Организация досуга детей

Организация досуга ребёнка

Большинство детей в юном возрасте ничего не отождествляют со словом «досуг». Родители принимают самостоятельное решение, чем занять ребенка. Чтобы не стать своему ребенку врагом, прислушайтесь к тому, что он говорит и чего хочет.

Это главная истина, которая поможет вам не только грамотно организовать досуг своего ребенка, но и достичь гармонии и взаимопонимания с ним. Для каждого родителя важно организовать досуг своего ребенка.

Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ДОСУГ РЕБЕНКА?

Безусловно, родители хотят, чтобы их дети были всесторонне развиты. Сегодня существует огромное количество различных развивающих игр, в школах появляются всевозможные новомодные предметы.

Обратите внимание

По своей природе ребенок любознателен, поэтому воспринимает любую передаваемую информацию — желательную и нежелательную.

Возможно, именно поэтому лучше отдать ребенка на курсы, бла­годаря которым можно приобрести полезное хобби или даже будущую профессию, нажали он будет бесцельно бродить по улицам после уроков.

Стоит детей только чем-то занять, и они сами с нетерпением будут ждать того дня, когда нужно отправиться на занятие к репетитору или выступить на показательном концерте перед зрителями. Конечно же, не стоит запрещать ребенку играть на открытом воздухе, но желательно, чтобы вы знали, где он находится.

ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

Сразу домой. Некоторые родители предпочитают, чтобы их ребенок сразу после школы отправлялся домой, там обедал, звонил им. Конечно, мамин домашний обед намного вкуснее, чем школьное питание. Да и неплохо какое-то время провести ребенку в тишине.

Но тут возникает проблема, как уследить за ребенком, чтобы, отдохнув, он не бездельничал. А то к приходу родителей, ребенок, пересмотрев все передачи по телевизору, или просидев за компьютером все время, уставший только начинает приступать к урокам. Сила воли есть далеко не у каждого школьника.

И не поможет, если вы будете через каждую минуту звонить и узнавать, сделал ли он математику? В этом случае лучше всего заранее договориться, к какому времени должны быть сделаны уроки. Да и не помешает установить наказание за невыполнение. К тому же ребе­нок должен помогать по дому.

Обговорите заранее — сходить в магазин, почистить картошку, помыть посуду и т. д.

Продленка. Когда в доме есть бабушка с дедушкой, которые могут проконтролировать ребенка, то это здорово. А если нет? Когда родители весь день на работе, а присмотреть за ребенком некому, то пребывание в продленке ученика – просто выход для родителей.

До прихода родителей ребенок не покидает школу. Под присмотром педагога-воспитателя ребенок сделает уроки. Если будет необходимость, педагог поможет выполнить домашнее задание. От учителя напрямую зависит целесообразность проведенного здесь времени.

Важно

Продленки обычно работают по принципу: пообедали, погуляли на улице, выполнили домашнее задание в классе. В группу продленного дня берут всех желающих. Большинство школ проводят занятия по интересам. Это могут быть кружки музыки, рисования и т.д.

Если вы запишете ребенка в продленку, он в свободное время может посещать такие кружки. Так  он будет и под контролем, и при деле.

Внешкольные занятия. Цель занятий в секциях или кружках — занять свободное время учащихся, заинтересовать их. Обычно детские дома творчества проводят дни открытых дверей. Вы со своим ребенком можете поприсутствовать на таких занятиях, присмотреться.

Бывает, что ребенок одновременно решил записаться чуть ли не в 10 кружков сразу. Пусть вас это не пугает. Пусть записывается и начинает посещать. Буквально за месяц он сможет определиться. Где-то ему уже не так понравится. Где-то он не подойдет или расписание посещения кружка вас не устроит.

В итоге останется 2-3 кружка или секции. Если вы обнаружите, что у ребенка все дни расписаны по минутам, пусть это вас не пугает. Подобная нагрузка только дисциплинирует, поможет правильно организовать свое время.

Известно, что успевает и лучше учится тот ученик, у которого вся неделя расписана школьными и внешкольными занятиями.

КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОСУГ ШКОЛЬНИКА СТАРШИХ КЛАССОВ?

Чтобы ваш ребенок чувствовал любовь родителей, нужно хотя бы пару часов проводить вместе с ним. Психологи давно заметили, что когда родители вместе с детьми играют, смотрят телевизор, слушают песни, они объединяются со своими детьми.

