка, и проявления симптоматики болезни эндокринолог назначает лечение. Его схема состоит из ряда простых, доступных всем слоям населения мероприятий, направленных на приведение в норму концентрации глюкозы в крови. К ним относятся:

  1. Медикаментозная терапия, определяемая типом развития патологии эндокринной системы, предусматривает прием лекарственных средств, действие которых направлено на снижение уровня сахара в крови, или инъекционное введение инсулина. Средняя дозировка на один укол составляет 8-10 Ед. Схема лечения, приема препаратов или введения инъекций для каждого подростка-диабетика индивидуальна, учитывает особенности его организма, показатели уровня глюкозы, продолжительность болезни.
  2. Проведение коррекции питательного рациона и режима приема пищи предусматривает уменьшение доли легкоусвояемых углеводов до допустимых количеств и полное исключение вредных продуктов питания. К ним относятся фаст-фуд, жирные сорта рыбы, жареные, соленые, острые блюда, а также продукция пищевой промышленности, содержащая консерванты, стабилизаторы, вредные и опасные для подросткового организма вещества искусственного происхождения. Введение в рацион питания каш из гречневой, овсяной, кукурузной, пшеничной крупы, большого количества свежих фруктов, ягод, овощей, а также продуктов, богатых клетчаткой, витаминами, минералами, микроэлементами преследует цель стабилизации работы поджелудочной железы, органов ЖКТ.
  3. Разработка специальной программы физического развития подростков-диабетиков, занятий спортом позволит укрепить нервную систему больного ребенка, а также провести корректировку его эмоционального нестабильного состояния. Здоровый образ жизни является залогом улучшения самочувствия, качества жизни детей, которые в возрасте 12-17 лет столкнулись с сахарным диабетом.
  4. Проведение витаминотерапии и прием ферментов предоставляют возможность укрепить организм, улучшить обменные процессы, нормализовать работу эндокринной системы подростков.

Симптомы СД у подростков могут носить скрытое течение, успешное его лечение зависит от неукоснительного выполнения рекомендаций лечащего врача.

Ребенок с патологией эндокринной системы должен постоянно контролировать уровень сахара в крови. В его семье должен быть глюкометр, предоставляющий возможность проводить диагностику состояния углеводного обмена в домашних условиях.

Своевременное выявление и правильное лечение нарушений в механизме усвоения глюкозы, недостаточности инсулина является залогом исключения риска развития осложнений. Подросткам гарантированы высокое качество жизни и долгая, активная жизнь.

Источник: https://endokrinka.com/mellitus/types/saharnyj-diabet-u-podrostkov

Диагностика, лечение и профилактика диабета у детей и подростков

Сахарный диабет – опасное заболевание, которое в любом возрасте может привести к тяжелым последствиям.

Если же диабет появляется у ребенка, а родители вовремя не обращают на него внимания, болезнь опасна в двойне. Поэтому любая мама должна знать основные признаки сахарного диабета, чтобы как можно быстрее обратиться к доктору.

Особенности сахарного диабета у детей

Сахарный диабет у детей может быть двух типов – 1 тип, наиболее частый (прежнее название – инсулинозависимый) и 2 тип (инсулиннезависимый). По статистике, большинство малышей, страдающих диабетом, имеют низкий уровень инсулина в крови и 1 тип сахарного диабета. Он развивается у детей с генетической предрасположенностью после перенесенной вирусной инфекции.

Когда в крови повышается уровень сахара, почки перестают всасывать глюкозу из мочи в кровь, поэтому сахар появляется в моче. Ребенок начинает больше пить, мочи становится больше, и малыш начинает чаще бегать в туалет. Поджелудочная железа начинает вырабатывать меньше инсулина, что приводит к недостаточному усвоению глюкозы организмом. Вот и получается, что при повышенном содержании глюкозы в крови, она так и не поступает к клеткам, организм голодает, ребенок худеет и ослабевает.

Существует ряд факторов, которые способствуют развитию у ребенка сахарного диабета. Самое основное – это наследственность. Если один из родителей или родственников малыша страдает сахарным диабетом, риск того, что болезнь появится и у ребенка, существенно возрастает. Но не стоит переживать заранее. Болезнь родителей совсем не означает 100% вероятность появления диабета у сына или дочери. Не надо изначально запугивать ребенка и следить за каждым его шагом. Хотя все же не помешает более внимательно относиться к возможному появлению у него симптомов болезни.

