Отчего появляются дефекты речи, какие бывают и как от них избавляться?

Речевые дефекты: эффективные упражнения для устранения в домашних условиях

Автор: Елена

01.02.2017 в 08:03

Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь — характеризует человека. Его способность мыслить, выражать эмоции и чувства по отношению к происходящему. Благодаря словам мы способны более красочно и эффектно доносить к слушателям свою позицию, размышления или информацию.

Именно по этой причине люди стремятся избавиться от возможных дефектов в произношении, чтобы максимально соответствовать норме и стандарту речи. И при этом, не всегда есть возможность во взрослом возрасте исправить укоренившуюся проблему.

СОДЕРЖАНИЕ:

Обратите внимание

Чаще всего людям попросту некогда заниматься усовершенствованием, они ленятся или не могут найти оптимальную систему занятий. Некоторые могут испытывать серьезные комплексы из-за присутствия в их жизни характерного отличия.

Речевые дефекты ребенка или подростка — более податливы и исправимы. Но не всегда техники, применяемые специалистами, имеют долгожданный результат. В сегодняшнем материале мне хотелось бы рассказать вам о существующих упражнениях исправления дефектов в домашних условиях. И, как говорят, дома могут лечить даже стены! Но каковы причины возникновения щепетильной проблемы?

Особенности развития дефектов речи

Нарушение произношения слов может возникнуть в процессе искаженного выговаривания звуков. Это выражается в картавости, шепелявости и заикании.

Зачастую, у взрослых развивается подобные особенности из-за перенесенного шока или стресса. Также влияют сложные операции, травмы или эмоциональные потрясения в виде смерти близкого или разрыва отношений.

Дефект может развиться благодаря полученной травмы речевого аппарата: языка, неба, челюстей, лицевых мышц, губ или даже зуба. Но особое место занимает нарушение работы головного мозга, а именно той его части, что ответственна за речь.

Я хочу отметить риск получения нарушений при ситуациях, которые личность может добровольно себе воссоздать. Речь идет о систематичном, нервном перенапряжении, что выливается в легкую форму заикания или невозможности четко построить предложения.

Пик развития речи приходится на возраст в области 3-6 лет. Именно к этому моменту мы получаем возможность использовать словарный запас более 1500 слов.

Способность говорить четко и понятно всегда зависит от нескольких факторов, а именно от внутренних и внешних. Нужно понимать, что в раннем возрасте у детей открывается способность копировать манеру разговора своих родителей. И если вы нашли у себя нарушения построение звуков, то стоит не игнорировать ситуацию, а скорее взяться за решение вопроса.

Важно

От этого зависит не только ваш уровень комфорта, но и отношения членов семьи друг к другу. Всем хочется быть понятым и услышанным правильно. Особенно важно это как раз в детстве во имя избежания насмешек и подколов со стороны одноклассников.

Что такое нормальная речь? Это четкое и абсолютно внятное произношение всех букв алфавита родного языка. В процессе воспроизведения слов люди задействуют речевые органы: мозг, нервные соединения, дыхательные мышцы, все лицо и язык. Только в случае сбалансированной работы этих органов, речь особи будет ритмичной, плавной и сбалансированной. Но как исправить нарушения дома?

Планирование тактики

В этом вопросе результативней всего себя рекомендуют игры на коррекцию речи. При таком формате подхода личность полностью вовлекается в процесс и воспринимает задания, как интересную игру, в которой могут участвовать все члены семьи одновременно!

Вам не нужно ехать в другой конец города и записываться к логопеду на сеанс. Вы сможете обеспечить лечащий курс в окружении родных стен! Уделяя игровым занятиям достаточное количество минут, а особенно при систематическом подходе, вы сможете заметить долгожданные изменения в ближайшее время.

На сегодняшний день подобных игр существует великое множество. Упражнения рассчитаны на стимулирование органов речи и построение правильного выговаривания звуков и букв.

Отмечу то, что сам принцип работы с детьми и взрослыми людьми — идентичен. Просто отличие формируется принципом подхода к детской психике через призму игры.

Предлагаю вам ознакомиться с наиболее успешными методиками для тренировок, чтобы получить максимальный результат от такого полезного времяпрепровождения.

Проблемы и их устранение

1. Техника

Упражнения на технику помогают маленькому человечку обрести и почувствовать свой голос.

  • Обеспечьте себе и ребенку удобное положение, сделайте глубокий вдох через нос. Предложите ему сделать упражнение, как будто он — это маленький шарик! Нужно максимально наполнить диафрагму и легкие воздухом, а после сделать выдох через нос (7 подходов);
  • аналогичное упражнение с первым, но с задержкой дыхания на 3-5 секунд. Подготовить малыша к нему можно с помощью игры в «аквалангистов» под водой;
  • игра в мычание прекрасно тренирует технику и заряжает позитивом. Вам нужно набрать полные легкие воздухом, а на выдохе начать рассказывать стишок, петь любимую песенку или зачитывать скороговорку.

В момент, когда воздух станет заканчиваться — выбросьте оставшийся с резким звуком «хааа»!

2. Работа с дикцией

Пять минут в день такой зарядки обеспечивают подвижность речевого аппарата, расслабляя нужные мышцы.

