Алалия сенсорная и моторная — причины и лечение алалии у детей

Сенсомоторная алалия – «приговор» для нормального развития ребенка?

Сенсомоторная алалия – это грубое расстройство речи, которое может выражаться в ее нарушениях или полном отсутствии. Дефект развивается на фоне поражения корковых центров головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Это может произойти внутриутробно, или в первые 3 года жизни малыша.

Содержание статьи

Алалией называют глубокую несформированность речевых функций у ребенка. Она практически во всех случаях диагностируется еще в дошкольном возрасте. При этом заболевании расстройство речи носит системный, обширный характер. Проще говоря, нарушаются все компоненты человеческой речи. Данная патология проявляется довольно ярко и специфично.

Общими симптомами сенсомоторной алалии становятся такие признаки:

  • позднее формирование речевых реакций;
  • скудность словарного запаса;
  • нарушения слоговой структуры;
  • нечленораздельное произношение и другие.

Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонеко-фонематических и лексико-грамматических процессов).

Проявляется патология изначальным отсутствием или внезапным, резким ограничением экспрессивной и импрессивной речи. Речь у ребенка считается общенедоразвитой, обычно именно такое заключение делает логопед после осмотра.

Следует отметить, что в случае с расстройством одной лишь логопедической коррекции явно недостаточно.

Обратите внимание

Заболевание носит сугубо физиологический характер, а потому отсутствие или дефицитарность речи никак не связана с умственной отсталостью, дефектами слуха и сниженным интеллектом.

Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития ребенка (до трехлетнего возраста). Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.

В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фонетаких факотров:

  • Угрозы самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
  • Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
  • Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
  • Сильными токсикозами;
  • Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
  • Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).

Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство. Из списка причин, провоцирующих проблему, напрашивается вывод, что каждая беременная должна беречь себя в процессе вынашивания плода и обращаться за своевременной адекватной помощью при наличии каких-либо проблем со здоровьем.

Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.

Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это происходит при использовании инструментального акушерского пособия (включая родоразрешение путем кесарева сечения).

Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать:

  1. Менингиты;
  2. Энцефалиты;
  3. ЧМТ.

Также к причинам поражений речевого центра принято относить хронические соматические заболевания, приводящие к гипотрофии, или истощению центральной нервной системы.

Некоторые медики убеждены, что алалия может быть связана с семейным анамнезом, то есть наследственной предрасположенностью ребенка.

Также патология может развиться на фоне частых и затяжных заболеваний в младенческом возрасте, коими могут стать даже «безобидные» ОРВИ. Нередко нарушение развивается на фоне затяжного рахита или пневмонии.

Важно

Не последнее место в провоцирующих факторах занимают оперативные вмешательства в организм ребенка, осуществляемые при помощи общего наркоза.

Хотя расстройство и не связано с общей умственной отсталостью, неблагоприятная социальная обстановка в семье ребенка играет в его развитии решающую роль. Грубо говоря, педагогическая запущенность и отсутствие речевых контактов дают серьезный толчок к стремительному прогрессированию болезни.

Принципы коррекции сенсомоторной алалии во многом связаны с причиной наступления расстройства у ребенка.

Следует также отметить, что все алалии классифицируются по трем основным типам:

  • Моторная (нарушение экспрессивной речи);
  • Сенсорная (нарушение импрессивной речи);
  • Сенсомоторная (комбинированное нарушение экспрессивной и импрессивной речи).

К неврологическим симптомам моторной алалии следует отнести такие проявления:

  • Общая неловкость;
  • Нарушение координации движений;
  • Серьезные дефекты, связанные с мелкой моторикой пальцев рук, невозможность обеспечения ребенком базовых навыков самообслуживания (завязывание шнурков и застегивание пуговиц);
  • Расстройства слухоречевой памяти, нарушение внимания, концентрации и реакции;
  • Синдром гиперактивности в раннем возрасте, или, напротив, излишняя вялость, слабость, высокая утомляемость;
  • Грубые нарушения собственной речи с сохранением понимания чужой;
  • Существенное запоздание становления всех речевых навыков (гуления, лепета, монолога, слогов, слов, фраз);
  • Невозможность воспроизведения или повторения словесного звукообраза;
  • Проблемы с артикуляцией, сопровождаемые грубым искажением слоговой структуры слов;
  • Заикание;
  • Скудный лексический запас (отмечается в более взрослом возрасте, когда здоровый ребенок уже начинает осваивать слова).

