Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, в том числе в форме игры, по методу зайцева и другие варианты

Как легко научить ребенка читать: в игровой форме, в домашних условиях. Игры для чтения своими руками. Учимся читать до школы: по Жуковой, метод Зайцевой

Общаясь на площадке, многие родители делятся успехами и неудачами своих детей. Вопросы развития наиболее интересны, так как любой родитель не желает чтобы его ребенок отставал в этом плане.

Однако, стоит учитывать, что ребенок ребенку рознь. То что умеют одни в раннем возрасте, другим дается несколько позже. Тут не стоит усердствовать, чтобы не отбить стремление к обучению.

Обратите внимание

Существует много методик обучения чтению. Задача родителя — выбрать наиболее подходящую, чтобы открыть своему ребенку мир книг.

Чтение — это один из навыков, который жизненно необходим ребенку, и, чем раньше ребенок научиться читать, тем быстрее ему откроются новые грани познания. Но как сделать это легко и просто, не портя нервы себе и настроение ребенку?

С какого возраста можно учить ребенка читать?

В вопросе развития не стоит торопить события, обучая ребенка тому, что по возрасту ему еще не положено. Тоже касается чтения.

Дети в возрасте до 5 лет, в силу своей физиологии, не могут по долгу корпеть над книгами, постигая сложную науку чтения. Однако, если ваше трехлетнее дитя выявило сильную тягу к знаниям, смело приступайте к обучению.

Сами того не подозревая родители знакомят детей с чтением с момента рождения: покупая яркие книги, читая сказки вместе с детьми, показывая буквы. Конечно, подобным способом ребенок не научится читать, ведь эта наука требует грамотного и правильного систематизированного подхода.

Что касается оптимального возраста, то учить читать ребенка нужно с 5 лет. Это тот период, когда его начинают готовить к школе.

Дошкольный период — это период, за который дошкольника необходимо научить писать печатными буквами основные несложные слова, читать по слогам.

Детей, посещающих детский сад, этому учат в саду, тех же, которые по любым причинам находятся на домашнем воспитании — учат дома, так как школьная программа подразумевает приход уже знающего основы первоклассника.

Как легко научить читать ребенка по слогам?

Многие предпочитают учить ребенка читать буквы, произнося их так, как они звучат в алфавите. Но это в корне неправильная методика. Следуя простым советам, уже за 2 месяца ваш ребенок сможет читать по слогам.

Ниже перечисленные основные правила, которые стоит учитывать:

  1. Первое что необходимо сделать — это выбрать букварь. Он должен быть в меру иллюстрированный. Букварь хорош тем, что наглядно показывает ребенку, как начать составлять слоги.
  2. Учить буквы нужно правильно, соблюдая определенную очередность. Сперва гласные, твердые: А, О, У, Ы, Э. После твердые звонкие согласные — М и Л. Важно знать как правильно произносить звуки. Не «Эм» и не «Мэ»,а «М» и т.д. После глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Т и остальные.
  3. Главное правило процесса обучения — повторение пройденных уроков.
  4. После того, как большая часть звуков будет выучена, можно приступать к изучению слогов. Чтобы ребенку было понятней, постарайтесь ему объяснить что первая буква слога бежит ко второй. К примеру, «М» бежит к букве «А» образуя слог «Ма»: Вот так получается — «м-м-м-м-ма-а-а-а» -«м-м-м-м-ма-а-а-а».
  5. Начинать изучение составления слогов следует с простых пар: «МА», «ПА», «ЛО», «МО» и др. Осилив эти пары, можно приступить к более сложным.
  6. Не стоит опережать события, полагая, что дальше можно приступить к составлению слов. После вышеупомянутых слогов, можно приступить к чтению слогов, где первая буква гласная: АВ, ОМ, ЭХ, УС.
  7. И вот только после шестого этапа, можно приступить к чтению простых слов, составленных из знакомых слогов: «МА-МА», «ПА-ПА», «МО-ЛО-КО».
  8. Обратите внимание на произношение. Оно должно быть сразу правильным. Многие родители, воспитатели и даже репетиторы учат детей петь слоги, что переходит в привычку. В дальнейшем слоги произносятся слитно, без знаков препинания.
  9. Развитие детей должно соответствовать их возрасту, поэтому не старайтесь вложить ребенку в голову то, что по сути ему еще рано знать.