Если же ваш ребенок все свое свободное время проводит у компьютера, то это лишний раз говорит о том, что у родителей нет времени или желания его тратить на ребенка. Попытайтесь заинтересовать ребенка какими-нибудь увлечениями.

Совет

Психологи уверяют, что занятия, которые приносят удовольствие, являются отличной защитой от любых личностных невзгод. Вот поэтому так важно серьезно подходить к вопросу чем занять досуг. Здесь нужно исходить из характера ребенка, его желаний и интересов.

Каких только кружков по интересам не предлагают центры внешкольной работы. Это рисование, валяние из шерсти, различные ремесленные студии, вокальные студии, можно пробовать свои силы на сцене и т. д.

Спорт и танцы. Почему бы не попробовать себя в каком-нибудь виде спорта. Например, восточные единоборства, которые прекрасно подойдут и мальчикам и девочкам. Восточные единоборства учат и внутренней гармонии, и способности постоять за себя в любой ситуации. Здесь каждый ребенок достигнет больших результатов. Видов спорта существует много, на любой вкус.

Главное с увлечением их посещать. Красивое и полезное времяпрепровождения — это посещение секции танцев. Танцы привлекают к себе не только девочек, но и мальчиков. Танцы научат ребенка не только красиво двигаться, чувствовать музыку, но и хорошо держать осанку.

Но главное, не стоит заставлять посещать бассейн, если ребенок мечтает заниматься музыкой и, соответственно, наоборот.

Интеллектуальный досуг ребенка. Что касается интеллектуального досуга, то для каждого ребенка должен быть и умственный отдых. Это будет основой новых знаний. Человек должен быть всесторонне развитым. Хорошо, если ребенок заинтересуется игрой в шахматы или шашки. Эти игры способны развить у ребенка математические способности.

Нет желания заниматься шахматами и шашками? Попробуйте заинтересовать игрой в монополию. Даже игра в мозаику развивает не только моторику пальцев, но и внимание, логическое мышление. Намного полезнее и эффективнее бесцельного провождения времени занятия иностранными языками.

Ведь изучение иностранных языков — это расширение кругозора, знакомство с иным миром и людьми, его населяющими и не только. Тут  одни плюсы!

Обратите внимание

Развитию детского творчества способствует такое искусство, как оригами — искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея.

Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со взрослым и сверстниками на разных этапах развития ребенка, повышает самооценку.

Все виды художественной деятельности носят, коррекционную направленность по своей сути: они способствуют овладению техническими навыками, развитию мелкой моторики, восприятия.

Мы посоветуем вам уделить внимание чередованию различных развлечений по времени. Каждому увлечению свое время. Так, например, для интеллектуальных игр лучше всего подходит время с 3-х до 5-ти часов дня.

В это время мозг лучше всего способен сконцентрировать внимание. Вечером лучше всего занятия с ребенком спортом. Разделите активный и пассивный до­суг, и тогда ребенок будет расти здоровым и умным человеком.

Источник: http://rzhav-school.ru/roditelskij-klub/178-chto-takoe-pravilnyj-dosug-rebenka

Технология организации досуга детей и подростков

В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и подростков. Формирование лич-ностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности.

В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры.

Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Важно

Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я».

[25] Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий.

Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов.

Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей.

Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.

Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными.

Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга.

В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости.

Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон.

Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.

Совет

В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка.

Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подростающего поколения всегда являлись:

— формирование гармонически развитой личности;

— нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;

— удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.

Но, к сожалению, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что многие культурно-досуговые акции, проводимые с подростками, часто носят развлекательный характер и не направлены на решение этих задач.

Для того, чтобы полноценно использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально активную досуговую деятельность.

Эта работа может быть осуществлена в различных структурах:

— по месту действия (школа, детские культурно-досуговые учреждения, лагеря отдыха);

— по целям деятельности (учеба, отдых, общественные инициативы);

— в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, творчество, игра, труд);

— по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);

— по половому составу (однополые, разнополые);

— по возрастному составу (ровесники, разновозрастные).

Каждая структура выполняет свои воспитательные задачи по отношению к подростку. Участвуя в разнообразных видах деятельности, приобщаясь к учебе, творчеству, игре, подросток реализует свои многочисленные досуговые потребности.

Свободное время подростков предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, эстетических, физических и др.). Главное для организаторов досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности.