К неврологическим симптомам сенсорной алалии следует отнести такие проявления:

  • Повышенная речевая активность, сопряженная с непониманием обращенной речи (при этом ребенок говорит бессвязно, путает слова и звуки, использует бессмысленные слово- и звукосочетания);
  • Навязчивые повторения слова или звука, пропуски и замены слогов;
  • Грубое нарушение фонематического слуха (в тяжелой форме понимание речи отсутствует полностью, в иных присутствует ситуативно).

Сенсорная форма практически никогда не встречается в «чистом» варианте. Наиболее распространена смешанная, сенсомоторная или мотосенсорная алалия, симптомы которой комбинируются из проявлений двух разных форм расстройства.

Принцип адекватного лечения сенсомоторной алалии носит сугубо комплексный характер. Используются педагогические, логопедические и медикаментозные методы. Детей лечат в специальных учреждениях, стационарах, санаториях.

Коррекция алалии, вне зависимости от формы, включает в себя такие методы:

  • Физиотерапия (электрофонофорез, лазеротерапия, акупунктура или иглорефлексотерапия, магнитотерапия, электростимуляция, водолечение, ДМВ);
  • Работа над общей и ручной моторикой с педагогом;
  • Логопедические занятия (включая специальный массаж);
  • Обучение грамоте.

Дети с алалией могут столкнуться с дополнительными проблемами уже после пройденного лечения.

У них часто встречаются нарушения письменной речи, как дислексия и дисграфия. Залогом успеха служит своевременное, раннее (с 3-4 лет) лечение, которое включает в себя комплексное воздействие на все компоненты речи.

Малыши с моторной формой расстройства имеют наиболее благоприятный прогноз лечения. Увы, при системной форме заболевания прогноз является неопределенным. Коррекционная работа над установленной алалией предупреждает развитие вторичной умственной отсталости.

Предупредить такое расстройство, как сенсомоторная алалия, к сожалению, практически невозможно. Но вы можете сделать все возможное, чтобы минимизировать провоцирующие факторы болезни. Пусть ваш ребенок будет здоров и счастлив!

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/zdorove_malyshej/sensomotornaya-alaliya

Алалия у детей симптомы и лечение в 3 года: прогнозы

Алалия является грубой патологией детского организма, при которой наблюдаются серьезные нарушения в речи, спровоцированные поражением коры головного мозга.

Алалия у детей, симптомы которой и будут рассмотрены ниже, встречается относительно редко. Именно поэтому родители не знают, как бороться с болезнью.

Стоит отметить, что патология поддается коррекции и лечению, если с пациентом заниматься систематично.

Заболевание определяется логопедами и терапевтами как проблема в формировании членораздельной речи. Возникновение данной патологии обусловлено повреждением отдела головного мозга, отвечающего за процессы формирования и воспроизведения речевого потока.

Основной признак заболевания — его системность: не составляет труда проследить нарушение речевой функции на всех уровнях (фонетический, лексический и грамматический). Ребенку сложно воспроизводить не только отдельные звуки, но также слова и целые предложения.

Совет

Иногда отзыв на чужую речь вообще не наблюдается. Болезнь не проявляется внезапно, если малыш до этого нормально разговаривал и не имел проблем с выговариванием фонем. Такое явление является характерным для другой детской патологии – афазии. В случае с алалией говорят об изначальном поражении речевого центра.

Alalia не является широко распространенной. Она встречается только у 1% детей от года до трех лет. Специалисты подчеркивают, что практически вдвое чаще алалия возникает среди мальчиков.