  • опустите нижнюю челюсть вниз и осуществляйте движения вниз-вверх, право-влево (12 раз);
  • предложите ребенку представить себя оперным певцом. Для этого нужно занять исходное положение стоя и положить руки на грудь. При наклоне вперед требуется воспроизводить протяжные гласные звуки максимально низким голосом (2-3 мин.);
  • расплывшись в улыбке нужно двигать язычком от одного уголка губ к другому, не нужно при этом двигать челюстями или открывать рот.
    Предложите ребенку продемонстрировать голливудскую улыбку! Для этого нужно улыбаться с открытым ртом, а после облизать губы языком (по 1 подходу 12-15 раз);
  • пусть покажет язычок, пытаясь достать к подбородку и носу. Но смотрите за тем, чтобы язык не сворачивался в трубочку и максимально избегал зубов и губ.

3. Устраняем дефекты посвистывания, шепелявости и букв «р» и «л»

  • Дудка
    Плотно сжимаем губки, а затем вытягиваем их, как при игре на трубе;
  • блюдце
    Широко открывайте рот, представляя, что наш язык — это круглое блюдечко, высовываем его вперед;
  • бокс языком
    Фантазируем, что язык — это спортсмен в боксерской перчатке и вам нужно ударять им по небу и ряду верхних зубов. Обязательное условие произносить при этом звук «д»;
  • пианино
    Думаем о том, что верхние и нижние зубы — это пианино, а вам нужно языком провести по «ноткам-зубам».

4. Боремся с заиканием

  • Веселый шаг
    Вам нужно устроить веселый хоровод и двигаться по кругу. На каждый шаг произносите фразу: «Мы весело шагаем в хороводе опа-опа-па-па, нати-нати-тата»;
  • прыгуны
    Организуйте прыжки на каждой ноге поочередно, произнося: «Прыг-скок-прыг-скок, уф-уф, аф-аф, тап-тап, пап-пап, тат-пап, пап-тап»;
  • весело поем
    Активно двигайте руками в образе дирижера, проговаривая слова стихотворения на распев.

На этом точка! Дополняйте свой арсенал упражнений и делитесь своими в комментариях!

Заботьтесь о речи и занимайтесь ежедневно, только в таком случае эффект не заставит себя ждать долго!

Не забудьте подписаться на обновления, до встречи на блоге, пока-пока!

Источник: http://elenarou.ru/kak-ispravit-rechevyie-defektyi-u-detey-i-vzroslyih-v-domashnih-usloviyah.html

Дефекты речи у взрослых

По внешнему облику современного человека можно догадаться не только о его финансовой состоятельности, но и об общественном положении и даже интеллектуальном развитии.

Большинство из нас тратят огромные деньги на приобретение стильного гардероба, модных аксессуаров и новомодных гаджетов, совершенно не задумываясь о том, что неправильная речь зачастую сводит на нет весь эффект от яркой упаковки.

Совет

Неправильное произношение является следствием как патологий в строении артикуляционного аппарата (короткая языковая уздечка, неправильный прикус и межзубные щели), так и всевозможных неврологических патологий.

В первом случае человек нуждается в помощи стоматолога или логопеда, а если проблема обусловлена привычкой неправильного произношения, с ней можно и нужно бороться самостоятельно.

Основные причины дефектов речи у взрослых

Одной из наиболее распространенных психологических причин невнятной речи является обычное волнение. Новая обстановка, большая аудитория и неуверенность в собственных силах заставляют оратора вместо четкой уверенной речи переходить на еле слышимое бормотание, понятное ему одному.

Справиться с этой проблемой можно, если полностью победить волнение. Помогут в этом дыхательная гимнастика, подробные тезисы и многоразовые репетиции доклада.

Занятия в театральной студии, частые дискуссии с интересным собеседником и курсы ораторского искусства также окажут позитивное влияние на общий настрой, помогая особо стеснительным гражданам раскрепоститься во время разговора. 

Гнусавость – еще одна часто встречающаяся проблема.

Являясь следствием артикуляционной пассивности носовой полости, этот дефект придает речи невнятный и глухой фон. Возникает это, чаще всего, вследствие заболеваний, затрудняющих дыхание носом.

Это может быть как банальные полипы и искривление носовой перегородки, так и генетически обусловленное неправильное положение языка при произнесении некоторых звуков.

Консультации ЛОРа и логопеда помогут вам выяснить настоящую причину изъяна и выработать эффективную лечебную стратегию.

Как избавиться от проблемы?

Большинство взрослых совершенно безосновательно считают, что в зрелом возрасте исправить речевые дефекты невозможно. Однако это не так — комплексный подход и настойчивость смогут значительно уменьшить проблему, а то и вовсе от нее избавить.

Приступая к исправлениям речевых дефектов, главное – следовать определенному плану, не торопясь и не перескакивая через этапы, как бы ни хотелось вам скорее пройти курс реабилитации:

Диагностика

Перед тем, как начать занятия, хорошо бы точно знать, какие именно звуки для вас наиболее трудны в произношении. Четко определив ореол проблемы, можно будет сосредоточиться именно на тех упражнениях, которые необходимы.

Учим мат.часть

Обратите внимание

Для того чтобы борьба с дефектами была эффективной, следует как можно больше узнать о патологии.

Тут вам поможет специальная методическая литература, статьи в научно-популярных журналах и специализированные интернет-сайты. Неплохо было бы на этом этапе посетить профессионального логопеда.

Даже если вы хотите проводить курс лечения самостоятельно, советы опытного специалиста не будут лишними.

Работа над ошибками

Приступая к искоренению проблем с речью, не старайтесь за короткий срок полностью побороть трудности. Работая над каждым звуком по отдельности, вы, может быть, и потратите на коррекцию больше времени, однако максимально закрепите результат. Первым делом научитесь произносить «трудный» звук изолированно.

Проговаривайте его медленно, стараясь получше запомнить положение языка и губ в этот момент. Закрепив единичное произношение, переходите к слогам, а потом и словам, которые вам не давались. Наибольшей гибкости артикуляционный аппарат достигает при произнесении всевозможных скороговорок и чистоговорок, подобрать которые можно практически на любую проблемную букву.