Обратите внимание

Исходными мировоззренческими и методологическими положениями, которыми социальные педагоги, организаторы досуга руководствуются в практической деятельности, являются следующие принципы досуговой дея-тельности:

Основной педагогический принцип работы с детьми младшего школьного возраста и подростками – рациональная организация их досуга. Образова-тельные занятия детей в кружках, студиях и т.п. должны быть ориентированы на получение начальных навыков в художественном и техническом творчестве.

Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники) направлена на расширение кругозора детей в организации свободного времени.

Читайте также:  Бустер для детей в машину, с какого возраста можно использовать, как выбрать и крепить + фото и видео

Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению внимания детей и отдыху их от уроков в школе, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями.

Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях.

В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, орга-низация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими.

Воспитательное значение их заклю-чается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым.

Возникновение и развитие интереса у подростков к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведе-ния.

Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество школьников, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение.

Важно

Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат.

Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобрета-тельности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия.

Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий произво-дит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует форми-рованию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств.

Принцип развития инициативы и самодеятельности ребят был сформулирован и введен в практику основателем детских клубов в России С.Т.Шацким.

В современных условиях социальные педагоги стараются заме-тить первые ростки инициативы, самодеятельности у кружковцев, развивают и закрепляют организаторские умения, навыки у всех групп актива детских досуговых подразделений. Очень важно пробудить у детей и подростков социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду.

Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой.

Важен и другой аспект развития детского самоуправления. Штатный аппарат социально-педагогических центров весьма ограничен. И если его ра-

ботники сумеют организовать вокруг себя актив, их возможности возрастут.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

По мнению ряда педагогов-исследователей в последнее время работать с подростками стало труднее.[26] Сегодняшние проблемы школьников есть спе-цифическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились.

Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений.

Воспитатель сами должны быть способным к изменениям и не относится к своему сложившемуся опыту как единственно ценному; уметь понять позицию сегодняшних подростков.

Совет

В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.

; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня.

Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков.

В городе Орле и городах области успешно реализуются многие культурно-досуговые программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы.

Так, например, в рамках реализации региональной программы «Молодежь Орловщины» на базе областного молодежного центра «Полет» разработаны программы «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Рост» и др.

Одной из интересных инновационных методик по организации досуга подростков является валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительностью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факультатива в школе.

В качестве примера рассмотрим один из наиболее интересных проектов работы с детьми и подростками – «Хобби-Центр» (г. Томск).

Задача центра – компенсация социальных условий самореализации лич-ности подростка; формирование общественно-полезной направленности их деятельности; создание естественных условий для выдвижения ребят в качестве лидера; обеспечение социальной защищенности подростков, уменьшение опасности замкнутости, одиночества; воспитание общечеловеческих идеалов красоты, доброты, милосердия.

Хобби-Центр имеет статус юридического лица (т.е.счет в банке, печать, символику и другие атрибуты).

Обратите внимание

В отличие от традиционных форм работы с подростками центр предос-тавляет широкий набор видов деятельности; позволяет каждому члену коллектива открыть «свое дело»; предполагает семейное участие в работе центра.

Программы Центра можно условно сгруппировать по 3-м направлениям:

1. Художественная деятельность подростков:

— создание картинной галереи из «малышовых» рисунков в подъездах домов;

— проведение детских конкурсов художественного творчества;

— издание детской газеты и журнала «Хобби-Вестник»;

— участие в работе агитбригады;

— организация групп игрового кино (хобби-комиксы), фото-студии, фото-салона, изостудии, хореографического коллектива и детского театра;

— работа видеоцентра, компьютерного класса (подготовка игровых прог-рамм, уроков информатики).

2. Производственная деятельность Центра:

— детский сад короткого посещения;

— учетная комната интенсивных методов обучения;

— «фабрика» развивающих игр;

— сельскохозяйственные бригады по выращиванию овощей;

— «биржа труда» для родителей;

— детская служба быта;

— столярная мастерская для совместного с родителями труда;

— программа «мы строим дом» — реставрация заброшенных сельских домов.

3. Организация отдыха, спортивной деятельности:

— палаточный лагерь «Солнечная республика»;

— туристские походы и экспедиции по родному краю;

— организация спортивных состязаний.

Центр возглавляет Сенат во главе с Президентом. Сенат формирует постоянные и временные рабочие группы, определяет им задания, утверждает основные направления работы и программы Центра.