Причины заболевания

На сегодняшний день вопрос возникновения алалии изучен достаточно глубоко. Врачи методом глубоких и подробных исследований обнаружили следующие факторы, под влиянием которых может развиться патология:

  • сильные и очень частые токсикозы, попытка прерывания беременности или угроза выкидыша, падения беременной с ушибами живота;
  • инфицирование плода в период развития внутри утробы матери;
  • наличие у будущей роженицы ряда хронических заболеваний: гепертензия или гипотония, легочная недостаточность;
  • преждевременные или, наоборот, затяжные роды, асфиксия новорожденного, инструментальное вмешательство со стороны врачей;
  • воздействие на малыша в первые годы его жизни таких факторов, как энцефалиты, операции с использованием общего наркоза, воспаление твердых или мягких оболочек головного мозга, отсутствие контактов с другими людьми, которые бы позволяли развивать речь.

В большинстве случаев на малыша воздействует сразу несколько негативных факторов, провоцирующих нарушения в речевом отделе головного мозга. Ведь при комплексном влиянии ему намного сложнее возобновить свое нормальное функционирование.

Классификация и симптомы алалии

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания.

Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза.

Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Симптомы моторной алалии

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы.

Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам.

Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.

Симптомы сенсорной алалии

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.
Читайте также:  Норма пульса у детей: особенности и показатели сердцебиения в зависимости от возраста (таблица), способы нормализации состояния

Очень часто среди детей, страдающих этой формой патологии, наблюдается повышенная обидчивость, ранимость и замкнутость. Это объясняется тем, что им сложно общаться с окружающими. Они считают, что беседы лучше избежать.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может  воспроизводить речь в любом ее проявлении.

Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена. Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие.

По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость.

Обследование детей с алалией

Анализируя причины возникновения заболевания, отметим, что диагностирование направлено в первую очередь на исследование существующих повреждений мягких оболочек головного мозга, а также степени проявления этих травм. Оно должно проводиться как можно раньше, ряд различных симптомов алалии в 3 года уже можно проследить.

Чтобы изучить проблему полностью, пациент должен пройти целый ряд обследований, среди которых электроэнцефалография (исследование активности отдельных центров мозга), а также эхоэнцефалография (поиск патологий с использованием ультразвука). В некоторых случаях необходимо провести также отоскопию, с помощью которых можно подтвердить или снять диагноз сенсорной алалии у детей,  симптомы и лечение которой были описаны выше.

Для этого исследуется слуховой проход и барабанная перепонка. Специалист методом несложных манипуляций устанавливает минимальную высоту звука, которую различает ребенок. Иногда для установления точного диагноза с ребенком должен поговорить детский врач или психолог.

Коррекция алалии

В условиях быстрого развития современных технологий, в том числе и медицины, прогнозы при алалии у детей достаточно обнадеживающие.

Конечно, многое зависит от формы заболевания, возраста ребенка и желания родителей.

Если патология еще не перетекла в запущенную форму, подойдут стандартные методики лечения: массаж, занятия с логопедом, физиотерапия, занятия с педагогом или медикаментозное вмешательство.

Логопедическая коррекция и массаж

При помощи нехитрых движений и манипуляций можно улучшить тонус мышц лица ребенка. Врач выполняет точечный массаж, легкие поглаживания отдельных участков лба, скул или шеи. Иногда нужно тереть определенные участки лица, чтобы улучшить их внешнюю реакцию. Он также может посоветовать комплекс мимических упражнений.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

Чтобы стимулировать иммунитет и перевести заболевание в рецессивную стадию, на организм часто воздействуют водой. Это может быть как физическое, так и химическое воздействие. Лучше всего такая терапия помогает детям с общими расстройствами речевого аппарата.

Медикаментозная терапия

В отдельных случаях приходится использовать сильнодействующие препараты. Но это достаточно опасно, так как иммунная система малыша развита не очень хорошо.

Чаще всего медики используют следующие ноотропные препараты: Гаммолон, Когитум, Кортексин. Никогда не практикуйте самостоятельное лечение. Все медикаменты должны назначаться исключительно лечащим врачом. Такая терапия в среднем длится 2-3 месяца.