Делай раз, делай два

Чрезвычайно важны упражнения, развивающие подвижность обоих челюстей, мышцы языка и губную мускулатуру.

В сети и печатной периодике описаны десятки разнообразных занятий, целью которых является повышение подвижности и гибкости артикуляционного аппарата.

Ежедневные тренировки, а также попытки произносить тексты с выражением и интонационным ударением, позволят сделать речь более внятной и четкой.

Автоматизация навыка

Важно

Основная часть проблем в произношении у взрослых возникает именно по причине привычки неправильно говорить, бороться с которой непросто. Мышцы языка и губ привыкают к определенной артикуляции, и заставить их сжиматься по-другому бывает необычайно трудно.

В первое время, даже научившись желаемому произношению того или иного звука, человеку необходим постоянный контроль речи во время разговора, чтобы не допустить привычной неправильности.

Читайте также:  Солнечные ожоги у детей: первая помощь, средства для лечения и облегчения боли (детский крем, бепантен и другие), профилактика и прочие рекомендации + фото

Опытные логопеды утверждают, что большинство неорганических случаев дефектов речи у взрослых с легкостью излечивается в детском возрасте, при условии своевременного обращения к логопеду.

К сожалению, большинство родителей уповают на самостоятельное избавление любимого чада от речевых проблем, и не спешат на прием к специалисту. Подобное легкомыслие, кроме невнятной речи, чревато многочисленными комплексами и низким уровнем самореализации человека.

Источник: http://lisavika.ru/zdorove/770-defekty-rechi-u-vzroslyh

Заикание у взрослых

Плавная, внятная речь естественна и привычна для человеческого слуха. Неуместные паузы, частые повторы или растягивания звуков и слогов, иные отклонения от нормального темпа и плавности разговора бывают свойственны взрослым людям, страдающим заиканием. Дефекты речи в зрелом возрасте часто сопровождаются непроизвольными, импульсивными движениями конечностей или тиками мышц лица.

С древних времён медицина считала речевые затруднения проявлением болезни, а не простым недостатком. Успешных и проверенных методик лечения долгое время не существовало, хотя врачи стремились к этому. Лишь к концу 19-го века феномен заикания был достаточно изучен, чтобы дать почву для разработки системных мер помощи пациентам.

Диагноз, который ставится заикающемуся человеку, учитывает не только внешнее проявление речевых нарушений, но и их психоневрологическое происхождение. В реабилитации больных принимают участие логопеды, неврологи, психологи и психотерапевты. Практика подтверждает, что даже упорное, многолетнее заикание, начавшееся в раннем возрасте, может быть скорректировано.

Причины

Во время произнесения слов у заикающегося человека судорожно сокращаются мышцы речевого и дыхательного аппарата. Первопричины этого состояния делятся на два класса, в зависимости от типа патологии. Диагностируется невротическое заикание (логоневроз) или органическое (неврозоподобное).

  1. Органические патологии связаны с наличием функциональных отклонений в работе мозга. Современная энцефалография с высокой точностью определяет такие отклонения. Проявления симптомов бывают постоянными и не зависят от обстоятельств речевого акта. Травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы способны спровоцировать возникновение заикания, избавление от которого связано с лечением основного заболевания.
  2. Логоневрозы возникают у взрослых людей после перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжкого горя, глубокого эмоционального шока. Патологическая речь в этом случае не обусловлена физиологией. Часто человек начинает заикаться в определённый момент, хотя перед этим он говорил нормально. К провоцирующим обстоятельствам относятся высокая важность разговора или необходимость говорить перед аудиторией.

Сильный испуг или приступ гнева может вызвать временное заикание, которое проходит со временем. Такой логоневроз относится к стрессовому, или реактивному типу и требует своевременной медицинской помощи. Если помощь не оказана, то риск закрепления патологии возрастает. К речевым симптомам стрессовых заиканий присоединяются судорожные синдромы, подёргивания мышц, усугубляющие психологический дискомфорт. Обычное общение становится почти невозможным, вызывая потерю сил у больного и негативную реакцию у собеседника.

Наиболее многочисленной является группа пациентов, страдающих заиканием с детства.

Наследственная предрасположенность и сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного. Это вовсе не означает, что прогноз заболевания неблагоприятен. Но общий курс лечения может оказаться продолжительным – год и более.

Установление объективных причин заикания относится к компетенции врача. Специалист анализирует анамнез нарушений – врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. На этой надёжной основе будет разработана методика индивидуальной коррекции заболевания.

Особенности заикания у взрослых

В числе десяти людей, страдающих заиканием, семеро окажутся мужчинами. Женщины более устойчивы эмоционально, сама природа защитила их от речевых проблем. Расположены к возникновению дефекта и левши. Эти обстоятельства подтверждают причастность особенностей строения мозга к нарушениям речевых функций.

Если свидетель стрессовой ситуации наблюдает неожиданное появление заикания у потрясённого человека, то жертве обстоятельств можно попытаться помочь. Известны случаи, когда горячий чай или глоток спиртного восстанавливали нормальный темп речи, не давая образоваться устойчивым искажениям. Такая «скорая помощь» не исключает необходимости дальнейшего лечения больного у невропатолога.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении. «Про себя» люди говорят без затруднений, даже если дефект имеет максимальное внешнее воплощение.

Этот факт говорит в пользу возможности излечения от недуга.

Лечение

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Авторские методики коррекции заикания

Широко известны авторы многих методик, имеющих хорошие результаты.