Любой из «хоббитов» может выдвинуть на общем собрании идею, которая после защиты ложится в основу конкретной программы. Автор идеи формирует рабочую группу, несет ответственность за реализацию программы.

Инициатива может исходить не только от ребят, но и от родителей, учителей, «выпускников» Центра.

Основным источником извлечения материальных средств является типография Центра, фотосалон, студия звукозаписи, детский бар, служба быта и столярная мастерская. Остальные программы не ориентируются на извлечение прибыли.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности регио-нальных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в области досуговой деятельности и создавать условия для их успешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Охарактеризуйте основные проблемы современных подростков.

4. Считаете ли Вы необходимым введение валеологического курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика, 1998. №4. С. 7-73.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

Важно

3.Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990. С. 5-12.

4. Наш проблемный подросток: Учебн. пособие. СПб.: Союз, 1998.

5. Педагогика: Учебн. пособие /А.Г.Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.



Источник: https://infopedia.su/4x7b6e.html

Новые технологии в организации досуга детей и подростков

Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, проис­ходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за послед­ние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобще­ния к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

Отсутствие комплексных педагогических исследований, но­вых технологий в организации свободного времени детей и мо­лодежи приводит к тому, что в этой деятельности часто наблю­даются безразличие руководящих работников, профессиональ­ная некомпетентность и даже профнепригодность организаторов досуга.

При такой ситуации необходима разработка нормативно-методических документов, целостных программ организации и коррекции системы проведения досуга детей и молодежи.

Сегодня в досуге подрастающего поколения мы наблюдаем сложные противоречивые явления.

С одной стороны, подростки часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, ко­торые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга.

Совет

С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоян­ное стремление молодежи к самостоятельности и оригинально­сти в выборе форм проведения свободного времени.

Подростки не обладают устойчивостью интересов в плане проведения своего свободного времени и часто охотно перени­мают от взрослых их модели заполнения досуга, которые не все­гда положительные.

Что могут сделать учреждения социально-культурной сферы для улучшения той ситуации, в которой находится наше молодое поколение?

Во-первых, это исследование направленности и структуры .проведения свободного времени детей и молодежи; во-вторых, необходима целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России.

Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; освоение и внедрение в практику дея­тельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности, так как клубные учре­ждения должны притягивать подростков не меньше, чем уличная компания; информирование, а также обучение молодежи совре­менным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки. В-третьих, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подростков.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования в школах города Тамбова, Ли­пецка, происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, эко­номические, правовые и досуговые программы.

Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Ко­митета по делам детей и молодежи мэрии г.

Тамбова разработа­ны программы: «Возрождение», «Я для Россию), «Экология и дети», «Рост».

Обратите внимание

Одной из интересных инновационных методик по организа­ции досуга подростков является авторская валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» О. Андреевой для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительно­стью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факульта­тива в школе.

Это интегрированный курс, направленный на формирование основ валеологической культуры у подростков, включающий в себя половое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Читайте также:  Географический язык у ребёнка: причины возникновения, симптомы и лечение + видео доктора комаровского

Основными целями курса являются:

1) формирование у подростков потребности в сохранении и укреплении своего физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;

2) овладение подростками элементами нравственной куль­туры в сфере взаимоотношений с родными, друзьями, противо­положным полом, воспитание стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общественной морали.

Курс «Тропинка здоровья» разбит на несколько больших блоков, которые условно называются: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Делу — время», «Отдых и досуг», «Мама, папа, я», «Маша + Витя».

Каждый блок включает в себя теоретическую и практиче­скую части. Теоретическая часть представляет собой необходи­мый минимум знаний из области медицины, психологии, физио­логии, знания норм и правил поведения общественной морали. Подача теоретического материала ведется в форме эвристиче­ской беседы с использованием элементов проблемного метода обучения.

При этом функция воспитателя заключается в пра­вильной постановке наводящих вопросов и создании проблем­ных ситуаций на основе противоречия между знаниями ребят и их реальным поведением. В ходе такой беседы, во-первых, ис­следуется глубина знаний воспитанников, во-вторых, воспита­тель не сообщает известные факты, а лишь корректирует и до­полняет ответы.

Практическая часть представляет собой систему методов по закреплению теоретических знаний. Она включает в себя физические упражнения, ролевые игры и игры-тренинги, различные творческие упражнения и задания, психологические тесты.