    Уча своих детей читать, соблюдайте спокойствие. Не стоит ожидать, что выучив несколько слогов, ребенок начнет бегло читать. Пройдет немало дней, прежде чем он поймет, как составлять слоги в слова.

  10. Постарайтесь создать атмосферу, наиболее приятную детскому восприятию — учитесь чтению не спеша, в игровой форме.

Дошкольная азбука для детей

Современным родителям предоставлен широкий ассортимент выбора материалов для изучения букв.

Среди прочих важно выделить:

  • электронная азбука. Предоставлена в виде большого плаката, в который встроен диктофон. Это ярко, интересно и познавательно. Единственным минусом можно выделить то, что на диктофоне записано звучание буквы, но не звука (не «м», а «эм»);
  • азбуки с наклейками. Пользуются огромной популярностью среди детей. Определив букву на странице по предметам, необходимо вклеить  нужную букву. Такую азбуку можно сделать самостоятельно;
  • учение букв на видео азбуке. Современные тенденции позволяют малышам смотреть не просто мультики, а познавательные мультфильмы, при помощи которых можно построить целую образовательную программу;
  • магнитные азбуки;
  • обучающие игры: лото, мозаика, кубики.

Среди множества печатных азбук можно выделить:

А. Бенуа «Азбука в картинках» является одни из старейших изданий. Ее автором является известный российский писатель и историк. Впервые азбуку увидели в 1904 году.

Азбуку Александра Бенуа считают истоком всех последующих иллюстрированных изданий.

Помимо букв в книге также содержаться стихи поэтов серебряного века.

Б. Заходер и его «Мохнатая азбука». Данное издание могут помнить еще родители детей из своего детства. Со времен выхода букваря в массы, книгу перепечатало не одно издательство:

Издательство «Оникс», 2010 год.

Издательство «Самовар», 2013 год.

Замечательная азбука Иосифа Бродского «Рабочая азбука». Азбука примечательна не только стихами, написанными молодым Бродским, но и иллюстрациями талантливого художника — Игоря Олейникова. Художник постарался изобразить несколько предметов на заданную букву, которые детям предстоит отыскать.

«Рабочая азбука», издательство «Акварель».

Особенно родители отмечают эффективность азбуки Надежды Жуковой:

Какая азбука лучше?

Подходя к вопросу выбора, сложно остановить выбор на конкретной азбуке. Каждый родитель, должен определить подходящий метод обучения индивидуально, учитывая возможности и интересы своего ребенка.

Подвижным и активным детям подойдут методы обучения в игре, а следовательно соответствующая азбука.

Более усидчивым детям можно выбрать говорящий плакат, магниты, книгу.

Любознательным детям стоит подбирать интересные азбуки, в которых следует искать ответы.

Игра азбука алфавит для детей

Не уступают книжным изданиям электронные азбуки.

В интернете можно найти не одно приложение цель которого — обучить ребенка алфавиту.

Не смотря на схожесть тематики игры, каждое приложение уникальное, так как вмещает в себе разные функциональные возможности. В целом подобные игры включают несколько блоков, рассчитанных на разные возрастные категории. Задание в блоках разной сложности, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку.

Цель игры:

  • научить ребенка произносить все буквы алфавита;
  • складывать буквы в слоги;
  • составлять слова;
  • чтение;
  • в зависимости от направленности приложения, игра может содержать различные функции: исправление ошибок в словах, добавление отсутствующей буквы, написание названия изображенного предмета и т.д.

Показывая ребенку букву, на экране обязательно появляется изображение, цель которого — продемонстрировать предметы, в написании которых данная буква используется.