  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Внезапно развившееся заикание может быть первым признаком инсульта. Все симптомы и неотложная помощь.
В редких случаях к заиканию может привести травма головного мозга. Подробный материал о черепно-мозговых травмах здесь.

Что можно сделать самостоятельно

Лечение заикания невозможно без освоения приёмов самопомощи. Оптимальные советы пациент получает от опытного врача после обследования и прохождения курса лечения.

Ставка на исключительно самостоятельную работу может принести успех в случаях лёгких степеней логоневрозов.

К методам, доступным для применения самими пациентами, относится аутотренинг и дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Преодоление заикания во многом зависит от установки человека на достижение желанной цели. Первоначальная помощь специалистов актуальна как в лечебном, так и в методическом аспекте. Положительная динамика в состоянии человека, страдающего от речевых дефектов, способна вдохновить его на достижение всё более высоких результатов и привести к полному выздоровлению.

Ниже следует фрагмент передачи «НТВ Утро», в которой говорится о проблеме заикания:

Источник: http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaikanie-u-vzroslyh.html

Виды и формы речевых дефектов ребенка

Сегодня мы рассмотрим некоторые дефекты речи у дошкольников.

Если ребенок долгое время не начинает говорить, темп его речи замедлен, речь развивается не так как у других сверстников, ребенок обладает небольшим словарным запасом, испытывает стойкие затруднения в развитии грамматического строя речи, имеет недостатки в произношении, то все это является признаками общего нарушения речи.

Как правило, дети, имеющие дефекты речи с общими речевыми нарушениями имеют задержки в развитии двигательных и сенсорных функций, их зрительные и пространственные представления искажены, им очень сложно проявлять устойчивое внимание, они легко переключаются с одного на другое, не воспринимают большой объем информации, у них отмечаются проблемы в развитии всех видов памяти, в том числе нарушена моторная память, слуховая и зрительная.

Логическая память при это может работать полноценно. Однако заметно хуже работает вербальная память и эти дети хуже запоминают по сравнению с их сверстниками, не имеющих нарушений в речи.

Совет

Иногда детям сложно что-либо припомнить в силу того, что их познавательная деятельность также имеет определенные ограничения.

Мыслительные операция, как правило, усваиваются очень неплохо. Однако что касается формирования наглядно-образного мышления, также заметны проблемы. Сложно дается анализ, имеются трудности с задачами по сравнению и синтезу. Дети испытывают ригидность мышления.

Многочисленные исследования психологов и педагогов выявили то, что дети, имеющие дефекты речи с общими речевыми нарушениями очень разные.

Их степень развития дефекта, его структура, механизм его проявления – все это зависит от каждого конкретного случая.

К сожалению, неполноценное использование речевой системы плохо влияет на многие сферы личности, в том числе на эмоционально-волевое развитие, на интеллектуальные способности, на формирование сенсорики.

В середине двадцатого столетия ученые, изучающие феноменологический подход разработали методику работы с разнородными проявлениями недостаточного развития детской речи. Был решен вопрос о структуре имеющихся речевых патологий, которая зависит от сформированости речи.

Благодаря этому можно получить картину аномалий в речевом развитии детей, которая показывает степень развитости речевых средств и способности к коммуникации. Было получено три уровня, характеризующих степень речевого развития.

1 уровень развития речи — речевые средства

Ребенок не способен применять общеупотребительные речевые средства. Для того, чтобы о чем-то попросить или рассказать о своей мысли, ребенок вынужден использовать жесты и мимику, иногда при этом задействует лепет и звукоподражание.

При этом наблюдается то, что у них имеется более богатый пассивный словарь, чем активный. Проблемы возникают именно из за того, что существует патология в использовании импрессивной речи.

Обратите внимание

Дети не способны сориентироваться в имеющимся у них словесном материале, они не понимают косвенные падежи, не могут воспринимать предлоги, им трудно дается значение грамматических словесных форм. Эти дети с трудом воспринимают слоговую структуру слов и уж тем более не могут ее воспроизвести.

Если говорить о звуковой составляющей речи ребенка, имеющего дефекты речи, то заметна фонетическая неопределенность. Ребенок не способен полностью распознавать фонемы, поэтому его артикуляция неустойчива, звукопроизношение имеет диффузный характер. Эти дети не способны к тому, чтобы выделить отдельные звуки.

2 уровень развития речи — лексический словарь

Лексический словарь содержит искаженные понятия. Степень его развития отстает от возрастной нормы. Однако у этих детей, имеющих дефекты речи, уже имеется постоянный запас слов. Дети испытывают трудности с восприятием и использованием предложных словосочетаний. Также наблюдаются грубые грамматические ошибки при построении речи.

Морфологическая составляющая речи приобретает более менее смыслоразличительную форму. Однако фонетика страдает – заметны множественные звуковые искажения, звуки смешиваются и заменяются между собой.

Также заметны дефекты в звукослоговой структуре. Ребенок меняет местами слоги и звуки, либо заменяет их другими слогами. Есть склонность к редуцированию многосложных слов. Недостаточно хорошо сформирована способность к звуковой дифференциации.

3 уровень развития речи — дефекты речи в области лексики, грамматики, фонетики

На этом уровне дети уже имеют достаточно развитую речь, которая очень близка к их возрастной норме. Однако можно наблюдать некоторые лексические, грамматические, фонетические дефекты. Детям непросто понимать значения слов, измененных с помощью суффиксов и приставок.

Достаточно трудно различать морфологические составляющие, которые выражают род и число. Дети не понимают логические и грамматические структуры, которые выражают причину и следствие, время и пространство. Речь носит достаточно развернутый характер.