Важно

Физические упражнения применяются для профилактики за­болеваний костно-мышечной системы, утомляемости органов зрения, слуха, психической утомляемости. Ролевые игры помогают понять мотивы поведения других людей, например, родителей, учителей.

Психологические тесты оказывают огромную помощь как воспитателю в познании мира подростков, их направленности, жизненной позиции, отношения с окружающими, так и воспитуемым в познании себя, своих действий.

На занятиях применяются краткосрочные и долгосрочные творческие домашние задания.

Основным этапом занятий любого блока является формиро­вание мотивации подростков в получении знаний, умений и навыков.

Несмотря на то, что курс охватывает не абстрактные, а реальные, жизненно необходимые вопросы, формирование мо­тивации не может рассматриваться как нечто само собой разу­меющееся.

Без потребности в знаниях и умениях, личной заинтере­сованности каждого воспитанника не удастся достигнуть нужного воспитательного эффекта.

В подростковом возрасте дети остро переживают недостатки своей внешности. Занятия, объединенные в блок «Свет мой, зер­кальце, скажи», призваны помочь подросткам преодолеть этот комплекс.

В этом блоке рассматриваются вопросы гигиены тела и одежды, рационального питания, правильной походки и осанки. Задуматься о составляющих внешней красоты, поверить, что все в собственных руках.

— первая ступенька к здоровому образу жизни.

Многие проблемы подростков связаны с желанием повысить свою успеваемость. К сожалению, очень часто отношение к ре­бенку со стороны учителей и родителей складываются на основе получаемых ребенком отметок.

Совет

Поэтому желание учиться лучше продиктовано подчас не только стремлением обеспечить себя в будущем хорошей профессией, но, главным образом, заставить изменить о себе мнение взрослых, добиться их расположения.

На занятиях раздела «Делу — время» ребята знакомятся с различны­ми приемами быстрого запоминания, исследуют виды памяти, мышления, знакомятся с упражнениями, способными помочь увеличить скорость мыслительных процессов. Большое внима­ние уделяется профилактике школьной утомляемости, режиму труда и отдыха.

На занятиях этого блока подростки учатся разрешать конфликты с учителями, отстаивать свое мнение. Боль­шую помощь при подготовке к контрольным работам, экзаменам могут оказать различные психологические приемы, позволяю­щие спокойнее перенести эти стрессовые ситуации.

Непростые взаимоотношения подростков с родителями приве­ли к необходимости выделения блока занятий под названием «Мама, папа, я».

На этих занятиях определяются и уточняются ролевые функции в семье, обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Ребята учатся выходить из конфликтных ситуаций в семье.

Блок включает также вопросы распределения семейного бюджета, исходя из потребностей каждого члена семьи.

Одним из самых интересных разделов, пользующихся наи­большей популярностью у подростков, является блок «Маша + Витя». В ходе этих занятий ребята знакомятся с различиями в физиологическом и психическом развитии мужчин и женщин, культурой взаимоотношений между полами.

Особенно много вопросов вызывает тема зарождения и развития ребенка. При рассмотрении вопросов о профилактике ранней беременности, методах контрацепции, венерических заболеваниях, абортах тре­буется особая деликатность учителя.

Обратите внимание

При рассмотрении любого вопроса этой темы основной упор делается на нравственность, культуру отношений.

Раздел «Отдых и досуг» включает работу педагога по иссле­дованию свободного времени и досуга подростка. Исследуется, сколько времени ребенок проводит на улице, перед телевизором, компьютером, какие передачи, фильмы смотрит, какие книги читает.

Педагог знакомит ребят с правилами гигиены при работе с компьютером, просмотре телевизора, а также с интересными передачами, фильмами, книгами для подростков. Цель этой ра­боты — увести подростков из сферы только «развлекательного» в сферу «познавательного, духовного и развивающего».

Предла­гаются передачи, книги, фильмы, рассчитанные не на простое «заглатывание», а предоставляющие возможность для нравст­венных и интеллектуальных исканий.

Педагог также проводит опрос о том, какие кружки, секции, студии и т.д. посещают подростки или хотели бы посещать. На основе полученных данных составляется список действующих в школе (районе, городе) учреждений досуговой сферы, способных удовлетворить стремления подростков.

Воспитатель в ходе занятий рассматривает возможные вари­анты поведения подростков в той или иной ситуации, дает уча­щимся необходимые знания для более правильного выбора, ко­торый предоставляется самим подросткам.