Педагогическая коррекция

Хороших результатов просто невозможно достичь без участия логопеда в процессе лечения. Именно он сможет назначить подходящую мимическую или языковую гимнастику, выбрать интересные развивающие игры и наладить контакт с маленьким пациентом. Таким образом, можно заниматься не только мимикой и умственным развитием, но и улучшать мелкую моторику рук.

Как заниматься дома самостоятельно

Заниматься с целью развития умственных способностей малыша можно и дома. Для этого стоит проконсультироваться с логопедом или детским врачом, чтобы те посоветовали комплекс упражнений для ежедневного выполнения. Похожие списки можно найти и в интернете. Если не лениться и выполнять тренировки хотя бы 15-20 минут в день, можно достичь хороших результатов.

Специалисты настоятельно рекомендуют выполнять тренинги в утреннее время, пока кроха не переутомился.

Примеры упражнений

Маятник

Ребенок должен высунуть язык наружу и совершать им движения со стороны в сторону.

Надувание щек

Малыш должен надуть щеки, как будто он сильно на кого-то обиделся.

Трубочка

Необходимо, чтобы он вытянул губы вперед, соединив их, как будто это – маленькая длинная трубочка.

Весна

Ребенок должен щуриться и улыбаться, представляя, как он греется на солнышке.

Берлога

Пусть малыш представит, что он маленький мишка, спящий в своем домике. И вот к нему закралась талая вода. Пусть покажет, как он испугался, после удивился и обрадовался наступлению тепла.

Солнышко

Ребенок должен представить, что над ним ярко светит солнышко, и посмотреть вверх. Теперь же ему нужно взглянуть на цветочки, которые распустились внизу.

Прогноз и профилактика алалии

Если у малыша уже диагностировали данную патологию, стоит немедленно обратиться к врачу, чтобы заболевание не прогрессировало дальше. В этом вопросе также может помочь консультация педагога, логопеда, психолога. Главное – достучаться до ребенка, адаптировать его в окружающей среде, остановить возникновение осложнений и настроится на позитивный прогноз.

Молодым родителям часто бывает сложно выбрать школу, в которой стоит обучать малыша. Здесь мнения специалистов также расходятся. Одни настаивают на обучении в обычных школах, ведь алалия не определяется, как инвалидность. Но с другой стороны, сможет ли учитель найти подход к ребенку, поймут ли его другие дети, как они воспримут сверстника, который отличается своим поведением?

Существуют отдельные речевые школы, где ребенок будет не только получать знания, но и регулярно заниматься для улучшения протекания своей болезни по видео и методикам.

Для беременных женщин также существуют рекомендации по профилактике заболевания:

  • отказ от любых вредных привычек;
  • переход на сбалансированное правильное питание;
  • своевременное лечение любых заболеваний, возникающих в процессе беременности, а также предотвращение прогрессирования хронических патологий;
  • посещение курортов, санаториев (можно заменить частыми прогулками на свежем воздухе);
  • отказ от самолечения сильнодействующими препаратами.
  • регулярные визиты к гинекологу.

Заключение

Если у ребенка была диагностирована алалия, одним из самых важных заданий для его родителей и воспитателей будет правильная адаптация малыша  в окружающей среде. Это необходимо для того, чтобы заболевание не начало прогрессировать под воздействием эмоциональных нагрузок и стрессов.

Здесь очень важно не перейти грань между нехваткой общения, одиночеством и, наоборот, сложностями из-за повышенного внимания со стороны. Родители должны понимать, что домашние занятия, как и работа с логопедом, это процесс, который затянется на многие годы.

Но при выборе правильной методики и наличии желания можно достичь значительных успехов.

Источник: https://pups.su/bolezni/alaliya-u-detej.html

Алалия у детей, моторная, сенсорная и смешанная — симптомы и лечение заболевания

Алалия — это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр.

В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

Причины алалии

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов).

Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих.

Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных).

При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Обратите внимание

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык.

При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями.

При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию.

Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Симптомы алалии

Симптоматика моторной алалии

При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений.