Кроме того, в любом случае полезно было бы поберечь здоровье малыша и постараться оградить его от острых вирусных заболеваний. Так как болезни играют далеко не последнюю роль в развитии сахарного диабета. Еще одним важным фактором является масса ребенка при рождении. Если она превышала 4,5 кг, ребенок входит в группу риска заболевания сахарным диабетом. И, наконец, на появление диабета влияет ряд факторов, связанных со снижением общего иммунитета у малыша, нарушением обмена веществ, ожирением и гипотиреозом. Все это может сказаться на здоровье ребенка и привести к развитию у него сахарного диабета.

Признаки сахарного диабета у детей

При наличии перечисленных факторов риска, у ребенка возможно развитие скрытой формы сахарного диабета. Болезнь протекает бессимптомно. Только родители, которые сами страдают сахарным диабетом, или врачи могут заметить первые признаки сахарного диабета у ребенка. У малыша резко меняется аппетит: он начинает постоянно кушать, не может долго продержаться без еды. Или наоборот, начинает без причины отказываться от пищи. Кроме того, ребенка постоянно мучает жажда. Он пьет, и пьет… А потом ночью может мочиться в кровать. Малыш начинает худеть, постоянно сонный, вялый, раздражительный. Когда болезнь прогрессирует, у ребенка появляется тошнота, рвота и боль в животе. Чаще всего именно на этой стадии родители обращаются к доктору. А бывает и так, что ослабленного ребенка в больницу привозит уже скорая помощь, и врачам приходится бороться за его жизнь.

Совет

Именно поэтому крайне важно выявить сахарный диабет как можно раньше, на более легкой стадии. Как же родители могут понять, что у их ребенка начинается диабет? Существуют несколько особых признаков – повышенная потребность в сладком, когда клетки только начинают недополучать глюкозу и сигнализируют о ее недостатке. Ребенок начинает плохо переносить перерывы между приемами пищи. А когда кушает, у него вместо прилива сил возникает чувство усталости и слабости. При любых подозрениях на развитие болезни обращаться к эндокринологу. Врач обследует ребенка, и если окажется, что работа его поджелудочной железы действительно нарушена, Вам придется принимать меры по замедлению прогрессирования болезни и сохранению здоровья малыша.

Читайте также:  Специфическая профилактика гриппа и противовирусное лечение

Диагностика сахарного диабета у детей

Современная медицина владеет множеством быстрых и точных методов диагностики сахарного диабета. Чаще всего для диагностики заболевания проводят исследование уровня сахара в крови натощак и через 2 часа после приема глюкозы. Уровень глюкозы натощак в норме должен составлять от 3.3 до 5.5 ммоль/л. Если же в крови глюкозы натощак больше, чем 8 ммоль/л, или с нагрузкой более 11 ммоль/л, это свидетельствует о развитии сахарного диабета. Кроме анализа крови достаточно информативным является и анализ мочи на содержание сахара, а также исследование ее удельного веса, который повышается при диабете.

Современные методы обследования позволяют диагностировать диабет до развития повышения сахара крови. Для этого используют специальные тесты на антитела к бета-клеткам. Данные клетки продуцируют инсулин, и при высоком титре антител к ним можно предположить о начале сахарного диабета.

В домашних условиях, при подозрении на развитие диабета, возможно проводить контроль сахара крови в течение дня, до приема пищи и через 2 часа после инъекции инсулина, перед физической нагрузкой. Это удобно делать с помощью глюкометра. При повышении уровня сахара необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и диагностики. Показания глюкометра не являются основанием для диагноза диабета, но позволяют своевременно нацелиться на диагностику.

Лечение сахарного диабета у детей

Лечение диабета у детей предполагает соблюдение режима питания, а также применение препаратов, инсулина. Проводится в условиях эндокринологического отделения. Врач может прописать для малыша курс витаминотерапии, ангиопротекторов, гепатотропных и желчегонных средств. Важным моментом является обучение. Диабет, при правильном питании и лечении, не ограничивает возможности для будущего ребенка. При отсутствии соблюдения диеты, неадекватном лечении – развитие осложнений диабета резко влияет на развитие ребенка, психику, профессиональные возможности. Поэтому очень важно при выявлении сахарного диабета обучиться и соблюдать режим питания, проводить назначенное лечение и КОНТРОЛИРОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ (нормального уровня глюкозы крови) САХАРНОГО ДИАБЕТА

Родители обязательно должны считать объем углеводов (удобно в хлебных единицах – ХЕ), которые потребляет ребенок при каждом приеме пищи. На завтрак он должен получать около 30% суточной нормы углеводов, на обед – 40%, на полдник и ужин – 10% и 20% соответственно. Малыш не должен потреблять более 400 граммов углеводов в сутки. Вся диета должна быть разработана и согласована с лечащим врачом. Обучение правилам учета углеводов, составления рациона питания, правилам инъекции инсулина и приема таблетированных препаратов проводится в эндокринологическом отделении.