В блок «Досуг» входят также вопросы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости и наркомании, подробно объясняется действие этих веществ на внешний вид, внутренние ор­ганы, психику.

Немаловажен опор на нравственный аспект этих вопросов. В практической части этих занятий ребятам предлага­ется решить различные жизненные ситуации, например: «Если мне предложили закурить..

», «Мой знакомый — алкоголик» и т.п.

Важно

С целью повышения культуры общения подростков им предлагаются различные игры самых разнообразных направле­ний (от психологических тестов до детских игр), темы для обсу­ждений с друзьями, самостоятельные мини-исследования. Кроме этого, преподаватель может периодически осведомлять ребят о культурной жизни города, (открытие выставок, экспозиций), ко­торые могут их заинтересовать.

Апробация курса «Тропинка здоровья» осуществляется нами в 7-8-х классах лингвистической гимназии г. Тамбова.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их ус­пешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подро­стков.

5. Считаете ли Вы необходимым введение валеологич'еского курса в школах, учреждениях досуговой сферы.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1682; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s16488t1.html

Правильная организация досуга ребенка

Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка.

В первую очередь, конечно же, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители считают свою роль в воспитании организации досуга ребенка исчерпанной в связи с появлением в последнее время компьютеров, большого количества разнообразных развивающих современных игр, различных новомодных школьных предметов. Но они глубоко заблуждаются, это совсем не так.

Именно родители несут ответственность за интересный, а главное правильный досуг ребенка на протяжении его детства и юности. Чтобы правильно организовать отдых ребенка и в дальнейшем избежать проблем отцов и детей, нужно знать основные простые правила.

Чтобы ребенок не испытывал нехватки чувства любви и привязанности к своим родителям, им нужно хотя бы два часа в день посвящать время непосредственно ребенку. По утверждениям психологов, дети и их родители, вместе проводящие досуг (прослушивание музыки, совместные игры, просмотр телевизора), поддаются чувству всепоглощающей любви и семейственности.

В итоге внутрисемейные отношения укрепляются, а взаимопонимание младшего и старшего поколения увеличивается. Так вот, организация правильного досуга для ребенка начинается именно тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени.

Совет

Если ваш ребенок будет проводить все свое свободное время за компьютером, это совсем неправильно. И это не есть показатель домашности ребенка, а скорее всего, показатель того, что у родителей совсем нет времени заниматься своим собственным ребенком.

Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием. Это не значит, что нужно предлагать ребенку заниматься коллекционированием каких-то фантиков или марок.

Современным детям такие устаревшие занятия могут быть неинтересны, а вот занятия каким-то видом спорта может быть и полезно и интересно. Любого ребенка наверняка заинтересует какой-либо вид спорта с интересным названием и времяпровождением. Это может быть, к примеру, айкидо. Такая борьба успешно подойдет и для мальчиков и для девочек.

Это, наверное, один из всех видов борьбы, в котором любой ребенок может достичь самовыражения и достойного результата, так как основное обучающее направление айкидо – умение постоять за себя и в итоге достичь внутренней гармонии.

Можно сделать досуг ребенка более красивым и предложить заняться ему, например, бальными танцами.

Это яркое и необычайно красивое занятие научит вашего малыша чувствовать музыку, хорошо двигаться и держать правильную осанку. Это всего лишь немногие примеры тех полезных и правильных занятий, которые можно предложить своему ребенку, но учтите, что, выбирая тот или иной вид занятия вы должны все согласовать со своим ребенком.

Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом спорта сможет создать именно правильный досуг. А если ваш ребенок, например, любит музыку, а вы заставляете его плавать, это ни к чему хорошему не приведет.

В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения.

Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем и организовать правильный, полезный и интересный его отдых.

Обратите внимание

Что касается досуга ребенка в интеллектуальном плане, то стоит заметить, что умственный досуг служит базисом для всестороннего развития и получения дальнейших знаний.

Такими занятиями могут быть шашки, шахматы (развивают стратегическое мышление и математические наклонности), игра монополия, собирание мозаики (развивает логическое мышление, внимание и моторику пальцев).