Читайте также:  Нервный тик у детей, его симптомы и лечение на фото и видео

Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.

Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:

  • речевой негативизм;
  • отсутствие внимания;
  • малый лексический запас;
  • низкая работоспособность;
  • плохое усвоение материала;
  • нарушение звукопроизношения;
  • отклонения эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.

Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений.

Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

Симптоматика сенсорной алалии

Характерными симптомами сенсорной алалии являются:

  • нарушения восприятия;
  • отсутствие способности понимать смысл чужой речи.

У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.

Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.

При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.

Важно

Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика алалии

Пациентам с диагнозом «алалия» необходимо пройти обследование у следующих специалистов:

  1. Логопеда — для перинатального анамнеза, выявления особенностей речевого и психомоторного недоразвития, а также составления модели лексико-грамматического строя, коррекции фонематических процессов и импрессивной речи.

  2. Невролога — чтобы выявить источник невралгических дисфункций и генетических аномалий.
  3. Психолога — для диагностики слухоречевой памяти, сроков психомоторного развития, артикуляционной моторики.
  4. Отоларинголога — при составлении схемы терапевтического воздействия необходимо исключить повреждения функции слухового аппарата.

Для дополнительной диагностики и выявления степени патологий головного мозга проводят:

Лечение пациентов с алалией

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы.

В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

При патологиях речевых центров в коре головного мозга специалисты отмечают высокую эффективность следующих физиотерапевтических процедур:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водолечения;
  • лазеротерапии;
  • электрофореза;
  • магнитотерапии;
  • электропунктуры;
  • транскраниальной электростимуляции.

При лечении алалии важно акцентировать внимание на развитии моторики, мышления, памяти. Заболевание вызвано системными нарушениями, поэтому логопедическое лечение должно строиться на полном охвате звуко-буквенных постановок и сочетаний, визуализации понятий, а также концентрации внимания. В обязательном порядке вместе с логопедическими занятиями должны проводиться логопедический массаж и логоритмика.

Детей с алалией рекомендуется начинать обучать алфавиту, счету и письму как можно раньше. Такие навыки позволяют лучше развить память, научиться составлять слоги в слова и контролировать речь.

При комплексной терапии моторной алалии основная работа должны быть направлена на:

  • стимулирование речевой активности;
  • развитие связной речи;
  • формирование речевого запаса;
  • грамматическое оформлениевысказывания.

При диагнозе «сенсорная алалия» акцент логопедической терапии должен быть сосредоточен на формировании навыков отличать речевые и неречевые звуки, дифференцировать слова, пониматьречевые инструкции.

Важно системно прорабатывать:

  • правильное фонематическое восприятие;
  • акустические навыки;
  • ассоциативный ряд.

Группа риска

Чем раньше начата коррекционная работа при алалии, тем быстрее и лучше будет результат восстановления психических функций и всех компонентов речи.

Раннее лечение речевой патологии позволяет предупредить торможение умственного развития.

К группе риска относят детей:

  • перенесших асфиксию во время родов;
  • с черепно-мозговыми травмами;
  • перенесших внутриутробные менингиты, энцефалиты, интоксикацию.

Прогноз и профилактика ОНР

Для моторной алалии прогноз восстановления всегда благоприятный. Результат терапии при сенсорном и сенсомоторном заболеваниях неопределенный и зависит от многих факторов: степенипоражения речевого центра головного мозга, побочных патологий, наличия психосоматических расстройств. В школьном возрасте дети с ОНР сталкиваются с нарушением письменной речи: дислексией и дисграфией.

Профилактика алалии включает в себя:

  • наблюдение за течением беременности;
  • длительное кормление грудью;
  • раннюю диагностику врожденных патологий;
  • комплексное физическое развитие ребенка.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Источник: https://illness.DocDoc.ru/alaliya

Что такое алалия у детей: причины, виды, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

Нарушение речевой функции у ребёнка – это серьёзная проблема, требующая вмешательства соответствующего специалиста. Не менее важно узнать о причинах такого расстройства, чтобы иметь представления о профилактике и лечении недуга. В этой статье рассмотрим виды и симптомы расстройства, методы коррекции речи у детей.