Однако заметны неточности при употреблении некоторых слов, неграмотность высказываний, дети склонны к упрощению слоговой структуры слов, отсутствует дифференцированность в произношении звуков.

Дети этой группы не могут свободно применять словообразовательные способы, им трудно дается анализ звука и синтез. В разговорной речи чаще всего используют простые предложения, очень редко используют сложные конструкции.

Читайте также:  Как выбрать первую обувь для малыша правильно и когда она нужна: советы комаровского и другие рекомендации

Исследование детей, имеющих дефекты речи и патологии в развитии речи, показало, насколько разнообразно может проявляться этот диагноз. Условно разделяют три группы детей с ОНР.

Признаки недостатков речи

Дефекты речи — общие признаки нарушения

Представители первой группы демонстрируют общие признаки недостатков развития речи, при этом у них не наблюдаются иные нарушения в нервной и психической деятельности. ЦНС не поражена.

Треть представителей третьей группы столкнулись с токсикозом во второй половине периода беременности, что привело к ослабленности малыша в первые годы жизни.

Психический анализ таких детей выявляет патологию в эмоциональном развитии, произвольная деятельность регулируется слабо. У каждого ребенка при этом свои собственные признаки недоразвития речи. Это доказывает то, что существуют небольшие дисфункции неврологии: нарушается мышечная саморегуляция, недостаточно развиты движения пальцев на руках, праксис не сформирован.

Неврологические и психические патологии

Вторая группа детей с ОНР характеризуется тем, что плохое развитие речи протекает совместно с неврологическими и психическими патологиями. Внутречерепное давление часто бывает повышенным, ребенок часто истощается нервно и психически, его эмоциональный фон неустойчивый, существуют двигательные расстройства.

Дети часто испытывают моторную неловкость, им сложно переключиться от одних видов движений к другим. Простые ритмы выполнять в автоматическом режиме у детей не получается. Также возникают трудности и при выполнении иных двигательных заданий.

Явно выражены такие дефекты речи, как нарушения орально и общего праксиса. Ребенок с трудом воспринимает фонематическую структуру речи. Так как эмоциональная и волевая сферы недостаточно развиты, это влияет на низкую работоспособность, в том числе и умственную. Заметно проявление эмоциональной лабильности. Такие дети часто склонны к непродуктивной деятельности.

Моторная алалия

Третья группа детей проявляет системное недоразвитие речи, несущее стойкий характер. Ученые называют это термином «моторная алалия». Речевые дефекты у таких детей вызваны тем, что во время внутриутробного развития либо в первые месяцы жизни произошло органического мозговое поражение.

Важной особенностью этого явления является то, что речь страдает практически во всех отношениях. Несмотря на то, что ребенок понимает речь окружающих относительно неплохо, он не в состоянии полноценно высказываться сам. Такие дети крайне редко пытаются использовать свою речь. Чаще всего для передачи своих мыслей и эмоций дети пытаются использовать жесты или мимику.

Особенно трудно детям этой группы дается фразовая речь. Обычно родной язык усваивается неосознанно во время общения с близкими людьми и в садике. Этот процесс непроизвольный, имеет эмоциональные оттенки и положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

Однако дети, страдающие моторной алалией, не способны автоматически усваивать речь, у них недостаточно сформирован динамический стереотип речи. Все это негативно сказывается на лингвистическое поведение ребенка, которые не способен развить в себе произвольную речевую деятельность.

Дети, имеющие моторную алалию, помимо речевых патологий часто испытывают трудности и с другими функциями. У них наблюдается сниженный темп познавательной активности, плохо развита моторика, заметны проявления психических и неврологических дефектов, часто развивается негативизм в поведении.

Понимание того, как возникают речевые дефекты и то, как именно они проявляются у детей, дает убежденность в том, что для коррекции этих недостатков необходимо применять комплексный подход.

Комплексный подход коррекции речи

Комплексный подход по современным меркам подразумевает лечебное и педагогическое воздействия, оказываемые на психику, неврологию и физиологию ребенка разными специалистами.

Для того, чтобы направить ребенка в специальную коррекционную группу, необходимо провести симптомологическую диагностику.

Важно

На этом уровне диагностики можно выявить и описать внешние проявления недостаточно развитой речи, определить, какие именно речевые компоненты имеют дефекты (общие, фонетические, фонематические и т.п.). также с помощью данного вида диагностики можно правильно укомплектовать группу, а также обеспечить ее предпосылками для дальнейшего эффективного анализа патологий в речи.

Для того, чтобы более точно сформировать логопедический диагноз, необходимо проанализировать медицинские данные человека и его клинические характеристики.

Педагогический подход коррекции речи

Если рассматривать логопедическую работу с точки зрения педагогического подхода, то можно с уверенностью сказать, что это наиболее важное направление в процессе коррекции дефектов и в воспитании.

Главное в процессе воспитания и коррекции речевых недостатков у ребенка – это устранить имеющиеся недостатки речи, нейтрализовать имеющиеся психологические отклонения развития личности, которые привели к дефектам речи.

Используя разные педагогические методики, можно добиться не только сформированности у ребенка грамотной речевой активности, но и помочь ему приобрести полноценную личность.

Формы коррекционной работы

Логопедическая работа с дошкольниками приобретает различные формы деятельности:

  • Изучение психологического состояния у детей с нарушениями речи;
  • Объединение усилий специалистов разного профиля: это могут быть и врачи, и воспитатели в группе, и психологи, и коррекционные педагоги, и музыкальные работники, и массажисты, и другие профильные специалисты;
  • Оказание консультаций и методической помощи тем, кто чаще всего общается с ребенком (как правило, это его родители);
  • Регулярные систематические занятия по логопедии;
  • Регулярные систематические логоритмические занятия.