Для организации окончательно правильного досуга нужно распределять все занятия по определенным промежуткам времени. Так, для досуга в интеллектуальном плане лучше выделить время с 15 до 17 часов. Именно в это время по наблюдениям специалистов у детей наблюдается самая высокая концентрация внимания и способность к умственному развитию. А вечер – самое подходящее время для занятий спортом. Вот главные аспекты организации правильного активного и пассивного отдыха ребенка, следование которым помогут вашему ребенку всесторонне развиться в умственном и физическом плане.

Источник: http://www.internet-kontrol.ru/otdich/pravilnaya-organizatsiya-dosuga-rebenka.html

1.3 Специфика организации детского досуга

На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:

· досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

· досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

· досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;

· досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;

Читайте также:  Какой рацион питания выбрать для ребенка в 3 месяца: меню может включать продукты для искусственного вскармливания

· досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

· досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную Я — концепцию; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

· досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

· природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время — досуг» (как часть внеучебного времени).

Досуг для детей — это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Досуг детей старшего дошкольного возраста — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Для данной возрастной группы наиболее походящими считаются такие формы досуга как: утренники, сюжетно-игровые программы, встречи, календарно-обрядовые мероприятия и, конечно же, праздники.

Детский досуг — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения.

Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить, участия в театрализованных представлениях, танцев, песен…

В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Важно

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Таким образом, досуговое время для детей старшего дошкольного возраста должно иметь особую специфику. Однако, как и любая культурно-досуговая программа, программа для детей заданной возрастной категории должна состоять из таких обязательных компонентов как:

· Познавательный

· Зрелищный

· Танцевальный

· Игровой

· Коммуникативный

Содержание в досуге дошкольников всех перечисленных компонентов способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала детей.

Формы организации досуга школьников отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

По количеству участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

— массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

По видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.

По способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации:

— организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые;

— деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;

— инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату:

— результатом является информационный обмен;

— результатом является выработка общего решения (мнения);

— результатом является общественно значимый продукт.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм его влияние на детей более заметно, так как на педагога в большей мере обращено внимание школьников.

Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений.

Совет

В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям.

К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслёты, спортивные соревнования и др.

В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего, участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности.

Определяя форму организации досуга, следует, прежде всего, ориентироваться на содержание деятельности детей, их интересы и потребности.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/9231

Организация досуга детей как бизнес идея — Бизнес идеи 2019

С начала года как-то уж сильно отвлекся от основной тематике блога, каюсь, немного повело в стороны, уж больно данные темы меня задели, ведь как-то не правильно когда людей откровенно обманывают, и при этом пытаются спорить о перспективах и так далее. Ну да ладно как говориться каждый сам выбирает себе дорогу …

Организация досуга детей как бизнес идея

Перелистывая страницы личных записей, недавно натолкнулся на наброски небольшого бизнес плана по организации досуга детей, собственно идея уже на сегодня не является новой и или невероятной в крупных городах, не говоря про мегаполисы, но достаточно актуальна для средних по размерам населенных пунктов.

Хотя если хорошо присмотреться, то и в крупных городах ниша детского досуга заполнена достаточно поверхностно. Конечно, можно найти развлекательные комплексы, но вопрос по их эффективности достаточно спорный, так что при желании вполне реально выходить на рынок и в данных регионах, правда наличие определенной конкуренции делает порог вхождения в бизнес немного выше.

То есть с моей точки зрения бизнес идея организации досуга детей актуальна и здесь, но с большими финансовыми вложениями.

Теперь перейдем к самой сути идеи бизнеса в организации досуга детей, как не странно большинство действующих заведений данного плана имеют ряд ограничений, который с моей точки зрения и не делают их полноценными комплексами.

Как правило, в подобных комплексах установлено оборудование (об этом будет отдельная статья) для развлечения при этом спектр таких развлечений достаточно широк от банального мини футбольного поля до вполне продвинутых многоуровневых площадок и батутов, плюс конечно игровые автоматы.

Грубо говоря, схема построена на предоставлении места для игр. Конечно можно в чем-то согласиться с владельцами данных заведений, построение бизнеса таким образом позволяет нести минимальные накладные расходы и в теории получать максимально возможную прибыль.

Но практика ведения бизнеса показа некую ущербность данной позиции, в нашем случае бизнес изначально строился немного по другой схеме и доказал свою жизнеспособность.