Что это?

Алалия простыми словами — неразвитая речь или её отсутствие. При нарушении функции у маленьких пациентов страдают все компоненты связной речи: словарный запас, фонетическое произношение, грамматика.

Подобный диагноз (логопеды называют его общим недоразвитием речи, далее — ОНР) констатируют примерно у 2% детей младшего школьного возраста, причём чаще ему подвержены дети мужского пола. Следует знать, что дисфункция центров речи происходит либо в период пребывания плода в утробе матери либо в раннем возрасте до трёх лет.

Виды и симптомы

В ходе изучения проблемы медиками была произведена классификация видов нарушения соответственно симптоматике, тяжести нарушений и причинам. Такой подход позволяет подобрать к каждому случаю наиболее подходящий тип лечения.

Моторная (экспрессивная)

При моторном типе ОНР проблемы с речью усугубляются разладами психологического и неврологического характера. У детей наблюдаются слабые навыки мелкой моторики, координации движений, ребёнок либо слишком активен, либо наоборот заторможен.

Ему сложно производить такие манипуляции, как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, держать и собирать мелкие предметы. Дети часто отвлекаются, не заостряя внимания на чём-либо одном, невнимательны, неусидчивы, быстро устают.

Страдает возможность восприятия информации и, соответственно, интеллектуальное развитие.

Что касается конкретно речи, моторная алалия – это такой тип нарушения, при котором восприятие чужой речи и её понимание присутствуют, но собственная речь не развивается или отстаёт в развитии.

При способности к правильной артикуляции, тем не менее, такой пациент произносит звуки неправильно, часто искажая структуру слов.

По этой причине не развивается словарный запас, речь насыщена короткими фразами, затруднена способность определения некоторых событий или их связного изложения, недостаток слов и фраз заменяется усиленной жестикуляцией. Расстройство часто сопровождается заиканием.

Сенсорная (импрессивная)

Психосоматика сенсорной алалии заключается в изменении поведенческих характеристик: хромает интеллектуальное развитие, наблюдается неспособность к концентрации внимания, замкнутость, отрешённость, плохо развита память, возможны переходы от импульсивности до полной инертности.

Обладая хорошим слухом в физическом смысле, иногда даже некоторой чувствительностью, такие дети плохо понимают смысл произносимого кем-то другим. Не различают фонетическое произношение слов, не отождествляют слово с его смысловым значением.

Речь алалика большей частью похожа на отдалённое эхо: она представляет собой набор звуков, отдельных слогов, объединение частей разных слов. Здесь также присутствует сильная жестикуляция и мимика.

Сенсомоторная (мотосенсорная)

Если учесть взаимодействие двигательной, слуховой и речевой функций нашего организма, то сенсомоторная алалия – это смешанный тип нарушения, что подразумевает присутствие таких же симптомов, как в первых двух видах. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Важно! ОНР – это физиологический недуг, не имеющий отношения к умственной отсталости или патологии слухового аппарата, поскольку здесь стоит вопрос лишь о нарушении речевого аппарата, а не мозговой деятельности в целом.

Причины болезни

Факторы, влияющие на появление болезни:

  • недостаточное снабжение кислородом плода в утробе матери;
  • инфицирование плода в утробе вирусными или бактериальными инфекциями;
  • угроза прерывания беременности;
  • токсикозы;
  • падения беременной с последующей травмой плода;[/url]
  • хронические заболевания беременной;
  • тяжёлые роды с применением акушерских инструментов;
  • родовая травма младенца, асфиксия при родах;
  • недоношенность.

В числе причин алалии в первые годы жизни малыша называют генетическую предрасположенность к недугу, а также такие факторы:

  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • частые ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и другие;
  • операции под общим наркозом.

Важно! Усугубить расстройство может педагогическая запущенность со стороны родителей.

Кто и как проводит диагностику?