Направления коррекционной работы

Коррекционная логопедическая работа сегодня проводится в прямом и косвенном направлениях.

Прямое направления логопедической работы

Прямое направление логопедической работы представляет собой занятия, проводимые с группой или индивидуально, которые воздействуют на слуховое внимание и сенсорные функции человека, развивают все виды его моторики, помогают формировать восприятие фонематической составляющей речи, устраняют дефекты в произношении звуков, пополняют активный и пассивный словарные запасы ребенка.

Эти занятия направлены на то, чтобы помочь ребенку развить способности к связной речи, научиться грамматически верно строить фразы, нормализовать его дыхание в процессе речевой активности. Все это также положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей и помогает достичь гармонии в развитии личности ребенка.

Косвенное направление логопедической работы

Косвенное направление логопедической работы – это внедрение во все режимные моменты ребенка как в детском саду, так и дома, логопедических упражнений.

В процессе мероприятий по коррекции речи важно формировать и двигательные функции ребенка. Многие авторы считают, что чем раньше начать стимулировать моторное развитие малыша и корректировать недостатки его двигательных функций, тем больше шансов избежать появления у него речевых недостатков. Особенно это касается тех детей, у которых имеется поражение ЦНС.

Очень важно проводить музыкальные игры, в которых нужно петь.

Именно поэтому логопедическая ритмика – это очень важный отдельный раздел логопедии. Это система, включающая в себя задания музыкально-речевого характера, музыкальные двигательные и речедвигательные упражнения, которые проводятся в рамках логопедической коррекционной работы.

Логоритмика позволяет перевоспитать личность ребенка, имеющего проблемы с речью. Также она способствует его социальной адаптации.

Более подробно возможности этого направления мы обсудим в следующих статьях.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/defekty-rechi.html

Почему появляется и как развивается заикание?

Заикание – специфическое расстройство речевой функции, при котором человек, произнося слова, повторяет либо удлиняет звук. В результате происходит разрыв речи, характеризующийся нарушением ритма и частыми остановками.

Содержание статьи

На самом деле человеку, ищущему способ, как избавиться от заикания, следует учесть, что сам по себе дефект речи не является болезнью.

Это, скорее, симптом скрытой патологии, нередко связанный с такими проблемами:

  • психические расстройства;
  • комплексы, спровоцированные чувством вины;
  • тревожность;
  • одиночество;
  • страх;
  • трудности в общении;
  • желание полностью устраниться от решения злободневных вопросов.

Чаще всего патология проявляется уже в детском возрасте до 12 лет, и наиболее подвержены дефекту мальчики.

В настоящее время отмечается, что причиной может служить врожденное поражение головного мозга либо его повреждение в период родовой деятельности. Точно подтвердить достоверность данной теории не представляется возможным.

Причины заикания могут также скрываться в наследственности, так как порой прослеживается присутствие дефекта у нескольких представителей разных поколений одной семьи. Порок речевого развития, вызванный стрессовыми ситуациями, испугом, конфликтом, в 90% случаев полностью исчезает к подростковому возрасту, если устранена первопричина дефекта.

Совет

Развивается заикание из-за поражения органов речевого аппарата и мышечных тканей гортани спазмами. Порой, патология сопровождается дыхательными судорогами, при которых человек ощущает нехватку воздуха.

Дефект не только вызывается психологическими причинами, но и активно провоцирует их дальнейшее развитие.

Обычно у пациента присутствуют следующие признаки:

  • неуверенность;
  • застенчивость;
  • слабая воля;
  • замкнутость;
  • боязнь насмешек;
  • повышенная эмоциональная возбудимость.

В результате наблюдается нарушение сна, снижение устойчивости к стрессам, усугубление проблем, связанных с общением с посторонними людьми.

Как лечить заикание, во многом зависит от типа патологии. В отдельные подгруппы выделяют:

  • тонический дефект, характеризующийся растяжением звука или остановкой во время речи;
  • клонический – основным признаком которого является повторение звуков, слогов либо целых слов;
  • смешанный – сочетающий в себе обе формы.

Кроме того, в медицине принята иная классификация:

  1. Неврозоподобная форма – выражается в выраженном дефекте моторики, в частности, артикуляции речевого аппарата, нередко, вызванном поражением заднелобных и подкорковых участков головного мозга. При данной форме отмечается небольшая задержка развития ребенка;
  2. Невротическая форма – сопровождается своевременным развитием речи и моторики и провоцируется однократными либо хроническими стрессами или испугом. Мозг пациента функционирует нормально и в спокойной обстановке речь звучит практически чисто, подвергаясь нарушению только в период сильного эмоционального волнения.

Лечение заикания у взрослых проходит намного сложнее, чем в детском возрасте. Поэтому желательно использовать все необходимые меры для исправления дефекта и не допустить его прогрессирования. Часто родители не ознакомлены с тонкостями развития патологии и могут упустить время, оптимальное для лечения.

Впервые дефект проявляется в возрасте до 12 лет, но в большинстве случаев присутствуют 2 острых периода. Первый отмечается в 2-4 года, второй – в 5-7 лет. Продолжаются данные периоды не дольше нескольких месяцев и начинаются с повтора слов либо согласных звуков, которые находятся в начале предложения.

С прогрессированием патологии дефект становится выраженнее, наблюдается усиление заикания, когда ребенок пытается произнести фразу или слово, имеющие наибольшую важность.