Обучающие игры азбука для детей:

Не многим детям методика обучения чтению путем зубрежки по учебникам  понравится. Опыт показывает, что если ребенку процесс обучения не по нраву — он вряд-ли что-нибудь запомнит. Поэтому, многие родители ухитряются искать новые методики обучения, более адаптированные под детский настрой.

паровозики — Бараново, Разумовская

Цель пособия — в непринуждённой игровой форме обучить ребенка буквам.

Проходя обучение по данному пособию ребенок должен научится произношению букв и складыванию их в слоги.

Также игра подходит для групповых занятий.

паровозики — Е. Сатаевой

Игра «Паравозики» Е. Сатаевой — это набор из 90 картинок, рассчитанных на обучение грамоте детей дошкольного возраста.

дорожная азбука для детей в картинках

Отличный вариант не только выучить буквы алфавита, но и средства передвижения — дорожная азбука для детей. Автор картинок Сергей Жатин сочинил интересные стихи.

азбука для маленьких детей

Не стоит покупать обыкновенную азбуку, если ребенок маленький. В возрасте до 5 лет лучше выбирать литературу красочную, но без лишних элементов.

Прилавки магазинов заполнены маленькими книгами, которые легко вмещаются в детскую лодонь. Обычно на странице изображена буква ярким цветом и максимально простой предмет, теоритически знакомый ребенку. Также это могут быть пластиковые буквы на связке, либо мягкие буквы.

Отличным вариантом для детей этого возраста может оказаться книга О. Жуковой «Азбука с крупными буквами для малышей».

пазлы азбука для детей

Усидчивым детям и маленьким гениям придет по нраву изучение алфавита путем складывания пазлов. Их выбор разнообразен:

Деревянный алфавит — пазл. Повторяя правильное произношение буквы, ребенку также предстоит найти букве «правильное» место.

Стоит также отметить, что подобный способ обучения помимо чтения развивает у ребенка логику, моторику рук.

Важно

Чтобы ребенку было легче идентифицировать букву, можно выбирать пазлы с подсказками. Как пример, это могут быть картинки с изображением того предмета, название которого начинается на изучаемую букву алфавита.

Подобные пазлы можно сделать самостоятельно:

Самодельные пазлы для изучения алфавита .

азбука для детей — карточки

Изучение букв может происходить с помощью карточек. При этом они могут быть любого формата:

  • раздвижные карточки, буква в которых спрятана внутри описывающей картинки;
    Раздвижные развивающие карточки.
  • разрезные карточки, смотря на изображение необходимо найти нужную букву; 
  • карточки на которых изображены не только буквы, но и звуки; 
  • магнитные карточки;
  • карточки с рисунками
    Рисунки, дополняющие карточки могут быть абсолютно разной тематики: сборные картинки, геометрические фигуры, животные, игрушки, предметы быта, природа, мультфильмы. Это делает процесс обучения приятным каждому ребенку.
    .

Преимущества такого метода в удобности. Карточки можно взять с собой на прогулку, в поездку. Их легко можно использовать в играх. Рисунки, дополняющие сами буквы, просты и понятны ребенку, облегчают процесс узнаваемости.

Игры для чтения своими руками:

Хороший и качественный обучающий материал довольно дорого стоит. Плюс, сложно быть уверенным в качестве материала, из которого сделаны многие вещи. Поэтому, многие решают сделать все своими руками.

слоговые лото — как сделать игру своими руками?

Источник: https://luckclub.ru/kak-legko-nauchit-rebenka-chitat-v-igrovoj-forme-v-domashnih-usloviyah-igry-dlya-chteniya-svoimi-rukami-uchimsya-chitat-do-shkoly-po-zhukovoj-metod-zajcevoj

Методики обучения чтению. Как научить читать. | Цветы жизни

Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Читайте также:  Как пользоваться слингом, как одевать, завязывать и носить, с какого возраста использовать и прочее + отзывы, фото и видео

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева,  выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам  — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Совет

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко.