Первую диагностику симптомов алалии у детей проводят логопед и невролог. Логопед определяет и выявляет тяжесть расстройства речевого аппарата. Невролог определяет отклонения от нормы в интеллектуальном развитии, невротические особенности поведения.

К диагностике подключаются и другие специалисты, например, психотерапевт и педиатр. Назначаются дополнительные исследования:

  • магнитно-резонансная томография головы;
  • рентгенография черепа;
  • электроэнцефалография;
  • аудиометрия (измерение остроты слуха);
  • исследование органов слуха.

Лечение и коррекция алалии

Лечение алалии у детей включает в себя комплекс методов, занятия с ребёнком должны продолжаться и в домашних условиях.

Моторной

Коррекцией речи ребёнка занимается логопед, при этом идёт акцент на артикуляцию, пополнение словарного запаса, построение фраз и порядок слов в них.

Как было сказано выше, при моторной алалии у детей плохо развита функция мелкой моторики. Детям полезно будет гимнастика для пальцев: игра с конструктором из мелких деталей, шарики, мозаика, паззлы и прочее.

Невролог может назначить медикаментозные препараты и витамины, такие как:

  • «Гаммалон»;
  • «Кортексин»;
  • «Когитум»;
  • Витамины В12, В15.

Сенсорной

В случае с сенсорным типом расстройства занятия с логопедом также играют ключевую роль. Ребёнок учится правильно произносить звуки, корректирует дикцию, в развивающих тестовых играх учится осознавать и сопоставлять звучание слова с его смыслом.

Невролог наряду с препаратами, успокаивающими нервную систему, и витаминами назначает массаж лицевой мускулатуры.

Сенсомоторной

Смешанный тип часто требует лечения в специальных санаториях или других учреждениях, где с ребёнком кроме логопеда и невролога сможет заниматься специальный педагог.

Читайте также:  Специфическая профилактика гриппа и противовирусное лечение

Общим для всех типов может быть назначение специальных процедур, таких как:

  • электрофонофорез;
  • лазеротерапия;
  • акупунктура, или иглорефлексотерапия;
  • магнитотерапия;
  • электростимуляция;
  • водолечение.

Уже после лечения у алаликов может возникнуть такие проблемы, как дислексия (трудности чтения) и дисграфия (трудности письма). Поэтому родителям нужно с удвоенным вниманием относиться к обучению таких деток.

Профилактика

Меры профилактики ОНР начинаются ещё до рождения малыша — будущая мама должна выполнять ряд правил:

  • Как можно раньше при беременности стать на учёт у гинеколога и выполнять все его назначения.
  • Избегать нервных потрясений.
  • Пройти тесты на все опасные вирусы.
  • Вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
  • Избегать травмоопасных ситуаций.
  • Не отказываться от стимуляции родовой деятельности, если все сроки вынашивания вышли.

Родившегося малыша желательно кормить грудью, оберегать от инфекционных заболеваний и не игнорировать детские недомогания.

Алалия – это не приговор, она успешно лечится. Главное — не запустить недуг и заниматься с ребёнком дома, помимо врачебной помощи.

Источник: https://agu.life/bok/630-prichiny-i-simptomy-alalii-kak-korrektirovat-nedorazvitost-rechi.html

Диагноз «сенсорная алалия» и карта лечения

Сенсорная алалия (дисфазия)

Сенсорная алалия — системное недоразвитие импрессивной речи центрального характера, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием.

Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия.
Скорее всего, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны.

В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое также может препятствовать нормальному речевому развитию.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной.

Совет

В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям.

В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, а потому дает неправильную реакцию. Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным.

Некоторые дети могут довольно легко выполнять простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, то есть смысл фразы воспринимается ими легче отдельных слов. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация.

Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций.

Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта.

Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания.

Часто дети смотрят в лицо говорящему.

В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только одного человека — мать, педагога, и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким. Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации.

Обратите внимание

Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами. Пассивный словарь неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях.