Родители обязательно должны обеспечить ребенку сбалансированное питание, исключить переедание, вести здоровый образ жизни, укреплять детский организм физическими упражнениями и закаливанием. Важно исключить из рациона сладости, избыточное потребление мучных изделий и продуктов с высоким содержанием углеводов.

Необходимо, чтобы о наличии сахарного диабета знали воспитатели и преподаватели в детском саду, школе, а также эндокринолог в Вашей участковой больнице. Если у ребенка вдруг случится гипогликемия, ему должны быстро оказать помощь. Но Ваша осведомленность и бдительность – это уже первый шаг на пути к своевременной профилактике осложнений сахарного диабета у ребенка.

Профилактика сахарного диабета у детей

Обратите внимание

Если ребенок относиться к группе риска, его обязательно нужно раз в полгода обследовать у эндокринолога.

Часто появление сахарного диабета у склонных к нему детей провоцируют инфекционные заболевания. Поэтому очень важно избегать опасных инфекционных болезней, вовремя проводить вакцинацию, стараться не переохлаждать ребенка, и периодически обследовать состояние его иммунитета.

При любых подозрениях на сахарный диабет в домашних условиях с помощью глюкометра возможно безболезненное измерение сахара крови натощак и 2 часа после еды. Показания глюкометра не являются основанием для диагноза, но позволяют вовремя обратиться к врачу при глюкозе крови натощак более 5,5 ммольл или более 7,8 ммольл 2 часа после еды.

Источник: http://www.eltaltd.ru/rubrics/diabet-u-detey/diagnostika-lechenie-i-profilaktika-diabeta-u-detey-i-podrostkov/

Возрастные особенности питания подростков с диабетом 1 типа

Сложности воспитания детей с диабетом в основном заключаются в том, что ребенку с самых малых лет необходимо прививать особенную культуру питания. Не всегда эта задача оказывается простой, а один из самых сложных периодов для коммуникации  — переходный возраст. 

  • Автор: Хаим Лейвиман, диетолог, Руководитель МК ''Идеал''
  • access_time

Сахарный диабет значительно ухудшает качество жизни в любом возрасте, но особенно трудно его переносят подростки 12-18 лет. Связано это с 3 основными причинами.

Социум. Ваш ребенок является частью общества — семьи, друзей, школы.. И ему очень сложно понять и принять, «почему другим что-то можно», а ему «нельзя». Например, выпить сладкой колы с друзьями.

Гормоны. Сахар в крови зависит от инсулина и ряда других гормонов. Переходный возраст — возраст бурной гормональной перестройки. Когда организм принимает совершенно новую для себя норму гормонов.

Самостоятельность. Ребенок впервые избавляется от детской опеки родителей и начинает осознавать себя как личность, самостоятельно принимать решения и контролировать свой сахар. А поскольку опыта у него нет, то начинаются проблемы.

Объясните ребенку правила питания… объясните еще раз

Поймайте момент, когда у ребенка резко повысится сахар и он это почувствует. В подростковом возрасте такие ситуации случаются часто. Помогите ему, а потом посадите напротив себя для беседы. В диалоге обязательно должны участвовать папа и мама.

   1. Объясните ему, «почему» это произошло. Как связано питание с сахаром в крови и его здоровьем.

   2. Объясните «что произойдет», если ситуация будет повторяться. Если ребенок стрессоустойчив, покажите фото диабетической стопы и других последствий. Но будьте предельно аккуратны в этом вопросе.

   3. Объясните как питаться правильно, начните с планирования. Он многое поймет, потому что Вы так кормите его с детства. Объяснили? Спросите без порекания в голосе «Если что-то не понятно, спроси?».

   4. Придумайте простой следующий шаг, что ребенок может сделать прямо сегодня/завтра. Например, пусть придумает следующий завтрак или спланирует обед в школе.

Не пытайтесь «вдолбить» в ребенка сразу все правила питания, Вы и сами их все не знаете:) Если Вы решите бегать с завтрашнего утра по 10 км в день до конца жизни, то не пробегаете и неделю. Наш организм физически и психически откликается на постепенные и системные действия. Хотите бегать 10 км? Начните с 500 метров, но каждый день.