Одновременно с этим патология может полностью отсутствовать при общении с животными, неодушевленными предметами, во время пения.

Диагностируется патология только в случае присутствия дефекта не менее 3 месяцев.

Выделяют в развитии 4 основные фазы:

  • Первая наблюдается среди дошкольников, у которых патология носит кратковременный характер и перемежается нормальной речью. Нарушение речи связано с эмоциональными переживаниями либо необходимостью много говорить. В этом периоде велика вероятность самостоятельного исправления дефекта;
  • Вторая фаза выявляется среди детей начального школьного возраста и диагностируется, как хроническая патология с кратковременными периодами нормальной речи. В этом возрасте дети очень болезненно реагируют на заикание, так как часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников;
  • Третья фаза проявляется в подростковом возрасте и сопровождается усилением симптомов при контакте с посторонними людьми, во время общения по телефону, ответов у доски;
  • Четвертая фаза диагностируется в позднем подростковом возрасте. Нередко, пациенты к этому моменту учатся находить замену словам, произношение которых представляет особую проблему.

Так как вылечить заикание легче всего в начальной форме, рекомендуется не затягивать с обращением к логопеду. Примерно в 50-80% случаев, в зависимости от типа дефекта, можно избавиться от проблемы полностью. Чтобы избежать развития нарушения речи, желательна профилактика заикания уже при наличии первых симптомов в детском возрасте.

Читайте также:  Слюнотечение у детей до года: что считается нормальным?

Если человек чувствует, что состояние здоровья препятствует его нормальной жизнедеятельности, необходимо пройти развернутое медицинское обследование, результаты которого будут рассматриваться в комплексе.

Даже если не удается избавиться от заикания, не стоит ставить на себе крест, отказываясь от карьеры и общения с окружающими. Детские дразнилки способны выработать психологический комплекс, от которого можно избавиться, обратившись к профессиональной помощи.

Обратите внимание

Но взрослые люди, в первую очередь, ценят человека за его внутренние качества, а не за красноречивость.

Источник: https://mjusli.ru/zhenskoe_zdorove/other/zaikanie

Почему детей с дефектами речи становится все больше

Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей.

В детстве своей картавости я не придавала значения, так как звук «р» произносила, хотя и раскатисто, грассированно.

Да и с какой стати я стала бы задумываться об этом, если ежедневно слышала маму (она совсем не произносит «р»), которая из своего дефекта речи не делала проблемы. Однако во втором классе в школе появился логопед.

Звали его то ли Игорь Владимирович, то ли Виктор Владимирович, я забыла, но на следующей встрече окрестила его новым именем – без «р». Логопед оказался с чувством юмора, рассмеялся и заявил, что исправлять мое грассирование – только портить.

В любом случае, больше я его не видела и мой дефект остался при нас. В пору моего детства логопед в провинциальном городе, в котором мне пришлось жить, был экзотикой. Сегодня же у родителей, особенно в больших городах, больше возможностей найти специалиста…

Моя проблема, оставшись нерешенной, превратилась в «пикантную особенность». А как обстоят дела у современных детей? О том, когда и зачем родителям следует обратиться к логопеду, а также о том, может ли компьютер заменить живое общение, рассказали опытные эксперты – практикующие логопеды-дефектологи.

ЕЛЕНА ВЕНЦЕНОСЦЕВА, ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ, ОПЫТ РАБОТЫ 30 ЛЕТ:

– Количество детей с речевыми проблемами увеличилось за последние годы?

– Да, растет в геометрической прогрессии, и это связано с ухудшением экологии, с низким качеством медицинского обслуживания, недостаточным уровнем дошкольного образования, зачастую с некачественной диагностикой речевого развития.

Дети с нарушенной речью рискуют попасть в школы для умственно отсталых, а потом их оттуда нипочем не вывести. Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза формируется к 1,5 года, умение говорить – к 2–2,5 года.

Важно

В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение – к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь. Почему так происходит? Речь – явление социальное, появляется по подражанию.

С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется.

Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки. Родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни – все это ведет к нарушениям речи.

Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.

Плохая экология также отрицательно сказывается на здоровье детей. Я работала логопедом в детском саду в Подмосковье. Садик был построен для детей работников мебельного комбината, все мамы работали с лаками и красками. Логопедические проблемы – у 85% детей.

– Как раннее увлечение компьютером отразится на здоровье малыша?

– Родителям часто некогда разговаривать с ребенком, играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру, а там – игры, мультики! Мало того что речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном мире.

Я занималась с интеллектуально сохранным мальчиком из хорошей семьи, у которого с 2,5 года лучший друг – компьютер.

Свернул этот мальчик голову котенку и очень удивился, когда тот умер: «У него ведь должны еще жизни остаться!» Задержка речевого развития при правильно организованной работе может пройти без серьезных последствий для ребенка, а может перерасти в общее недоразвитие речи либо скрывать серьезные нарушения. В саду детям с задержкой речевого развития трудно усваивать программу, выстраивать отношения в коллективе, а в школе появляются нарушения чтения и письма.

– Когда родителям следует обратиться к логопеду?

– Как только вам начинает казаться, что с речью малыша что-то не так.

Родители смотрят на детей друзей и родственников, которым примерно столько же лет (2–3 года), сколько их собственным детям, и замечают, что речь их чада какая-то не такая: ее нет вообще или она малопонятна; ребенок предпочитает общаться жестами и проч.

Совет

В таких случаях надо срочно вести дитя к логопеду! Конечно, в этом возрасте очень сложно дать точное логопедическое заключение. Вполне возможно, задержка развития речи связана с тем, что с ребенком не разговаривают.