При отсутствии понимания речи собственная речь ребенка становится невозможной или грубо искажается. Для общения дети с сенсорной алалией пользуются жестами, мимикой. Слушая музыку, избирательно относятся к разным произведениям. Тишина их успокаивает, а громкие разговоры, крик, как и громкая музыка, — раздражают. Игры сопровождаются лепетом.

Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно. Появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности ребенка. Затем в ходе развития формируется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление слов и словосочетаний.

Значение слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный.

При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон». Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии.

С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой — и них отражаются многочисленные поиски нужных кинестезии.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логоррея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания — эхолалии, при этом слова не осмысливаются и не запоминаются.

В словах — многочисленные ошибки и ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен.

Важно

Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Неустойчивость понимания значений слов приводит к тому, что по словесной инструкции дети действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей имеется собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, произносят слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер.

Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен (парафазии), пропусков, повторов (персевераций), соединений частей слов между собой (контаминации).

В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля за своей собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом, или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

В процессе развития речи детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходит с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Они приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у них наблюдаются затруднения в формировании навыков письменной речи.

Подробнее на сайте http://www.encephabol.ru/index.jsp?f=http://www.encephabol.ru/xmlchapter.jsp?id=3862&book=3853&from

Симптомы сенсорной алалии

Нарушено понимание речи. Не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом (действием), что носит название замыкательной акупатии.
При сенсорной алалии часто наблюдается гиперакузия, т.е.

Совет

повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание бумаги, звук капающей воды и т.д.), что отличает сенсорных алаликов от слабослышащих детей. Может наблюдаться эхолалия.

Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно: у слабослышащих голос лишен звучности, звонкости, у детей же с сенсорной алалией голос нормальный, звуки и слова продуцируются с нормальными модуляциями и интонациями.

В чистом виде сенсорная алалия встречается редко. Чаще наблюдается смешанная сенсо-моторная алалия или моторная алалия с сенсорным компонентом.

Задержка психического развития или алалия?

Задержка и алалия различаются. При «простой» задержке развития языка, ребенок, не усвоив правил, соответствующих определенному этапу овладения языком, не переходит к усвоению правил последующего этапа, поскольку предыдущий этап является базой для последующего.

Таким образом, при «простой» задержке развития языка реализуется та же программа овладения языком, что и при нормальном онтогенезе, с той лишь разницей, что дети усваивают правила на различных этапах реализации программы с отставанием во времени.

При алалии же ребенок, не усвоив правил на определенном этапе, переходит к формированию правил следующего этапа, в результате чего программа на последующем этапе реализуется на патологической основе.

Это касается и звукопроизношения и грамматического строя речи, лексического содержания и др. В Вашем случае пока рано говорить об алалии.

Лечение сенсорной алалии

Сенсорная алалия является полной противоположностью моторной: ребенок совершенно не понимает речь людей, но при этом потенциально сохранными, но совершенно бездействующими остаются механизмы активной речи.

Обратите внимание

Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, издающиеся неживыми предметами, животными, но речь представляет для них бессмысленный шум. Ребенок, не получивший коррекционной помощи, внешне весьма походит на глухонемого: он не реагирует на речь окружающих и не пользуется речью сам.

В начале коррекционной работы такие дети механически повторяют некоторые слова, еще не понимая их смысла. Такое явление называют эхолалией. Логопеду постепенно удается выработать у них связь между словом и смыслом, который оно имеет.

После многолетней коррекционной работы специалистам удается сформировать речь настолько, что ребенок может пользоваться ею в общении и неплохо понимает окружающих. При подобных расстройствах особенно важно как можно раньше, уже на втором году жизни обратиться к логопеду.

При позднем обращении (в 5-7 лет) сформировать речь достаточно полноценно не удается.

Причиной сенсорной алалии чаще всего является раннее органическое повреждение тех отделов головного мозга, которые ответственны за различение звуков речи и их связь со смыслом. Такое нарушение речевого развития — тяжелая патология, но даже и в этих случаях ситуация не безнадежна.

Источник: http://www.domotvetov.ru/bolezni-i-lechenie/diagnoz-sensornaya-alaliya-i-k.html

Ссылка на основную публикацию