На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно.

Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика.

Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л.

Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама».

Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

Обратите внимание

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить.

И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире.

А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

Важно

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы.

А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно.

Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова.

Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.

  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать»  окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Совет

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/effektivnye-i-prostye-metodiki-obucheniya-chteniyu.html

Как правильно научить ребенка читать по методам Зайцева, Глена Домана и с помощью Букваря

Практически все современные родители стремятся обучить своих детей читать ещё до того, как те пойдут в школу.

В этом нет ничего плохого, любое полезное знание развивает мозг, делает маленького человечка умнее, а значит, он будет быстрее осваивать окружающий мир.

Существует много методик, поясняющих, как правильно научить ребенка читать, да и многие престижные школы уже заранее предполагают набирать в первые классы детей, не только умеющих бегло читать, но уже и обладающих навыками письма и даже счёта.

Когда рекомендуется приступать к обучению

Вряд ли нужно особо объяснять, почему научить ребенка читать по слогам достаточно сложно. Ведь тут мало просто выучить буквы, надо ещё и понять, как правильно складывать их в слоги и как образовывать сложные фразы и предложения.

В результате обучения дети должны не просто проговаривать прочитанное, им нужно научиться ещё и осознанно понимать предложенный текст. Чтобы добиться этого, надо начинать обучение в тот период, когда нервная система малыша и его мозг разовьются до определённой степени. Если начать обучение слишком рано, можно навредить подрастающему организму.

В результате вы столкнётесь с разными проявлениями невроза у ребёнка — бессонницей, головными болями, быстро наступающей усталостью и т. д.

Существует несколько факторов, по которым родители могут судить, можно ли уже приступать к обучению чтению.

  1. Ребёнок хорошо говорит, используя сложные предложения. Он уже способен сочинять или пересказывать короткие рассказы и истории.
  2. У малыша завершилось развитие фонематического слуха. Он уже способен сам делать ударение на начальных и конечных слогах слов.
  3. У малыша не нарушена речь, нет проблем с дикцией, речь льётся в нормальных, привычных для людей ритме и темпе.
  4. Ребёночек хорошо ориентируется в пространстве.

Детские психологи и педиатры советуют родителям учить читать своих деток не ранее, чем им исполнится пять лет. К этому возрасту малыши уже могут без проблем усваивать сложные знаковые системы. Правда, есть ещё и дети-вундеркинды, способные научиться читать самостоятельно куда раньше. Но это всё же, скорее, редкое исключение, чем правило.

Методика кубиков Зайцева

Кубики Зайцева помогут родителям научить ребенка читать в игровой форме

Этой методике уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Суть её состоит в следующем: дети учат не буквы и звуки, а сразу готовые склады.

Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла.

Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.

Само занятие протекает в форме игры – кроха усваивает гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, шипящие. Наряду с кубиками в систему Зайцева включают:

  • особые таблицы. Родителям нужно повесить их на стенах так, чтобы они находились на уровне глаз малыша. Благодаря таблицам запоминание материала активизируется;
  • аудиокассеты.

Игры-уроки длятся от 15 минут до получаса, а проводить их в домашних условиях можно столько раз в неделю, сколько захочется самому малышу. Нужные слоги требуется не проговаривать, а петь, отчего уроки иногда называют «попевками». Таким способом в игровой манере дети легко усваивают порядка 246 складов родного языка.

Применять методику Зайцева можно без ограничений практически ко всем деткам в возрасте от четырёх до пяти лет. Она вполне подходит даже:

  • детям-левшам, позволяя им быстро и без проблем научиться воспринимать сначала склады, а потом всё слово целиком;
  • детям, страдающим нарушениями психики и эмоционально неустойчивым.
Читайте также:  Как распознать ушную боль у ребенка: причины и методы лечения ушной боли у ребенка

И всё же методика не является идеальной с точки зрения педагогики. Есть в ней как свои плюсы, так и минусы.

Положительными считаются следующие моменты.