И так организовывая бизнес на организации досуга детей, мы выходили из двух предпосылок:

Обратите внимание

Первое дети активный народ и требуют простора и средств для реализации своей активности;

Второе родители детей, которые собственно выступают плательщиками, должны быть заинтересованными в использовании услуг детского центра. Как бы не было водить в центр детей через день просто, для того чтобы ребенок поиграл, захотят далеко не все.

Плюс ребенок сам может не проявлять системное желание ходить, если не будет создана атмосфера коллектива.

Вспомните себя, куда бегали Вы играть – на улицу к друзьям! Но друзья в подворотни бывают всякими и вот на конфликте двух потребностей – то есть родителей, которые не хотят общения с «подворотней» и ребенком, который тянуться коллектив, и рождает спрос на организацию досуга детей. Вот за это родители готовы платить и платить нормальную цену.

А собственно, что же нужно для организации идеи бизнеса в виде досуга детей?

По большому счету первая стадия реализации проекта один в один повторяет шаги по организации и других аналогичных заведений. То есть, покупаем необходимые  развлекательные комплексы – для того же мини футбола – сетки, кольца, мячи, многоуровневую площадку, батуты и так далее.

Забыл про самое главное, про помещение, по большому счету именно проблематика помещения является самой большой и сложной. Как сами понимаете, площадь необходимая для подобного центра требуется большая, то есть минимум от 200 квадратов.

Так что при всех плюсах и минусах главная проблема в данном бизнесе это найти хорошее и недорогое помещение таких размеров.

Как показывает практика искать нужно в местах удаленных от районов привлекательных для торговцев, то есть однозначно не подойдут места транспортных развязок, большинство центральных улиц и так далее.

Важно

Почему? Думаю и так понятно, сейчас, когда еще есть определенный спад и откровенно говоря, помещений сдающихся в аренду много то найти даже в таких местах можно, но стоит помнить, если через год или два дела нормализуются и как следствие цены поползут вверх вполне реально, что и Вам здорово увеличат арендную плату.

Но есть и определенный плюс, именно данный бизнес позволяет в силу своей специфики занимать помещение не совсем удобные для торговли, как пример, последние этажи супермаркетов или помещения расположенные внутри кварталов и так далее. Вы четко должны помнить, что клиенты в данном бизнесе не «проходящие» прохожие, а люди, которые целенаправленно хотят попасть в центр организации досуга детей.

И так что имеем, сняли помещение и купили оборудование, и собственно получился у нас стандартный вариант, но мы пойдем дальше и просто вспомним о второй предпосылке выгодности данной идеи малого бизнеса. Нам нужно заинтересовать и привлечь, в данном факторе нам помогут старые советские наработки, и стоит сразу вспомнить о пионервожатых.

Данный институт функционировал еще в СССР и показал свою эффективность, ведь если отбросить политическую подоплеку данная категория людей это те же массовики затейники.

Именно добавление в данный бизнес массовиков затейников которые будет организовывать игры детей и «подсказывать» как и в что лучше играть, как самый простой пример тот же настольный теннис, можно просто поставить стол, а ведь можно создать типа мини турнир среди новичков.

И что интересно создание такого мини турнира гарантирует, что все дети, которые были сегодня придут или завтра или в тот день, когда турнир продолжиться.

Таких примеров можно привести множество, но смысл остается один, если Вы хотите, чтобы бизнес на организации досуга детей был успешным, обязательно наличие «инструкторов» и дальнейшее развитие темы как таковой, то есть, кто мешает организовать те же кружки по теннису, мини футболу и так далее. Конечно, организации дополнительных секций на базе центра должна проходить планово и с четким распределением времени, по факту такие центры имеют четко выраженные пиковые периоды, а остальное время они практически пустые, так вот именно эти окна необходимо заполнять с помощью вот такого не хитрого способа взятого из истории.

Но стоит помнить, что речь не идет о простых кружках, а в большей степени необходимы именно массовики затейники, которые смогли бы организовать детей и создать определенного рода коллектив по интересам. Именно тогда оба аспекта бизнеса описанных ранее совместятся, и на выходе получим реально перспективный бизнес с высоким уровнем доходности.

Кстати исходя из опыта внедрения таких вот массовиков затейников удалось получить дополнительный источник дохода, совместив данную идею малого бизнеса с другой, но об этом поговорим в скудеющей статье. Не забывайте подписаться на блог – просто заполнив форму в низу статьи.

Источник: https://inask.ru/organizaciya-dosuga-detey-kak-biznes-ideya/

Ссылка на основную публикацию