Из «100 правил при диабете 95 являются правилами правильного питания»

Так же с ребенком. Начните с 1-го простого правила, которое ребенок будет выполнять каждый день. Через 7-10-20 дней правило превратится в полезный навык и норму жизни. Именно навык, потому что навык — это то, что Вы приобретаете осознанно, привычка — то, что приобретается случайно.

Большой плюс, если Вы станете питаться так же. Из «100 правил при диабете 95 являются правилами правильного питания». Советую купить домой большую доску и маркеры. Напишите имена всех членов семьи и напротив каждый день делайте отметку «Сделал» или «Не сделал». Даже если 1 раз ребенок самостоятельно напишет «Не сделал», ему станет жутко стыдно.

Ограничивайте сладкое, но не запрещайте

Родители подростков хорошо знают, что любые запреты вызывают у ребенка бурю негодования. Объясните, что сладости — это приятное поощрение или лакомство, но не повседневная еда. Но скажу честно, объяснение без действий мало помогает.

   — Начните с простой мысли — «Хочешь сладкое? Значит мало энергии в организме. Ты всего лишь голоден, скушай что-то питательное!».

   — Приучите ребенка, что сладкое — это пища после основного блюда. Есть его нужно за обеденным столом, а не по дороге или у компьютера.

   — Покупайте сладости, которые ребенок хочет. Чтобы для него они не стали некой «амброзией», которую он тут же побежит покупать на появившиеся карманные деньги.

Расскажите, что при гипогликемии или при физических нагрузках он может получать сладкое вне графика. Для предотвращения проблем диабетики всегда должны иметь с собой что-нибудь сладкое. Часто — конфеты. Чтобы у подростка не вырабатывалась привычка есть их без ограничений, Вы можете заменять их сладким компотом или смузи.

Причина ненормальной тяги к сладкому — недостаток магния (Mg). Посчитайте, сколько Mg в неделю нужно Вашему ребенку и готовьте такие блюда, чтобы за неделю он всегда получал 100% от нормы.

Мягкий мораторий на вредные продукты

Продукты, несущие в себе 0% пользы, должны попасть под «мягкий» запрет и игнорирование — газировка, чипсы, сухарики, снеки и т.п.

Важно

Чтобы не вызывать резкого противодействия, обратите внимание на то, что подобная пища крайне негативно сказывается на фигуре. Дети в переходном возрасте начинают уделять очень много внимания собственной внешности.

Поощрения для особенных детей

В жизни каждого ребенка должны быть дни, в которые можно все. День рождения, успешно сданный экзамен или выигранное соревнование, или просто Хороший день с родителями. Сводите ребенка в кондитерскую или кафе. Не запрещайте ему ничего, но не забывайте правильно рассчитывать инсулин.

Такие запланированные отхождения от правил имеют для подростка, больного диабетом, очень большое значение. Они лишний раз напоминают ему о том, что он ничем не отличается от окружающих и может вести вполне нормальный образ жизни.

Ваш ребенок — не болеет, он не хуже других, он не «ненормальный», он особенный. Сформируйте у него такое понятие и понимание того, почему он вынужден делать то, от чего другие свободны.

Сделайте это сегодня

Выделите ровно 30 минут, сегодня или завтра. В конкретное время, например, в 19:30. Возьмите листок бумаги, карандаш и напишите план будущего разговора. «Почему» Ваш ребенок особенный, «Что произойдет», примеры правильного питания, простой следующий шаг. Пишите тезисами, хотите — рисуйте.

Уверен, большинство родителей уже пробовали или пытались это делать. Если не помогло — попробуйте еще раз. Если знаете и уже делаете — очень рад за Вашего ребенка и надеюсь, что во всей статье Вы найдете хотя бы крупицу знаний, которая будет полезной.

Почему писать план именно сегодня или завтра? Чтобы эта статья стала по-настоящему полезной. В психологии есть понятие 48 часов. Если Вы задумали что-то сделать, то постарайтесь сделать или начать в ближайшие 48 часов. Иначе с вероятностью 99% Вы этого никогда не реализуете.

P.S. Диабет – это образ жизни Вашего ребенка и всей семьи. Подростковый возраст — это сложный период, в который ребенок нуждается в поддержке и внимании. Помните, Вы являетесь примером для своих детей, даже если в силу особого возраста они редко говорят Вам об этом.

Читайте также другие статьи о диабете 1 типа

Источник: https://xn--80aa4apjd3a.com/1-tip/vozrastnye-osobennosti-pitaniya-podrostkov-s-diabetom-tipa-10318203.html

Ссылка на основную публикацию