  1. Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают сочетанию букв, что позволяет им миновать этап чтения по складам.
  2. Поскольку ребёнок постоянно видит на гранях кубика правильно написанные сочетания букв, он впоследствии сможет научиться грамотно их писать.
  3. Обучать детей по этой методике можно в очень раннем возрасте.
  4. Сами по себе кубики тоже оказывают позитивное воздействие на формирование мелкой моторики малыша и его органов чувств.

Следует также упомянуть и негативные явления, присущие этой методике:

  • её нельзя назвать последовательной;
  • кубики и таблицы – дорогие пособия, их нужно ещё приобрести, чтобы подготовиться к занятиям;
  • когда ребёнок пойдёт в школу, то в первом классе его начнут обучать фонетическому разбору слова. К сожалению, расцветка звуков в табличке там несколько иная, и у него могут возникнуть трудности;
  • постигая сразу склады, дети хуже разбираются в составляющих слов;
  • дети, обучавшиеся по методу Зайцева, могут проглатывать окончания прочитанных слов.

Основы метода Глeна Домaна

В этом случае ребёнка учат читать не по складам, а сразу целыми словами. Имеется набор готовых карточек, в которых изображено всё слово целиком или даже готовое предложение. Дети визуально запоминают изображения готовых буквенных сочетаний по этим карточкам.

Уроки длятся от 10 до 15 минут. Каждую карточку нужно секунд на 15 показывать ребёнку и при этом несколько раз чётко проговаривать её содержание.

Как и в методике Зайцева, метод Домана тоже имеет достоинства и недостатки. Из достоинств следует упомянуть такие:

  • вы можете показывать карточки малышу чуть ли не с первого дня рождения;
  • карточки родители могут сделать самостоятельно, и сами же смогут проводить занятия в домашних условиях;
  • кроме обучения чтению, у детей формируется ещё и фотографическая память;
  • улучшается внимание ребёнка, он становится способен подолгу сосредотачиваться на каком-то определённом объекте.

Но есть, как мы сказали, и минусы. Среди самых важных педагоги отмечают:

  • детям с 3-летнего возраста заниматься по этой методике становится уже не интересно, поскольку процесс обучения требует от ученика пассивного поведения;
  • методика не позволяет придумывать чего-либо нового, приходится ежедневно просто показывать и давать запоминать новые карточки;
  • дети не учатся чтению на самом деле, а просто запоминают информацию и затем анализируют её.

С помощью метода Глена Домана ребенок визуально запоминает нужное словосочетание

Система обучения по Павлу Тюленеву

Автор даже написал специальную книгу – «Читать раньше, чем ходить», в которой подробно описал свой новаторский метод.

Тем папам и мамам, кто и вправду интересуются, как научить ребенка читать в 4 года, эта книга будет особо интересна.

Её автор утверждает и доказывает на многочисленных примерах, что научить малыша чтению можно уже к двум годикам. К концу же первого года он начнёт вполне осмысленно оперировать буквами и словами.

Обратите внимание

Важная часть данной методики — начинать занятия с малюткой надо чуть ли не с момента рождения, поскольку именно в первые четыре месяца мозг малыша активно формируется и способен без проблем усваивать сложные и простые графические картинки.

Также важно, чтобы во время обучения малыша ничего не отвлекало – никаких игрушек и т. д., то есть, нужно специально создавать благоприятную среду для учёбы.

Не забываем про классический «Букварь»

Современные «Буквари» изобилуют громадным количеством красивых рисунков, изображений знакомых детям мультипликационных и сказочных персонажей. Авторы «Букварей» предлагают общепринятый способ учить чтению по традиционному методу:

  • ребёнок изучает буквы и слоги;
  • слоги постепенно складываются в слова;
  • гласные звуки в книге сочетаются с согласными и т. д.

Педагоги советуют выбирать «Буквари», в которых изучение букв алфавита и правил их соединения в слоги подавалось бы одновременно (параллельно). Это позволит малышу сразу начинать знакомиться с основными принципами чтения.