Последнее время приходится очень много консультировать таких маленьких «молчунов», и практически ни с кем из них мамы-папы не разговаривают.

Когда я стала объяснять одной родительнице, что с ребенком с момента рождения нужно постоянно говорить, «оречевляя» буквально каждый шаг, одна возмутилась: «Да вы что? Это с ума сойдешь – столько говорить!» Другая недопоняла: «Самой с собой говорить, что ли? Он же не отвечает! Я не могу!» А третья категорично заявила: «Не буду я с ним сейчас разговаривать, вот вырастет – тогда и буду!» А когда вырастет-то, будет поздно, увы! Речь – явление социальное, возникает по подражанию. В истории достаточно примеров детей, выращенных животными, у которых речь так и не появилась…

Итак, логопед посмотрел, выводы сделал и направил на консультацию к неврологу, психиатру, ЛОРу, чтобы исключить или, наоборот, констатировать нарушения, на почве которых страдает речь.

Родители боятся этих врачей, но им нужно объяснить: нервная система ребенка и психика очень подвижны, и медикаментозное вмешательство в раннем детском возрасте может дать колоссальные положительные результаты. К сожалению, врачи, бывает, отмахиваются от неговорящих малышей: «Вырастет – заговорит». Эту фразу я бы запретила законом.

Повторяют ее все кому не лень: дальние родственники, бабки на лавочке, не слишком компетентные доктора… А по сути – те, кому судьба ребенка безразлична. Если родители столкнулись с таким «специалистом», нужно идти к другому.

– Когда чаще всего появляется заикание и почему?

– Заикание возникает чаще всего в период формирования речи (в 3–4,5 года). Откуда берется, доподлинно не знаем, как спасаться – знаем чуть-чуть. Во-первых, заикание любит крайности. Раннее речевое развитие: ребеночек говорит много, чем безумно радует ближайших родственников, ну они и рады стараться, давай стихи разучивать, сказки говорить и песни заводить.

А нервная система еще не окрепла для такой речевой атаки. Во-вторых, тип нервной системы, унаследованный от родителей. Если заикается, скажем, папа, будет ли заикаться дитя? Если наследует папин тип нервной системы и жизненные обстоятельства сложатся неблагоприятно, то, к сожалению, будет. И, в-третьих, психотравма. Это может быть и в детстве, и в пубертате.

У одного моего пациента заикание появилось в 42 года как реакция на гибель сына. Само по себе заикание не передается по наследству, передается тип нервной системы.

Обратите внимание

Если ребенок начал заикаться, это почти всегда сигнал того, что в его окружении что-то неблагополучно: или мама истерична – то заласкивает, то наказывает непонятно за что; или ребенок брошен или, наоборот, ни в чем отказа не получает и так далее.

ТАТЬЯНА ТКАЧЕНКО, ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ, ОТЛИЧНИК НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ, АВТОР БОЛЕЕ 80 КНИГ И ПОСОБИЙ

Среди родителей в последние годы весьма популярны мифы, связанные с речевым развитием ребенка. Предлагаю их прокомментировать.

Миф 1. Если у родителей есть речевые дефекты (например, картавость), малыш обязательно это унаследует

Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, укороченное мягкое нёбо и проч.

) Но, с другой стороны, речь – это функция, которая формируется по подражанию, а значит, ребенок будет говорить на том языке и с теми звуковыми особенностями, которые регулярно слышит от окружающих.

Если малыш находится только с мамой и она неверно произносит звук «р» (картавит), естественно, ребенок будет говорить так же.

Миф 2. К логопеду нужно вести только взрослых детей с явными речевыми проблемами

Речь не выправляется сама, так как формируется на основе постоянного активного общения.

Если, несмотря на постоянные занятия, малыш в 2 года молчит, в 3 года он не научился выстраивать фразы, в 4 года не может сформулировать простые просьбы, пользуется жестами, до неузнаваемости коверкает слова (медведь – тиметь, бегемот – гидоп, обезьянка – мизяка), в 5 лет не может понятно рассказать о своих переживаниях, речь неразборчивая, нечеткая, проглатывает части слов (самолет – малет, виноград – наград, велосипед – сипед), неверно согласовывает слова (пять стулов, много деревов), неправильно употребляет предлоги (кошка вылезла под стола, ложка упала от стола), это говорит о задержке речевого развития – необходимо обратиться к логопеду! В таких случаях родителям следует убедиться в сохранности слуха, зрения, интеллекта и психики, которые влияют на речевую функцию, а затем заняться с ребенком эффективными логопедическими упражнениями.

Важно

Среди детей с речевыми нарушениями преобладают мальчики. По статистике, заикание наблюдается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек, дисграфия и дислексия – в 3 раза чаще. Остальные речевые нарушения в среднем в 2 раза чаще проявляются у мальчиков. Достоверных научных данных, с чем это связано, нет.

Миф 3. С маленьким говорить бессмысленно, он «не поймет», а в садике «всему научат».

Безусловно, существуют дошкольные учреждения с заботливыми, образованными, любящими детей воспитателями, прекрасными специалистами.

В таких садиках действительно научат многому! Но каждый родитель для своего ребенка всегда останется главным воспитателем – человеком, на которого малыш равняется.

Поэтому проявляйте интерес к занятиям, настроению, успехам и проблемам ребенка. Играйте с ним в развивающие игры, читайте классическую литературу, обсуждайте все, что его интересует.

Миф 4. Компьютер – адекватная замена родительскому общению

Источник: http://www.parents.ru/article/pochemu-detej-sdefektami-rechi-stanovitsya-vse-bo/

Ссылка на основную публикацию