Особенную пользу могут принести «Буквари», в которых используется система обучения чтению по методу Жуковой. Книга написана так умело, что по ней ребёнок может дома заниматься и самостоятельно – странички наполнены забавными рисунками, большими буквами и слогами.

Заниматься по такому «Букварю» будет интересно и родителям, и детям, оба получают настоящее удовольствие.

За короткое время пятилетнего малыша можно научить чтению, поскольку методика Жуковой умело совмещает в себе традиционный метод, дополняя его оригинальными наработками логопедов.

С помощью Букваря и его красочных иллюстраций ребенок быстро научится читать

8 важных правил

Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, обязательно следуйте основным правилам, которые помогут вам лучше организовать процесс обучения. Приведём эти правила.

  1. Наиболее эффективными считаются короткие занятия, где в последовательной форме даётся новый материал. Вот чего-чего, а нудных инструкций нужно избегать – пояснения должны быть коротенькими и чёткими.
  2. Не заставляйте ребёнка заниматься насильно. Вам ведь нужно, чтобы маленький ученик любил эти занятия, чтобы он пристрастился к чтению. А насильно, как говорится, мил не будешь. Помните, малыш должен сам хотеть заниматься. Для этого вам нужно стимулировать его интерес: раскладывайте дома в разных местах красочные книжки, сами частенько читайте ему что-нибудь интересное.
  3. Будет лучше, если вы тоже любите читать – дети охотно подражают своим родителям. Если кроха часто видит папу или маму с открытой книгой (когда все дела по дому сделаны), он интуитивно захочет быть «как папа» или «как мама».
  4. Обучайте сначала только звукам. Т. е., показывая кубик или картинку с литерой, произносите не «эр», «эм», «эс», а именно звуки: «р», «м», «с». После уже можно будет дать ему понятие самих букв, и он поймёт, что «эр» и знакомое ему «р» — это одно и то же.
  5. Помните главное правило: повторение – мать учения. Вам не нужно никуда торопиться, у вас не должно быть никакого обязательного плана. Поэтому повторяйте и повторяйте всю доносимую до малыша информацию, не требуя, чтобы кроха после двух-трёх раз уже безошибочно всё запомнил.
  6. Чем больше в обучении элементов игры – тем лучше. Купите магнитную азбуку и раскладывайте с её помощью буковки слитно на доске, формируя из них готовые слоги и слова. Прикрывайте ладонью часть буквы, демонстрируя её малышу, и предлагайте догадаться по фрагменту, какая это буква. Пусть в «угадках» участвуют, к примеру, мама с малышом, а папа показывает. Угадывают оба (причём мама, конечно же, должна чуть-чуть поддаваться).
  7. Начинать нужно с простых и знакомых повторяющихся слов – па-па, ма-ма, имя ребёнка или имя домашнего любимца, если они несложные. Когда малыш освоит слоги, начните прикреплять к знакомым слогам слитно по одной новой букве. Например: до-м, со-н. Затем можно уже формировать простые предложения: мама дома, папа ест суп.
  8. Когда малыш начнёт уже сносно читать, приучайте его к быстрому чтению. Для этого в виде игры предлагайте читать отдельные фрагменты из книг и засекайте время по секундомеру. Успехи малыша в чтении отражайте в специальном дневничке, а также упоминайте о них вечером за общим столом в присутствии близких.

В чём состоит поэтапность обучения

Чтобы хорошо понимать, как научить ребенка читать в 4 года, нужно знать, в какой последовательности лучше это обучение организовать. Его этапы должны быть следующими.

  1. Заготовьте заранее какой-нибудь обучающий материал. Самому легко изготовить кружочки, вписав в них 10 гласных литер, причём сами кружочки должны быть красного цвета – так они обозначаются в звуковых схемах. Материал желательно развесить по всему дому, напевать гласные буквы вместе с малюткой или давать ему угадать звук в знакомых песенках.
  2. Создавайте карточки с согласными буквами, придумывая заранее, с чем может ассоциироваться у малыша изображение каждой буквы, в каких словах она встречается. Начните подставлять согласные буквы к гласным, напевая их совместное произношение, причём в разных интонациях. Такая музыкальная игра детям нравится.
  3. Освоив с малышом несколько согласных букв, начинайте соединять слоги, добавляя к двум литерам третью: со-н, но-с. Самые ходовые короткие слова можно тоже запечатлеть на карточках. Удобно также применять магнитную азбуку.
  4. К сложным словам переходите, когда малютка освоить чтение коротеньких, в три – четыре буквы, слов. Методика должна быть такой же – слова пишете на листиках, листики расклеиваете, читаете вместе. Временами меняйте расположение листиков, чтобы ребёнок их узнавал.
  5. Изучая новое, время от времени повторяйте старое.

Вывод

Итак, вопрос, с какого года следует начинать учить малыша чтению, не совсем корректен. Есть методики, требующие, чтобы ему уже исполнилось пять лет, а есть и такие, которые рассчитаны на первые четыре месяца жизни. С какого метода в таком случае начинать — решать родителям.

Желательно, чтобы для учёбы у вас был под рукой какой-нибудь вспомогательный материал: карточки с изображением букв или отдельных слогов, магнитная азбука или же красочный «Букварик».

Стоит лишний раз пояснить, почему нельзя давить на детей — этим вы превращаете интересное занятие в «обязаловку», вырабатывая у ребёнка устойчивое отвращение к книге и чтению.

Важно

Дела пойдут куда лучше, если вы сами любите читать книги и «заразите» своего ребёнка.

Занятия должны быть краткими, если они предполагают обучение сложным вещам. Если же урок идёт в интересной игровой форме, то дети сами будут хотеть его продолжить или пожелают, чтобы вы проводили такие занятия почаще.

Читайте также

Источник: https://prochado.ru/razvitie/intellect/kak-nauchit-rebenka-chitat.html

Методика Зайцева или учимся читать

 Существуют различные методики раннего развития детей, это и методика Марии Монтессори, и система Дьенеша, и методика Глена Домана, и многие другие.

Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.

Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.

Николай Александрович Зайцев

Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению  Николая Зайцева.

Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.

Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны  во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.

Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.

Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?

  • часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок  “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
  • детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.

Склад – что это?

Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.

Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.

Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.

Что такое кубики Зайцева?

Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.

В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.

Читайте также:  Железодефицитная анемия у детей: причины, симптомы, лечение, профилактика

Кубики подразделены по нескольким признакам:

  1.  большие (кубики с твердыми слогами)
  2. маленькие (кубики с мягкими слогами),
  1. золотые (кубики с гласными),
  2.  Железные (кубики со звонкими складами),
  3.  Деревянные (кубики с приглушенными складами),
  4.  деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
  5.  железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
  1. гласные — голубым;
  2. согласные — синим;
  3. твердый и мягкий знак — зеленым.
  •        Кубики одинарные и двойные.
  •        Белый кубик со знаками препинания на нем.
  •       Кубики различаются по весу.

Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.

Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:

Какие отличительные особенности методики Зайцева?

  • обучение с помощью игры
  • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
  • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
  • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
  • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
  • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого. 

Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

Подпишись на новости блога и получи бесплатно электронную книгу детских сказок, а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!

С уважением, Ирина Гаврилик!

Источник: https://my-happybaby.ru/metodika-zajtseva-ili-uchimsya-chitat

Учимся читать по слогам: игры и интересные методики

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом.

Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи.

В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Совет

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные.

Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА).

Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках 

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку».

Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно.

На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу.

Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым.

Обратите внимание

Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать.

Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается).

На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы.

Важно

Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком.

Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

3. Игры с буквами, которые дружат

(, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве.

 Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся.

 Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие  — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра
  • Подобные упражнения есть в книге

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог.

Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики.

 Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки.

Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Совет

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/uchimsya-chitat-po-slogam.html

Ссылка на основную публикацию